Тема 2. 4. «собственность как основа производственных отношений» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 4. «собственность как основа производственных отношений»



Рабочая тетрадь

 

для практических занятий

 

по дисциплине: «Экономическая теория»

по специальности: 080110 Экономика и бухгалтерский учёт

2 курс

студента (ки) группы ________________________________

_______________________________________________________

Ф.И.О. студента

 

 

Алатырь

2012 г.

 

Одобрена предметной комиссией общепрофессиональных дисциплин   Протокол № ________ от «_____» ____________ 2012 г.     Председатель: _____________________ С.И. Николаева Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080110     Заместитель директора по УВ работе: __________ Н.Ю. Стекольщикова

 

Составила преподаватель: Скамрова Н.А.

 


Тема 2.3. «Проблема производственных возможностей и эффективность экономики».

Цель:

Уметь строить кривую производственных возможностей и анализировать точки на кривой, внутри и вне её.

 

Способности:

1. Исследовать проблемы производственных возможностей с построением графика.

2. Понять сущность экономической эффективности в процессе производства продукта.

Задание 1.

Определите альтернативную стоимость компьютера, если известно, что на производство одного компьютера уходит столько же средств, сколько на производство двух магнитофонов.

Задание 2.


Предположим, что в какой-то стране производится всего два вида продукции: средства
вооружения (пушки, танки, ракеты) и продукты питания. Назовем их «пушки» и «масло».
Допустим, что если все население этой страны будет занято только изготовлением масла, то его будет произведено 15000 тонн. Если все ресурсы нации будут брошены на производство пушек, то за год их будет выпущено 6000 штук. Естественно, пушки и масло могут производиться и одновременно. Эти возможности указаны в таблице:

 

Вариант Масло, т Пушки, шт.
     
     
     
     
     
     

Начертите график границы производственных возможностей данной страны, в котором по горизонтали отметьте «пушки», а по вертикали - «масло». Назовите точки, свидетельствующие о:

а) эффективном функционирование системы;

б) неудачном выборе общества;

в) ситуации, когда производство вообще неосуществимо.


Задание 3 Предпочтения потребителя имеют следующий вид:

 

Количество товаров, шт          
Общая полезность, ютилы          

Чему равна предельная полезность третьей единицы блага?

Задание 4

Госпожа N решает, каким образом ей распределить свой достаточно ограниченный доход между покупкой билетов в театр или в кино - и тот и другой вид искусства ей одинаково дорог. На графике показана ее бюджетная линия и кривая безразличия.

Укажите на этом графике точки, отвечающие ниже перечисленным условиям.


Условия нахождения точки:

а) в которой госпожа N максимизирует свои потребности;

б) в которой она потребляет только услуги кино;

в) в которой она пользуется только театром;

г) в которой героиня задачи получает то же удовлетворение, что и в точке А, но «выходящее за бюджет»;


д) которая отражает более предпочтительный набор, чем тот, который представлен точкой А, но за «бюджетом»


Тема 2.4. «Собственность как основа производственных отношений»

Цель:

Уметь анализировать исторические типы и виды собственности.

 

Способности:

1. Осознать отношения собственности, понятия, структура, проблемы эффективного использования.

2. Изучить типы и формы собственности

3. Понять значение преобразования собственности в России
Норма времени: 2 часа

Оборудование рабочего стола:

1. рабочая тетрадь

2. учебники, средства аудиторной работы

 

Задания 1.

1. Собственность как экономическая категория и основа экономической системы. Трактовка собственности в разных экономических школах.

2. Формы собственности.

3. Трансформация форм собственности.

Задание 2.

1. Растолкуйте тезис: собственность - это, прежде всего социальное, а не природное явление.

2. Укажите различия между пониманием собственности в экономическом и юридическом смысле.

3. Как вы думаете, почему эволюционные или революционные преобразования экономических систем всегда начинаются с отношений собственности?

4. Назовите пути приобретения или прекращения права собственности. Приходилось ли вам пользоваться каким-либо из них?

5. В каких случаях возникает необходимость в трасте (доверительное управление собственностью)? Означает ли траст переход прав собственности к доверительному управляющему?

6. Что относится к интеллектуальной собственности? Приведите примеры.

7. Всегда ли переход от одной формы собственности к другой происходит революционным (насильственным) путем?

