Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, метод и система коммерческого права.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предмет, метод и система коммерческого права. - понятие коммерческого права. - предмет правового регулирования - понятие коммерческих отношений - методы коммерческого права
Коммерческое право следует понимать в трёх значениях: - как подотрасль гражданского права; - как науку; - как учебную дисциплину. Коммерческое право как подотрасль гражданского права представляет собою совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу торговой деятельности. Коммерческое право как наука представляет собою вид деятельности по выработке теоретических знаний об объектах коммерческого права, процессах и явлениях, характерных для торгового оборота. Коммерческое право как учебная дисциплина служит целям подготовки специалистов к их практической деятельности в сфере торговли. Изучение коммерческого права как учебной дисциплины базируется на достижениях правовых наук, и, прежде всего, гражданского и коммерческого права, а также на положениях законодательства и судебной практики. Предметом коммерческого права является коммерческая, а именно торговая деятельность, один из видов предпринимательской деятельности, то есть деятельность, направленная на получение прибыли в результате торговых сделок. По определению известного российского юриста Г.Ф. Шершеневича: «Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при обращении экономических благ, называется торговлей. Ее задача заключается в том, чтобы доставить блага к тому месту и к тому времени, где и когда возникает спрос со стороны потребителей». Шершеневич Г Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.).М., «СПАРК», 1994, с. 24. В более узком смысле под торговлей понимается покупка товаров и их перепродажа без внесения в них существенных материальных изменений, напротив, для производственной деятельности характерным является именно внесение изменений в природные объекты с целью получения конечного продукта, пригодного для удовлетворения потребностей человека. В качестве отличительных признаков отрасли коммерческого права традиционно выделяют большую гибкость, приспосабливаемость к изменяющимся условиям и потребностям торговой деятельности, более полный учет обычаев торгового (делового) оборота, требование беспрепятственности совершения сделок, презумпцию возмездности сделок, более строгие условия ответственности (ответственность без вины). Наряду с этим особый состав участников регулируемой деятельности, собственный предмет регулирования и другие признаки выделяют коммерческое право в самостоятельную правовую отрасль. Источником права в юридическом смысле является внешняя форма выражения права, форма его существования. Источниками коммерческого права являются: Конституция РФ, Федеральные Законы РФ, подзаконные нормативные акты, обычаи делового оборота, общепризнанные принципы и нормы международного права. Таким образом, коммерческое право рассматривается в трех аспектах как подотрасль гражданского права, как наука и как учебная дисциплина. Предметом коммерческого права являются общественные отношения, складывающиеся по поводу продвижения товара от изготовителей до потребителей. МЕТОД Под методом правового регулирования понимается способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Различают императивный и диспозитивный методы. Императивный метод — это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить административное или уголовное право. Метод правового регулирования в гражданском праве является диспозитивным. Диспозитивный метод — это способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Он предоставляет им самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений, урегулированных нормами права. Этот метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений: а) дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер; б) предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав; в) предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения. Метод правового регулирования коммерческих отношений совпадает с методом правового регулирования гражданских отношений. Это объясняется тем обстоятельством, что коммерческое право в содержательном отношении представляет собой подотрасль гражданского права. Метод правового регулирования имущественных отношений в гражданском праве: - равенство сторон (отсутствие власти и подчинения между участниками имущественных отношений). К имущественным отношениям, основанном на административном или ином властном подчинении, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законом; - автономия воли (способность участника, независимо от других формировать свою волю); - имущественная самостоятельность (способность распоряжаться свои имуществом). Таким образом, метод правового регулирования в коммерческом праве совпадает с методом правового регулирования в гражданском праве, так как коммерческое право является подотраслью гражданского. Данный метод является диспозитивным и характеризуется юридическим равенством сторон.
