Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы конкурентоспособности технических систем железнодорожного транспорта на этапах жизненного цикла

Поиск

Постоянно усиливающаяся конкуренция как на внутреннем, так и на внешнем рынках обусловливает необходимость решения акту­альной проблемы, связанной с обеспечением высокого уровня кон­курентоспособности технических систем и транспортной компании в целом.

Конкурентоспособность технической системы это такой уровень ее экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволя­ет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичны­миобъектами на рынке.

Конкурентоспособность – это сравнительная оценка свойств объектов. В таблице 3.4 приведены факторы конкурентоспособности продукта на этапах жизненного цикла продукта.

Таблица 3.4 – Факторы конкурентоспособности технической системы на этапах жизненного цикла

Фактор Фаза жизненного цикла
Разработка Внедрение Рост Стабильность Спад
1. Характеристика этапа Отсутствие на рынке Появление, медленный рост продаж Интенсивный рост продаж Стабильный объем продаж Падение объемов продаж
2. Сила конкуренции Потенциальная Очень сильная Сильная Слабая Отсутствует
3. Доли на рынке Позиционирование Малые Растущие Большие Весь рынок
4. Доступ к рынку Затруднен Открыт Открыт Затруднен Блокирован
5. Объем производства Опытная партия Небольшой Растущий Максимальный Снижающийся
6. Подход к ценообразованию Исследование спроса Доходный Рыночный Рыночный Затратный
7. Роль качества в конкуренции Очень высокая Очень высокая Высокая Средняя Определяется ситуацией
8. Роль потребительских параметров Ключевая Высокая Средняя Средняя Низкая
9. Роль стоимостных параметров Ключевая Высокая Высокая Средняя Низкая
10. Роль регулятора Стимулирующая Поддерживающая Развивающая Невмешательства Ограничивающая
11. Маркетинговая стратегия Выжидания Снятие сливок или демпинг Расширение доли Диверсификации Разработка нового товара

 

Конкурентоспособность технической системы является элементом конкурентоспособности транспортной компании.

Конкурентоспособность транспортной компании является более сложным и обобщающим понятием по сравнению с понятием «конкурентоспо­собность технической системы». Эта сложность объясняется несравненно большим числом ключевых элементов, а также применяемых методов расчета, по которым целесообразно определять преимущественные индиви­дуальные числовые оценки. Последние впоследствии используются для расчета общей интегральной оценки уровня конкурентоспособ­ности транспортной компании.

Уровень конкурентоспособности транспортной компании следует признать одним из главных обобщающих показателей, с помощью которого может быть дана интегрированная оценка всех ее потенциальных, а при необходимости и прогнозных возможностей и конечных эконо­мических результатов деятельности. В связи с отсутствием в России общепринятой методики, которая позволяла бы достоверно оцени­вать уровень конкурентоспособности компании, указанный пока­затель не получил официального статуса. Поэтому на многих пред­приятиях по нему не дается комплексных оценок, расчеты носят фрагментарный характер.

Классификация объекта изучения необходима для его идентификации и разработки методов управления им, формирования системы мониторинга и контроллинга его функционирования, а также учета особенностей при оценке стоимости жизненного цикла.

На железнодорожном транспорте выделены следующие группы технических средств:

-верхнее строение пути, земляное полотно, искусственные сооружения и железнодорожные переезды;

-подвижной состав и специальный самоходный подвижной состав;

- устройства и линии электроснабжения;

- устройства, средства, сооружения и системы железнодорожной технологической электросвязи;

- устройства железнодорожной автоматики и телемеханики;

- устройства автоматического контроля технического состояния по ходу поезда;

- вычислительная техника, периферийные устройства, сеть передачи данных, общесистемное и прикладное программное обеспечение, используемое в информационных системах при организации перевозочного процесса;

- сооружения и устройства станционного хозяйства (грузовые и пассажирские платформы, пешеходные мосты, тоннели и настилы);

- машины и механизмы;

- средства крепления груза;

- автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов;

- вагонные весы;

- устройства и коммуникации промышленного телевизионного обеспечения;

- устройства и коммуникации теплоснабжения;

- устройства и коммуникации водоснабжения и водоотведения.

