Операционный анализ. Анализ безубыточной деятельности организации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Операционный анализ. Анализ безубыточной деятельности организации.



 

Ключевыми элементами операционного анализа выступают пороговые значения показателей деятельности предприятия: критический объем производства и реализации товаров, порог рентабельности и запас финансовой прочности. Чтобы обеспечить безопасность и безубыточность своего производства, предприятие с небольшой долей постоянных расходов может производить относительно меньше продукции (в физическом выражении), чем предприятие с более высокой их долей в суммарных издержках.

Валовая маржа, или валовой маржинальный доход, есть разница между выручкой от реализации и переменными издержками. Максимизация валовой маржи — одна из основных целей менеджмента, т.к. именно она является источником покрытия постоянных затрат и формирования прибыли.

Порог рентабельности (ПР) — показатель, который называют точкой безубыточности, отражающий ситуацию, при которой предприятие не несет убытков, но и не имеет прибыли. При этом объем продаж, находящихся ниже точки безубыточности, влечет за собой убытки, а выше точки безубыточности — прибыль.

Запас финансовой прочности (ЗФП) показывает, насколько фактическая выручка от реализации превышает порог рентабельности, и чем больше эта величина, тем финансово устойчивее предприятие.

Уровень безубыточности помогает измерять влияние отдельных управленческих решений на финансовый результат (например, расширение производственных мощностей, изменений ассортимента продукции или воздействие внешних факторов на доходность предприятия).

Пороговую выручку от реализации (порог рентабельности) вычисляют по формуле:

1. Порог рентабельности (пороговая выручка) = Постоянные затраты/(Выручка – Переменные затраты)

2. Пороговая выручка = Постоянные затраты/Коэффициент маржинального дохода

3. Пороговое количество продукции = Постоянные затраты/Ц ед.прод. – Пер.зат.ед.прод.

4. Коэффициент маржинального дохода (Кмд) показывает его удельный вес в выручке от реализации (в деловом обороте предприятия).

Кмд = Маржинальный доход/Выручка от реализации

5. Запас финансовой прочности (ЗФП) = Выручка от реализации - Порог рентабельности = или в % к сумме выручки от реализации.

Сила операционного рычага рассчитывается отношением валовой маржи к прибыли и показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки. Данный показатель всегда рассчитывается для определенного объема продаж. С изменением объема продаж меняется и сила операционного рычага.

1. Эффект производственного рычага = Маржинальный доход/прибыль от продаж

2. Эффект производственного рычага = (Выручка –Переменные затраты)/Прибыль от продаж

Это означает, что для определения, на сколько процентов увеличится прибыль в зависимости от изменения выручки от продаж, следует процент роста выручки от продаж умножить на полученную единицу. (Скажем, выручка от продаж вырастет на 7%, тогда прибыль соответственно увеличится на 35% (7% х 5, если значение ЭПР =5).

Для финансового аналитика функция прогнозирования объемов производства и прибыли — одна из наиболее приоритетных. Более того, если наложить динамику прибыли на различные экономические условия, то можно сделать полезные выводы о направлениях работы руководства предприятия.

Операционный анализ показывает также чувствительность, т. е. возможную реакцию финансового результата на изменение внешних и внутренних факторов производства и сбыта товаров, и в частности отвечает на вопрос: насколько можно изменить объем продаж без потери прибыли.

Вопросы для самоконтроля

1.Понятие финансовой стратегии.

2.Главная цель финансовой стратегии, её задачи

3.Виды финансовой стратегии их характеристика

4.Охарактеризуйте доминантные сферы финансовой стратегии

5.В чём заключается последовательность разработки и оценка финансовой стратегии

6.В чём состоит подготовительный период разработки финансовой стратегии

7.Сущность финансового анализа деятельности предприятия, по каким данным он проводится

8.Раскройте цели и задачи финансового планирования

9.В процессе чего могут достигаться цели финансовой стратегии

10.Укажите какие виды и содержание финансовых стратегий разрабатываются на предприятии

12.Понятие финансовой политики предприятия. Какие виды финансовой политики выделяют в финансовом менеджменте

13.Дайте определение понятию «тип финансовой политики»

14.Охарактеризуйте умеренный тип финансовой политики

15.Охарактеризуйте агрессивный тип финансовой политики

16.Охарактеризуйте консервативный тип финансовой политики

17.В чём заключается процесс оценки финансовой политики

18.Перечислите какие параметры используются для оценки финансовой стратегии

19.Укажите какие приоритетные доминантные сферы выделяются в стратегии финансовой поддержки ускоренного роста предприятия

Лекция 5. Финансовое планирование и прогнозирование в организации.