8. К революционному или эволюционному пути трансформации собственности вы отнесете проведенную в нашей стране приватизацию? Какую цель преследовала приватизация?

9. Предусмотрена ли законодательством России национализация?

10. Чем денационализация отличается от реприватизации?

11. В экономической литературе дискутируется вопрос, о том несет ли собственник (как частный, так и коллективный) ответственность за принадлежащее ему имущество (квартира, банк, дача, машина, магазин и т.п.). Выскажите свое мнение по этому вопросу.

12. Некоторые авторы различают трудовую и нетрудовую формы частной собственности. Первая существует на основе предпринимательской деятельности. Вторая возникает при получении имущества по наследству, дивидендов от ценных бумаг и иных источников. Согласны ли вы с такой постановкой вопроса?

13. В мировой практике известны две формы проведения приватизации: а) бесплатная передача государственного имущества;

б) продажа государственного имущества. Кому выгодна каждая из этих форм?

14. Является ли акционирование приватизацией?

15. Дайте характеристику наиболее распространенным формам коллективной собственности, предусмотренным законодательством России.

Задание 3.

 

1. Собственность - это:
а) природное явление;
б)социальное явление;

в) отношение человека к вещи;

г) сама вещь.

2. Разграничьте субъекты и объекты собственности:

а) фирма;

б) дачный участок;

в) государство;

г) управляющий банком;

д) члены домашнего хозяйства;

е) автомобиль;

ж) производственное здание;

з) денежные средства;
и) научное открытие;
к) земля.

3. Право общей собственности предполагает:

а) определение доли каждого из собственников в праве собственности;

б) отсутствия выделения доли каждого из собственников в праве собственности.

4. Акционерная собственность образуется путем:

а) слияния капиталов;

б) выпуска и реализации акций;

в) внесения паевых взносов.

5. Государственная собственность - это:
а) энергетика;

б)торговля;

в) наука;

г) шоу-бизнес;

д) туризм;

е) все неверно.

6. Объектами интеллектуальной собственности являются:

а) авторские права;

б) торговые марки;

в) произведения искусства;

г) промышленные образцы;

д) все перечисленное.

7. «Пучок прав собственности» предполагает:

а) право на исключение из доступа к ресурсам других агентов;

б) право на получение ресурса;

в) право на получение дохода от ресурса;

г) право на передачу всех предыдущих полномочий;

д) все перечисленные права.

Рыночное равновесие.

Цель:

Уметь определять общественно необходимые затраты труда, определять необходимые затраты труда на производство единиц товара.

Способности:

Научиться определять количество денег в стране в соответствии с законом денежного обращения.

Норма времени: 2 часа

Оборудование рабочего стола:

рабочая тетрадь, калькулятор

Задание 1.

 

Определите издержки производства и прибыль предприятия, ис­пользуя следующие данные (цифры условные), тыс. руб.

 

 

  Единицы продукции (в неделю) Издержки Цена единицы продукции Общая выручка (1*7) Общая прибыль (8-4)
постоянные переменные Общие (2+3) средние (4:1) предельные
                 
    -            
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

Проанализируйте полученные результаты, укажите интервалы при­быльного и убыточного производства.

Задание 2.

Определите величины денежных агрегатов, используя следующие данные

(цифры условные), млрд. руб.:

 

  Средства населения и предприятий на расчетных и те­кущих счетах 16 800
  Облигации государственных займов  
  Вклады населения в Сбербанках до востребования 1 700
  Вклады населения и предприятий в коммерческих бан­ках до востребования 4 300
  Наличные деньги в обращении 14 100
  Депозитные сертификаты банков  
  Срочные депозиты в Сбербанках 1 200

Задание 3.

1. В нашем распоряжении имеются следующие данные по
мебельной фабрике:

Стоимость здания................................................... 1,32 млн р.

Срок службы здания..................................................... 50 лет

Стоимость оборудования......................................... 1,2 млн р.

Срок службы оборудования........................................ 10 лет

Расход сырья и полуфабрикатов в течение месяца 125 тыс р.

Расход электроэнергии в течение месяца.......... 182,8 тыс р.

Заработная плата, выплачиваемая персоналу, в месяц 100 тыс р.

Аренда помещения в течение года....................... 240 тыс р.

Проценты по полученным ссудам за 1 год.......... 480 тыс р.

