ТОП 10:

Женщины как особая социально-демографическая общность



В современной социологической науке социально-демографические общности исследуются в самых различных аспектах. В последнее время воз­рос интерес к рассмотрению женщин «как специфической социально- демографической общности, обладающей социальными установками, инте­ресами и потребностями, отличающейся природными характеристиками, многоролевыми функциями, определенным социальным статусом в окру­жающей макро и микросреде»[19].

Для анализа женщин как особой социально-демографической группы необходимо обратиться к понятию «гендер». Гендер (gender) в переводе с английского языка означает пол. С точки зрения современной социальной науки «гендер – это совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола»[20]. Однако, кроме биологического пола, на формирование моделей поведения, видов деятельности, профессиональной ориентации мужчин и женщин, влияют и социокультурные нормы, существующие в обществе. Гендер конструируется обществом, определяя положение мужчины и женщины, a также присущие им роли в этом обществе. Быть мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными физиологическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные гендерные роли.

При этом нужно четко разграничивать понятия пол и гендер. Пол указывает на биологический статус человека, говоря о том, кем является данный человек — мужчиной или женщиной. Гендер, со своей стороны, указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения маскулинности или фемининности. Поэтому культурные ожидания и стереотипы, относящиеся к маскулинному и фемининному поведению, называются гендерными (а не половыми) ролями.[21] Дифференциация этих понятий говорит о выходе на новый теоретический уровень изучения и осмысления социальных процессов

Анализом женщин как социально-демографической общности занимается Тулузакова М.В. В своей работе «О социальном потенциале женской социально-демографической общности» она выделяет следующий критерии этой общности: «социальный статус и стратификация; этническая принадлежность; религиозность; возрастная структура; характер и уровень образования; виды и сферы трудовой деятельности; репродуктивное поведение; особенности гендерной идентичности; ценностные предпочтения, уровень интернальности и экстернальности; общий стиль жизни»[22]. Но она говорит о том, что это критерии не статичны и могут изменяться под влиянием таких факторов, как условия проживания, культурные стереотипы, система государственной поддержки и т.д.

«Женская общность существует одновременно в форме реальной и но-минальной (статистической) социальной группы, а принадлежность к ней определяет социальный статус человека в обществе»[23].Номинальность группы предполагает, что приписывание к ней в статистической форме не означает обязательных и непосредственных связей между относимыми к ней людьми, а потому не отражает сущностной стороны женщин как социальной общности. Реальная группа выступает объектом и субъектом реальных отношений и имеет набор сущностных характеристик: измеряемые потребности и интересы, общие социальные нормы и ценности, взаимные идентификации, мотивация; система социальных связей; стиль жизни и самовоспроизводство.

Причины особенного положения женщин в социальной структуре общества связаны c тем, что они обладают специфичным статусом и рядом физиологических особенностей. По мере трансформации общества, которая сопровождается изменениями в системе общественных отношений, социальный статус женщин так же менялся.

Принадлежность к конкретному биологическому полу означает и определённую социальную, a также гендерную позицию. В современном обществе женщины – «это особая социальная группа, обладающая определенной целостностью по отношению к другим группам общества, которая характеризуется социальным поведением и системой социальных установок, определяющих направленность жизненных стратегий и системой собственных социальных ценностей, социально-психологическими особенностями, спецификой социального статуса, гендерных и ролевых функций, социокультурного поведения»[24].

К наиболее значимым признакам, которые способствуют определению женщин, как особой социальной группы, относят демографические характеристики. По данным 2014 года женская социально-демографическая общность составляет фактическое большинство населения России. Это выражается в следующих цифрах: мужская часть населения России составляет 46%, в то время как женская 54%[25]. Что определяет их положение в социальной структуре общества и обуславливает представленность женщин в разных сферах, и прежде всего на рынке образовательных услуг.

По данным всероссийской переписи населения за 2010год, в среднем по всем возрастным группам до 50 лет, доля женщин с высшим образованием, превышает долю мужчин: 58% женщин на 42% мужчин. Высшее образование становится для женщины перспективой в получении престижной, хорошо оплачиваемой работы.

