Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданство РФ: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения.

Поиск

 

[ Назад ]

Под гражданством в науке конституционного права понимают устойчивую правовую связь физического лица с определенным государством, в силу которой на данное лицо распространяется суверенная государственная власть как в пределах данного государства, так и вне его границ.

 

В первой главе Закона о гражданстве “Общие положения” сформулированы принципы российского гражданства.

 

1. Право каждого на гражданство. Сущность этого принципа состоит в том, что каждый человек в Российской Федерации, независимо от каких бы то ни было условий, имеет право на гражданство, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, которые могут приобрести гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке.

 

2. Запрет на лишение гражданства и права его изменить. В конституции 1978 г. в исключительных случаях допускалась возможность лишения советского гражданства, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР.

 

3. Недопустимость выдачи гражданина РФ иностранному государству. В силу этого гражданин РФ, совершив правонарушение за границей, подлежит ответственности по законам Российской Федерации.

 

4. Недопустимость высылки гражданина России за ее пределы - означает, что ни при каких условиях человек не может быть лишен Родины.

 

5. Равенство гражданства - в правах, свободах и обязанностях, независимо от оснований приобретения гражданства.

 

6. Единство гражданства - означает, что каждый гражданин республики в составе Российской Федерации одновременно является гражданином России.

 

7. Допущение двойного гражданства. Ранее действовавшее законодательство СССР и РСФСР запрещали возможность двойного гражданства. Статья 62 Конституции РФ 1993 г. внесла серьезные коррективы, установив, что “гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации”.

 

8. Сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за границей. Статья 4 Закона устанавливает, что проживание гражданина Российской Федерации за пределами государства не прекращает его гражданства

 

9. Защита государством граждан РФ за границей - государственные органы РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан России.

 

10. Сохранение гражданства при заключение и расторжении брака. Статья 6 Закона о гражданстве устанавливает, что заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечет за собой изменение гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей. Положения данной статьи Закона находятся в полном соответствии с Конвенцией о гражданстве замужней женщины, принятой ООН в 1957г., и отражают юридическое равноправие женщин в Российской Федерации.

 

Порядок приобретения гражданства РФ

 

Статья 12 Закона о гражданстве устанавливает основания и порядок приобретения гражданства РФ. Оно приобретается: в результате признания; по рождению; в порядке регистрации; в результате приема в гражданство; в результате восстановления гражданства;

 

путем выбора гражданства (оптация); по иным основаниям, предусмотренным законом.

 

1. Признание гражданства РФ - гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве России.

 

Лица, родившиеся после образования СССР (30 декабря 1922 г.) и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве РФ по рождению, если родились на территории РФ или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РФ Под этой территорией в данном случае понимается территория РФ по состоянию на дату их рождения.

 

2. Приобретение гражданства по рождению. В мировой практике известно два основных способа приобретения гражданства по рождению: “принцип почвы”, когда гражданство определяется местом рождения, и “принцип крови”, когда гражданство определяется гражданством родителей.

 

Законодательство Российской Федерации о гражданстве сочетает эти принципы, хотя основным является “принцип крови”. Статья 14 Закона о гражданстве устанавливает, что ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения.

 

Если один из родителей на момент его рождения состоял в гражданстве РФ, а другой является лицом без гражданства — ребенок является гражданином РФ независимо от места рождения.

 

При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения состоит в гражданстве РФ, а другой имеет другое гражданство, независимо от места рождения гражданство ребенка определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство РФ, если родился на территории России, либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.

 

Если оба родителя находящегося на территории РФ ребенка неизвестны, ребенок является гражданином РФ. В случае обнаружения родителя, опекуна или попечителя гражданство ребенка может быть изменено.

 

Проводя в жизнь принцип сокращения состояния безгражданства, ст. 17 Закона закрепила, что ребенок родившийся на территории РФ от лица без гражданства, является гражданином России.

 

3. Приобретение гражданства в порядке регистрации. Данный способ приобретения гражданства носит упрощенный характер и связан в основном с ликвидацией СССР. В порядке регистрации гражданство РФ приобретают:

 

лица, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ;

 

лица, у которых на момент рождения один из родителей был гражданином РФ, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

 

дети бывших граждан РФ, родившиеся после прекращения у родителей гражданства РФ, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

 

граждане СССР, постоянно проживающие на территории других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР, если они не являются гражданами этих республик и в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РФ;

 

лица без гражданства, на день вступления в силу Закона проживавшие на территории РФ или других республик бывшего СССР, если в течение одного года после вступления Закона в силу заявят о своем желании приобрести гражданство РФ;

 

иностранные граждане и лица без гражданства независимо от места жительства, если они сами или хотя бы один из родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению, и если они в течение года после вступления Закона в силу заявят о своем желании приобрести гражданство РФ.

 

4. Прием в гражданство РФ (натурализация). Любое дееспособное лицо, достигшее 18 лет и не состоящее в гражданстве РФ, может быть принято в гражданство России по его ходатайству независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

 

Закон о гражданстве РФ 1991 г. впервые в нашем законодательстве вводит ценз проживания на территории РФ для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые должны постоянно проживать на территории всего пять лет или три года непрерывно перед обращением с ходатайством. Для беженцев, признаваемых таковыми Законом РФ или международным договором РФ, указанные сроки сокращаются вдвое. Срок считается непрерывным, если эти лица выезжали за пределы РФ на учебу или лечение не более чем на три месяца.

