Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммерческая тайна в предпринимательской деятельности. Режимы, субъекты тайны

Поиск

Согласно ст. 29 Конституции РФ каждый вправе свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом. Конституция также закрепляет право доступа каждого к информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (ст. 24). Также согласно ст. 42 Конституции каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

 

В ГК РФ нормы об информации направлены в том числе на обеспечение предпринимательских отношений.

 

Информация является самостоятельным объектом гражданского права (ст. 128 ГК РФ). Особое регулирование применяется в отношении:

– сведений, отнесенных к государственной тайне;

– конфиденциальной документированной информации;

– персональных данных.

Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации, определяет ее руководитель с учетом требований Федерального закона от 29 июня 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», ст. 139 ГК РФ и Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «О Перечне сведений конфиденциального характера».

 

К служебной тайне можно отнести любые сведения, известные работнику в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Сохранение в тайне служебной информации зачастую не обусловлено ее коммерческой ценностью. Нередко разглашение конфиденциальной информации допускают работники, в чьи обязанности вообще не входит работа с данными сведениями (например, обслуживающий персонал). В тех случаях, когда законодательство устанавливает особые требования к ее соблюдению, принято говорить о профессиональной тайне (адвокатской, врачебной, аудиторской, нотариальной тайне и пр.).

 

Следует отличать информацию, способную к охране в режиме тайны, от способностей лица к полезной деятельности, т. е. знаний, навыков, умений, которые не могут быть использованы без него. Например, это деловые качества работника – способности выполнять трудовую функцию с учетом профессионально-квалификационных и личностных качеств. Использование своих профессиональных навыков и умений даже при работе у другого работодателя не является нарушением конфиденциальности.

 

Статья 139 ГК РФ определяет понятие служебной и коммерческой тайны, не разграничивая их. Действие этой статьи распространяется на защиту прав обладателя сведений, не подпадающих под охрану норм патентного, авторского или другого специального законодательства, а также на охраноспособные решения (изобретения и пр.), не запатентованные правообладателем по каким-либо мотивам.

 

Для признания информации коммерческой или служебной тайной необходимо одновременное наличие трех признаков:

 

1) информация составляет действительную или потенциальную ценность в силу ее неизвестности третьим лицам;

2) к ней нет свободного доступа на законном основании;

3) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

 

За незаконное получение такой информации предусмотрена ответственность в форме возмещения убытков. Возможно наступление административной (ст. 13.14 КоАП за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом) и уголовной ответственности (ст. 183 УК РФ за незаконное получение и использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую и банковскую тайну).

53. Формы и способы защиты прав предпринимателей.

Формы защиты прав предпринимателей делятся на судебные и внесудебные.

 

Судебные формы защиты прав предпринимателей предполагают определенного рода деятельность со стороны таких органов, как:

 

- Конституционный Суд РФ;

- арбитражные суды;

- суды общей юрисдикции.

К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести:

- нотариальную защиту;

- третейское разбирательство;

- досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.

Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.

 

Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав - это способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права.

Материально-правовые способы защиты прав по целям подразделяются на пресекательные, восстановительные и штрафные.

К пресекательным относятся способы, связанные с принудительным прекращением противоправных действий, причиняющих убытки (вред) или иные негативные последствия, а также создающих угрозу таких последствий.

По своей природе пресекательными являются действия по:

- признанию недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

- неприменению судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, и т.д.

К восстановительным относятся способы, направленные на признание за субъектом определенных прав, а также на восстановление положения, имевшего место до нарушения права.

 

Восстановительным и способами являются:

- признание права;

- признание оспоримой сделки недействительной и применению последствий ее недействительности;

- присуждение к исполнению обязанности в натуре;

- возмещение убытков и компенсации морального вреда и др.

 

К штрафным относятся способы, направленные на применение против нарушителя нормативно установленных санкций (мер ответственности) за противоправное поведение.

К штрафным способам защиты можно отнести действия по:

- взысканию неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами;

- обращению незаконно полученного по сделке в доход государства;

- конфискации и т.д.

 

Процессуальные способы защиты - способы, обеспечивающие защиту прав предпринимателей в процессе рассмотрения спора о нарушенном праве. К их числу относят:

 

1) право в договорном порядке установить компетентный орган по разрешению споров;

2) право обращения к компетентному органу по защите нарушенных прав и интересов предпринимателей и т.д.

 

Самостоятельным способом защиты прав, полагаем, является самозащита (ст. 14 ГК РФ). ГК РФ не содержит определения этого понятия, а лишь устанавливает, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не должны выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

54. Основы налоговой системы в Российской Федерации.

Налоговая система РФ представляет собой большую экономико-правовую систему. Она имеет экономическую, организационную и нормативно-правовую основу.

 

Экономической основой этой системы являются российские и иностранные предприятия, организации, а также физические лица, ведущие экономическую деятельность без образования юридического лица. Все эти лица могут заниматься экономической деятельностью в различных сферах и отраслях экономики. В налоговом законодательстве экономическая база представлена совокупностью объектов налогообложения и совокупностью налогоплательщиков, что объективно определяет систему налогов и специальные налоговые режимы.