Определите величину бухгалтерских издержек на произ­водство одного мебельного гарнитура, если фабрика выпус­кает 160 гарнитуров в месяц; по какой цене должен прода­ваться мебельный гарнитур, чтобы годовая прибыль равня­лась 384 тыс. руб?

 

2. Пользуясь данными, которые имеются в задаче 1, определите величину экономических издержек и экономи­ческой прибыли, если известно, что собственником мебель­ной фабрики является предприниматель X, который вложил в фабрику капитал 3 млн р.; при этом известно, что процент, который банки выплачивают своим вкладчикам, со­ставляет 8% от их вкладов (проценты выплачиваются ежегодно); заработная плата менеджера, выплачиваемая на мебельной фабрике, куда был приглашен предприниматель X, — 12 тыс. р. в месяц.


Рыночное равновесие.

Цель:

Овладеть методикой определения показателей ценовой эластичности спроса и предложения.

осознать значение этих показателей

Способности:

Уметь рассчитывать коэффициент ценовой эластичности спроса и предложения, пояснить

получившиеся результаты

Норма времени: 2 часа

Оборудование рабочего стола:

рабочая тетрадь, калькулятор

Задание 1

В таблице перечислены факторы, которые оказывают неоднозначное влияние на спрос и предложение. Отметьте знаком «+» те факторы, которые вызывают эффект изменения спроса и предложения. Продемонстрируйте этот эффект на графике с кривыми спроса и предложения.

 

Факторы возможного влияния Сдвиг кривой спроса Движение вдоль кривой спроса Сдвиг кривой предложения Движение вдоль кривой предложения
1. Изменение цен конкурирующих товаров        
2. Внедрение новой технологии        
3. Изменение моды на товар        
4. Изменение потребительских доходов        
5. Изменение цен на сырье        

Задание 2

Ежемесячно предложение компьютеров российскими торговыми фирмами равняется 1800 штук по цене 24 тыс. руб. за 1 экземпляр. Спрос за месяц равнялся 3500 штукам, гак что покупатели готовы были платить 27 тыс. руб. за компьютер. Какова равновесная рыночная цена компьютера за этот месяц.

Задание 3

Начертите график с произвольной кривой спроса на подержанные автомобили иномарок в Москве. Как изменится ваша кривая спроса на этот товар, если:

- таможенные пошлины на ввоз в Россию этих автомобилей возрастут еще в 2 раза, --- денежные доходы покупателей возрастут в 2 раза,

- цена автомобильного бензина возрастет в 5 раз?

Задание 4

Магазин продает 500 пакетов молока и 100 банок «Кока-колы» ежедневно. При цене

35 руб. за пакет молока выручка за молоко составляет 500 руб., а при цене 25 руб. за банку «Кока-колы» выручка составляет 100 руб. Цены на молоко и «Кока-колу» магазин увеличил на 50%. После этого продажа молока упала до 350 пакетов ежедневно, а продажа «Кока-колы» - до 35 банок в сутки. Какой стала выручка от продажи молока и «Кока-колы»? Определите их эластичность.

Тема 3.1 «Сущность рынка. Основные элементы рынка. Теория спроса и предложения.

Рыночное равновесие».

Цель.

1. Усвоить экономику спроса и предложения в соответствии с требованиями рынка.

2. Осознать свои способности в системе рыночных отношений.

Способности.

1. Построить графики спроса и предложения на товар.

2. Осознать взаимосвязь между ценой, спросом и предложением товаров.

3. Проанализировать воздействия факторов на спрос и предложение.

Норма времени: 2 часа

Оборудование рабочего места: рабочая тетрадь, калькулятор.

Методические рекомендации. Для решения задачи необходимо построить кривые спроса и предложения на основании приведенных данных. Для этого нужно начертить оси координат, на вертикальной оси отложить цену (Р), на горизонтальной - объем спроса (Qj) предложения (Qs). Точка пересечения будет соответствовать равновесной цене. Для решения задачи влияние факторов на спрос и предложение необходимо изучать тему: «Сущность рынка. Основные элементы рынка. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие».

Задачи.

1. Объем спроса, и предложения на туалетную воду изменяется в соответствием цен на неё следующим образом:

 

Величина спроса (штук) Цена (Р-) Величина предложения (штук)
     

а) постройте кривые спроса и предложения;

б) определите равновесную цену и равновесное количество.


