Этапы процесса управления с позиции ситуационного подхода. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы процесса управления с позиции ситуационного подхода.



Модель 2

Организация как коллектив людей построен на принципах разделения и кооперации.

Основа как социальный деятель

Элементы модели: внимание к работникам, их мотивация, коммуникации, лояльность, участие в принятии решений человек-

Минусы – поиск резервов эффективности организации только в человеческом ресурсе и подчинения ему всех остальных факторов производства.

Цели менеджеров:

Главная задача – управление персоналом, что приводит к выполнению целей организации. Управление это воздействие на работников, необходимое для принятия решений и выполнения планов

Критерий успешной работы – повышение эффективности организации за счет совершенствования человеческих ресурсов

Необходимые методы: оценка качества труда и здоровья организации

Оперативная задача - выявление внутренних процессов для повышения производительности труда, выработки на одного работника.

Модель 3.

Организация как сложная иерархическая система, связанная с внешней средой. Существуют взаимосвязи и зависимости элементов, подсистем и всей системы с внешней средой

Организация – это составные части рынка, которые определяют структуру организации и ее систему управления

Ключевые факторы успеха:

- во внешней среде (ресурсы, информация)

-внутренняя структура (сильные и слабые стороны, которые создают предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию

Внешняя среда определяет «правила игры»

Внутренняя среда – формируется под непрерывным потоком управленческих решений и реально определяет уровень системной эффективности

Цели менеджеров:

Главная задача – стратегическое управление, как поведение организации в условиях, когда все взаимосвязанные предприятия действуют по своему усмотрению и не могут быть объектом точного прогноза и планирования (неопределенность).

Необходимо понимание единства системной многоплановости и сложности Внешней среды

Модель 4

Организация как общественное образование, в деятельности которой заинтересованы группы людей внутри и вне

Взаимосвязь интересов обусловлена тем, что используем ресурсы, предоставляемые поставщиками, интересы которых удовлетворены продукцией этой организации

Цели организации:

-1. производство и сбыт – получение прибыли

-2. удовлетворение запросам групп: потребители, поставщики, конкуренты, инвесторы, общество в целом

Организация ответственна перед заинтересованными лицами.

Цели менеджеров:

Главная задача менеджера – достижение высокой производительности и эффективности путем укрепления духа сотрудничества и вовлеченности работников в дела организации, балансирование интересов заинтересованных групп. (в т.ч. по критерию выживаемости, повышения стоимости бизнеса)


4. Общие подходы в теории менеджмента.

Процессный подход

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческий функций.

Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Процесс управления является общей суммой всех функций.

С позиции процессного подхода эффективного управления определяется правильным содержанием функций управления и правильной их соорганизации в рамках единого процесса. Современным направлением развития процессного подхода является такие управленческие технологии как управления бизнес процессами, реинженеринг бизнес процесса.

Системный подход

В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Системные концепции
Теория систем была впервые применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления по отношению к организации и управлению.

Система -это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Существуют два основных вида систем: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей системы. Часы - знакомый пример закрытой системы.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с внешней средой проницаемые границы системы. Открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления - главным образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации.

Модель организации как открытой системы. На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду.

Ситуационный подход

Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Ситуационный подход и процесс управления
Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписывающих руководств, это корее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.

Достоинства

♦ высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций:
♦ специализация подразделений на выполнении определенного вида управленческой деятельности, ликвидация дублирования в выполнении задач управления отдельными службами;
♦ освобождение линейных менеджеров от решения многих специальных вопросов и расширение их возможностей по оперативному управлению производством;
♦ создается основа для использования в работе, консультаций опытных специалистов, уменьшается потребность в специалистах широкого профиля.

В качестве недостатков
♦ нарушение принципом полноправного распорядительства принципа единоначалия;
♦ длительную процедуру принятия решений;
♦ трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
♦ снижение ответственности исполнителей за работу, поскольку каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей;
♦ несогласованность и дублирование указаний и распоряжений, получаемых исполнителями «сверху»;
♦ каждый функциональный руководитель и функциональное подразделение ставят свои вопросы на первое место, недостаточно согласовывая их с необходимостью достижения поставленных перед компанией целей;
♦ отсутствие взаимопонимания и единства действий между функциональными службами.

23. Матричная и дивизиональная структуры управления. Их достоинства и недостатки.