 

Организационная основа налоговой системы образуется профессиональными налоговыми и привлекаемыми к налоговой деятельности организациями, действующими в экономической сфере. Профессиональные налоговые организации анализируют и инспектируют экономическую деятельность налогоплательщиков с позиций налогообложения и выполняют совместно с привлекаемыми организациями функции, обеспечивающие реализацию налогового и таможенного законодательства.

 

Правовой основой налоговой системы является законодательство о налогах и сборах, а также таможенное законодательство, образующие в совокупности нормативную модель налоговой системы. Последняя включает систему налогообложения и собственно систему налогов, а также ее модификации в виде специальных налоговых режимов применительно к особенностям объекта налогообложения и особенностям налогоплательщика.

55. Порядок обращения взысканий на имущество предпринимателей.

1. В случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее указанной организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится, в следующей очередности:

1) в первую очередь - на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе на ценные бумаги (за исключением ценных бумаг, составляющих инвестиционные резервы инвестиционного фонда), предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий;

2) во вторую очередь - на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;

3) в третью очередь - на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;

4) в четвертую очередь - на непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда.

2. Положения части 1 настоящей статьи применяются также при обращении взыскания на имущество должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, в случае исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном судом, другим органом или должностным лицом в связи с предпринимательской деятельностью указанного гражданина.

3. Должник обязан уведомить кредиторов об обращении взыскания на принадлежащее ему имущество, указанное в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи, путем внесения сведений об обращении взыскания на такое имущество в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц с указанием размера требований в соответствии с исполнительным документом и очередности обращения взыскания на имущество.

 

56. Объединения в сфере предпринимательства.

Объединение коммерческих организаций – форма интеграции, участники которой осуществляют согласованную предпринимательскую деятельность.

 

Классификация может быть проведена по ряду критериев. По организационно-правовым формам выделяют: ассоциации и некоммерческие партнерства, холдинги, финансово-промышленные группы, объединения предпринимателей, основанные на договоре простого товарищества.

По экономическому содержанию выделяют: концерны, конгломераты, консорциумы, картели, синдикаты, пулы и пр.

Концерн – способ организации взаимодействия путем централизации производственных, научно-технических, внешнеэкономических функций, финансовой и инвестиционной деятельности, а также сервисного, коммерческого обслуживания.

Конгломера т – совокупность разнопрофильных организаций, которые не имеют каких-либо общих производственных основ, но объединены организационными или финансовыми связями.

Консорциум – временное договорное объединение субъектов предпринимательской деятельности, сохраняющих юридическую самостоятельность, создаваемое с целью осуществления крупных проектов.

Картель – договорная форма объединения, участники которой, сохраняя статус юридического лица, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность, определяют общую сбытовую политику и ценообразование с целью усиления влияния на товарных рынках.

Синдикат – объединение картельного типа, участники которого сбывают свои товары через единую торговую контору, которая может также осуществлять для участников синдиката закупки сырья.

Пул – договорная форма объединения, участники которой не утрачивают юридической самостоятельности, создаваемая для консолидации средств и минимизации рисков с целью распределения полученных от совместной деятельности доходов.

 

По способу организации выделяют объединения вертикального и горизонтального типов.

 

По критерию правосубъектности выделяют холдинги, ФПГ, обладающие частичной (неполной) правосубъектностью или отдельными ее элементами, поскольку в определенных случаях они становятся субъектами урегулированных нормами права общественных отношений.

 

Ассоциация (союз) – некоммерческая организация, представляющая собой договорное объединение коммерческих организаций, созданное в целях координации их деятельности и защиты общих имущественных интересов.

 

Некоммерческое партнерство – некоммерческая организация, основанная на членстве, учрежденная для содействия ее членам в осуществлении целей, направленных на достижение общественных благ.

 

Холдинг – совокупность основного (материнского) общества (товарищества) и дочерних хозяйственных обществ, ведущих согласованную деятельность и связанных между собой отношениями экономической зависимости и контроля, позволяющими основному (материнскому) обществу (товариществу) определять условия ведения деятельности дочерними обществами.

 

Финансово-промышленная группа (ФПГ) – форма объединения юридических лиц в целях технологической и экономической интеграции.

57. Понятие цены, виды цен.

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф - цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.

Ценовая система – совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков.

Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания экономики строится на основе учета особенностей отдельных отраслей народного хозяйства и включает следующие виды цен:

1) оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей, кроме населения, независимо от форм собственности;

2) закупочные цены на продукцию сельского хозяйства – цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермами и населением;

3) цены на строительную продукцию – сметная стоимость объекта либо усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за м 2жилой площади);

4) тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения;

5) цены на потребительские товары – используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям;

6) тарифы на услуги – система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям;

7) внешнеторговые цены – цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг;

8) экспортные цены – цены, по которым российские производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары и услуги на мировом рынке;

9) импортные цены – цены, по которым российские фирмы закупают товары и услуги за рубежом.

