Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Проектирование организационной структуры торговой организации»

Поиск

Количество часов в соответствии с рабочей программой дисциплины: 4 часа.

Цель работы: научиться проектировать организационную структуру предприятия, а также изучить виды организационных структур.

Задание 1. Разработка организационной структуры торгового предприятия

Построить иерархию функций, рабочих задач и операций, обеспечивающих реализацию целей и стратегий торговой организации. Проектирование осуществляется на основе пирамид целей и стратегий (Задание 3[Е24]).

1. Используя данные табл. 6. (функциональные[Е25] и операционные блоки), предложить рабочие задачи по[Е26] каждому комплексу задач и соответствующие операции по выполнению этих рабочих задач.

Таблица 6.- Перечень функций и задач торгового предприятия

Но п/п Функциональные и операционные блоки Комплексы задач Рабочие задачи Операции
         
  Стратегическое планирование - Разработка целей, стратегий, политик[Е27] - Разработка планов реализации стратегий. - Система контроля планов. - Бюджетирование. - Координация.    
  Финансы - Финансовый анализ. - Финансовое планирование. - Финансовые решения долгосрочного характера. - Финансовые решения краткосрочного характера    
  Система управления - Организация рабочих мест управленческого персонала. - Управленческий учет. - Разработка внутренних регламентов, правил и процедур. - Контроль над их соблюдением.    
  Трудовые ресурсы - Планирование потребности в трудовых ресурсах. - Обеспечение потребности в персонале. - Адаптация персонала. - Организация и нормирование труда. - Обучение и повышение квалификации.    
  Социальное развитие - Обеспечение социальных гарантий. - Социальное обеспечение персонала (система льгот). - Предоставление дополнительных услуг пер­соналу.    
  Экономическое обеспечение - Экономический анализ. - Разработка экономических нормативов. - Разработка критериев и показателей эффективности    
  Размещение и техническое обеспечение - Строительство, подбор, планировка и дизайн помещений. - Реконструкция и ремонт помещений. - Материально-техническое обеспечение. - Ремонт торгового оборудования.    
  Технологиче­ские процессы - Закупка товаров. - Поступление и приемка товаров. - Проверка входящих грузов. - Хранение и контроль запасов. - Размещение и выкладка товаров в торговом зале.    
  Организация процесса обслуживания покупателей - Организация внутримагазинной рекламы[Е28] и информации. - Размещение и организация рабочих мест торгово-оперативного персонала. - Обеспечение соблюдения установленных правил торговли (продажи отдельных товаров, эксплуатации контрольно-кассовых машин, санитарных правил и норм и проч.)    
  Продажа и оказание услуг - Обеспечение и контроль качества обслуживания. - Организация работы торгово-оперативного персонала. - Совершенствование процесса покупок.    
  Качество товаров и услуг - Разработка стандартов качества. - Контроль качества    

 

2. Выбрать наиболее приемлемые для организации формы департаментализации по вашему предприятию[1]. В практике менеджмента наибольшее распространение получили следующие формы департаментализации:

- функциональная департаментализация (группировка работ по выполняемым функциям) предполагает объединение рабочих заданий на основе схожести требуемых навыков выполнения, реализуемых в рамках однородных направлений деятельности;

- товарная департаментализация (группировка работ по товарным категориям) предполагает объединение рабочих заданий с учетом общности функционального назначения или потребительских свойств товаров, реализуемых на их основе;

- географическая или территориальная департаментализация предполагает объединение рабочих заданий по географическому, либо по территориальному принципу;

- операционная департаментализация предполагает группировку рабочих заданий по операциям торгово-технологического процесса;

- рыночная департаментализация предполагает объединение рабочих заданий по принципу их направленности на обслуживание определенных сегментов потребительского рынка;

- перекрестная департаментализация предполагает объединение рабочих заданий по принципу взаимодополнения функций, реализуемых на их основе.

Последняя форма департаментализации наиболее перспективна для работы в условиях стагнирующих рынков. Она обеспечивает высокую мобильность структуры и синергизм взаимодействия за счет объединения разнопрофильных специалистов в группы с перекрестными функциями.

Крупные торговые организации могут использовать несколько форм департаментализации.

3. В соответствии с выбранной формой департаментализации осуществить груп­пировку должностей (начиная с низового уровня) и сформировать соответствующие ей центры ответственности.

4. Построить командные цепочки и разработать схемы горизонтального взаи­модействия.

5. Построить общую организационную структуру и представить ее в виде схемы, отражающей взаимосвязи выделенных организационных звеньев.

6. Для каждой должности определить вид должностных полномочий.