МАТРИЧНАЯ -структура управления, построенная по функциональному принципу; управление, когда его система разделена на функциональные службы, за каждой из которых закреплен определенный круг работ или проект. Матричным структурам свойственно сочетание управления, например, по функциям и по проектам, объединение которых образует матрицу

Преимущества матричной структуры:

  1. интеграция различных видов деятельности компании в рамках реализуемых проектов, программ;
  2. получение высококачественных результатов по большому количеству проектов, программ, продуктов;
  3. активизация деятельности руководителей и работников управленческого аппарата, усиление взаимосвязи между подразделениями; сокращение нагрузки на руководителей высшего уровня;
  4. усиление личной ответственности конкретного руководителя как за проект (программу) в целом, так и за его элементы;
  5. достижение большей гибкости и скоординированности работ
  6. преодоление внутриорганизационных барьеров

Недостатки матричной структуры:

  1. Сложность применения на практике, внедрение и эксплуатация выходит очень дорого
  2. она является трудной и порой непонятной формой организации; потеря ответственности
  3. подрывает принцип единоначалия, может вызывать конфликты среди сотрудников, может возникнуть анархия, в ее рамках не определены властные полномочия
  4. при использовании возникают трудности с перспективным использованием специалистов в данной компании;
  5. несвоевременно принимаются управленческие решения; как правило, характерно групповое принятие решений;
  6. считается абсолютно неэффективной в кризисные периоды.

ДИВИЗИОНАЛЬНАЯ— структура управления фирмой, компанией, в которой четко разделены управление отдельными продуктами и отдельными функциями.

Преимущества:

  1. позволяет компании уделять конкретному продукту, потребителю или географическому региону столько же внимания, сколько уделяет небольшая специализированная компания, в результате чего возможно быстрее реагировать на изменения. происходящие во внешней среде, адаптироваться к изменяющимся условиям;
  2. ориентирует на достижение конечных результатов деятельности компании; уменьшение сложности управления, с которой сталкиваются управляющие высшего звена;
  3. отделение оперативного управления от стратегического, в результате чего высшее руководство компании концентрируется на стратегическом планировании и управлении;
  4. такая структура помогает приблизить руководство к проблемам рынка; улучшение коммуникаций;
  5. развитие широты мышления, гибкости восприятия и предприимчивости руководителей отделений (дивизионов).

Недостатки:

  1. они привели к росту иерархичности, т. е. вертикали управления. Потребовали формирования промежуточных уровней менеджмента для координации работы отделений, группы;
  2. противопоставление целей отделений общим целям развития компании, несовпадение интересов "верхов" и "низов" в многоуровневой иерархии;
  3. возможность возникновения межотделенческих конфликтов, в частности, в случае дефицита централизованно распределяемых ключевых ресурсов; невысокая координация деятельности отделений (дивизионов), штабные службы разобщены, горизонтальные связи ослаблены;
  4. неэффективное использование; увеличение затрат на содержание управленческого аппарата вследствие увеличения численности персонала;
  5. затруднение осуществления контроля сверху донизу;

24. Механизмы управления: средства и методы управления.

Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

В системе методов управления персоналом выделяют:

  1. Административные методы; базируются на власти и дисциплине;

Включают: сист.зак.актов,сист.нормативных и методич.док.

,сист.оперативного управл.

Характеристики: а) прямое и быстрое воздействие на управл-й объект

Б) Однозначное решение исполнит. В) Обязательное выполнение

Формы: организационная и распорядительная.

  1. Экономические методы; носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма.(ценовая, налоговая, кредитная система, ОТ и тд)
  2. Социально-психологические методы. Базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

    25. Экономический механизм управления.

Носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма.(ценовая, налоговая, кредитная система, ОТ и тд)

26. Административные методы управления.

дминистративные методы; базируются на власти и дисциплине;

Включают: сист.зак.актов,сист.нормативных и методич.док.

,сист.оперативного управл.

Характеристики: а) прямое и быстрое воздействие на управл-й объект

Б) Однозначное решение исполнит. В) Обязательное выполнение

Формы: организационная и распорядительная.
27. Социально – психологические методы управления.

Базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

28. Процессы управления: понятие, свойства, основные этапы осуществления.

Процесс управления – определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию или услуги на «выходе» системы.

процесс управления – совокупность циклических действий, связанных с вявлением проблем, поиском и организацией принятых решений.