Рыночная цена товара, работ, услуг – цена, складывающаяся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры. Рыночные цены по условиям их фондирования подразделяется на свободные, монопольные и демпинговые.

58. Торгово-промышленные палаты.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации — негосударственная, некоммерческая организация, объединяющая своих членов для реализации целей и задач, определенных Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и Уставом Палаты.

 

Торгово-промышленная палата Российской Федерации представляет интересы малого, среднего и крупного бизнеса, охватывая своей деятельностью все сферы предпринимательства — промышленность, внутреннюю и внешнюю торговлю, сельское хозяйство, финансовую систему, услуги.

 

Торгово-промышленная палата Российской Федерации содействует развитию экономики России, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, созданию благоприятных условий для развития всех видов предпринимательской деятельности.

 

 

Цели и задачи деятельности ТПП России:

содействие модернизации экономики страны, широкому применению инноваций, привлечению инвестиций;

защита интересов деловых кругов в органах государственной власти и местного самоуправления;

создание эффективной системы экспертной оценки проектов законодательных и нормативных актов в интересах предпринимателей;

развитие связей с деловыми кругами зарубежных стран, международными организациями бизнеса;

содействие качественному разрешению гражданско-правовых споров, развитию третейского разбирательства;

распространение принципов цивилизованного бизнеса и социальной ответственности в предпринимательской среде;

формирование позитивного имиджа российских производителей товаров и услуг.

59. Подготовка и рассмотрение дел в Арбитражном суде.

1. При подготовке дела к судебному разбирательству судья:

1) вызывает стороны и (или) их представителей и проводит с ними собеседование в целях выяснения обстоятельств, касающихся существа заявленных требований и возражений; предлагает раскрыть доказательства, их подтверждающие, и представить при необходимости дополнительные доказательства в определенный срок; разъясняет сторонам их права и обязанности, последствия совершения или несовершения процессуальных действий в установленный срок; определяет по согласованию со сторонами сроки представления необходимых доказательств и проведения предварительного судебного заседания;

2) разъясняет сторонам их право на рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей, право передать спор на разрешение третейского суда, право обратиться на любой стадии арбитражного процесса в целях урегулирования спора за содействием к посреднику, в том числе к медиатору, в порядке, установленном федеральным законом, и последствия совершения таких действий, принимает меры для заключения сторонами мирового соглашения, содействует примирению сторон;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 194-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) оказывает содействие сторонам в получении необходимых доказательств, истребует по ходатайству сторон, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, по своей инициативе необходимые доказательства, разрешает вопросы о назначении экспертизы, вызове в судебное заседание экспертов, свидетелей, привлечении переводчика, специалиста, необходимости осмотра на месте письменных и вещественных доказательств, а также принимает иные меры для представления сторонами доказательств;

(в ред. Федерального закона от 08.12.2011 N 422-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) по ходатайству сторон разрешает вопросы об обеспечении иска, о предоставлении встречного обеспечения, а также об обеспечении доказательств, направляет судебные поручения;

5) рассматривает вопросы о вступлении в дело других лиц, замене ненадлежащего ответчика, соединении и разъединении нескольких требований, принятии встречного иска, возможности проведения выездного судебного заседания;

6) совершает иные направленные на обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела действия.

2. Действия по подготовке дела к судебному разбирательству совершаются судьей в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

3. Суд выносит определение о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства в случае, если при подготовке к судебному разбирательству дела истцом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства и в арбитражный суд представлено согласие ответчика на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства или суд по своей инициативе предлагает рассмотреть дело в порядке упрощенного производства и при согласии сторон выносит соответствующее определение.

Одновременно с указанным определением сторонам направляются данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела в электронном виде.

60. Договор поставки для государственных нужд.

Договор поставки для государственных нужд -

договор, по которому поставщик обязан передать покупателю товары, предназначенные для государственных нужд, заключенный поставщиком на основе и во исполнение государственного контракта.

Поставка осуществляется на основе государственных контрактов и заключенных на основании с ними договоров поставки, по которым поставщик (ис-полнитель) обязуется передать товары государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Предметы договора - вещи, определяемые родовыми признаками

Отличия государственного контракта от договора купли-продажи:

покупателем является государственный орган или уполномоченные им юридические лица;

договор заключается на основе государственного заказа;

заказы на закупки товаров для государственных нужд осуществляются путем проведения открытых торгов (конкурсов);

за отдельные нарушения договоров предусмотрена неустойка,

Государственный контракт заключается на основании заказа государственного заказчика, принятого поставщиком, или на основании заявки поставщика, представленной им на конкурс и выигравшей. Исключение составляют случаи, когда исполнитель обязан принять заказ.

Хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение н? рынке, и казенные предприятия Хобязаны заключить контракт.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.243 (0.016 с.)