Реализация инновационной политики на железнодорожном транспорте требует активного внедрения новых принципов взаимоотношений разработчиков (НИИ, КБ и др.), поставщиков (заводов-изготовителей и т.п.) и потребителей (транспортных компаний) технических систем. Эти взаимоотношения должны быть основаны на соблюдении жестких требований по повышению надежности продукции, прежде всего, за счет применения технологических новшеств.

Основой взаимодействия транспортных компаний с изготовителями продукции должно стать построение долгосрочных отношений, обеспечивающих соблюдение показателей надежности и безопасности, заложенных в основу контракта. Повышение степени соответствия продукции производителей современным техническим требованиям, улучшение ее качества, оптимизация затрат на ее разработку, проектирование, изготовление и создание инновационной продукции позволяют решать следующие задачи:

- ускорение технического прогресса и формирование инновационного потенциала железнодорожного транспорта;

- удовлетворение потребности транспортных компаний в инновационной и качественной продукции, соответствующей требованиям международных, национальных и корпоративных стандартов;

- повышение эксплуатационной надежности продукции;

- снижение технических и экономических рисков развития транспортных компаний;

- улучшение качества транспортного обслуживания за счет внедрения новых видов подвижного состава и сложных технических систем, соответствующих лучшим мировым аналогам;

- повышение производственно-экономической эффективности деятельности железнодорожного транспорта;

- ускорение инновационного развития и реализация задач технологической модернизации и технического перевооружения железнодорожного транспорта.

Для обеспечения надежности и безопасности технических систем необходимо разработать комплекс организационно-технических требований и мероприятий по обеспечению безотказности, готовности и ремонтопригодности технических систем железнодорожного транспорта на этапах жизненного цикла на основе стоимости жизненного цикла.

В зависимости от этапа жизненного цикла перечень требований по обеспечению надежности и безопасности технических систем разрабатывают и утверждают:

- разработчик (для этапов жизненного цикла, связанных с разработкой и проектированием технических систем железнодорожного транспорта). Согласование осуществляется с изготовителем и заказчиком;

- изготовитель (для этапов жизненного цикла, связанных с изготовлением и производством). Согласование осуществляется с разработчиком и заказчиком;

- заказчик (для этапов жизненного цикла, связанных с эксплуатацией технических систем железнодорожного транспорта). Согласование осуществляется с разработчиком и изготовителем.

Требования по обеспечению надежности и безопасности объектов железнодорожного транспорта должны отражать организацию, цели, мероприятия по достижению планируемого уровня надежности и безопасности, принятые разработчиком, изготовителем и заказчиком; полномочия, ответственность и подотчетность на всех этапах жизненного цикла; процесс взаимодействия разработчика, изготовителя и заказчика; виды и объем отчетной документации. Если в процессе эксплуатации техническая система железнодорожного транспорта модернизируется, то и требования к надежности и безопасности должны пересматриваться и обновляться.

Разработанные требования к надежности и безопасности технических систем могут быть предоставлены для независимого экспертного заключения в организацию, аккредитованную на проведение сертификационных работ.

В таблице 3.5 приведены примерные задачи по обеспечению надежности и безопасности на этапах жизненного цикла технических систем железнодорожного транспорта, которые рассмотрены как часть общих задач проекта.

