Связующие процессы в менеджменте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связующие процессы в менеджменте



Принятие управленческого решения – это волевой акт, при котором руководитель на основе анализа имеющейся информации и оценки возможных альтернатив делает свой выбор о том, что и как планировать, как организовать процесс достижения принятых целей, как мотивировать персонал для наилучшего достижения целей и, наконец, как контролировать процесс достижения поставленных целей.

Коммуникации – это процесс обмена энергией (информацией) между людьми, между организациями. Деятельность любой социально-экономической системы (фирмы или государственного учреждения) невозможна без коммуникаций. Для того, чтобы разработать план достижения тех или иных целей организации требуется разнообразная информация о состоянии внешней среды, о ресурсах организации и т.п. Но сам по себе принятый план так и останется планом, если он не будет доведен до конкретных исполнителей, если эти исполнители не будут объединены в определенную организационную структуру, в которой будет обеспечен обмен информацией. Кроме того, этот план вряд ли может быть выполнен, если персонал не осознает тех целей, которые будут достигнуты, и того вознаграждения, которую каждый из них может получить. И, наконец, руководитель должен располагать достоверной и своевременной информацией о ходе реализации планов для того, чтобы своевременно скорректировать оперативные планы и оценить достигнуты ли установленные цели организации.

В научной литературе предлагается также следующая классификация функций менеджмента:

1. Е.П.Голубков выделяет такие функции, как: определение целей и задач деятельности организации; планирование; организация; мотивация; координация и регулирование; учет, анализ и контроль.

2. М.Мескон относит к функциям менеджмента следующие виды деятельности: стратегическое планирование; планирование реализации стратегии; организация взаимодействия и полномочий; построение организаций; мотивация.

Существует также следующая классификация, которая выделяет десять основных функций менеджмента: постановка целей и задач; анализ; прогнозирование; планирование; принятие решений; мотивация труда; организация и руководство; регулирование и разрешение конфликтов; контроль, учет и мониторинг; организационная культура.

 

Принципы менеджмента

Принципы менеджмента - это свод определенных правил, нормативных актов, которые регулируют поведение менеджера в процессе управления производством и людьми в конкретных экономических и социальных условиях. Принципы должны функционировать и отвечать требованиям законов об управлении, которые их порождают.

Основные принципы менеджмента включают в себя:

• принцип научности предполагает систему знаний, установленных наукой (важно понимать причины несовпаде­ния целей и результатов, видеть противоречия между теорией и практикой, знать свойства больших систем и методы работы в них);

• принцип системности и комплексности (важно видеть наи­более значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообуслов­ленных подсистем, входящих в организацию, например, как в Японии: «подсистема пожизненного найма», «подсистема подготовки на рабочем месте», «подсистема ротации кадров», «подсистема репутаций», «подсистема оплаты труда», кото­рые взаимодополняют друг друга и обеспечивают рост произ­водительности труда, жизненного уровня и мотивированности персонала, экономический рост всей страны);

• принцип единоначалия и коллегиальности в выработке ре­шений (за реализацию коллегиально принятого решения персо­нальную ответственность несет руководитель организации);

• принцип демократического централизма означает необ­ходимость разумного, рационального сочетания централи­зованного и децентрализованного начал в управлении, соот­ношение прав и ответственности между руководством и коллективом;

• принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организаций) и территориальных интересов (экология, за­нятость населения, социальные, культурно-этнические и эко­номические проблемы регионов);

• принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ;

• принцип оптимального сочетания положительной синергичности в деятельности организации (через общую за­интересованность в результатах труда) и здоровой состязательности (конкуренции) между ее членами;

• постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию.

Помимо общих принципов управления в практике широко используются так называемые специальные принципы. К их числу можно отнести:

- структурно-функциональные;

- децентрализации оперативных полномочий;

- линейно-функциональные;

- организации принятия решений;

- организации управления персоналом;

- обеспечение служебного роста и т.д.

 

Уровни управления

По Парсонсу (социолог) руководители в органи­зации могут быть отнесены (разделены) к следующим уровням управления: технический, управленческий и институциональ­ный. На техническом уровне руководители в основном занимают­ся ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве про­дукции или оказании услуг в обеспечение ее успешного функцио­нирования. На управленческом уровне руководители в основном обеспечивают управление и координацию работ внутри организа­ции, согласование различных форм деятельности и усилий под­разделений. На институциональном уровне руководители заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам, управлением отношениями организации с внеш­ней средой, а также с обществом, в котором существует и функци­онирует данная организация.

 

Рис. Схематическое изображение основных уровней управления

 

Более широкое распространение в практике менеджмента по­лучил другой способ описания трех уровней управления, при ко­тором выделяются: высший, средний и низовой уровень (звено) управления.

Руководители среднего звена обеспечивают координацию и руководят работой младших начальников. Характер работы ру­ководителя среднего звена в большей степени определяется содер­жанием работы подразделения, чем организации в целом, руко­водители среднего звена как социальная группа испытывают осо­бенно сильное влияние различных изменений экономического и технологического характера на производстве в течение 80-90-х годов, волна корпоративных слияний для повышения эффектив­ности компаний также вызвала радикальное сокращение руково­дителей этого звена.

 

Уровень управления Характер функций
Высший уровень управления Выбор основного направления деятельности организации с учетом внешних и внутренних факторов. Постановка стратегических целей, организация стратегического планирования; прогнозирование работы компании на определенный отрезок времени. Предвидение будущих результатов деятельности компании. Ответственность за все решаемые в организации задачи и принимаемые решения.
Средний уровень управления Знание полной информации о задачах данного уровня. Руководство малыми (рабочими) группами. Ответственность за деятельность этих групп. Управление группо-динамическими процессами. Ответственность за сплоченность групп, групповое единство, групповое мотивирование, принятие всеми членами групп организационных целей, формирование ценностно-ориентационного единства. Мотивирование отдельных работников, а также всей группы.
Низовой уровень управления Оперативное управление функционированием производства. Непосредственный контакт с каждым членом рабочей группы. Осуществление индивидуального мотивирования каждого работника. Организация деятельности исполнителей. Контроль за выполнением заданий. Разрешение деловых и межличностных конфликтов. Решение текущих задач управления. Осуществление обратной связи с персоналом.

 

 

Основные методы в менеджменте

Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

В практике управления одновременно применяют различные методы и их сочетания:

- организационно-административные;

- экономические;

- социально-психологические.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.007 с.)