Выделяют:

  1. Процесс планирования – связан с принятием таких решений, как постановка целей, определение необходимых ресурсов, выбор способов достижения целей и задач.
  2. Процесс организовывания – вызывает необходимость принятия решений по вопросам о структуре производства и управления, об организации производственного процесса, вспомогательных служб и обслуживающего производства, об организации труда рабочих и специалистов.
  3. Процесс мотивации – включает решения по установлению и оценке неудовлетворенных потребностей, по формированию целей удовлетворения потребностей и по определению стимулирующих действий.
  4. Процесс координации – каким образом будет достигаться согласованнойсть в работе звеньев, какие технические средства связи будут испольщоваться и др.
  5. Процесс контроля – принятие решений о том, что, как и когда контролировать, какие виды и формы контроля использовать, как анализировать процессы в соответствии с данными контроля и т.д.

Характеризуется непрерывностью, циклической повторяемостью отдельных фаз (сбора, обработки, анализа, хранения, контроля информации; выработки и принятия решений; организации их выполнения), неравномерностью, инерционностью, проявляющейся в запаздывании управленческих действий.

Процесс управления складывается из чередования определенных этапов и проявляется как непрерывная последовательность целенаправленных действий аппарата управления и руководителя для достижения определенных результатов.

Традиционно управленческий процесс представлен в виде последовательно сменяющих друг друга этапов, таких как целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, выработка управленческого решения.

Выделение тех или иных этапов процесса управления необходимо с учетом определенных аспектов процесса.

К ним в частности относятся следующие аспекты.

Организационный аспект проявляется в последовательности использования организационных рычагов воздействия. В связи с использованием данного аспекта, можно выделить следующие этапы: регламентирование, нормирование, инструктирование, ответственность.

Функциональный аспект проявляется в последовательности реализации основных функций управления. В соответствии с данным аспектом в процессе управления можно выделить следующие этапы: планирование; организация; активация; регулирование, координация; контроль.

Информационный аспект представляет собой весь комплекс операций по преобразованию, очистке информации, выполняемых в определенной последовательности и взаимосвязи с целью перевода системы из одного состояния в другое.

проявляется в последовательности выполнения информационных работ в процессе управления. В связи с данными посылками с использованием информационного подхода выделяются следующие этапы в процессе управления: этап поиска информации; этап комплектования информации; этап обработки и передачи информации.

Экономический аспект находит свое выражение в использовании ресурсов производства. Экономический аспект процесса управления можно выразить через существование следующих этапов: установка экономических потребностей; оценка наличия ресурсов; распределение ресурсов, использование ресурсов.

29. Типы процессов управления.

В соответствии с традиционной типологией, выделяются следующие типы процесса управления.

1). Линейный тип процесса управления: цель-ситуация-проблема-решение; характер. строгой последовательностью осуществления его этапов и используется тогда, когда есть полная и достаточная определенность относительно цели воздействия, ситуации и т.д., когда есть полная возможность осуществления каждого из этапов в рамках работ, которые присущи каждому из этапов. Чаще всего линейный тип процесса управления используется по типовым ситуациям и решениям, повторяющимся либо элементарным.

2). Корректируемый тип - характеризуется необходимостью корректировки каждого из этапов процесса управления после прохождения последующего этапа. Используется, когда существует недостаточная определенность, которую можно устранить лишь после прохождения последующего этапа процесса управления посредством корректировки уже пройденного этапа, точно оценить положение дел, выделить ключевую проблему и наметить однозначную цель, технология управления может быть разветвленной. Решения разрабатываются в этом случае параллельно по нескольким линиям, вследствие чего желаемый результат достигается их совокупностью.

3). Разветвленный тип - При невозможности точно оценить положение дел, выделить ключевую проблему и наметить однозначную цель, технология управления может быть разветвленной. Решения разрабатываются в этом случае параллельно по нескольким линиям, вследствие чего желаемый результат достигается их совокупностью, или одним, но имеющим многоаспектный характер. Обычно это имеет место в сфере научных исследований.

4). Ситуационным тип процесса управления - возникает как бы из ситуации, при которой из нее же главным образом исходят и поиск проблемы, и разработка решения..

Технология управления по ситуации применяется, когда процесс управления осуществляется в условиях высокой неопределенности.. Фазы управленческого процесса здесь часто независимы друг от друга, и менеджер принимает оперативные решения на основе постоянного наблюдения и анализа за изменениями, которые происходят во внешней и внутренней среде организации.