Принципы коммерческого права Коммерческое право содержит принципы Гражданского кодекса Российской Федерации[1]. Под правовыми принципами понимаются основные начала, наиболее общие руководящие положения права, имеющие в силу законодательного закрепления общеобязательный характер. Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела Принцип недопустимости характеризует гражданское право как частное право. Он обращен прежде всего к публичной власти и ее органам, прямое; непосредственное вмешательство которых в частные дела, в том числе в хозяйственную деятельность, участников имущественных отношений — товаровладельцев-собственников допустимо теперь только в случаях; прямо предусмотренных законом. В сфере личных неимущественных отношений данный принцип конкретизируется также в положениях о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны граждан. Реализации требований этого принципа содействуют новые правила законодательства об имущественной ответственности органов публичной власти за незаконное вмешательства в гражданские правоотношения (ст. 16 ГК), а также о возможности признания судом недействительными актов публичной власти или их неприменения при разрешении спора. Принцип неприкосновенности собственности Принцип неприкосновенности собственности, как частной, так публичной, означает обеспечение собственникам возможности использовать принадлежащее им имущество в своих интересах, не опасаясь его произвольного изъятия или запрета либо ограничений в использовании. Очевидно его фундаментальное значение для организации имущественного оборота, участники которого выступают как независимые товаровладельцы. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35 Конституции РФ), принятому на законных основаниях. Изъятие имущества в публичных интересах также допускается лишь в прямо установленных законом случаях и с обязательной предварительной равноценной компенсацией. Таким образом, этот принцип не исключает вовсе случаев изъятия имущества у собственника, но делает их необходимым и строго ограниченным исключением из общего правила. Принцип свободы договора Этот принцип предусматривает свободу усмотрения субъектов гражданского права как в выборе партнеров по договору, так и в выборе вида договора и условий, на которых он будет заключен. Закрепление этого принципа в гражданском праве означает отказ законодателя от понуждения к заключению договора на основе обязательных для сторон планово-административных актов. Это является чрезвычайно важным в условиях рыночной экономики, не допускающей административного вмешательства в гражданский оборот. Вместе с тем в отдельных случаях в общественных интересах в гражданском законодательстве имеются и отступления от указанного принципа. Так, не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы. Заключение публичного договора подчиняется специальным правилам. Во-первых, коммерческая организация не вправе отказаться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю товары, услуги, выполнить работу. Пленумы ВС РФ и ВАС РФ, ориентируя суды, указали, что в случае предъявления иска понуждении заключить публичный договор, бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги, возложено на коммерческую организацию. Во-вторых, цена товаров, а также иные условия публичного договора должны быть одинаковы для всех потребителей. В исключение из этого правила законом, иными правовыми актами для отдельных потребителей могут устанавливаться льготы. Например, Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей"[2] многодетным семьям предоставляются скидки в оплате коммунальных услуг не ниже 30%. Условия публичного договора, не соответствующие этим требованиям, ничтожны. В-третьих, коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в заключении публичного договора. Изъятия могут быть предусмотрены законом, иным правовым актом для отдельных категорий потребителей. Например, Федеральным законом «О ветеранах" инвалидам Отечественной войны предоставлено преимущественное право на установку телефонного аппарата.[3] В-четвертых, публичный договор заключается в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 445 ГК, если законом или соглашением сторон не определены иные порядок и сроки его заключения. При необоснованном отказе или уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора потребитель вправо предъявить в суд иск о понуждении коммерческой организации заключить договор. Потребитель также вправе передать на рассмотрение суда разногласия по отдельным условиям публичного договора независимо от согласия на это коммерческой организации. Фирменное наименование Юр. лицу принадлежит исключительное право на фирменное наименование. Вправе указывать его на рекламе, объявлениях, товарах и упаковках и т.п. Не допускается использование юр. лицом тождественного фирменного наименования другого юр. лица или сходного с ним до степени смешения, если юр. лицо осуществляет такой же вид деятельности и зарегистрировано раньше. Юр. лицо, которое нарушило исключительное право, обязано по требованию правообладателя прекратить нарушение и возместить убытки. Возможность распоряжения фирменным наименованием по российскому законодательству не допускается. По законодательству других стран может передаваться, но только совместно с предприятием, которое оно обозначает. Юр. лицо вступает в гражданский оборот именно под тем наименованием, которое указано при регистрации. Требования к фирменному наименованию:
Структура фирменного наименования должна состоять из двух частей:
Коммерческое обозначение Не является фирменным наименованием. Не полежит обязательному включению в учредительные документы и ЕГРЮЛ. Охраняется так же, как фирменное наименование. Не допускается использование коммерческого обозначения, схожего до степени смешения, если это вводит потребителей в заблуждение. Фирменное наименование индивидуализирует правообладателя как субъекта торгового оборота. Коммерческое обозначение индивидуализирует организацию как имущественный комплекс, может представлять собой словестное обозначение, а может содержать изобразительные элементы. Должно быть новым, иметь отличительные признаки и быть относительно узнаваемым на определенной местности. Исключительное право на коммерческое обозначение возникает в силу его фактического использования. Гражданин вправе тоже использовать имя, индивидуализирующего его, обязан использовать аббревиатуру «ПБЮЛ» (раньше «ИП»).