2. Уравнение функции спроса: Qd = 20 - 2р; уравнение функции предложения:

Qs = 6р + 8. Как изменится равновесная цена, если спрос сократится на 10%, а предложение увеличится на 20% (для каждого уровня цены)?

3. Уравнение функции спроса: Qd = 168 - 4р; уравнение функции предложения:

Q, = 16р + 48. Государство установило налог с продажи каждой единицы товара в размере 4 денежных единиц. Налог вносится в бюджет производителем. Определите, на сколько единиц изменится цена после введения налога.

4. На рынке встречаются 5 покупателей и 5 продавцов. Каждый покупатель хочет

купить одну пару перчаток, но каждый из них готов заплатить за них разную цену: 1-й-150 р., 2-й-250 р., 3-й-300 р., 4-й - 400 р., 5-й-550 р. У продавцов есть необходимый товар - по одной паре на каждого покупателя, но, как и покупатели, они готовы продать перчатки по разной цене:

1-й-за 150 р., 2-й-за 150 р., 3-й-за 300 р., 4-й - за 450 р., 5-й - за 650 р. Определите рыночную цену пары перчаток.


5. Заполните пропуски в таблице:
Предложение Спрос Равновесная цена Равновесное количество товара
Снижается Снижается Растет Растет Снижается Растет Растет Снижается    

Рыночное равновесие.

Цель:

Проанализировать воздействие факторов на спрос и предложение.

Способности: 1.Уметь строить кривые спроса и предложения 2.Уяснить взаимосвязь между производителями и потребителями 3. Понять действия неценовых факторов на спрос и предложение

Задачи.


1. Функция спроса населения на данный товар: Qj = 7 - р, функция предложения данного

товара: Os = -5 + 2р, где Qj - объем спроса в млн. штук в год, Qs - объем предложения в млн. штук в год, р -цена в руб.

Определите равновесную цену и равновесный объем продаж. Что случится, если цена будет установлена на уровне 3 р.?

 

 

2. Функция спроса населения на данный товар: Qd = 4 - р, функция предложения: Qs = S -

р. Нарисуйте линии спроса и предложения. Определите равновесный объем продаж.

3. В результате повышения цены товара с 5 р. до 6 р. объем спроса сократился с 9 млн.

штук до 7 млн. штук в год. Общий уровень цен не изменился. Определите коэффициент эластичности спроса по цене.

4. Дана функция спроса на товар X:

Qdx = 8 - рх + 0,2ру, где рх и ру - цены товаров X и Y. Допустим: рх= 4, ру=5.

Определите коэффициенты прямой и перекрестной эластичности спроса по цене.


5. Дана функция спроса на некоторый товар: Qd=8-0,5p, где р - цена данного товара в рублях. При какой цене коэффициент прямой эластичности спроса по цене равен - 0.5?

6. Эластичность спроса населения на данный товар на данный товар по цене равна -0,25. Эластичность спроса по доходу равна 0,8. На сколько процентов измени гея объем спроса на данный товар, если его цена уменьшится на 8%, а доходы населения увеличатся на 5%? При этом предполагается, что общий уровень цен остается неизменным.

7.Эластичность спроса на продовольствие по доходу равна 0,8. Первоначально 50%

своих доходов население расходовало на продовольствие. Предположим, доходы населения увеличились на 10%. Определите долю расходов на продовольствие в доходах населения.


Задание 1

Чему равна предельная полезность товара В в состоянии равновесия потребителя, если известно, что потребитель приобретает 2 товара: А и В, причем предельная полезность товара A MUа = 100; цена товара А - 10 ден. ед., цена товара В - 5 ден. ед.?

Задание 2

Студент читает газеты и слушает музыку, записанную на CD. Цена 1 газеты 1,5 ден. ед., цена 1 CD - 7,5 ден. ед. Предположим, что обычно студент покупает 2 CD и 10 газет. Исходя из представленных в таблице данных, ответьте на вопросы:

а) сколько денег тратит студент на покупку этого количества газет и CD?

б) какую общую полезность он получает от такой комбинации покупок?

в) при какой комбинации двух товаров студент окажется в равновесии?

 

Количество     Общая полезность, ютилы
Газеты CD
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Начертите график с произвольной кривой предложения российских самолетов на внутренних отечественных рынках.

