Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жизненные стратегии как объект социологического исследования↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В современных обстоятельствах модернизации общества, система общественных отношений так же подвержена изменениям. Взаимодействие между базисными социальными институтами трансформируются, при этом сопровождаются изменениями как в структуре, так и в содержании ключевых функций, в связи с чем мы наблюдаем динамичность приспособления личности к новым условиями и обстоятельствам. Наряду с этим увеличивается интерес к таким составляющим современной системы общественных взаимоотношений, которые меньше всего подвергаются трансформациям и являются устойчивыми целевыми установками. Благодаря им обеспечивается стабильность системы социокультурных отношений и равновесие в социальной структуре общества. Исходя из этого, в социально-гуманитарной науке наблюдается рост внимания к такому понятию, как «жизненные стратегии». Анализу этого понятия посвящены работы таких российских ученых, как К.А. Абульхановой-Славской, Т.Е. Резник, Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова и др. Работа «Стратегия жизни» К.А. Абульхановой-Славской[2] является основополагающей при рассмотрении сущности жизненных стратегий. По мнению автора, стратегия жизни – это «принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию»[3]. Анализируя жизненные стратегии, К.А. Абульханова-Славская выделяет три признака, влияющих на их формирование. Первый признак заключается в том, что стратегия жизни является выбором человека курса, способа-жизни, определение этапов, целей и способов их достижения. Второй признак - это осуществление планов, решение трудностей, которые могут возникнуть в процессе претворения этих планов в действительность. Творчество является третьей чертой жизненной стратегии[4]. Исходя из этих признаков, можно сделать вывод, что стратегия имеет место в том случае, когда выбор сделан - жизненные позиции определены, цели поставлены. Она представляет собой план реализации этих целей, выстраивание этапов в их достижении, определение способа их осуществления. Когда этих признаков стратегии нет, говорить о ней не приходится. Также, представляется важным отметить, что жизненные стратегии включают в себя социальные ориентации (в смысле направленности на достижение желаемого социального положения путем включения в те или иные социальные группы), культурные ориентации (принятие определенных культурных образцов) и личные ориентации. Следовательно, определяют личное, социальное, культурное будущее личности В современных условиях изменяющегося общества исследование характера социальных институтов, анализ институциональных процессов, структур и механизмов и их влияния на формирование жизненных стратегий, является особенно актуальным. «Институциональный анализ включает три аспекта: - выявление типических образцов жизненных стратегий, институционально закрепленных и регулируемых посредством норм (с их дальнейшей типологизацией); - анализ процесса институционализации жизненных стратегий с точки зрения механизмов их возникновения (выбора), развития и смены; - объяснение системных связей, как внутри, так и внеличностных (между индивидом и социальным окружением)»[5] Для социолога предметом изучения выступают институциональные, т.е. устойчивые, эмпирически фиксируемые, типические и организационно-упорядоченные формы стратегического поведения личности. «В этом смысле стратегия жизни — это социально обусловленная система ориентирования личности на долговременную перспективу»[6]. Т.Е. Резник и Ю.М. Резника в своих работах рассматривают социологический аспект понятия «жизненная стратегия». Они говорят о том, что это понятие применяется тогда, когда существует необходимость дать характеристику фундаментальной линии жизненного поведения личности. Жизненная стратегия - это «динамическая система перспективного и долговременного ориентирования актора в будущей жизни с целью ее преобразования в определенном социокультурном пространстве. Жизненная стратегия реализуется в деятельности, поведении личности посредством ее способностей, образцов и ресурсов»[7]. Анализируя это определение, мы можем сказать, что стратегия жизни, это не просто долговременный ориентир, но и механизм организации жизненного пути человеком в целом. Поскольку стратегии являются элементом системы ориентирования личности, наряду c другими ее составляющими, такими как мотивация, контроль, волевые решения, Т.Е.Резник и Ю.М.Резник говорят о том, что они должны содержать в себе образы, смыслы, ценности, нормы и цели. Исходя из этого, в качестве элементов жизненных стратегий личности они выделяют: перцептивные ориентации - восприятие жизни как целостной или дифференцированной реальности; смысложизненные ориентации — распознавание и понимание образов жизни, определяющих сам способ жизни; ценностные ориентации — оценка и приписывание значений жизненным явлениям; нормативные ориентации — согласование реального или воображаемого поведения с жизненными представлениями; целевые ориентации — определение направленности действий по достижению личностно значимых результатов. Данные ориентации превращаются в действующие установки, входят в реальную практику индивида в виде стратегий. Авторы подчеркивают идеальность стратегии как таковой, отличая ее от стратегического поведения, под которым понимается внешняя, предметно-чувственная форма выражения жизненной стратегии. Если говорить о социологическом значении жизненной стратегии, то оно состоит в том, чтобы выделить и проанализировать сложившиеся в конкретном социуме способы достижения жизненно важных целей, которые являются составной частью общей системы мировоззрения и выражают сформировавшееся в рамках определенной культуры отношение к миру. В социологии в понимании стратегии подчеркиваются два момента. Во-первых, мотивационный компонент, где стратегия - это устойчивая совокупность осмысленных, отрефлексированных действий. Во-вторых, масштабность, долговременность: стратегия не отождествляется с любым рациональным поведением. A это означает, что стратегическое действие – это не просто реакция на текущие событие, a осуществление некого выбора c элементами планирования и осмысления будущих действий. Поскольку мы говорим о нацеленности на будущее, то стоит отметить важную категорию при изучении жизненных стратегий, это жизненные планы. «Жизненные планы – это способы символического конструирования жизни, которые определяются жизненной позицией и жизненными целями личности. Жизненные планы отражают усилия личности, направленные на сознательное изменение ей своей будущей жизни в данной социокультурной ситуации».