Кафедра «экономика и управление на транспорте» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра «экономика и управление на транспорте»



Кафедра «Экономика и управление на транспорте»

В.А.Подсорин

А.В. Харитонова

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Москва – 2016

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II»

 


Кафедра «Экономика и управление на транспорте»

 

 

В.А.ПОДСОРИН

А.В. Харитонова

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ

 

Рекомендовано редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного пособия

для программ бакалавриата по направлениям «Экономика» и «Торговое дело»

 

 

 
Москва – 2016


 

УДК 330

П 44

Подсорин В.А., Харитонова А.В. Экономические методы управления жизненным циклом производственных и социальных систем: Учебное пособие для программ бакалавриата по направлениям «Экономика» и «Торговое дело».– М.: МГУПС (МИИТ), 2016. – 110 с.

 

В учебном пособии по дисциплине «Экономические методы управления жизненным циклом производственных и социальных систем» рассмотрены актуальные вопросы управления жизненным циклом производственных и социальных систем, представлены объективные закономерности развития и функционирования систем, рассмотрены общие положения использования концепции управления жизненным циклом в деятельности компании, приведена комплексная методика оценки стоимости жизненного цикла с учетом экономической ответственности разработчиков, производителей и поставщиков за несоблюдение параметров стоимости жизненного цикла.

Учебное пособие предназначено для профилей бакалавриата по направлениям «Экономика» и «Торговое дело».

Рецензенты:

Доцент кафедры «Международный финансовый и управленческий учет» Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), к.э.н., доцент Панкратова Е.А;

Зам.директора Дирекции маркетинга и тарифной политики ООО «Восток 1520», к.э.н. Сибагатулин В.Г.

 

ÓМГУПС (МИИТ), 2016

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 6

1. пРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ − КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ.......................................................................................... 8

1.1. Понятие системы. Классификация систем....................................... 8

1.2. Производственные системы и их классификация......................... 11

1.3. Предприятие как социально-экономическая система.................. 13

1.4. Модели развития организации...................................................... 17

2. эКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ развития и функционирования систем.................................................................................................. 25

2.1. Закономерности развития систем и их использование для целей управления......................................................................................................... 25

2.2. Теоретические основы функционирования систем....................... 33

2.3. Технологические уклады развития и особенности жизненного цикла систем железнодорожного транспорта..................................................... 35

3. мАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ...................... 40

3.1. Маркетинговая деятельность на этапах жизненного цикла......... 40

3.2. Факторы конкурентоспособности технических систем железнодорожного транспорта на этапах жизненного цикла...................................... 48

4. Концепция жизненного цикла в управлении................ 58

4.1. Общие положения концепции жизненного цикла систем............. 58

4.2. Технологии непрерывной информационной поддержки жизненного цикла изделия............................................................................................ 60

4.3. Проектное управление – форма реализации концепции жизненного цикла систем.............................................................................................. 65

5. Комплексная оценка стоимости жизненного цикла технических систем В ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЯХ..... 74

5.1. Методические подходы к оценке стоимости жизненного цикла.. 74

5.2. Классификация затрат при определении стоимости жизненного цикла 79

5.3. Оценка влияния показателей надежности на стоимость жизненного цикла технических систем......................................................................... 88

Глоссарий................................................................................................ 98

Список Рекомендуемых источников..................................... 108

 

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы при обновлении производственного потенциала на основе продуктовых и процессных инноваций транспортными компаниями все чаще используется подход, базирующийся на теории жизненного цикла. Сущность его заключается в рассмотрении инновационного процесса как динамически синхронизированного во времени и в пространстве по ресурсному обеспечению и экономической ответственности каждого его участника. В связи с этим вопросы оценки стоимости и управления жизненным циклом выходят на первый план. От их проработанности и обоснованности во многом зависит эффективность функционирования железнодорожных компаний.