 

Отклоняются ходатайства о приеме в гражданство РФ лиц, которые выступают за насильственное изменение конституционного строя РФ; состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ; осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РФ.

 

Решения по вопросам приема в гражданство РФ иностранных граждан и лиц без гражданства принимает Президент РФ.

 

Порядок прекращения гражданства

 

В Законе о гражданстве РФ установлены основания для прекращения гражданства: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор гражданства (оптация) при территориальных изменениях. Принципиальный характер носит положение Закона о том, что прекращение гражданства РФ влечет за собой прекращение гражданства республик в составе РФ.

 

Выход из гражданства — это его утрата лицом по собственному волеизъявлению. Он имеет место по ходатайству граждан, в порядке регистрации; в случае, если один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство.

 

Закон устанавливает основания для возможного отказа в выходе:

 

если гражданин проживает или намерен поселиться в стране, не связанной с РФ договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ; если он имеет неисполненные обязанности перед государством. Выход из гражданства не допускается: после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания; если гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

 

Разрешение на выход из гражданства входит в компетенцию Президента РФ.

 

Отмена решения о приеме в гражданство РФ применяется в отношении лица, которое приобрело гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Этот факт устанавливается в судебном порядке. Отмена решения о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности. Эта отмена возможна в течение пяти лет после приема

14.Российская Федерация: правовая основа, внутреннее строение. Принципы построения и функционирования Российской Федерации и ее субъектов.

15.Органы государственной власти Российской Федерации: понятие и виды.

Органы государственной власти РФ. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственный орган власти – гражданин или коллектив граждан, наделенный государственно-властными полномочиями, уполномоченный государством на осуществление его функций и действующий в установленном порядке. Федеральную государственную власть в России осуществляют следующие государственные органы: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.

Президент Российской Федерации. Президент является главой государства. Он обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент избирается на шесть лет на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать пост Президента более двух сроков подряд.

С момента принятия присяги Президент приступает к исполнению своих обязанностей. Президент назначает Председателя Правительства, формирует и возглавляет Совет Безопасности, назначает выборы Государственной Думы, подписывает и обнародует федеральные законы, подписывает международные договоры России. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны. Конституция наделяет Президента РФ целым рядом полномочий. В силу обилия закрепленных за ним конституционных функций, полномочия Президента весьма многочисленны. Они закреплены в ст. 83-90 главы 4 Конституции РФ.

Конституцией определено, что Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в следующих случаях:

– в случае его отставки:

– в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия:

– в случае отрешения от должности.

Во всех этих случаях применяется определенная процедура, например, – отрешение от должности. Это основание подробно регламентировано Конституцией. Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключения Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Совета Федерации об отрешении Президента должно быть принято не позднее чем в 3-х месячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если же в этот срок решение Совета Федерации не будет принято – обвинение против Президента считается отклоненным.

Федеральное Собрание РФ – высший законодательный и представительный орган Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ. Совет Федерации принимает или отклоняет федеральные законы, принятые Государственной Думой, участвует в принятии поправок Конституции РФ. К ведению Совета Федерации так же относятся назначение выборов Президента, отрешение его от должности, утверждение изменения границ между субъектами РФ, утверждение указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения, решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами РФ, назначение на должность судей высших судов РФ.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и избираются на пять лет.

К ведению Государственной Думы относятся следующие полномочия:

– дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства;

– принятие законов РФ;

– назначение и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ, Председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека;

– объявление амнистии;

– выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности и др.

Законодательный процесс. Проект закона рассматривается Государственной Думой, где он принимается (или отклоняется) простым большинством голосов от общего числа членов этой палаты. Затем закон поступает в Совет Федерации, который рассматривает его в течение 14 дней и решение принимается простым большинством голосов. Если закон не рассмотрен Советом Федерации в указанный срок, то обычно он считается принятым (за исключением некоторых законов по бюджету, налогам, финансам). Отклоненный Советом Федерации закон возвращается в Государственную Думу, после чего либо образуется согласительная комиссия, либо Государственная Дума повторно его принимает, для чего требуется уже 2/3 голосов. Принятый Федеральный закон направляется на подпись Президенту, который должен в течение 14 дней подписать и обнародовать его. Отклоненный Президентом закон может быть снова рассмотрен Федеральным Собранием. Если при повторном рассмотрении Федеральный закон одобрен в ранее принятой редакции большинством в 2/3 голосов как в одной, так и в другой палатах парламента, то он должен быть подписан Президентом в течение 7 дней.

Правительство Российской Федерации. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в России. Согласно Конституции, оно состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Решающая роль в формировании правительства принадлежит Президенту РФ, который предлагает кандидата на пост Председателя Правительства на рассмотрение Государственной Думы. Председатель Правительства представляет Президенту свои предложения о персональном составе Правительства. Назначает членов Правительства и освобождает их от должности Президент.

Правительство РФ:

– разрабатывает и представляет Государственной Думе Федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, представляет отчет об исполнении федерального бюджета;

– обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

– проводит единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

– осуществляет управление федеральной собственностью;

– осуществляет меры по обеспечению законности и правопорядка и пр.

По вопросам своей компетенции Правительство принимает постановления и распоряжения.

Судебная власть РФ. Самостоятельную подсистему государственного механизма образуют органы судебной власти. Судебная система РФ устанавливается Конституцией, где предусмотрено существование судов как общей, так и специальной юрисдикции (подробнее о судебной власти см. след. тему).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.90.26 (0.009 с.)