 

Задание 2. Разработка организационных регламентов

Спроектированную организационную структуру рассматриваемого предприятия отразить в соответствующих организационных регламентах:

1. Разработать штатное расписание организации.

2. Для одного из центров ответственности организационной структуры разработать положение о структурном подразделении.

3. Для ключевых должностей (например, главный бухгалтер, коммерческий директор, начальник отдела кадров, начальник службы безопасности) разработать должностные и личностные спецификации.

4. Для нескольких должностей, входящих в организационную структуру, разработать должностную инструкцию.

Задание 3. Виды структур управления

1. Определить виды структур управления (линейно-функциональная, дивизиональная[Е29], матричная, процессная), представленные на рис.2-5. Приведите примеры известных вам организаций и их типов структур.

 

 
 


ё

       
 
 
   


Рисунок 2. - Структура управления (вариант 1)

 

 

 


Рисунок 3. -. Структура управления (вариант 2)

 

 


Рисунок 4. - Структура управления (вариант 3)

 

 

 


Рисунок 5. - Структура управления (вариант 4)

2. Определить сильные и слабые стороны, относящиеся[Е30] к таким видам структур управления, как линейно-функциональная, дивизиональная[Е31], матричная, процессная (табл.7-10).

Таблица 7. - Сильные и слабые стороны структуры управления (вариант 1)

Сильные стороны:
1. Приспособлена к быстрым изменениям в нестабильном окружении
2. Способна удовлетворять запросы потребителей, поскольку основное внимание уделяется продукции[Е32], способ взаимодействия потребителей с организацией понятен
3. Высокая координированность функций
4. Позволяет подразделениям приспосабливаться к различиям в продукции[Е33], регионах, потребителях
5. Особенно удобна в больших организациях, выпускающих различную[Е34] продукцию
6. Принятие решений децентрализовано
Слабые стороны:
1. Менее экономична, чем функциональная структура
2. Ухудшает координацию работы производителей разных изделий
3. Не требует высокой компетентности и технической специализации
4. Затрудняет интеграцию и стандартизацию разных направлений производства

 

 

Таблица 8.- Сильные и слабые стороны структуры управления (вариант 2)

Сильные стороны:
1. Локальные функциональные подразделения экономичны
2. Высокое мастерство
3. Достижение организацией функциональных целей
4. Удобство при производстве ограниченной номенклатуры продукции[Е35] (или одного продукта)
Слабые стороны:
1. Медленно реагирует на изменение среды
2. Возможно накопление неразрешенных вопросов на верхних уровнях иерархии, вызывающее ее перегрузку
3. Слабо координирована работа подразделений по горизонтали
4. Незначительны инновации
5. Ограниченные представления о целях организации

 

Таблица 9.- Сильные и слабые стороны структуры управления (вариант 3)

Сильные стороны:
1. Способствует гибкости и быстроте реакции на изменения потребностей заказчиков
2. Направляет внимание каждого работника на производство и доставку продукта[Е36] потребителю
3. Каждый работник получает более широкий взгляд на цели организации
4. Смещает акцент в сторону командной работы и сотрудничества
5. Улучшает качество жизни работников, давая им возможность разделить ответственность, участвовать в принятии решений и понимать, в чем состоит результат его труда
Слабые стороны:
1. Определение центрального процесса требует труда и времени
2. Требует изменений культуры, структуры работы, философии менеджмента и систем информирования и поощрения
3. Менеджеры традиционной школы могут сопротивляться передаче части своих полномочий и власти подчиненным
4. Повышение эффективности работы в условиях горизонтальной структуры [Е37] требует значительной подготовки работников. Может быть ограничена возможность совершенствования навыков

 

 

Таблица 10. - Сильные и слабые стороны структуры управления (вариант 4)

Сильные стороны:
1. Обеспечивает координацию, необходимую для выполнения двойственных требований потребителей
2. Оперативно перераспределяет персонал между основными направлениями работы
3. Позволяет принимать комплексные решения и адаптироваться к частым изменениям нестабильного окружения
4. Дает возможность развития функционального и специального мастерства
5. Наиболее полезна в организациях средних размеров
Слабые стороны:
1. Двойное подчинение сотрудников вызывает напряжение и недоразумения
2. Требует хороших навыков межличностного общения и специального обучения
3. Забирает много времени; включает частые заседания и работу конфликтных комиссий
4. Система не будет работать, пока сотрудники не поймут ее и не приспособятся к коллегиальным, а не к вертикальным отношениям
5. Для поддержания равновесия власти требуются значительные усилия


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.57.57 (0.008 с.)