Изучение жизненного цикла производственных и социальных систем во взаимосвязи с внешней средой позволяет выявить теоретические закономерности их изменения и использовать их на практике при обосновании управленческих решений. Жизненный цикл любой системы рассматривается как последовательность определенных этапов событий, мероприятий, происходящих в течение периода времени, который начинается с момента возникновения идеи и создания концепции системы и заканчивается по завершению этапа ликвидации системы.

В учебном пособии «Экономические методы управления жизненным циклом производственных и социальных систем» рассмотрены актуальные вопросы управления жизненным циклом производственных и социальных систем, представлены объективные закономерности развития и функционирования систем, рассмотрены общие положения использования концепции управления жизненным циклом в деятельности компании, приведена комплексная методика оценки стоимости жизненного цикла с учетом экономической ответственности разработчиков, производителей и поставщиков за несоблюдение параметров стоимости жизненного цикла, методические подходы к оценке стоимости жизненного цикла и классификация затрат при определении отдельных элементов затрат жизненного цикла, выделены маркетинговые принципы управления жизненным циклом изделия, определены основные направления повышения конкурентоспособности технических систем в разрезе основных стадий жизненного цикла, рассмотрены основные элементы системы управления ресурсами, рисками и анализа надежности на этапах жизненного цикла, применяемой на железнодорожном транспорте.

В ходе учебной дисциплины студент должен знать: методические подходы к оценке стоимости жизненного цикла технических и производственных систем; уметь – анализировать проблемы отраслевой экономики и оценивать коммерческие перспективы проектов в сфере транспорта; владеть – навыками экономического обоснования, систематизации и классификации факторов, определяющих стоимость жизненного цикла производственных и социальных систем.

 

 


 

1. пРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ − КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Модели развития организации

Жизненный цикл организации - совокупность этапов и стадий, через которые проходит организация за период своего функционирования: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение.

Большое внимание исследованию вопросов моделей развития организаций было уделено американскими учеными в промежутке с 1967 по 1983 год. Каждая из предложенных ими моделей предлагает различные основания для изменений. Кратко рассмотрим каждую из моделей в их исторической последовательности возникновения.

А. Даун: “Движущие силы роста” (1967). Это одна из самых ранних моделей, возникшая на примере правительственных комитетов. После описания четырех различных путей возникновения комитетов, Даунс предложил три основных стадии роста и развития организаций. Первая стадия - борьба за автономию - возникает до формального рождения или сразу же после него. Она характеризуется стремлением обрести законность и необходимые ресурсы от окружающей среды для достижения “порога выживания”. Вторая стадия - стремительного роста - включает быстрое расширение, где подчеркивается инновационность и креативность. Последняя стадия - замедления - характеризуется уточнением и формализацией правил и процедур.

Г. Липпитт и У. Шмидт: “Управленческое участие” (1967). Разработали одну из первых моделей жизненных циклов организации, работающей в частном секторе. Они преложили, что корпорации проходят три стадии в развитии: рождение - создание управленческих систем и достижение жизнеспособности; юность - развитие устойчивости и репутации; и зрелость - достижение уникальности и способности к приспособлению в изменяющихся областях работы. Эта модель описывает шесть основных задач управления, которые изменяются от стадии к стадии.

Б. Скотт: “Стратегия и структура” (1971). Эта модель описывает три отдельных типа организаций, которые следуют в исторической последовательности. Скотт утверждает, что фирмы развиваются от неформальной (как он это называет - “шоу одного человека”) до формализованной бюрократии, и затем до разнообразных промышленных конгломератов.

Ларри Грейнер «"Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции"» (1972)

Основная предпосылка создания теории Ларри Грейнером состоит в том, что будущее организации определено ее организационной историей в большей степени, чем внешними силами. Ларри Грейнер предложил последовательно выделяет пять этапов, называя их «стадиями роста». Каждая стадия — одновременно следствие предыдущей и причина последующей стадии.

Первая стадия: рост через креативность. Начинающий предприниматель обеспечивает очень мощный уровень креативного драйва, пытаясь воплотить идею в жизнь и заставить остальных поверить в нее. Организация начинает расти, и со временем предприниматель теряет прямой контроль над деятельностью своих подчиненных. Требуется профессиональное руководство, одной идеи уже недостаточно.