5.1. Финансовое планирование в организации, его цели и задачи.

 

Планирование — это вид деятельности, связанный с составлением планов и уменьшающий неопределенность. Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения.

Финансовое планирование формулирует пути и способы достижения финансовых целей организации.

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых показателей по обеспечению развития организации необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Ключевой целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков, формируемых за счет различных источников.

К задачам финансового планирования относятся:

обеспечение производственного, социального развития предприятия, прежде всего за счет собственных средств;

увеличение прибыли преимущественно за счет роста объема продаж и снижения издержек производства и обращения с учетом структуры капитала;

обеспечение финансовой устойчивости и ликвидности, рыночной, деловой и инвестиционной активности предприятия,.

установление оптимальных финансовых отношений с бюджетом, банками, страховщиками и другими хозяйствующими субъектами на основе оптимизации денежных потоков;

Таким образом, важнейшими объектами финансового планирования выступают:

  • выручка от реализации продукции, работ, услуг;
  • прибыль и ее распределение по соответствующим направлениям;
  • фонды специального назначения и их использование;
  • объем платежей в бюджет и социальные фонды;
  • объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;
  • финансовые потребности на различных стадиях производства;
  • объем капитальных вложений и источники их финансирования и др.

 

Основу финансового планирования составляют стратегический и производственный планы.

Стратегичесий план подразумевает формулирование цели, задач, масштабов и сферы деятельности компании. Нередко эти цели формулируются на качественном уровне или в виде весьма общих количественных ориентиров.

В рамках стратегического планирования целевые установки могут упорядочиваться различными способами, однако как минимум выделяются четыре типа целей:

  • рыночные (какой сегмент рынка товаров и услуг планируется охватить, каковы приоритеты в производственно-коммерческой деятельности компании);
  • производственные (какие структура производства и технология обеспечат выпуск продукции необходимого объема и качества);
  • финансово-экономические (каковы основные источники финансирования и прогнозируемые финансовые результаты выбираемой стратегии);
  • социальные (в какой мере деятельность компании обеспечит удовлетворение определенных социальных потребностей общества в целом или определенных его слоев).

Основное предназначение стратегического плана — во-первых, обоснование, какой товар должен производиться и, во-вторых, где товар может быть реализован. Естественно, план не ограничивается' лишь констатацией целей, он также включает их обоснование, в том числе и ресурсное. Именно поэтому составной частью любого стратегического плана является финансовый раздел.

Производственные планы составляются на основе стратегического плана и предусматривают определение производственной, маркетинговой, научно-исследовательской и инвестиционной политики корпорации.

 

Финансовое планирование базируется на следующих его системах:

1. Стратегическое финансовое планирование является наиболее сложной из рассматриваемых подсистем финансового планирования и требует для своей реализации высокой квалификации исполнителей. Это планирование состоит в разработке прогноза основных показателей финансовой деятельности и финансового состояния организации на долгосрочный период.

2. Тактическое финансовое планирование состоит в разработке конкретных видов среднесрочных финансовых планов, которые позволяют определить на предстоящий период все источники финансирования развития организации, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность организации, предопределить структуру ее активов и капитала на конец планируемого периода.

3. Оперативное финансовое планирование базируется на разработанных среднесрочных финансовых планах. Это планирование заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности организации.

Основу долгосрочного планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии организации на рынке.

Одним из важнейших элементов процесса планирования в целом является составление бизнес-планов. Бизнес-план — это документ, отражающий в концентрированной форме ключевые показатели, обосновывающие целесообразность некоторого проекта, четко и наглядно раскрывающий суть предполагаемого нового направления деятельности организации. Отсутствие такого документа приводит к неэффективному распределению ограниченных финансовых и материальных ресурсов; не позволяет сконцентрировать усилия всего персонала на решении наиболее перспективных задач; создает сложности для проведения эффективного контроля из-за отсутствия другого обобщающего документа, позволяющего оценить степень отклонения фактически достигнутых результатов от запланированных.