Таблица 3.5 – Задачи по обеспечению надежности и безопасности технических систем железнодорожного транспорта на этапах жизненного цикла

 

 

Стадия жизненного цикла Общие задачи Задачи надежности Задачи безопасности
Этап. Разработка
1. Концепция Установление области применения и назначения проекта. Определение концепции проекта. Проведение финансового анализа и технико-экономического обоснования. Организация управления проектом Пересмотр ранее достигнутых показателей надежности. Учет значений надежности технических систем железнодорожного транспорта Пересмотр ранее достигнутых показателей безопасности. Учет значений безопасности технических систем железнодорожного транспорта. Пересмотр целей и политики безопасности
2. Характеристика технических систем и условий применения Определение профиля назначения технических систем железнодорожного транспорта. Подготовка описания технических систем железнодорожного транспорта. Определение стратегий эксплуатации и технического обслуживания. Определение эксплуатационных условий. Определение условий проведения технического обслуживания. Определение влияния существующих ограничений в части инфраструктуры Оценка информации, накопленной из прошлого опыта в части надежности. Проведение предварительного анализа надежности. Выработка политики обеспечения надежности. Определение долгосрочных эксплуатационных условий и условий проведения технического обслуживания. Определение влияния существующих ограничений инфраструктуры железнодорожного транспорта на надежность Оценка информации, накопленной из прошлого опыта в части безопасности. Проведение предварительного анализа опасностей. Разработка программы обеспечения функциональной безопасности технических систем железнодорожного транспорта. Определение критериев риска. Определение влияния существующих ограничений инфраструктуры железнодорожного транспорта на безопасность
Стадия жизненного цикла Общие задачи Задачи надежности Задачи безопасности
3. Анализ риска Анализ рисков в реализации проекта Оценка риска в части надежности технических систем железнодорожного транспорта Оценка риска в части безопасности технических систем железнодорожного транспорта. Ведение журнала учета опасностей
4. Требования к техническим системам железнодорожного транспорта Проведение анализа требований. Установление требований к техническим системам железнодорожного транспорта (общие требования). Установление требований к среде. Определение критериев подтверждения и приемки технических систем железнодорожного транспорта (общие требования). Разработка плана валидации. Установление требований к управлению, качеству и организации. Выполнение процедуры контроля за изменениями Установление требований надежности к техническим системам железнодорожного транспорта (в целом). Определение критериев приемки технических систем железнодорожного транспорта в части надежности (в целом). Определение функциональной структуры технических систем железнодорожного транспорта. Разработка программы обеспечения надежности. Организация управления надежностью Установление требований к безопасности технических систем железнодорожного транспорта (в целом). Определение критериев приемки технических систем железнодорожного транспорта в части безопасности (в целом). Описание функциональных требований к безопасности. Организация управления безопасностью

 

 

Продолжение таблицы 3.5

Этап жизненного цикла Общие задачи Задачи надежности Задачи безопасности
Этап. Внедрение
5. Проектирование и реализация Осуществление планирования. Осуществление проектирования и разработки. Проведение анализа проекта и испытания. Верификация проекта. Реализация и валидация Проектирование ресурсов материально-технического обеспечения Выполнение политики обеспечения надежности путем рассмотрения, анализа, проверки и оценки данных в части: - безотказности и готовности; - технического обслуживания и ремонтопригодности; - оптимальной политики технического обслуживания; - поддержки материально-технического обеспечения. Контроль за выполнением политики обеспечения надежности в части контроля за субподрядчиками и поставщиками Выполнение программы обеспечения функциональной безопасности путем рассмотрения, анализа, проверки и оценки данных: - журнала учета опасностей. - анализа опасностей и оценки риска. Обоснование проектных решений по безопасности. Контроль за выполнением программы обеспечения функциональной безопасности в части: - управления безопасностью; - контроля за субподрядчиками и поставщиками. Подготовка доказательств безопасности общего характера. Подготовка (если необходимо) доказательств безопасности общего характера при применении
7. Установка Монтаж технических систем железнодорожного транспорта. Установка технических систем железнодорожного транспорта Начало обучения персонала по проведению технического обслуживания. Составление перечня запасных частей и обеспечение инструментом Разработка программы установки. Выполнение программы установки
8. Валидация технических систем железнодорожного транспорта Ввод в опытную эксплуатацию. Опытная эксплуатация. Проведение обучения Верификация надежности Разработка программы ввода в эксплуатацию. Реализация программы ввода в эксплуатацию. Подготовка доказательств безопасности технических систем железнодорожного транспорта для конкретного применения
9. Приемка технических систем железнодорожного транспорта Осуществление процедуры приемки на основании критериев приемки. Сбор доказательств для приемки. Ввод в эксплуатацию. Продолжение опытной эксплуатации (если необходимо) Оценка подтверждения по показателям надежности Оценка доказательств безопасности технических систем железнодорожного транспорта для конкретного применения