Вторая стадия: рост через директивное руководство. На данном этапе менеджмент предприятия выстраивает организационную структуру, в которой прописаны основные функции и зоны ответственности по отдельным позициям. Появляется система поощрения, наказания и система контроля. Функциональная структура, основанная на жесткой позиции, начинает проявлять свои минусы. На нижних уровнях не хватает свободы для быстрой реакции на изменения рынка. Наступает кризис автономии, который разрешается только делегированием полномочий.

Третья стадия: рост через делегирование. В первую очередь в растущей организации власть делегируют руководителям различных отделов, для проникновения на новые рынки и развития новых продуктов. Появляется новая система мотивации труда, такая как бонусы и участие в прибыли компании. Менеджеры высшего звена сосредоточиваются на общем стратегическом развитии и постепенно теряют контроль над разросшейся и усложнившейся организацией. Менеджеры на местах зачастую тратят больше времени и ресурсов на достижение целей предприятия, при этом, как правило, они не могут быть просто и быстро заменены. Наступает кризис контроля, который разрешается развитием программ координации.

Четвертая стадия: рост через координацию. Координационная деятельность заключается в том, что недостаточно централизованные подразделения объединяются в продуктовые группы, вводится сложная система распределения инвестиционных средств компании между ее бизнес-единицами. Постепенно предприятие сталкивается с проблемой слишком сложной системы планирования и распределения денег, а также перегруженной системой контроля. Ее реакция на изменения рынка значительно замедляется, что вызывает падание уровня организационной эффективности.

Пятая стадия: рост через сотрудничество. Организация осознает, бюрократизм системы управления и организационной структуры и начинает постепенно делать ее более гибкой. Вводятся внутренние команды консультантов, которые не руководят подразделениями, а помогают руководителям профессиональными советами. Поощряются любые новые идеи и критика старой системы.

Л. Грейнер отмечает, что организационный кризис, как правило, характеризуется снижением эффективности деятельности ниже границ рентабельности, потерей места на рынке, и возможностью гибели организации. Жизнь организации состоит в продвижении компании через стадии, где каждый эволюционный период создает его собственную революцию. Революция - бурный период в развитии организации, требующий серьезного пересмотра методов управления. Путь организации из одной стадии своего развития к следующей лежит через преодоление соответствующего кризиса данного переходного периода.

У. Торберт: “Ментальность членов организации” (1974). В этой модели организационное развитие тесно связано с развитием чувства общности персонала. Развитие происходит от индивидуальности и диффузности групп к чувству принадлежности и причастности к коллективу. При этом не уточняются механизмы развития.

Ф. Лиден: “Функциональные проблемы” (1975). На стадиях своего развития организации имеют различные функциональные проблемы - проблема адаптации к окружающей среде, приобретение ресурсов, достижение целей и поддержка образцов поведения. Первое, на чем фокусируется новая организация, по мнению Лидена, это адаптация и завоевание своей ниши в изменяющейся внешней среде. В основном это достигается через инновации. Второе - это приобретение ресурсов и развитие методов работы процедур. В третьих, придается особое значение постановке целей и получению прибыли. На четвертой стадии придается значение поддержанию поведенческих паттернов и институализации структур.

Д.Кац и Р.Кан:“Организационная структура” (1978). Указанные исследователи строят свою модель развития организаций на тщательной разработке организационной структуры, в соответствии с этим они предлагают три основных стадии развития - стадия простых систем, устойчивая стадия организации и стадия разработки структур. После выхода этой работы, социальные организации стали рассматривать как “открытые” системы, которые характеризуются взаимодействием с внешней средой. Главные предпосылки успеха организации отыскиваются не внутри, а вне ее. Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, выполняет функцию методологического принципа организации и анализа данных, полученных в результате диагностики конкретной организации.