Бизнес-план разрабатывается на год или на более длительный период в зависимости от масштаба целевого проекта. Чем короче планируемый период, тем более детальной должна быть проработка основных аспектов деятельности. В том случае, если проект рассчитан на несколько лет, ключевые показатели и ориентиры для первого года даются в разбивке по месяцам; для последующих лет обычно ограничиваются годовыми данными.

Особое место в структуре бизнес-плана занимает финансовый раздел, так как он представляет собой обобщение всех предыдущих этапов планирования в денежном выражении. Назначением этого раздела являются:

♦ определение размера и сроков инвестиций, необходимых для реализации бизнес-плана;

♦ расчет планируемой прибыли по годам (кварталам);

♦ определение и прогноз прибыльности представленного варианта бизнес-плана;

♦ построение прогнозной отчетности.

 

 

5.2. Финансовое прогнозирование

 

Прогнозирование (от греч. prognosis — предвидение) состоит в изучении возможного финансового состояния организации на длительную перспективу. В отличие от планирования задачей прогнозирования не является реализация разработанных прогнозов на практике, так как они представляют собой лишь предвидение возможных изменений.

Прогнозирование предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся (но заранее спрогнозированных) тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения организации.

Финансовое прогнозирование является основой не только для финансового планирования перспективных планов, но также и для финансового бюджетирования (т. е. составления общего, финансового и оперативного бюджетов).

Этапы прогнозирования:

1. Составление прогноза продаж статистическими и другими методами.

2. Составление прогноза переменных затрат.

3.Составление прогноза инвестиций в основные и оборотные активы, необходимые для прогнозного объема продаж.

4. Расчет потребностей во внешнем финансировании и изыскание соответствующих источников (с учетом рациональной структуры источников средств организации).

Внутреннее финансирование — это финансирование за счет нераспределенной прибыли, внешнее — за счет заимствований и эмиссии акций.

Бюджетирование — составная часть финансового планирования или инструмент финансового планирования. Бюджет — количественное воплощение плана, который характеризует доходы и расходы на определенный период, а также капитал необходимый для достижения целей.

Финансовый контроль осуществляет мониторинг выполнения запланированной политики и обеспечивает поступление информации в системе обратной связи, позволяющей оперативно реагировать на отклонение реальных рыночных условий от тех, на которых основан план. Контроллинг — это управление организацией, направленное на обеспечение экономичности и рентабельности производства.

Контроллинг — это процесс:

  • планирования, основанного на выборе целей функционирования и развития предприятия и методов их реализации;
  • контроля и анализа плановых заданий и их фактического исполнения на основании информации о ходе производственного процесса, поведении рынка товаров и конкурентов, финансовых результатах деятельности организации;
  • разработки решений (с учетом ее внутреннего состояния и состояния внешней экономической среды), позволяющих повысить эффективность работы организаций.

Контроллинг, являясь инструментом менеджмента (управления), генерирует информацию о результатах производственно-финансовой деятельности и помогает управлять этой деятельностью организации.

Главные методы финансового прогнозирования: Первый — бюджетный, основан на концепции денежных потоков. Второй — «метод процента от продаж» (первая модификации) и "метод формулы" (вторая модификация).

 

 

Планирование и прогнозирование в организации: сходства и различия

Важную роль в планировании деятельности организации, и финансовой в частности, составляют различные прогнозы и ориентиры. Специалист должен уметь прогнозировать основные показатели и результаты финансово-хозяйственной деятельности своей организации.

При этом прогнозирование заключается не только в расчете ориентиров для критериев, имеющих числовое выражение, а должно пониматься шире — как метод выявления возможных вариантов действий при определенных условиях.

Под прогнозом понимается научно обоснованное описание возможных состояний объектов в будущем, а также альтернативных путей и сроков достижения такого состояния. Процесс получения прогнозных уровней показателей называется прогнозированием (от греч.prognosis — предвидение, предсказание).

План — это образ исследуемого объекта, система мер, направленных на достижение поставленной цели. Применительно к экономическим объектам план определяют как систему целевых показателей развития экономической системы, а также указание на этапы и способы их достижения, распределение ресурсов, определение ожидаемых результатов и способов их использования.

