Современная типология личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная типология личности



Одна из основных трудностей в работе психолога, работающего с клиентами, состоит в том, что ему постоянно приходится общаться с людьми, принадлежащими к различным психологическим типам. К ним нужны различные подходы. Поэтому у профессионального психолога не может быть единственного «правильного» варианта общения.

Существует множество психологических типологий людей вообще и клиентов в частности. В настоящее время на Западе очень популярна типология личности С. Деллингер (амер.психолог).

Одна из самых распространенных типологий основана на теории известного швейцарского психолога К. Юнга. Он выделяет типы личности: мыслительный, чувствующий, решающий, воспринимающий.

Мыслительный тип: в любом деле ценит ясность и точность, обоснованность, для них главное — объективность и логика. При принятии решения руководствуются логическими соображениями, стараются взвесить все аргументы «за» и «против», узнать мнение незаинтересованного лица. Полагаясь на логику и здравые суждения, основанные на максимально точной информации, любят задавать как м. больше различных вопросов. При этом они склонны к критичности, сомнениям и стремятся выявлять всюду слабые стороны. Приняв решение, они уверены в его правильности, готовы отстаивать его.

Человек мыслительного типа обычно держится спокойно и сдержанно, сохраняет невозмутимость даже в сложных ситуациях.

Он придерживается консервативного стиля одежды, не любит ярких, кричащих тонов, мало подвержен влиянию моды: для него важна не одежда сама по себе, а то, что он должен быть одет правильно. Он любит порядок, четкость и функциональность во всем; занимаемое им пространство, будь то письменный стол или кабинет, организовано четко и функционально. На рабочем месте присутствуют лишь вещи, имеющие непосредственное отношение к работе, нет легкомысленных «финтифлюшек» и «ненужных» картинок.

Человек чувствующего типа: прислушивается к своим эмоциям и ощущениям (а также др-их людей), поэтому он нуждается в эмоциональной подаче информации, особенно когда это касается его личных интересов. Он принимает решения, полагаясь преимущественно на собственное эмоциональное восприятие, руководствуясь во многом личным позитивным и негативным опытом. При переговорах, при выборе товаров и услуг такой клиент м. выслушать другие т/ зр., стремится рассматривать любой вопрос с разных сторон. Эмоциональные фразы и метафоры будут действовать на него более эффективно, чем «холодные» факты, необходимые человеку мыслительного типа.

В одежде: ценит комфорт, предпочитает мягкие линии, иногда довольно яркие цвета.

Обстановка кабинета отражает его эмоциональное состояние: м. царить хаос или, наоборот, порядок как выражение спокойствия и умиротворения, но в любом случае обстановка является комфортной для хозяина. Часто на столе находятся вещи, имеющие отношение к личной жизни их владельца, — фотографии, сувениры, книги.

Он старается во всем достичь согласия, гармонии и избежать конфликтов.

Решающий тип: обычно знает, кто хочет, для него главное в любой деятельности — результат (даже временное отсутствие четкой цели он воспринимает отрицательно, как потерю контроля над ситуацией). При обсуждении любого дела, в том числе при приобретении услуги или товара, его интересует вопрос: к какому результату это приведет? Такой клиент не любит неожиданностей и сюрпризов, старается их избегать. Если какая-либо деятельность (например, приобретение товара, услуги и т.п.) не предвещает быстрого и понятного результата, то она становится скучной и неинтересной. Он считает себя человеком дела, что соответствует реальному положению вещей. Не тратит «лишнего» времени на установление доверительных отношений: не переносит лишних разговоров «о погоде», когда речь идет о деле. Пунктуален и аккуратен.

В кабинете, на столе, в сумке все его вещи расположены по определенной системе.

При работе с документацией необходимые бумаги подшиты в соответствующие папки, а каждая папка лежит в строго отведенном для нее месте. Вся деятельность направлена на получение результата вне зависимости от того, чем он занимается.

Большую часть дня он делами, запланированными заранее. Обычно он считает, что каждый должен заниматься своим делом, не вмешиваясь в чужие дела, и требует того же от других. В других людях он ценит ту же ориентацию на результат, собранность, решительность и пунктуальность. Однако двум людям решающего типа легко общаться только в том случае, если они придерживаются сходных мнений, иначе они часто раздражаются, потому что каждый собеседник жестко отстаивает собственные взгляды.

Воспринимающий тип: важен процесс общения, знакомства с новым или обсуждения, а не получение результата. Он любит узнавать что-то новое, все равно о чем — о главном или о незначительных деталях. Его внимание легко переключается с предмета на предмет; в разговоре он также легко меняет тему, не закончив предыдущую. Он не ставит перед собой определенных задач, а предоставляет возможность обстоятельствам «идти своим чередом».

Работать с таким клиентом особенно трудно, потому что окончательное решение он принимает довольно долго, не говорит ни «да», ни «нет». Вместо этого он обычно перебирает множество вариантов, отвлекается на «посторонние» разговоры. Он не любит точных сроков и строгих обязательств; не чувствует дискомфорта в ситуации неопределенности и предпочитает творческое самовыражение достижению «скучного» результата. Люди этого типа небрежны в планировании и вообще не любят планов. Они предпочитают неожиданные повороты событий, не любят рутинной деятельности, стараются находить неожиданные способы решения задач. Обычно они сторонники нововведений, всегда готовы к развитию.

Конечно, в реальности невозможно отнести всех людей к тем или иным ярко выраженным типам: все гораздо сложнее. Каждый человек неповторим и индивидуален. Больш-во людей сочетают в себе черты всех описанных типов.

Задание 7. Определить соматотип, психотип:

1.По заранее подобранным фото.

2. Людей своего близкого окружения.

3. Слушателя по учебному процессу.

Задание 8. Определите тип личности (по Юнгу: мыслительный, чувствующий, решающий, воспринимающий) слушателя по учебному процессу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.68 (0.005 с.)