На сегодняшний день количество женщин, получивших общее и высшее специальное образование, превосходит количество мужчин, получивших такое же образование. A поскольку система высшего образования в современной России так же, как и в советский период, является главным «двигателем» социальной мобильности, обеспечивая, таким образом, равноправие в профессиональной сфере. В связи с этим наблюдается повышение уровня общего и специального образования.

Несомненно, что образование способствует тому, что женщины пополняют социальный слой высококвалифицированных специалистов. Являясь одной из составляющих такого многостороннего процесса как социализация, образование, оказывает влияние на выстраивание жизненных стратегий, которые в свою очередь способствуют эффективной общественной практике и размещению женщин по различным социальным позициям в социальной структуре общества.[26]

Образовательный статус представляется критерием социального развития женщин. В результате квалифицированной подготовки к профессиональной деятельности, которая способствует последующему претворению в жизнь выбранных стратегий, профессиональной самореализации происходит интеграция и успешная адаптация женщин в современном социуме. Наряду c этим, «образовательная система способствует ознакомлению с социальными установками, ценностями, общественными нормами, в том числе и гендерными»[27]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что для российских женщин получение образования, a также профессиональная направленность жизненной стратегии является определяющей и обеспечивает достаточно высокий уровень социальной мобильности.

Еще одним важным критерием, позволяющим выделить женщин в особую социально-демографическую группу, является генеративная функция (способность к деторождению). Кроме того, генеративная функция является предпосылкой целого ряда культурных и социальных последствий. И, прежде всего, «ведет к подчиненной роли в разделении труда и выборе сфер жизнедеятельности»[28]. Отношение к женщине и ее способности к продолжению рода отражает сложную систему взглядов на социальную жизнь, предусматривающую в качестве отправной точки либо приоритет женщины и равенства полов, существование различных моделей демократии, в том числе, и на основе гендерных подходов, либо признание традиционности «мужского мира».

Пытаясь определить место женщины в обществе, теоретики разных социологических направлений (Т. Парсонс, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс), в итоге приходят к одному выводу, что основное место женщины – дом и семья. Это положение воспринимается как устоявшийся, регулярный порядок человеческого поведения.

В частности, исходя из научных работ Т. Парсонса, действия человека являются самоорганизующейся системой, находящейся в зависимости от общепринятых норм и ценностей.[29] Изначальное положение женщины в социальных структурах определяется тем, что она предстает исполнителем всех значимых семейных функций, например, социализации детей и воспроизводства ценностей. Однако именно это ведет к гендерной стратификации, принижающей положение женщин. Соответственно, взаимодействия мужчин и женщин в общественной и производственной сферах, не дают женщинам возможности для активной реализации в профессиональной деятельности.

На положение женщин как особой социальной и демографической группы, согласно социологической теории конфликта, влияют дифференциация гендерных ролей, сохраняющаяся патриархальная идеология, организация семьи и работы, а также условия, ставящие ограничительные рамки, в том числе, модели воспроизводства населения, разделения домашней работы, профессиональной деятельности, экономическое перепроизводство, плотность населения и прочие переменные величины. Их взаимодействие и способы формирования ключевых структур хозяйства в рамках дома и производства определяют масштаб стратификации и способность женщины переходить от одной группы к другой.

По определению Э. Дюркгейма, классическую модель активности мужчин и женщин, значимость генеративной функции женщины и ее роль в обществе обусловливают социальные факты, объединенные в систему социальной реальности.[30]