Фирменное наименование. Фирменное наименование должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование. Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, а также вправе иметь полное или сокращенное фирменное наименование на иностранных языках. Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц. Фи́рменное наименова́ние – уникальное (как правило, словесное) обозначение товара, работы, услуги, учреждения, организации или предприятия. Для участников социально-экономических отношений, фирменные наименования являются инструментом, позволяющим отличить одну сущность от другой. Фирменное наименование товара, работы или услуги называется «товарным знаком» («торговой маркой»), который может быть зарегистрирован в установленном законом порядке. В маркетинге вместо термина «фирменное наименование» зачастую используется заимствованное из английского языка слово «бренд», которое имеет более широкое значение. Фирменные наименования являются интеллектуальной собственностью их владельцев, которая регулируется национальным законодательством той страны, на территории которой реализуется товар/услуга, выполняется работа или осуществляется деятельность юридического лица под данным фирменным наименованием. Регулирование прав на фирменные наименования на национальном уровне может приводить к конфликтам между иностранными и отечественными правообладателями. Так, использование американской компанией Apple фирменного наименования iPadна китайском рынке вылилось в судебную тяжбу с китайской компанией Proview, которой принадлежали права на торговую марку iPad в Китае и Тайване[1].
Коммерческое обозначение Коммерческое обозначение - это принятое фирмой и широко известное наименование, символизирующее деятельность предприятия, используемое в ее деятельности, которое охраняется без специальной регистрации (Макдоналдс, Газпром). Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий, однако для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения. Не допускается использование коммерческого обозначения, сходного с фирменным наименованием, товарным знаком или коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее. Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года.
Товарный знак. Товарный знак представляет собой словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара, указывающее на принадлежность данного товара определенной фирме и используемое для его отличия от однородных товаров других изготовителей. Использование товарного знака возможно только после регистрации знака в Патентном ведомстве. Существуют 4 типа обозначения товарного знака: 1. Фирменное имя или словесный товарный знак (фотоаппарат “Кодак”) 2. Изобразительный товарный знак представляет собой оригинальный рисунок, эмблему фирмы (“Пума»). 3. Объемный товарный знак дается в трехмерном измерении. 4. Комбинированный товарный знак представляет собой сочетание приведенных выше типов.
Знак обслуживания. Знак обслуживания – это обозначение, служащее для индивидуализации услуг, оказываемых его правообладателем возмездно другим лицам. Знаки обслуживания регистрируются Патентным ведомством и без такой регистрации недействительны. Знак обслуживания - зарегистрированный в установленном порядке знак, который предприятия,осуществляющие различные виды обслуживания, обозначают оказываемые ими услуги дляиндивидуализации своей деятельности. Знаки обслуживания применяются в сфере транспорта,строительства, страхования, банковского дела, издательского дела, информации, радиовещания ителевидения, оказания бытовых услуг и т.д. В большинстве стран знак обслуживания пользуетсяюридической охраной как объект исключительного права.
Торговая марка. Товарная марка - это имя, знак или символ требующаяся для того, чтобы различить товары разных изготовлений. обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное)[1], «служащее для индивидуализации товаров[2] юридических лиц или индивидуальных предпринимателей». Законом признаётсяисключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Правообладатель товарного знака имеет право его использовать, им распоряжаться[3] и запрещать его использование другими лицами (под «использованием» здесь подразумевается лишь использование в гражданском обороте и лишь в отношении соответствующихтоваров и услуг[4], в отношении которых этот товарный знак зарегистрирован). Право на товарные знаки составляют одну из разновидностей объектов сферы прав интеллектуальной собственности, и относятся к правам на средства индивидуализацииюридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных систем (гл. 76 ГК РФ). Незаконное использование товарного знака влечет за собойгражданско-правовую (ст. 1515 ГК РФ), административную(ст. 14.10. КоАП РФ) и уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ).
Создание юридических лиц Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя об учреждении юридического лица. В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично.
Ликвидация юридических лиц. Ликвидация – это прекращение коммерческой организации без правопреемства. Ликвидация может быть: 1. Добровольная (по решению учредителей), либо уполномоченного органа, в связи, например, с истечением срока, на который она была создана, по достижению целей создания и др. 2. Принудительная – по решению суда в случаях, прямо предусмотренных законом (запрещенная деятельность, отсутствие лицензии, нарушение закона, нарушение Устава, несостоятельность (банкротство) и др.
