В соответствии с п. 1 ст. 156 Семейного Кодекса РФ форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации, независимо от гражданства лиц, вступающих в брак, определяются законодательством Российской Федерации. Отсюда следует, что на территории Российской Федерации брак во всех случаях должен заключаться в органах загса. Брак, совершенный по религиозным обрядам (исключение составляют браки граждан Российской Федерации, совершенных по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов записи актов гражданского состояния), а также фактические брачные отношения не порождают правовых последствий.
Таким образом, форма и порядок заключения брака независимо от гражданства лиц, вступающих в брак, предусмотрены законодательством РФ (исключение из этого правила - заключение браков иностранных граждан в консульствах или дипломатических представительствах страны, гражданами которой они являются). Такие браки будут признаваться в России, если имеется взаимность между государствами о признании таких браков и если в момент заключения брака супруги были гражданами государства, назначившего в России посла или консула.
Отсюда следует, что на территории Российской Федерации брак во всех случаях должен заключаться в органах загса. Государственная регистрация заключения брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по общему правилу, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния. Отказ в регистрации брака может быть обжалован в суде.
Ранее действовавшим законодательством к заключению браков иностранных граждан между собой или с гражданами РСФСР на территории Российской Федерации предусматривалось применение только отечественного семейного права, т.е. действовал так называемый "территориальный" подход. Принятым в 1995 году Семейным Кодексом РФ установлены принципиально иные требования к условиям заключения таких браков.
Согласно п. 2 ст. 156 Семейного Кодекса РФ условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого данное лицо является в момент заключения брака. Например, при заключении брака российского гражданина с гражданкой Германии в отношении российского гражданина должны соблюдаться требования ст. 12-14 Семейного Кодекса РФ, а в отношении гражданки Германии должны соблюдаться требования Германского гражданского уложения о брачном возрасте, о согласии на вступление в брак.
Третье условие изложено в п. 2 ст. 12 СК и звучит так: "Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса". Этот запрет касается любого человека независимо от его гражданства.
Следовательно, при заключении брака на территории Российской Федерации иностранные граждане не связаны необходимостью достижения брачного возраста в восемнадцать лет, предусмотренного ст. 12 Семейного Кодекса РФ, если по закону их государства допускается заключение брака в более раннем возрасте, чем в Российской Федерации (например, пятнадцатилетняя француженка и шестнадцатилетняя англичанка или австралийка могут вступить в брак с гражданином Российской Федерации без получения какого - либо специального разрешения на вступление в брак). С другой стороны, для них может существовать обязанность соблюдения условий заключения брака, не предусмотренных Семейным Кодексом Российской Федерации, но закрепленных национальным законодательством (например, получение разрешения на брак соответствующего компетентного органа своего государства).
Таким образом, что касается условий заключения брака на территории Российской Федерации (речь, прежде всего идет о возрасте), то они определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, с соблюдением требований статьи 14 СК в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака. Другими словами, способность лица к вступлению в брак регулируется законодательством страны, гражданином которой оно является. При расхождении в регулировании условий заключения брака в СК РФ и в соответствующем международном договоре должны применяться правила договора.
Выбор законодательства страны гражданства в таких случаях не случаен. Как правило, с этим государством лицо состоит в наиболее тесной связи и его собственные представления о личном статусе, в том числе и правоспособности, связываются им с законодательством этой страны. На основании законодательства страны гражданства лица, вступающего в брак, определяются требования к брачному возрасту, возможность его снижения, необходимость получения согласия на брак несовершеннолетних их родителей и заменяющих их лиц; запрещенные степени родства и т.д. Как уже было отмечено, условие, касающееся возраста вступления в брак, может не соответствовать российскому законодательству.
Если лицо наряду с гражданством иностранного государства имеет гражданство Российской Федерации, к условиям заключения брака применяется законодательство Российской Федерации. При наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств, применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств.
Условия заключения брака лицом без гражданства на территории Российской Федерации определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства. При этом, если лицо без гражданства постоянно проживает на территории РФ, то условия вступления в брак будут определяться ст. 12-15 СК РФ. То есть, другими словами, должны соблюдаться требования об условиях заключения брака и препятствиях к нему.
