Вещи как объекты коммерческого права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вещи как объекты коммерческого права.



Вещи — это предметы материального мира, как в их естественном состоянии, так и приспособленные человеком к его потребностям, признаваемые объективным правом в качестве объектов субъективных прав.

Выделяют вещи:

1. Вещи, изъятые из оборота. К ним относят дороги, реки, государственная собственность и иное.

Вещи, ограниченные в обороте (вещи данной группы могут приобретаться и отчуждаться только в специально установленном порядке по разрешению компетентных органов)

Все другие вещи, — это вещи, не изъятые из гражданского оборота.

2. Вещи потребляемые и непотребляемые.

3. Вещи, определяемые родовыми признаками и вещи индивидуально-определенные. Индивидуально-определенными являются уникальные, единственные в своем роде вещи.

4. Вещи делимые и неделимые. Все вещи делимы, но одни от этого теряют свое прежнее хозяйственное назначение (неделимые), другие — не теряют (делимые).

5. Отдельные вещи и совокупность вещей.

Совокупность вещей — комплекс вещей однородных или разнородных, выполняющих свое хозяйственное назначение не поодиночке, а в определенной группе (гарнитур, набор инструментов, столовый сервиз и т. п.). По общему правилу — это единый объект, однако, возможны сделки по поводу отдельных предметов этого комплекса.

 

Действия как объекты коммерческого права.

- действие

- классификация

 

Продукты творческой деятельности как объекты коммерческого права.

В связи с созданием и использованием продуктов творческой деятельности возникают гражданские правоотношения, объектом которых служат продукты творческой деятельности

Некоторые продукты творческой деятельности могут быть объектами гражданских правоотношений и не воплощаясь в вещах. Вещь, в которой воплощен результат творческой деятельности, может находиться в собственности различных лиц, однако право на него признается за автором.

- подразделение продукта.

 

Товар как особый объект коммерческого оборота.

Товар традиционно определяют как продукт трудовой деятельности, предназначенный для продажи. Это могут быть изделия, созданные в процессе производства либо полученные в результате иных видов деятельности (добытый уголь, выловленная рыба и др.).

Для понимания объектов коммерческого права важно учитывать специфику коммерческой деятельности, ее отличие от имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Коммерция представляет собой деятельность, обеспечивающую продвижение товаров из сферы производства в сферу потребления, доведение товаров непосредственно до потребителей.

В отличие от этого имущественные отношения гражданского права представляют собой разнонаправленные сделки по поводу объектов, товарами порою не являющихся. Имущественные отношения включают в себя операции как возмездного, так и безвозмездного характера. По этим причинам само понятие «товар» не упоминается в перечне объектов гражданских правоотношений (ст. 128 ГК).

Что касается торгового оборота, то он характеризуется рядом принципиальных отличий от имущественных (гражданско-правовых) отношений. Это всегда возмездная деятельность, имеющая определенную целевую направленность — продвижение товара от изготовителя к потребителю. Если гражданскому праву термин «товар» вообще не свойствен и лишь косвенно упоминается в законе (например, п. 1 ст. 454 ГК РФ), то для коммерческого права он является одним из основополагающих.
Определение понятия «товар» содержится в ряде законов. Так, в Законе РФ от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» товар определен как продукт деятельности, предназначенный для продажи, или обмена, или иного введения в оборот. Статья 38 НК РФ относит к товарам любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации, — подобное определение менее пригодно для целей коммерческого права.

Для того чтобы признаваться товаром, объект должен обладать экономическими характеристиками: иметь потребительную стоимость, т. е. способность удовлетворять конкретные потребности людей, и меновую стоимость, т. е. свойство обмениваться на другие товары. Соответствующий объект становится товаром, когда по поводу него возникают возмездные правовые отношения.

Необходимым и существенным признаком объектов торгового права является их коммерческая оборотоспособность, т. е. способность служить объектом торговых договоров и менять собственника.

Для определения понятия объектов торгового права необходимо выявление различий торгового и гражданского оборота. Сущностью торгового оборота является движение товаров на возмездной основе от изготовителя к потребителю. Понятие гражданского (имущественного) оборота является более широким. Согласно трактовке, дававшейся Г. Ф. Шершеневичем, понятие о гражданском обороте включает в свое содержание такие безвозмездные действия, как дарение, завещание, по самой идее несогласуемые с понятием экономического (торгового) оборота (См.: Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. М., 1994. С. 24).