Окончание таблицы 3.5

Этап. Рост
10. Эксплуатация и техническое обслуживание Постоянная эксплуатация технических систем железнодорожного транспорта. Проведение текущего технического обслуживания. Текущее обучение Текущее обеспечение запасными частями и инструментом. Текущее техническое обслуживание, материально- техническое снабжение с целью обеспечения надежности Текущее техническое обслуживание с целью обеспечения безопасности. Текущий мониторинг показателей безопасности и ведение журнала учета опасностей
Этап. Стабильность
11. Мониторинг эксплуатационных характеристик Сбор статистических данных по эксплуатационным показателям. Получение, анализ и оценка данных Сбор, анализ, оценка и применение статистических данных по показателям надежности Сбор, анализ, оценка и применение статистических данных по показателям безопасности
12. Модификация и модернизация Выполнение процедуры запроса на изменения. Выполнение процедуры модификации и модернизации Рассмотрение возможности модификации и модернизации для надежности Рассмотрение возможности модификации и модернизации для безопасности
Этап. Спад
13. Вывод из эксплуатации и утилизация Планирование вывода из эксплуатации и утилизации. Вывод из эксплуатации. Утилизация Деятельность в части надежности отсутствует Проведение анализа опасностей и оценки риска. Реализация политики обеспечения функциональной безопасности

Соблюдение требований надежности и безопасности технических систем железнодорожного транспорта позволяет реализовать основные положения комплексной системы управления ресурсами, рисками и анализа надежности на этапах жизненного цикла. Формирование системы показателей безопасности и надежности позволяет персонифицировать ответственность за их выполнение на этапах жизненного цикла и разработать механизм экономической ответственности разработчиков, поставщиков и потребителей технических систем за несоблюдение параметров жизненного цикла. При этом важным элементом такого механизма является комплексная оценка стоимости жизненного цикла технической системы с выделением отдельных элементов для учета влияния на нее показателей надежности и безопасности.

Для оптимизации затрат на приобретение и эксплуатацию технических систем, а также выбора из них наиболее экономически целесообразного варианта осуществляется расчет их стоимости жизненного цикла и цены.

Контрольные вопросы к разделу 3.

1. Современная концепция маркетинга.

2. Элементы системы маркетинга.

3. Маркетинг инновационной деятельности.

4. Основные элементы маркетинга инновационной деятельности.

5. Анализ жизненного цикла продукта в системе маркетингового управления.

6. Характеристика составляющих комплекса маркетинга на этапах жизненного цикла продукта.

7. Основные маркетинговые стратегии на этапах жизненного цикла продукта.

8. Этапы жизненного цикла организации.

9. Эксплеренты, патиенты, виоленты, коммутанты, леталенты и их стратегии развития.

10. Характеристика комплекса маркетинга на этапах жизненного цикла компании.

11. Маркетинговые принципы управления компанией.

12. Факторы конкурентоспособности технических систем на этапах жизненного цикла.

13. Факторы, усиливающие конкурентную борьбу на транспортном рынке.

14. Проблемы развития конкуренции на транспортном рынке.

15. Факторы конкурентоспособности на этапах жизненного цикла продукции.

16. Конкурентоспособность продукции и компании.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.237 (0.008 с.)