[8] И поэтому мы можем говорить о том, что жизненная стратегия предполагает осознанное и планомерное отношение личности к своей жизни, a также изменение в соответствии c жизненным планом и социокультурными условиями. Важное значение для исследования жизненных стратегий имеют работы Е.С. Балабановой, которая в состав стратегии включает, во-первых, непосредственно осуществляемые действия, во-вторых, компонент планирования своей деятельности, в-третьих, представление о должном, т.е. систему общих взглядов на жизнь и ценностных ориентаций. Такое понимание структуры стратегии акцентирует внимание на ее деятельностной стороне.[9] Балабанова Е.С. обозначает тот факт, что институциональные изменения, которые происходят в социально-экономической сфере российского общества, не только способствуют увеличению пространства свободы, но и социальных угроз. Этот факт означает, что осуществление независимых жизненных стратегий — не просто желаемый выбор, но и требование, налагаемое экономической реальностью на всех трудоспособных людей. В этой ситуации возможность справиться с противоречиями, жизни зависит от того, насколько человеку удастся мобилизовать собственные ресурсы, насколько он оказывается самостоятельным в решении своих проблем. Полагая, что институциональные условия для всех приблизительно одинаковы, Е.С. Балабанова в структуре стратегий выделяет, прежде всего, обладание ресурсами разного типа, а также установки и ценности людей. Степень зависимости/независимости стратегий, по ее мнению, определяется ресурсами пяти видов: материальными, психологическими, социальными, ресурсом здоровья и ориентацией на достижения (достижительными ценностями).[10] Несомненным преимуществом, этого подхода является возможность сочетания качественных и количественных методов анализа, при изучении такого сложного многомерного феномена, каким являются жизненные стратегии, выделение разных типов стратегий на основе исследования как вербальных высказываний, так и поведения личности в реальной жизни. Изучение понятия «жизненные стратегии» невозможно без рассмотрения разных типологий жизненных стратегий. Наиболее известной является типология, предложенная Т.Е. Резник и Ю.М. Резником. Авторы выделяют три типа стратегии: стратегии жизненного благополучия, жизненного успеха и стратегии самореализации. В основе этой типологии лежит характер социальной активности личности.[11] В основе стратегии жизненного благополучия находится «рецептивная («приобретательская») активность»[12], направленная на обеспечение комфорта, необходимых благ, достижения спокойствия, размеренности и стабильности в жизни. «Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает мотивационная («достиженческая») активность»[13], рассчитанная на общественную значимость и признание. Такая стратегия реализуется в деятельной, насыщенной событиями жизни, нацелена на достижение прочного материального положения и преуспевания в делах. Стратегия жизненного успеха связана с ориентацией на высокий профессионализм, мастерство в своем деле, организованность, дисциплину, деловитость и ярче всего проявляется в предпринимательстве. «Наконец, для стратегии самореализации характерна творческая активность, направленная на создание новых форм жизни безотносительно к их внешнему признанию или непризнанию»[14]. Такие стратегии воплощаются в гармоничной, творческой жизни, нацелены на свободное творчество и развитие своих духовных и физических сил. В стратегиях самореализации проявляются стремление к личностной автономии и творческому состоянию, склонность к поиску альтернатив и самоанализу, избирательное отношение к окружающим, плюрализм жизненной позиции. Л.С. Егорова выделяет другие типы жизненных стратегий, a именно стратегию выживания и стратегию развития. Стратегия выживания характеризуется высокой степенью зависимости личности от социальных факторов, психологической неготовностью к изменению самоопределения и смене ценностных ориентаций, адаптацией к решению сиюминутных, a не стратегических задач. Стратегия развития предполагает опору на собственные силы в достижении цели, ориентацию на успех, творческое использование своего личностного потенциала, самообеспечения, саморазвития.[15] Свою типологию жизненных стратегий предлагает Ш.И. Алиев [16]. Он исходит из того, что стратегии разделяются в зависимости от главной цели. «Исходя из этого критерия, жизненные стратегии можно разделить на три большие группы: целерациональные, ценностнорациональные и традиционные»[17]. В основе целерациональных стратегий лежит определенная цель (материальное благополучие, карьера). Ценностнорациональные стратегии подразумевают ориентацию на конкретные ценности (семья, религия). И наконец, традиционные стратегии – это не совсем осознанные стратегии, стратегии по принципу «живу как живу»[18]. Таким образом, работы различных авторов позволяют конкретизировать понятие «жизненной стратегии», выделить его составляющие, рассмотреть различные типологии жизненных стратегий, определить факторы, формирующие стратегию, представить их в виде системы. В качестве таковых, как правило, называются внешняя среда, личностные ресурсы и ценностные ориентации и предпочтения, выступающие как соединительное звено между обществом и личностью. Поскольку жизненные стратегии разных социально-демографических групп будут отличаться, нам необходимо рассмотреть специфику и особенности категории женщин.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.154.251 (0.007 с.) |