Иностранные граждане и лица без гражданства вправе вступать на территории Российской Федерации в брак по собственному усмотрению как с гражданами своего, так и другого государства, в том числе и с гражданами Российской Федерации. Закон не предусматривает каких-либо препятствий для граждан к вступлению в брак на территории Российской Федерации по национальному или расовому признаку. Способность лица к вступлению в брак определяется законодательством государства, гражданином которого данное лицо является. Согласно ст. 158 Семейного кодекса РФ браки между гражданами РФ и браки между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства, заключенные за пределами территории РФ с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены, признаются действительными в РФ, если отсутствуют предусмотренные статьей 14 СК обстоятельства, препятствующие заключению брака.
Статья 14 СК устанавливает, что не допускается заключение брака между:
лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих только отца или только мать) братьями и сестрами);
усыновителями и усыновленными;
лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Вместе с тем при этом следует учитывать особенности национального законодательства государства, гражданином которого является лицо, вступающее в брак, предусматривающего иные, чем в Российской Федерации, условия вступления в брак. Так, например, некоторые правовые системы не исключают возможности многоженства (полигамии). В частности речь идет о мусульманских странах, семейное законодательство которых основывается на нормах шариата (Саудовская Аравия, Афганистан и др.) С 1994 г. в ряде стран (Швеция, Дания, Норвегия и др.) введена специальная процедура регистрации сожительства однополых пар, подобная регистрации брака и влекущая для сторон ряд правовых последствий заключения брака. Однако и в этом случае приоритет будут иметь положения ст. 14 СК.
Условия заключения брака определяются:
а) для иностранца - законодательством страны его гражданства, а если он имеет несколько гражданств - по его выбору;
б) для человека с двойным гражданством, одно из которых российское, - законодательством Российской Федерации;
в) для лица без гражданства - законодательством страны, где оно имеет постоянное место жительства.
Государственная регистрация заключения брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по общему правилу, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
Отказ органа загса в государственной регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак.
Перечень документов, которые необходимо представить иностранному гражданину при заключении брака на территории Российской Федерации Семейным кодексом не регламентируется. Как правило, требуются документы, удостоверяющие:
а) личность вступающего в брак (паспорт или документ, его заменяющий);
б) отсутствие препятствий к вступлению в брак.
Наряду с предъявлением паспорта (документа, удостоверяющего личность) необходимо представить в орган ЗАГС перевод его текста на русский язык. Верность перевода свидетельствуется консульством (посольством) государства, гражданином которого является это лицо, министерством иностранных дел или иным соответствующим органом этого государства либо нотариусом, в том числе Российской Федерации. Кроме того, как уже отмечалось, может применяться специальная процедура - апостиль.
Выполнение требований ст. 14 Семейного Кодекса для лиц, вступающих в брак на территории Российской Федерации, является обязательным. Поэтому иностранный гражданин при подаче на территории Российской Федерации в орган загса заявления о вступлении в брак должен представить доказательства, подтверждающие, что он в браке не состоит. Одним из доказательств того, что лицо, вступающее в брак, не состоит в другом браке, является отсутствие в его паспорте штампа о регистрации брака.
При регистрации браков иностранцев, в документах которых нет сведений о семейном положении, они должны по требованию учреждения, регистрирующего брак, представить справку, выданную компетентным государственным органом или консульством (посольством) государства, гражданином которого он является, подтверждающую, что он в браке не состоит, и легализованную в соответствующем консульском учреждении, если иное не вытекает из международных договоров. Лицо без гражданства представляет аналогичную справку, выданную компетентным органом страны его постоянного проживания. Как правило, такая справка составляется на русском языке или к ней прилагается перевод текста на русский язык, верность которого свидетельствуется консульством (посольством) государства, гражданином которого является это лицо (страны постоянного проживания лица без гражданства), министерством иностранных дел или иным соответствующим органом этого государства либо нотариусом. Что касается лиц, состоявших ранее в зарегистрированном браке, то они должны предъявить органу загса документ, подтверждающий прекращение прежнего брака. Таким документом может быть решение суда о расторжении брака, свидетельство о смерти супруга либо другой документ, подтверждающий прекращение прежнего брака. Любой из вышеуказанных документов должен быть выдан компетентным органом и соответствующим образом легализован (консульская легализация или проставление апостиля), если иное не предусмотрено договорами со страной гражданина, вступающего в брак.
С рядом стран Российская Федерация имеет договоры о взаимном признании документов без их легализации. Так, Минская Конвенция устанавливает, что документы, которые на территории одной страны-участницы Конвенции изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других стран-участниц без какого-либо специального удостоверения.
В связи с тем, что законодательство ряда государств признает действительными браки граждан этих государств с иностранными гражданами только тогда, когда лица, вступающие в брак, получили на это разрешение компетентного органа данного государства, орган загса при приеме заявления должен выяснить у заявителей, требуется ли получение такого разрешения от компетентного органа государства, гражданином которого является иностранный гражданин.