И. Адизес «Управление жизненным циклом корпорации». Модель Адизеса является эволюционно-телеологической моделью организационного развития, рассматривающая указанный процесс как некий аналог процессов в развитии биологического организма. Процесс организационного развития представляется как естественный, поэтапный и запрограммированный, предусматривающий неизбежное и поэтапное прохождение организацией в ходе развития ряда обязательных фаз (стадий). В концепции указывается на невозможность перепрыгивания через указанные фазы.

Его теория концентрирует внимание на двух важнейших параметрах жизнедеятельности организации: гибкости и контролируемости (управляемости).Развивая идеи Грейнера, И. Адизес предположил, что динамика организационного развития, носит циклический характер. Эту идею он заложил в основу теории жизненных циклов организации. Согласно модели Адизеса, в процессе жизнедеятельности организации можно выделить десять закономерных и последовательных этапов. (Рисунок 1.3)

 

 

Рисунок 1.3.− Теория жизненных циклов организации И. Адизеса

Теория И. Адизеса концентрирует внимание на двух важнейших параметрах жизнедеятельности организации: гибкости и контролируемости (управляемости).

В процессе роста любая компания сталкивается с определенными трудностями и проблемами. На каждом этапе развития организации их условно можно разбить на две категории: 1) так называемые болезни роста, т.е. проблемы, обусловленные незрелостью компании и которых трудно избежать (как детские инфекционные болезни); 2) организационные патологии, или трудности, которые могут относиться на определенных этапах развития компании к болезням роста, но, будучи не преодоленными, превращаются в патологии, излечиться от которых самостоятельно компания уже не может. При правильной стратегии и тактике развития организации она может достигнуть расцвета и, в принципе, находиться в этом состоянии достаточно долго. В наличии этой принципиальной возможности - основное ограничение аналогии между развитием деловой организации и живого организма.

На практике теория Адизеса и его модель жизненного цикла организации дает весьма ощутимые результаты. Модель позволяет прогнозировать развитие событий и возникновение критических ситуаций, а значит, дает возможность подготовиться к ним надлежащим образом.

Дж. Кимберли: “Внешний социальный контроль, структура работы и отношения с окружающей средой” (1979). Изучение создания и развития медицинских школ позволило Кимберли создать принципиально отличающуюся модель развития организаций. Он утверждает, что первая распознаваемая стадия возникает еще до фактического создания организации. На этой стадии происходит выстраивание ресурсов и формирование будущей идеологии. Все это приводит к переходу на вторую стадию развития, включающую выбор “главных схем перемещения”, найм персонала. Третья стадия включает формирование организационной идентичности. На четвертой стадии правила становятся более ригидными, структура - формализованной, организация становится более консервативной и предсказуемой в ответ на давление внешней среды.

Р.Куинн и К. Камерон: “Интегративная модель” (1983). В 1983 году Куинн и Камерон предложили вариант, обобщающий вышеперечисленные модели. Основной акцент в своем выделении четырех стадий развития они делают на эффективности деятельности организации и её критериях на различных стадиях.

Несмотря на то, что в основе каждой из описанных моделей лежит своя уникальная идея, тем не менее, в каждой из них заложен смысл, отражающий сущность развития. Развитие - это высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому.

Контрольные вопросы по разделу 1.

1. Понятие система.

2. Базовые свойства системы.

3. Классификация систем.

4. Производственная система.

5. Законы соответствия и развития

6. Социально-экономическая система.

7. Организационная и производственная структура предприятия.

8. Жизненный цикл организации.

9. Модели развития систем.

10. Теория жизненных циклов организации И. Адизеса

 

 

Общие положения концепции жизненного цикла систем

Жизненный цикл системы – совокупность взаимосвязанных процессов (стадий) создания, последовательного изменения состояния и утилизации системы, обеспечивающей потребности пользователя.

На рисунке 4.1 представлены фазы жизненного цикла системы – как продукта, реализуемого на рынке и пользующегося спросом на всем его протяжении. Основными фазами жизненного цикла являются зарождение, развитие, зрелость, старе­ние.