Процедуры банкротства. Процедуры несостоятельности (банкротства) – предусмотренная законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию. - наблюдение как процедура банкротства - финансовое оздоровление как процедура банкротства - внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
Порядок заключения договора Для заключения договора необходимо согласовать все его существенные условия в требуемой в подлежащих случаях форме. Условия, на которых достигнуто соглашение сторон, составляют содержание договора. По своему юридическому значению все условия делятся на существенные, обычные и случайные. Заключение договора проходит две стадии. Первая стадия именуется офертой, а вторая — акцептом. В соответствии с этим сторона, делающая предложение заключить договор, именуется оферентом, а сторона, принимающая предложение, — акцептантом. Договор считается заключенным, когда оферент получит акцепт от акцептанта.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств исполнитель и потребитель несут ответственность, установленную федеральными законами, настоящими Правилами и договором, если им определен более высокий размер ответственности. При установлении нарушений исполнителем законов Российской Федерации, настоящих Правил и иных правовых актов, неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств исполнитель несет ответственность в виде: уплаты неустойки (штрафа, пени), установленной федеральным законом или договором; возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков жилищно-коммунальных услуг, а также информации о них; возмещения убытков, причиненных невыполнением или ненадлежащим выполнением своих обязательств; Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, и возмещении вреда подлежат удовлетворению исполнителем в добровольном порядке либо по решению суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Реализационные договоры. Реализационные договоры регулируют отношения в сфере доставки товаров от производителей к потребителям для предпринимательских и хозяйственных нужд. К ним относятся договоры: 1) оптовой купли-продажи, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму. 2) поставки, по которому поставщик-продавец, обязуется передать в обусловленный срок товары покупателю 4) товарного кредита, по которому предусмотрена обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовым признаками; 5) контрактации сельскохозяйственной продукции, по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную им сельскохозяйственную продукцию заготовителю
Посреднические договоры. Посреднические договоры регулируют отношения по совершению одним лицом в интересах другого лица действий по поводу товара. К указанным договорам относятся: 1) договор поручения; 2) договор комиссии; 3) договор консигнации; 4) договор коммерческой концессии (франшизы)
Организационные договоры. Организационные договоры имеют своей целью организацию торгового процесса. К ним относятся: 1) договоры органов государственной власти и местного самоуправления с производственными и торговыми фирмами по вопросам организации торговли; 2) договоры исполнительных органов власти о межрегиональных поставках товаров; 3) договоры об исключительной продаже товаров; 4) договоры об организации деятельности по реализации товаров.
Договор поставки товаров. Договор поставки, по которому поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Договор энергоснабжения. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии
Договор аренды. Гражданско-правовой договор, в силу которого арендодатель обязуется предоставить арендатору определенное имущество во временное владение и пользование, а арендатор уплачивает за это арендную плату. Виды договора аренды: - договор проката; - договор аренды транспортных средств; - договор аренды зданий и сооружений; - договор аренды предприятия;
Договор лизинга Это договор финансовой аренды, по которому лизингополучатель может использовать имущество, принадлежащее лизингодателю и приобретенное по заказу лизингополучателя, за определенную периодическую плату. Важнейшим элементом этого договора является то, что юридическая собственность отделяется от экономического использования актива.
Договор подряда. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Виды договора: - бытовой подряд; - строительный подряд; - подряд на выполнение проектных и изыскательских работ; - подрядные работы для государственных нужд.
Договор поручительства. Договор поручения, по которому одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия Предмет договора – юридические действия, которые должны быть определены в договоре поручения.
Агентский договор. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Сторонниками агентского договора являются принципал и агент. Агентский договор является возмездным, консенсуальным и двустороннеобязаывающим.
Договор комиссии. Договор комиссии, по которому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента Предмет договора- совершение комиссионером сделок по поручению комитета за его счет. Заключение договора субкомиссии допустимо, если это прямо запрещено договором комиссии.
Договор хранения. Хранение товаров, по которому товарный склад обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем, и возвратить эти товары в сохранности.
Стандартизация. Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Стандарты не должны противоречить техническим регламентам. Цели стандартизации — повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, соблюдение требований технических регламентов; Виды документов.