Анализируя «традиционную власть» мужчин в обществе, выявляя общие закономерности и своеобразие статуса, роли, трудовых отношений в социальных, экономических, политических, социокультурных условиях жизнедеятельности женщин в общественных структурах, К. Маркс и Ф. Энгельс, объясняют подчиненное положение женщины значимостью генеративной функции. А также существованием зависимого социального института семьи, принудительно подчиняющий женщин к определенным условиям жизнедеятельности. Подчиненная роль не дает потенциала для подавляющего большинства женщин к профессиональной и творческой самореализации, возможности самостоятельно обеспечивать себя одобряемыми обществом способами, ограничивает их жизнедеятельность, выбор жизненных стратегий в рамках семейной реализации. Но, женщины, проявляя активность, заставляя социальные структуры пересматривать свои установки, отвоевывают в структуре общества важные для себя позиции.[31]

Неоклассический подход. До середины 60-х годов неоклассическая теория фактически игнорировала гендерные аспекты экономики. Прорыв в этом направлении связан с работами американского экономиста Гери Беккера.[32] Неоклассики заново проинтерпретировали гендерное распределение ролей внутри семьи с учетом понятия - человеческий капитал. В широком смысле, человеческий капитал представляет весь жизненный опыт человека, в узком – его образование, профессию. Различаются две части человеческого капитала: общая, которая подразумевает полученное общее образование, и специфическая, соответствующая его специализации, профессиональной квалификации. Исходя из этого, для семьи в целом выгодно, если каждый из супругов будет заниматься той деятельностью, в которой его человеческий капитал преобладает.

Неоклассическая школа проводит аналогию между заключением брака и созданием фирмы. Согласно подходу Г. Беккера, брак представляет собой о процесс сортировки мужчин и женщин для создания малых партнерств с помощью брачного рынка[33]. Исходя из этого подхода, на протяжении брака формируется специфический семейный капитал, который включает в себя такие блага, как дети, репутация в глазах окружающих, престиж, здоровье, взаимопонимание, чувственные удовольствия и т.д. Основная часть этого капитала не может быть автоматически перенесена в другой брачный союз - она безвозвратно утрачивается в случае развода. Поэтому вероятность расторжения брака в первые годы совместной жизни выше - ведь семейный капитал, накопленный к данному моменту, сравнительно невелик. По мере роста продолжительности брака вероятность развода снижается. Люди вступают в брак, когда ожидаемая полезность от совместной деятельности выше, чем сумма полезностей, ожидаемых в случае индивидуального проживания. И наоборот, брак распадается, когда выгоды от его расторжения выше, чем ожидаемая полезность сохранения семейных уз[34]. Это подход находит свое подтверждение в настоящее время. С ростом женской экономической активности растет число разводов, так как финансовая независимость существенно снизила для женщин возможный ущерб, связанный с расторжением брака или с заключением повторного брака.

Исходя, из всего сказанного, мы можем сделать вывод, женщины — это социально-демографическая общность людей, отличающаяся рядом физиологических и генеративных особенностей и представляющая особую группу в социальной структуре, характеризующуюся социальной, профессиональной активностью, социальной позицией и являющейся интеллектуальным, политическим, производственным и социальным человеческим потенциалом российского общества. Политическая перестройка, глобальные изменения в экономике, глубокие перемены в системе занятости, когда система планового формирования распределения и использования рабочей силы уступила место свободному рынку труда. Смена трудовой мотивации, преобразование критериев социальной дифференциации определяют положение женщины в социальной структуре современной России. Трансформация и неустойчивость социальной структуры, формирующаяся новая система равенства-неравенства, интеграции-дезинтеграции в социальном пространстве, адаптационные процессы, изменение соотношений форм собственности, модификация процесса гендерной социализации, исчезновение одних групп и слоев и возникновение других, изменения социально роли и статуса влияют на изменение жизненных стратегий женщин.

В качестве вывода можно сказать, что женская социально- демографическая общность имеет значительный потенциал. Поскольку именно она достаточно быстро реагируют на социально-экономические перемены, a также общественно-культурные трансформации, перестройку патриархального уклада жизни, смену традиционных гендерных ролей в социальной структуре современного российского общества. Отмечается переход женщин из статуса подчиненной общественной группы в статус активного социального субъекта. В связи c чем необходимо рассмотреть факторы и условия, оказывающих влияние на выбор жизненных стратегий женщин.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.194.83 (0.008 с.)