 

Рисунок 4.1. – Изменение объемов продаж и чистого дохода по фазам жизненного цикла системы

 

Можно привести следующие ха­рактеристики указанных на рисунке 4.1 стадий жизненного цикла развития систем.

Зарождение (участок А-В). Системы, находящиеся на этой стадии, как правило, возникли недавно ввиду неудовлетворенной потребности группы по­требителей или в результате развития рынков товаров, основанных на новых технологиях, ранее не существовавших или не использовавших­ся для удовлетворения нужд потребителя. Основными характеристиками таких систем являются измене­ния в технологии, энергичный поиск новых потребителей и фраг­ментарность предложений на быстро меняющемся рынке. Объем продаж (А-В) растет, чистый доход, как правило, отрицателен в связи с тем, что для разработки системы расширения производственной базы осуществляется большой объем инвестиций. На этой стадии, как правило, требуются дополнительные источники финансирования для развития системы.

Развитие (участок В-С) – интенсивное развитие системы, т.е. приращение результатов опережает рост затрат. Точка С – точ­ка перегиба, для которой S’’(tc) = 0 (вторая производная равна нулю). На участке (В-С) угол наклона между касательной и кривой более 45 градусов. На этой стадии продукция, производимая сис­темой, начинает пользоваться спросом у все большего числа поку­пателей. В этот момент обостряется конкуренция. Производители начинают бороться за получение боль­шей доли на рынке. На стадии развития еще возможно вхождение на рынок новых производителей, хотя с течением времени это становится гораздо более трудным делом. Объем продаж (В-С) быстро увеличивается за счет интен­сивных факторов производства.

Зрелость (участок C-D) – стадия полного насыщения рынка. Большинство потенциальных покупателей приобретают продукцию достаточно регулярно. Зрелость характеризуется ста­бильностью спроса и предложения на рынке, постоянством технологий и распределения до­лей на рынке. Вход на рынок новых производителей затруднен и требует значительных вложений. Объем продаж достигает предельно высокого уровня (D), но в развитии системы все большее значение приобретают экстенсивные факторы. В точке D прибыль, достигнув максималь­ного значения, начинает снижаться S'(tD)= 0 (первая производ­ная равна нулю). На участке (C-D)угол наклона между касательной и кривой жизненного цикла менее 45 градусов.

Старение (участок D-E) постепенно снижается спрос на продукцию, либо потому, что ее начинают вытеснять новые и более качественные заменители, либо потому, что меняются потре­бительские предпочтения покупателей. Главными харак­теристиками этой стадии являются падение спроса, уменьшение числа конкурентов, сужение ассортимента товаров. Объем продаж падает, прибыль снижается, денежный поток сокращается. Объем продаж стремится к нулю (Е).

Концепция жизненного цикла систем предполагает следующее:

- жизненный цикл системы ограничен определённым периодом времени;

- по мере своего развития система проходит определённые этапы, на которых реализуются новые возможности и возникают проблемы функционирования;

- на разных этапах жизненного цикла темпы роста объёмов производства (реализации) и получаемой прибыли значительно различаются.

Приведенные на рисунке фазы жизненного цикла систем рассмотрены в наиболее общем виде. Конкретизация жизненного цикла систем по отдельным фазам, этапам, стадиям в разрезе отдельных элементов формирования стоимости позволяет разработать механизм управления на его основе.

Глоссарий

Анализ стоимости жизненного цикла – определение относительных величин составляющих (элементов) стоимости жизненного цикла, их взаимозависимости и степени воздействия на ее величину.

Безотказность(safety) – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки.

Валидация (validation) – подтверждение соответствия требованиям путем испытаний и представления объективных свидетельств, выполнения конкретных требований к предусмотренному конкретному использованию.

Верификация (verification) –подтверждение выполнения требований путем исследования и сбора объективных свидетельств.

Вид отказа –прогнозируемые или наблюдаемые последствия отказа на установленном элементе в зависимости с условиями эксплуатации во время отказа.