Как изменится ваша кривая предложения на этот товар, если:

а) на рынках факторов производства подешевеют важнейшие конструкционные
материалы для авиационной промышленности,

б) в отрасли будут внедрены новые более дорогие и более «производительные»
технологии,

в) повысятся цены на самолеты, устанавливаемые фирмами-монополистами в этой
отрасли.

Задание 5

Определите денежную выручку, тип эластичности и коэффициент эластичности спроса, заполнив таблицу

 

 

 

Показатель Куртки Автомобили Магнитофоны
  Цена единицы товара, руб.  
400 руб. 300 руб. 50 тыс. руб. 5 тыс. руб. 500 руб. 300 руб.
1. Количество продаж (шт) 2. Денежная выручка (руб.) 3. Тип эластичности спроса 4. Коэффициент эластичности            

Задание 6

В таблице приведены показатели торговли бутербродами в студенческой закусочной.

 

Цена одного бутерброда, руб Количество продаж, тыс. шт. Торговая выручка от продаж, тыс. руб. Коэффициент эластичности
21,00 18,00 15,00 12,00 9,00 6,00 4,00      

Начертите график спроса на бутерброды при данных ценах и количествах продажи. Определите при какой цене торговая выручка окажется максимальной. Заполните графу коэффициента ценовой эластичности спроса на бутерброды.


Тема 3.4. «Рынки производственных ресурсов».

Цель:

Уметь различать дифференциальную и абсолютную ренту, основной и оборотный капитал.

Способности:

Анализировать ситуацию на рынке труда и земли

Норма времени: 1 час

Оборудование рабочего места: рабочая тетрадь

Ответьте на теоретические вопросы:

1. Спрос на факторы производства.

2. Индивидуальная функция предложения труда.

3. Индивидуальная функция предложения капитала.

Задача 1

Земельный участок стоит 1000 ден. ед., а сдача его в аренду приносит доход 100 ден. ед. в год. Определите процентную ставку.

Задача 2

Технология фирмы характеризуется производственной функцией Q - ЬК°Л Фирма располагает средствами в размере 100 ден. ед. и стремиться к максимуму прибыли.

Сколько труда наймет фирма, если часовая ставка заработной платы равна 10 ден. ед. и каждую единицу своей продукции она может продавать тоже за 10 ден. ед.

Задача 3

Введение нового оборудования дает возможность инвестору получить годовой денежный поток в размере 1200 ден. ед. в течение 5 лет. Ставка процента составляет 6% годовых. Определите максимальную цену, которую инвестор заплатит за оборудование?


Задача 4

Фирма является совершенным конкурентом на рынке данного товара и на рынке труда. Ее производственная функция при заданном объеме капитала имеет вид Q = 120 L - 21А а цена товара составляет 10 ден. ед. за штуку. Вывести функцию спроса фирмы на труд.

Задача 5

Прокатная цена земельного участка составляет 450 ден. ед. Годовая ставка процента - 7%. Рассчитайте капитальную цену земельного участка.

Задача 6

Рыночный спрос на труд описывается формулой Qs = 4w - 30. Государство устанавливает уровень минимальной заработной платы 30 ден. ед. в час. Определите влияние этой меры на состояние рынка труда.

 

 

Норма времени: 2 часа

Оборудование рабочего стола: рабочая тетрадь и калькулятор

Задание 1.

Ключевые понятия и термины

Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов найдите соответствующее ему определение.

1. Инфляция.

2. Дефляция.

3. Дезинфляция.

4. Индекс-дефлятор ВВП.

5. Индекс потребительских цен.

6. Норма инфляции.

Определения

A. Снижение темпа прироста общего уровня цен.

Б. Отношение прироста общего уровня цен в течение года к уровню цен в предыдущем году.

B. Устойчивое, долговременное повышение общего уров­ня цен на все производимые в экономике товары и услуги.

Г. Отношение показателя номинального ВВП к показате­лю реального ВВП, которое отражает уровень и дина­мику цен на конечные товары и услуги, производимые в стране.

Д. Снижение общего уровня цен на товары и услуги, ко­торые производятся в данной стране.

Е. Индекс цен, показывающий изменения общего уровня розничных цен.

Задание 2.

Тесты

1. Укажите, какие из приведенных здесь утверждений яв­ляются правильными.