Требования о препятствиях к заключению брака, содержащиеся в ст. 14 Семейного Кодекса, - обязательные условия заключения брака. Если условия, установленные национальным законодательством лиц, вступающих в брак, менее строги, выполнение требований российского законодательства все равно обязательно. Например, если законодательство страны, гражданами которой являются жених и невеста, допускает заключение браков недееспособными в период так называемого светлого промежутка при наличии согласия опекуна, заключение такого брака на территории России невозможно, поскольку это противоречит ст. 14 СК.
То же самое касается заключения полигамных браков. Оно не допускается даже в тех случаях, когда вступающие в брак являются гражданами государства, признающего полигамные браки. В связи с этим возникает вопрос о правомерности требований о взыскании алиментов в тех случаях, когда российская гражданка вступает в брак в качестве второй жены с гражданином страны, законодательство которой допускает многоженство, впоследствии расторгает с ним брак и, приехав в Россию, предъявит иск о взыскании алиментов. Согласно ст. 167 ГК нормы иностранного семейного права по общему правилу не применяются в случае, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. Хотя сами по себе нормы иностранного права, допускающие полигамию, противоречат основным принципам российского семейного права, это не означает, что полигамные браки, заключенные в стране, где они признаются, не могут порождать юридические последствия, признаваемые в нашей стране; нельзя, в частности, ссылаясь на оговорку о публичном порядке, возражать против признания в России алиментных обязательств членов полигамной семьи. В противном случае пострадали бы интересы несовершеннолетних детей.
Если иностранное законодательство устанавливает более жесткие требования для вступающих в брак по сравнению с российским, эти требования должны быть выполнены. Например, в ряде стран не допускаются браки между двоюродными братьями и сестрами, разрешенные в России. Это означает, что на территории России брак между лицами, национальное законодательство одного из которых запрещает такие браки, заключен быть не может.
Условия заключения брака на территории Российской Федерации лицом без гражданства определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства (п. 4 ст. 156 СК). Таким образом, если лицо без гражданства постоянно проживает в Российской Федерации, то условия вступления в брак будут для него определяться по российскому законодательству.
Статья 8 Закона о гражданстве Российской Федерации не связывает заключение брака с обязательным изменением гражданства вступающих в него лиц. Поэтому гражданин Российской Федерации при вступлении в брак с лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, сохраняет гражданство Российской Федерации, а иностранец (иностранка) - гражданство своего государства, тогда как в некоторых государствах действует практика обязательного принятия женой гражданства мужа.
Не случайно Федеральный закон от 27 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" различает временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих иностранных граждан, устанавливая для них различный правовой режим пребывания на территории России. При этом постоянно проживающий иностранный гражданин по своему статусу более близок к российскому гражданину, чем временно пребывающий и временно проживающий иностранец. В частности, на постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан не распространяются ограничения по выбору места своего проживания (ст. 11), в отношении их не действует разрешительный порядок осуществления трудовой деятельности (ст. 13), в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, они имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме (ст. 12).
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" до получения вида на жительство, который подтверждает статус постоянного проживания иностранного гражданина на территории РФ, последний обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Таким образом, одним из факторов установления и усиления связи лица с определенным правопорядком является срок нахождения лица на определенной территории. При отказе от коллизионного критерия совместного места жительства супругов этот фактор учитываться не будет.
Правило ст. 1195 ГК РФ устанавливает, что личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет (п. 1). Но далее оговаривается, что российское право является личным законом иностранного гражданина, имеющего место жительства в Российской Федерации (п. 3). При этом в качестве условия применения этой нормы не называется срок проживания иностранного гражданина в Российской Федерации. Не указан он и в п. 1 ст. 20 ГК РФ, где говорится, что местом жительства признается место постоянного или преимущественного проживания гражданина. Поскольку при проживании иностранной супружеской пары в России каждый супруг будет являться иностранным гражданином, имеющим место жительства в Российской Федерации, в целях проведения аналогии между нормами СК РФ и ГК РФ сравниваемой нормой ГК РФ должна быть норма п. 3 ст. 1195 ГК, согласно которому если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право, а не п. 1 ст. 1195 ГК, в соответствии с которым личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.
Изложенное позволяет сделать вывод, что ГК РФ в отношении иностранцев, проживающих на территории Российской Федерации, наоборот, отдает предпочтение территориальному критерию.
|