5). Поисковый тип процесса управления - исходит из полной ясности задач, но невозможности точно оценить ситуацию или проблему. Тогда решение разрабатывается, исходя из цели, в обратной последовательности фаз и корректируется по ситуации. Такой тип управленческого процесса имеет место при подготовке долгосрочного решения в условиях высокой неопределенности перспектив.

30. Управленческие решения: понятие, классификация.

Процесс принятия решения:
— это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованием различных методов и технических средств, направленная на разрешение определенной управленческой ситуации путем формирования, а затем реализации воздействия на объект управления.

Этапы:

  1. Диагностика проблемы.
  2. Формулировка ограничений и критериев принятия решений.
  3. Определение альтернатив
  4. Оценка альтернатив.
  5. Выбор альтернативы.
  6. Реализация.
  7. Обратная связь.

При принятии управленческих решений всегда важно учитывать риск.

Определенность. Решение принимается вусловияхопределенности, когда руководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора.

Риск. К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна.

Неопределенность. Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. В итоге вероятность определенного последствия невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности. Неопределенность характерна для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся обстоятельствах..

Время и изменяющаяся среда. Ход времени обычно обусловливает изменения ситуации. Если они значительны, ситуация может преобразиться настолько, что критерии для принятия решения станут недействительными. Подобным образом следует учитывать вероятность опережения решением своего времени.

31. Процесс принятия управленческих решений.

Процесс принятия решения:
— это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованием различных методов и технических средств, направленная на разрешение определенной управленческой ситуации путем формирования, а затем реализации воздействия на объект управления.

Этапы:

  1. Диагностика проблемы.
  2. Формулировка ограничений и критериев принятия решений.
  3. Определение альтернатив
  4. Оценка альтернатив.
  5. Выбор альтернативы.
  6. Реализация.
  7. Обратная связь.

При принятии управленческих решений всегда важно учитывать риск.

Определенность. Решение принимается вусловияхопределенности, когда руководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора.

Риск. К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна.

Неопределенность. Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. В итоге вероятность определенного последствия невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности. Неопределенность характерна для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся обстоятельствах..

Время и изменяющаяся среда. Ход времени обычно обусловливает изменения ситуации. Если они значительны, ситуация может преобразиться настолько, что критерии для принятия решения станут недействительными. Подобным образом следует учитывать вероятность опережения решением своего времени.

32. Модели и методы принятия управленческих решений.

  1. Метод ситуационного анализа;
  2. Метод моделирования

Метод ситуационного анализа оказывает помощь в проведении анализа ситуации, установлении факторов, оказывающих влияние на развитие ситуации.

Ситуационный анализ - это комплексные технологии подготовки, принятия и реализации управленческого решения, в основе которых лежит анализ отдельно взятой управленческой ситуации.

Подготовка к ситуационному анализу

Подготовку начинают с чёткого определения ситуации принятия решения.

Анализ информации

Анализ поступившей информации о ситуации принятия решения начинается с поиска возможных аналогов. Информация об аналогах представлена в виде некоторого числа эталонных ситуаций.

Анализ ситуации

Одна из основных задач этого этапа – проведение анализа ключевых профильных проблем ситуации, включая оценку:

- слабых и сильных сторон

- опасностей и рисков

- перспектив развития ситуации в рамках рассматриваемых проблем.

Результат такого анализа – более чёткое представление проблем, возникающих в сложившейся ситуации.

Задача анализа ситуации считается выполненной, если в результате его, руководитель получает чёткое, достаточно полное представление о ситуации, необходимое для принятия важных управленческих решений.

Завершает этап анализа ситуации оценка устойчивости ситуации к возможным изменениям внешней и внутренней среды, к наиболее вероятным изменениям показателей, характеризующих динамику развития ситуации.

Оценка ситуации

Подготовка аналитических материалов по результатам ситуационного анализа

Обзор моделей науки управления

Теория игр — метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов.

В бизнесе игровые модели используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, новые кампании поддержки сбыта, предложения дополнительного обслуживания, модификацию и освоение новой продукции. Теория игр используется не так часто, как другие описываемые здесь модели. К сожалению, ситуации реального мира зачастую очень сложны и настолько быстро изменяются, что невозможно точно спрогнозировать, как отреагируют конкуренты на изменение тактики фирмы.