Инфляция — это:

а) долговременное повышение цен на небольшую груп­пу отдельных товаров;

б) долговременное повышение общего уровня цен на товары и услуги;

в) кратковременное (сезонное) повышение общего уровня цен на все или большую часть товаров и услуг.

 

2. Укажите, какое определение дефляции является пра­вильным. Дефляция — это:

а) стабилизация движения общего уровня рыночных
цен на товары и услуги;

б) замедление процесса повышения общего уровня цен;

в) ослабление инфляции, которое позволяет стабили­зировать покупательную способность денег;

г) устойчивое снижение общего уровня цен на товары и услуги.

 

3. Укажите, какое определение дезинфляции является правильным.

Дезинфляция — это:

а) дезинформация государственных органов или средств массовой информации относительно темпов усиле­ния инфляции;

б) предпринимаемые правительством меры, направленные против распространения инфляции;

в) снижение темпов повышения общего уровня цен;

г) массовый выброс товаров на рынки сбыта с целью сбивания цен.

 

Задание 3.

Рассмотрите данные приведенной здесь таблицы и ука­жите, в какие годы происходила инфляция, в какие — де­фляция и в какие — дезинфляция.

Таблица Индекс-дефлятор ВВП (уровень цен в 3-м году принимается за 100)

 

Годы 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й 9-й 10-й 11-й 12-й
Индекс                       137,5

 

Задание 4.

 

Пользуясь данными табл. 10-2 (глава 10) рассчитайте норму инфляции. Укажите, в какие годы в нашей стране про­исходила дезинфляция.

 

 

Задание 5.

 

Пользуясь данными табл. 13-1 (глава 13), рассчитайте индекс потребительских цен. Укажите, допустимо ли пользо­ваться индексом-дефлятором ВВП при определении реаль­ных доходов, получаемых домашними хозяйствами, а также при исчислении реальных затрат потребителей на товары и услуги. Чем отличаются показатели реальных доходов и рас­ходов потребителей, исчисленные на основе использования индекса-дефлятора ВВП и на основе индекса потребитель­ских цен?

 

Задание 1.

Выберите правильный ответ.

 

1. Кривая Лоренца может быть использована для того, чтобы измерить:

а) изменение ставок налогов;

б) изменение уровня заработной платы;

в) изменение цен факторов производства;

г) ни одно из вышеназванных не подходит.

 

2. Если кривая Лоренца представляет собой луч с углом накло­на в 45°, сравниваемые переменные в каждой точке кривой будут:

а) иметь одинаковые значения;

б) иметь отрицательные значения;

в) иметь положительное и отрицательное значения;

г) неодинаковые значения;

д) противоположные значения.

 

3. Чем дальше расположена кривая Лоренца от линии абсолютного равенства, тем больше степень:

а) равенства доходов в обществе;

б) сходства между доходами семей;

в) сопоставимости доходов семей;

г) неравенства доходов в обществе.

 

Задание 2.

 

Перед вами таблица, показывающая распределение общего объема денежных доходов населения России с 2001 по 2006 год. Внимательно изучите ее и выполните следующие задания.

1) Используя данные таблицы, ответьте на вопрос: какие тенденции в распределении доходов наблюдались в России за период с 2001 по 2006 год? Увеличилась или осталась на неиз­менном уровне дифференциация доходов населения?

Распределение общего объема денежных доходов населения Российской Федерации за период 2001-2006 гг. (в %)

 

Период 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006г.
Денежные доходы (в совокупности)            
В том числе по 20-процентным группам населения:
Первая группа (с наименьшими доходами) 9,4 7,5 5,8 5,3 5,8 6,5
Вторая группа 14,0 12,6 11,1 10,2 10,4 10,9
Третья группа 17,9 17,4 16,7 15,2 15,2 15,5
Четвертая группа 22,8 23,0 24,8 23,0 22,2 22,4
Пятая группа (с наивысшими доходами) 35,9 39,1 41,6 46,3 46,4 44,7
               

Задание 3.

По данным, приведенным в таблице, постройте кривую Лоренца для России 2001 года и 2006 года. Какой вывод вы можете сделать на основе сравнения этих двух диаграмм?