Технического регулирование. Техническое регулирование представляет собой правовое регулирование отношений в сфере установления и использования обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Принципы технического регулирования: - единой системы и правил аккредитации; - единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
Оценочная деятельность. Основная роль в развитии российской оценки сегодня отдана саморегулируемым организациям – профессиональным объединениям оценщиков. Профессия нуждается в авторитетных саморегулируемых организациях, способных помогать, поддерживать своих членов и обеспечивать контроль за их деятельностью. Саморегулируемые организации должны быть реально действующими, выражающими общественно значимые интересы. С внесением в 2007 году изменений в Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государство передало исполнение ряда своих функций саморегулируемым организациям оценщиков Национальному совету по оценочной деятельности, которые призваны защищать общественные интересы, формировать единые подходы к осуществлению оценочной деятельности и координировать деятельность оценщиков, а также разрабатывать федеральные стандарты и правила оценки.
[1] "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301 [2] "Ведомости СНД и ВС РФ", 14.05.1992, N 19, ст. 1044. [3] "Собрание законодательства РФ", 16.01.1995, N 3, ст. 168. [4] Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Предмет, метод и система коммерческого права. - понятие коммерческого права. - предмет правового регулирования - понятие коммерческих отношений - методы коммерческого права
Коммерческое право следует понимать в трёх значениях: - как подотрасль гражданского права; - как науку; - как учебную дисциплину. Коммерческое право как подотрасль гражданского права представляет собою совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу торговой деятельности. Коммерческое право как наука представляет собою вид деятельности по выработке теоретических знаний об объектах коммерческого права, процессах и явлениях, характерных для торгового оборота. Коммерческое право как учебная дисциплина служит целям подготовки специалистов к их практической деятельности в сфере торговли. Изучение коммерческого права как учебной дисциплины базируется на достижениях правовых наук, и, прежде всего, гражданского и коммерческого права, а также на положениях законодательства и судебной практики. Предметом коммерческого права является коммерческая, а именно торговая деятельность, один из видов предпринимательской деятельности, то есть деятельность, направленная на получение прибыли в результате торговых сделок. По определению известного российского юриста Г.Ф. Шершеневича: «Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при обращении экономических благ, называется торговлей. Ее задача заключается в том, чтобы доставить блага к тому месту и к тому времени, где и когда возникает спрос со стороны потребителей». Шершеневич Г Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.).М., «СПАРК», 1994, с. 24. В более узком смысле под торговлей понимается покупка товаров и их перепродажа без внесения в них существенных материальных изменений, напротив, для производственной деятельности характерным является именно внесение изменений в природные объекты с целью получения конечного продукта, пригодного для удовлетворения потребностей человека. В качестве отличительных признаков отрасли коммерческого права традиционно выделяют большую гибкость, приспосабливаемость к изменяющимся условиям и потребностям торговой деятельности, более полный учет обычаев торгового (делового) оборота, требование беспрепятственности совершения сделок, презумпцию возмездности сделок, более строгие условия ответственности (ответственность без вины). Наряду с этим особый состав участников регулируемой деятельности, собственный предмет регулирования и другие признаки выделяют коммерческое право в самостоятельную правовую отрасль. Источником права в юридическом смысле является внешняя форма выражения права, форма его существования. Источниками коммерческого права являются: Конституция РФ, Федеральные Законы РФ, подзаконные нормативные акты, обычаи делового оборота, общепризнанные принципы и нормы международного права. Таким образом, коммерческое право рассматривается в трех аспектах как подотрасль гражданского права, как наука и как учебная дисциплина. Предметом коммерческого права являются общественные отношения, складывающиеся по поводу продвижения товара от изготовителей до потребителей. МЕТОД Под методом правового регулирования понимается способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Различают императивный и диспозитивный методы. Императивный метод — это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить административное или уголовное право. Метод правового регулирования в гражданском праве является диспозитивным. Диспозитивный метод — это способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Он предоставляет им самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений, урегулированных нормами права. Этот метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений: а) дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер; б) предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав; в) предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения. Метод правового регулирования коммерческих отношений совпадает с методом правового регулирования гражданских отношений. Это объясняется тем обстоятельством, что коммерческое право в содержательном отношении представляет собой подотрасль гражданского права. Метод правового регулирования имущественных отношений в гражданском праве: - равенство сторон (отсутствие власти и подчинения между участниками имущественных отношений). К имущественным отношениям, основанном на административном или ином властном подчинении, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законом; - автономия воли (способность участника, независимо от других формировать свою волю); - имущественная самостоятельность (способность распоряжаться свои имуществом). Таким образом, метод правового регулирования в коммерческом праве совпадает с методом правового регулирования в гражданском праве, так как коммерческое право является подотраслью гражданского. Данный метод является диспозитивным и характеризуется юридическим равенством сторон.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1079; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.37.129 (0.02 с.) |