Восстановление (restoration)– событие, заключающееся в том, что после неисправности объект вновь становится способным выполнять требуемую функцию.

Время простоя – интервал времени, в течение которого объект находится в неработоспособном состоянии по внутренним причинам.

Гамма-процентный срок службы – календарная продолжительность эксплуатации, в течение которой объект не достигнет предельного состояния с вероятностью g, выраженной в процентах.

Готовность –свойство объекта быть в состоянии выполнять требуемую функцию при заданных условиях в данный момент времени или в течение заданного интервала времени при условии обеспечения необходимыми внешними ресурсами.

Денежный поток (CF – CashFlow) – разность между притоком и оттоком денежных средств за определенный период.

Дисконтирование денежных потоков – процедура приведения разновременных значений денежного потока к их ценности на определенный момент времени.

Доказательство безопасности – документ, содержащий совокупность доказательств о соответствии технической системы железнодорожного транспорта требованиям функциональной безопасности.

Долговечность –свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Предельное состояние – состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

Допустимый риск – максимальный уровень риска для изделия, который приемлем для административного органа железной дороги.

Жизненный цикл – совокупность процессов создания, эксплуатации, ремонта и утилизации единицы подвижного состава или сложной технической системы железнодорожного транспорта.

Жизненный цикл инновационного проекта – период времени от предпроектных исследований до прекращения инновационного проекта.

Жизненный цикл научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ – период времени от предпроектных исследований до прекращения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Жизненный цикл научно-технического проекта – период времени от предпроектных исследований до прекращения научно-технического проекта.

Жизненный цикл системы –период времени, который начинается с момента возникновения системы и заканчивается, когда система больше уже не используется, выводится из эксплуатации и утилизируется.

Жизненный цикл технической системы железнодорожного транспорта –период времени, который начинается с этапа создания концепции технической системы и заканчивается после этапа ее утилизации.

Журнал учета опасностей – документ, в котором регистрируются все действия по управлению безопасностью (обеспечению безопасности), выявленные опасности, ответственные лица, принятые и утвержденные решения или же указываются ссылки на связанные с этим процессом документы.

Зависимый отказ – отказ из-за совокупности событий, вероятность которых не может быть выражена простым произведением безусловных вероятностей отдельных событий.

Изготовитель(производитель) – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие продукцию для реализации заказчику (потребителям).

Интенсивность отказов – условная плотность вероятности возникновения отказа объекта, определяемая при условии, что до рассматриваемого момента времени отказ не возник.

Конкурентоспособность транспортной компании – способность удовлетворять платежеспособный спрос клиентов на транспортные услуги определенного объема и качества, что позволяет занять ведущее место на рынке транспортных услуг и получить максимально полезный эффект.

Конкурентоспособность транспортной продукции – совокупность характеристик перевозки, отражающая ее отличие от альтернативных перевозок (другими видами транспорта, либо с использованием иной технологии) как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по уровню транспортных затрат, позволяющая выдержать конкуренцию в завоевании такой доли рынка, которая обеспечивает получение необходимого эффекта от работы транспортного предприятия. Здесь под транспортной продукцией понимается не только перевозка как процесс, но и сопутствующие работы и услуги, оказываемые транспортными организациями.

Конкуренция на транспорте – это соперничество транспортных предприятий за лучшие методы хозяйствования, то есть за наиболее выгодные условия осуществления перевозок, освоение новых рынков и получение максимальной выгоды. Кроме того, конкуренция на транспорте – это борьба за грузовладельцев и пассажиров, за получение максимально полезного эффекта на основе применения современных, более эффективных технологий, повышения качестве перевозок, их надежности и скорости перемещения грузов и пассажиров.

Критерий предельного состояния – признак или совокупность признаков предельного состояния объекта, установленные нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документацией.

Критичность отказа – совокупность признаков, характеризующих последствия отказа.

Материально-техническое обеспечение – совокупность средств, предназначенных для эксплуатации и поддержания системы на заданном уровне готовности с учетом затрат в течение жизненного цикла.