Современное гражданское законодательство также включает в состав гражданского оборота любые отношения по передаче имущества (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Статья 129 ГК РФ говорит об оборотоспособности объектов гражданских прав. Согласно п. 1 названной нормы объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Коммерческая оборотоспособность означает возможность свободного отчуждения объектов на возмездной основе. Она не касается актов безвозмездной передачи имущества, в том числе в порядке дарения, наследования, реорганизации юридического лица либо иным способом.

Таким образом, объектами торгового оборота признаются товары, т. е. имущество, обладающее оборотоспособностью и реализуемое в ходе торговой деятельности на основе возмездных договоров.

Средства индивидуализации участников коммерческого оборота.

Индивидуализация юридического лица - это выделение его из массы всех других организаций. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием.

Фирменное наименование

Юр. лицу принадлежит исключительное право на фирменное наименование. Вправе указывать его на рекламе, объявлениях, товарах и упаковках и т.п.

Не допускается использование юр. лицом тождественного фирменного наименования другого юр. лица или сходного с ним до степени смешения, если юр. лицо осуществляет такой же вид деятельности и зарегистрировано раньше.

Юр. лицо, которое нарушило исключительное право, обязано по требованию правообладателя прекратить нарушение и возместить убытки.

Возможность распоряжения фирменным наименованием по российскому законодательству не допускается. По законодательству других стран может передаваться, но только совместно с предприятием, которое оно обозначает.

Юр. лицо вступает в гражданский оборот именно под тем наименованием, которое указано при регистрации.

Требования к фирменному наименованию:

  • - должно индивидуализировать организацию;
  • - должно содержать указание на организационно-правовую форму юр. лица;
  • - должно обладать признаками, не допускающими смешения одной организации с другой.

Структура фирменного наименования должна состоять из двух частей:

  • - указание на организационно-правовую форму;
  • - оригинальная часть, которая индивидуализирует.

Коммерческое обозначение

Не является фирменным наименованием.

Не полежит обязательному включению в учредительные документы и ЕГРЮЛ.

Охраняется так же, как фирменное наименование.

Не допускается использование коммерческого обозначения, схожего до степени смешения, если это вводит потребителей в заблуждение.

Фирменное наименование индивидуализирует правообладателя как субъекта торгового оборота. Коммерческое обозначение индивидуализирует организацию как имущественный комплекс, может представлять собой словестное обозначение, а может содержать изобразительные элементы. Должно быть новым, иметь отличительные признаки и быть относительно узнаваемым на определенной местности.

Исключительное право на коммерческое обозначение возникает в силу его фактического использования.

Гражданин вправе тоже использовать имя, индивидуализирующего его, обязан использовать аббревиатуру «ПБЮЛ» (раньше «ИП»).

 

Фирменное наименование.

Фирменное наименование должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование. Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, а также вправе иметь полное или сокращенное фирменное наименование на иностранных языках.

Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц.

Фи́рменное наименова́ние – уникальное (как правило, словесное) обозначение товара, работы, услуги, учреждения, организации или предприятия. Для участников социально-экономических отношений, фирменные наименования являются инструментом, позволяющим отличить одну сущность от другой. Фирменное наименование товара, работы или услуги называется «товарным знаком» («торговой маркой»), который может быть зарегистрирован в установленном законом порядке. В маркетинге вместо термина «фирменное наименование» зачастую используется заимствованное из английского языка слово «бренд», которое имеет более широкое значение.

Фирменные наименования являются интеллектуальной собственностью их владельцев, которая регулируется национальным законодательством той страны, на территории которой реализуется товар/услуга, выполняется работа или осуществляется деятельность юридического лица под данным фирменным наименованием. Регулирование прав на фирменные наименования на национальном уровне может приводить к конфликтам между иностранными и отечественными правообладателями. Так, использование американской компанией Apple фирменного наименования iPadна китайском рынке вылилось в судебную тяжбу с китайской компанией Proview, которой принадлежали права на торговую марку iPad в Китае и Тайване[1].

 

 

Коммерческое обозначение

Коммерческое обозначение - это принятое фирмой и широко известное наименование, символизирующее деятельность предприятия, используемое в ее деятельности, которое охраняется без специальной регистрации (Макдоналдс, Газпром). Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий, однако для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.

Не допускается использование коммерческого обозначения, сходного с фирменным наименованием, товарным знаком или коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.012 с.)