 

 

Рабочая тетрадь

 

для практических занятий

 

по дисциплине: «Экономическая теория»

по специальности: 080110 Экономика и бухгалтерский учёт

2 курс

студента (ки) группы ________________________________

_______________________________________________________

Ф.И.О. студента

 

 

Алатырь

2012 г.

 

Одобрена предметной комиссией общепрофессиональных дисциплин   Протокол № ________ от «_____» ____________ 2012 г.     Председатель: _____________________ С.И. Николаева Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080110     Заместитель директора по УВ работе: __________ Н.Ю. Стекольщикова

 

Составила преподаватель: Скамрова Н.А.

 


Тема 2.3. «Проблема производственных возможностей и эффективность экономики».

Цель:

Уметь строить кривую производственных возможностей и анализировать точки на кривой, внутри и вне её.

 

Способности:

1. Исследовать проблемы производственных возможностей с построением графика.

2. Понять сущность экономической эффективности в процессе производства продукта.

Задание 1.

Определите альтернативную стоимость компьютера, если известно, что на производство одного компьютера уходит столько же средств, сколько на производство двух магнитофонов.

Задание 2.


Предположим, что в какой-то стране производится всего два вида продукции: средства
вооружения (пушки, танки, ракеты) и продукты питания. Назовем их «пушки» и «масло».
Допустим, что если все население этой страны будет занято только изготовлением масла, то его будет произведено 15000 тонн. Если все ресурсы нации будут брошены на производство пушек, то за год их будет выпущено 6000 штук. Естественно, пушки и масло могут производиться и одновременно. Эти возможности указаны в таблице:

 

Вариант Масло, т Пушки, шт.
     
     
     
     
     
     

Начертите график границы производственных возможностей данной страны, в котором по горизонтали отметьте «пушки», а по вертикали - «масло». Назовите точки, свидетельствующие о:

а) эффективном функционирование системы;

б) неудачном выборе общества;

в) ситуации, когда производство вообще неосуществимо.


Задание 3 Предпочтения потребителя имеют следующий вид:

 

Количество товаров, шт          
Общая полезность, ютилы          

Чему равна предельная полезность третьей единицы блага?

Задание 4

Госпожа N решает, каким образом ей распределить свой достаточно ограниченный доход между покупкой билетов в театр или в кино - и тот и другой вид искусства ей одинаково дорог. На графике показана ее бюджетная линия и кривая безразличия.

Укажите на этом графике точки, отвечающие ниже перечисленным условиям.


Условия нахождения точки:

а) в которой госпожа N максимизирует свои потребности;

б) в которой она потребляет только услуги кино;

в) в которой она пользуется только театром;

г) в которой героиня задачи получает то же удовлетворение, что и в точке А, но «выходящее за бюджет»;


д) которая отражает более предпочтительный набор, чем тот, который представлен точкой А, но за «бюджетом»


Тема 2.4. «Собственность как основа производственных отношений»

Цель:

Уметь анализировать исторические типы и виды собственности.

 

Способности:

1. Осознать отношения собственности, понятия, структура, проблемы эффективного использования.

2. Изучить типы и формы собственности

3. Понять значение преобразования собственности в России
Норма времени: 2 часа

Оборудование рабочего стола:

1. рабочая тетрадь

2. учебники, средства аудиторной работы

 

Задания 1.

1. Собственность как экономическая категория и основа экономической системы. Трактовка собственности в разных экономических школах.

2. Формы собственности.

3. Трансформация форм собственности.

Задание 2.

1. Растолкуйте тезис: собственность - это, прежде всего социальное, а не природное явление.

2. Укажите различия между пониманием собственности в экономическом и юридическом смысле.

3. Как вы думаете, почему эволюционные или революционные преобразования экономических систем всегда начинаются с отношений собственности?

4. Назовите пути приобретения или прекращения права собственности. Приходилось ли вам пользоваться каким-либо из них?

5. В каких случаях возникает необходимость в трасте (доверительное управление собственностью)? Означает ли траст переход прав собственности к доверительному управляющему?

6. Что относится к интеллектуальной собственности? Приведите примеры.

7. Всегда ли переход от одной формы собственности к другой происходит революционным (насильственным) путем?

8. К революционному или эволюционному пути трансформации собственности вы отнесете проведенную в нашей стране приватизацию? Какую цель преследовала приватизация?

9. Предусмотрена ли законода



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 704; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.297 с.)