Модель теории очередей или модель оптимального обслуживания используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них.

Модель управления запасами используется для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах. Цель данной модели — сведение к минимуму отрицательных последствий накопления запасов, что выражается в определенных издержках.

Модель линейного программирования применяют для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей.

Экономический анализ - вбирает в себя почти все методы оценки издержек и экономических выгод, а также относительной рентабельности деятельности предприятия. Типичная «экономическая» модель основана на АНАЛИЗЕ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ.

33. Сущность власти. Управляемость как фактор власти. Типология власти.

Слово "Власть" может употребляться в нескольких значениях:

1. Способность,правои возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения;

2. Политическое господство над людьми;

3. Система государственных органов;

4. Лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.

Управляемость как фактор власти во многом зависит от степени участия в управлении сотрудников подразделений, понимании ими места и роли в общем процессе движения к постоянной цели. Наиболее распространенными формами участия в управлении являются собрания акционеров, принятие стратегических решений, возможность реализации выдвигаемых инициатив и др.

Принимаемые решения должны быть качественны, вызывать желание действовать энергично, эффективно, со стороны исполнителей не должно быть противодействий.

  1. Типология власти.

Харизматическая власть, или власть примера, построена не на логике и не на разумной вере, а на традиции и силе личных качеств и особенностей лидера. Власть вознаграждения основана на том, что руководитель может оказывать положительное подкрепление результатов работы, поскольку в его руках сосредоточены основные возможности распределения стимулов.

Власть принуждения основана на том, что руководитель имеет возможность наказывать, препятствовать достижению целей и потребностей исполнителей. Они, в свою очередь, это сознают и вынуждены, вследствие этого, подчиняться. Иногда эту форму власти обозначают как «негативная власть» или «власть страха».

Власть вознаграждения основана на том, что руководитель может оказывать положительное подкрепление результатов работы, поскольку в его руках сосредоточены основные возможности распределения субъективно значимых для исполнителей стимулов.

Экспертная власть как власть через разумную веру в руководителя. Исполнители часто считают, что руководитель обладает наибольшей степенью профессиональной компетентности, способной реализовать цели организации и значит — их собственные.

Харизматическая власть, или власть примера, построена не на логике и не на разумной вере, а на традиции и силе личных качеств и особенностей лидера. Она определяется отождествлением исполнителя с лидером, руководителем или влечением к нему. Харизматическое влияние — это личностное, а не должностное влияние.

Законная, или традиционная, власть основана на том, что руководитель обладает системой правовых, производственных рычагов воздействия на подчиненных, которые законодательно закреплены в его статусе и должностных обязанностях. Исполнители предельно четко сознают это, признают право руководителя реализовывать в отношении них, законодательные меры воздействия.

Власть информации. Люди испытывают постоянную потребность в самой различной информации. Руководитель же, как правило, не только регулирует доступ информации к своим подчиненным, но обычно обладает значительно большей, чем они, информацией.

34. Природа и причины конфликтов. Типы конфликтов.

Итак, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется(укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.

Каждая сторона воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой проблемы в разрешении которой преобладающее значение имеют три главных момента: во-первых, степень значимости более широкой системы связей, преимущества и потери, вытекающие из предшествующего состояния и его дестабилизации - все это может быть обозначено как оценка доконфликтной ситуации; во-вторых, степень осознания собственных интересов и готовность пойти на риск ради их осуществления; в-третьих, восприятие противостоящими сторонами друг друга, способность учитывать интересы оппонента.

У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.

  1. Типы конфликтов.

Внутриличностный конфликт.

Этот тип конфликта не соответствует определению, данному выше. Однако, его возможные дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы, и из них наиболее распространена форма ролевого конфликта, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы или, например, когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Исследования показывают, что такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.

Межличностный конфликт.

Это самый распространённый тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего, это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее руководство выделить эти ресурсы ему, а не другому руководителю.

Межличностный конфликт также может проявляться и как столкновения личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.

Межгрупповой конфликт.

Организации состоят из множества формальных и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникнуть конфликты. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности. Яркий пример межгруппового конфликта- конфликт между профсоюзом и администрацией.



  1. 35. Методы управления конфликтом. Стили разрешения межличностных конфликтов.
    Методы управления конфликтом. Стили разрешения межличностных конфликтов.

Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:

адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так и своих собственных;

открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации,

создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1059; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.127 (0.085 с.)