Модель стоимости жизненного цикла – упрощенное представление структуры и алгоритма поэтапного формирования стоимости жизненного цикла единицы подвижного состава или сложной технической системы.

Мониторинг стоимости жизненного цикла – текущий учет и калькуляция затрат на владение (эксплуатацию) единицей (парком) подвижного состава или сложной технической системой. Мониторинг стоимости жизненного цикла заключается в поэлементном учете и анализе фактических трудовых и финансовых затрат (по этапам жизненного цикла) на эксплуатацию, ремонт, модернизацию и утилизацию единицы подвижного состава или сложной технической системы.

Надежность –свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.

Назначенный срок службы – календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

Неопределенность – неполнота и/или неточность информации об условиях реализации мероприятия (проекта), осуществляемых затратах и достигаемых результатах.

Неплановый ремонт – техническое обслуживание и ремонт, проводимые после обнаружения неисправности с целью возвращения объекта в состояние, в котором он способен выполнять требуемую функцию.

Объект железнодорожного транспорта – любая самостоятельная единица железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава, обеспечивающая выполнение требуемой функции в рамках перевозочного процесса.

Опасность (hazard) – потенциальный источник возникновения ущерба.

Отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта.

Отказ по общей причине – отказ, являющийся результатом события или событий, который является причиной совпадения состояний неисправности двух или более компонентов, ведущий к отказу системы при выполнении заданной функции.

Отказоустойчивость – понятие, реализуемое при разработке объекта, направленное на то, чтобы в случае отказа объект переходил в безопасное состояние или оставался в нем.

Отток денежных средств – инвестиции и текущие затраты, связанные с получением и использованием результатов научно-технической работы.

План обеспечения безопасности – документированный перечень запланированных по времени мероприятий, ресурсов и событий, направленных на внедрение организационной структуры, сфер ответственности, методик, мероприятий, мощностей и ресурсов, которые совместно будут способствовать тому, чтобы объект удовлетворял данным требованиям безопасности, относящимся к данному договору или проекту

Повышение безотказности – процесс прогрессирующего улучшения показателей безотказности объекта со временем.

Полнота безопасности – способность объекта, связанного с безопасностью, выполнять предъявленные функциональные и нормативные требования, требуемые функции безопасности при данных условиях эксплуатации в заданный период времени.

Правила технического обслуживания и ремонта – описание взаимных связей между эшелонами и уровнями технического обслуживания и ремонта и уровнями разукрупнения для технического обслуживания и ремонта объекта.

Предельное состояние – состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

Предупредительное техническое обслуживание – техническое обслуживание и ремонт, проводимые в заранее установленные интервалы времени или согласно установленным критериям с целью уменьшения вероятности отказа или ухудшения функционирования объекта.

Приток денежных средств – общая сумма поступлений денежных средств от использования результатов научно-технической работы.

Причина отказа – обстоятельства в ходе проектирования, производства или использования объекта, которые привели к отказу.

Продолжительность жизненного цикла – период времени между выработкой концепции изделия и его изъятием из обращения. Продолжительность жизненного цикла изделия как товара – период времени от вывода изделия на рынок (момента продажи)до исключения его из эксплуатации (ликвидации). Продолжительностью жизненного цикла подвижного состава и сложных технических систем, как правило, считается срок их службы.

Проектно-ориентированное управление(Management by Projects) – управленческий подход, при котором отдельно взятые заказы и задания, решаемые в рамках деятельности организации, рассматриваются как отдельные проекты, к которым применяются принципы и методы управления проектами.

Профиль стоимости жизненного цикла – графическое или табличное представление, изображающее распределение стоимости (затрат) на протяжении жизненного цикла (или его части).

Процесс обеспечения безопасности – последовательность процедур, осуществляемых с целью идентификации и обеспечения выполнения всех требований безопасности к объекту.

Разновременность – явление, характеризующееся не мгновенным (одномоментным), а распределенным во времени осуществлением затрат, получением результатов или эффектов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.083 с.)