Различие между планом и прогнозом состоит в следующем:

  • прогнозирование носит характер исследования, научного описания будущего (предсказания), а план — характер целеполагания (предуказания);
  • прогноз носит вероятностный, а план — нормативный характер;
  • прогноз имеет вариантное содержание, а план представляет собой однозначное решение;
  • требование к планам — их ресурсная обеспеченность, в то время как прогнозы могут предсказывать вероятность достижения цели при неполном обеспечении ресурсами;
  • в процессе планирования проявляется влияние субъективного фактора — воля и желания специалиста, принимающего решение, а при прогнозировании учитываются объективные данные, определяющие вид и решение разработанных моделей прогноза.

 

 

5.3. Бюджетирование – инструмент финансового планирования

 

Процесс бюджетирования является составной частью финансового планирования, т. е. процесса определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Финансовые планы обеспечивают взаимосвязь доходов и расходов на основании взаимоувязки показателей развития предприятия с его финансовыми ресурсами.

Цель разработки и внедрения системы бюджетирования — совершенствование системы финансового управления и экономического анализа деятельности организации.

 

Работа по составлению бюджета предполагает несколько этапов:

1. Подготовка прогноза и бюджета продаж.

2. Определение ожидаемого объема производства.

3. Расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции.

4. Расчет и анализ денежных потоков.

5. Составление плановых финансовых отчетов.

Несмотря на то, что бюджет не имеет стандартизированных форм, определяемых государственными органами, наиболее широко используется структура общего бюджета с выделением оперативного и финансового бюджетов.

Общий бюджет (основной бюджет) — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования. Структура общего бюджета представлена на рис. 3.

Операционный (текущий, периодический, оперативный) бюджет — это система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции организации. Составление общего бюджета начинается именно с операционного бюджета, первым шагом в котором является бюджет продаж. Целью и заключительным этапом процесса составления операционного бюджета выступает бюджетный отчет о прибылях и убытках. В ходе составления операционного бюджета формируются бюджеты различных расходов (на закупку сырья и материалов, коммерческих и административных расходов и т. п.).

Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и, соответственно, о выручке от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования и наиболее спорным моментом.

Бюджет производства показывает, сколько единиц продукции или услуг необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и требуемый уровень запасов.

На основе оперативных бюджетов составляется бюджетный отчет о прибылях и убытках. Информация о доходах берется из бюджета продаж.

Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются объем и структура предполагаемых источников средств и планируемые направления их использования. Финансовый бюджет состоит из бюджета денежных средств, бюджета капитальных вложений и бюджетного баланса.

Бюджет движения денежных средств — это план денежных поступлений и платежей. При расчете бюджета движения денежных средств принципиально важно определить время фактических поступлений и платежей, а не время исполнения хозяйственных операций.

Бюджет капитальных вложений на основе выбранного критерия рентабельности инвестиций определяет, какие долгосрочные активы необходимо приобрести или построить. Информация, содержащаяся в этом бюджете, влияет на бюджет движения денежных средств (затрагивая вопросы выплаты процентов), на бюджетный отчет о прибылях и убытках, на бюджетный бухгалтерский баланс (изменяя величину основных средств и других долгосрочных активов).

Завершающим шагом в процессе подготовки общего бюджета служит разработка бюджетного бухгалтерского баланса, который характеризует изменения в финансовом и имущественном положении предприятия при условии выполнения запланированных в предыдущих бюджетах хозяйственных и финансовых операций.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Сущность планирования

2. Финансовое планирование в организации.

3. Цели и задачи финансового планирования в организации

4. Инфраструктура финансового планирования в организации

5. Определите стратегический план

6. Сущность производственного плана

7. Задачи финансового планирования

8. Виды финансового планирования в организации

9. Основная цель управления финансовой деятельностью

10. Сущность и назначение бизнес-плана

11. Бюджетирование – инструмент финансового планирования

12. Методы прогнозирования основных финансовых показателей организации.

13. Содержание основных разделов бизнес-плана.

14. Структура «бизнес-плана» предприятия.

15.. Бюджет продаж,

16. Бюджет производства и затрат

17. Система оперативного планирования

18. Раскройте общие черты прогнозов и планов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.223.223 (0.112 с.)