Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения, профилактика зависимостей. Профилактическая работа↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сохранение и укрепление здоровья, формирование навыков безопасного и ответственного поведения – одна из приоритетных задач, которую ставит перед собой система образования. В соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» необходимо продолжить целенаправленную работу по формированию у студентов безопасного и ответственного поведения, соблюдению общественной дисциплины и порядка, проявлению заботы о своем здоровье. Меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди студенческой молодежи и пропаганду здорового образа, должны представлять собой не единичные мероприятия, а являться составной частью долгосрочных программ. Составными элементами таких профилактических программ могут быть всевозможные виды деятельности: разовые мероприятия, акции, интернет-конференции, информационные кампании, театрализованные представления, тематические конкурсы, спортивные мероприятия; клубы, членство в которых является престижным среди молодежи и требует быть свободным от разного рода зависимостей; разработка и издание буклетов, журналов, другой печатной продукции, видеоматериалов, социальной рекламы, направленной на профилактику употребления психоактивных веществ, организация информационно-консультационной работы по предупреждению их употребления. Одним из ведущих направлений деятельности УВО в новом учебном году должно быть дальнейшее осуществление общегосударственной политики в области физической культуры, спорта и туризма по привлечению обучающихся к активным занятиям физической культурой и спортом, туризмом и краеведением. В этих целях необходимо шире и эффективнее использовать возможности спортивных клубов УВО, четко спланировать финансовое обеспечение этого направления воспитательной работы, уделять постоянное внимание обновлению и расширению материально-технической базы этого аспекта деятельности. Студенты должны активно вовлекаться в спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, туризм и краеведение посредством участия в круглогодичной Республиканской универсиаде студентов; товарищеских турнирах по игровым видам спорта, ежегодном Минском международном легкоатлетическом марафоне, конкурсах, спортивных праздниках и туристских слетах, краеведческих выездах не только на базе отдельных УВО, но и между учреждениями высшего образования республики. Событием в спортивной жизни, которое привлечет большое внимание мирового сообщества, и прежде всего молодежи, станет проведение в Республике Беларусь юниорского чемпионата мира по хоккею в дивизионе I в апреле 2016 года на базе спорткомплекса Чижовка-Арена. Спортивным клубам университетов, кафедрам физического воспитания необходимо обеспечить участие студентов в мировом первенстве в качестве болельщиков. Студенческая молодежь также будет иметь возможность проявить себя в качестве волонтеров во время работы чемпионата, что станет приоритетным направлением воспитательной работы в развитии студенческого волонтерского движения в 2015-2016 учебном году. Неотъемлемой частью образовательного процесса является туризм. Проведение туристских слетов, туристских походов с посещением историко-культурных объектов прочно вошли в систему деятельности университетов. Однако необходимо безотлагательно решить вопросы финансирования и обеспечения туристским снаряжением команд УВО для участия в ежегодном общереспубликанском туристском студенческом слете. Туристско-экскурсионные программы, являясь зрительным продолжение логического ряда в изучении истории, географии, экономики и других предметных дисциплин, способствуют развитию у молодежи интереса к богатому историко-культурному наследию нашей страны и соседних стран. При планировании экскурсионных маршрутов Отделом туристско-экскурсионной работы учреждения образования "Республиканский центр экологии и краеведения" предлагается 40 экскурсий по Республике Беларусь, разработан соответствующий прайс-лист. В настоящее время с целью пропаганды историко-культурного и природного наследия нашей страны Министерством образования Республики Беларусь совместно с заинтересованными организациями разрабатывается перечень рекомендуемых туристических маршрутов и экскурсионных объектов для посещения обучающимися в 2015-2016 учебном году. Рекомендуем организовать участие студенческой молодежи в инновационном республиканском краеведческом проекте «Мая Беларусь». Участие в проекте предусматривает привлечение молодежи к научной, исследовательской и поисковой работе по изучению истории, экономики, культуры своего региона, малой Родины, Беларуси. Безопасное и ответственное поведение формируется у обучающихся с раннего возраста. Однако актуальной проблемой в студенческой среде по-прежнему остается проблема профилактики алкоголизма, наркомании и табакокурения. В 2015-2016 учебном году следует усилить существующие меры по противодействию вышеперечисленным пагубным привычкам. Тревожит проблема возрастания употребления студентами курительных смесей (спайсов). Всем педагогическим работникам УВО при активном участии сотрудников СППС необходимо обращать пристальное внимание на любое изменение в поведении и внешности студентов, четко знать и уметь определять симптоматику употребления курительных смесей и наркотических средств. Сотрудникам общежитий, СППС и отделов (управлений) воспитательной работы в целом необходимо вести более эффективную работу по профилактике и информированию студенческой молодежи о смертельной опасности их употребления, используя такие формы работы как: · организация просмотра видеосюжетов о вреде приема наркотических средств, курительных смесей, пьянства с последующим обсуждением; · организация встреч, семинаров, дебатов со специалистами (врачами, представителями Следственного комитета РБ, МВД и др.); · выпуск листовок, плакатов, брошюр; · усиление пропускного режима, организация рейдов в студенческих общежитиях. В настоящее время стремительный темп жизни, быстрое развитие инновационных технологий, обмен большим потоком информации и ряд других факторов существенным образом влияют на психологическое здоровье человека, что приводит к тому, что постепенно стрессы становятся привычным состоянием. Говоря о студенческой молодежи к вышеперечисленным факторам можно добавить волнение иностранных и иногородних студентов, когда, по сути, меняется привычный жизненный уклад. Студентам-гражданам иностранных государств необходимо адаптироваться к другой культуре, менталитету, образу жизни, знать и выполнять белорусское законодательство, что, безусловно, сказывается на их психологическом состоянии. В этой связи педагогическому составу УВО необходимо совершенствовать свои знания, умения, навыки по работе со студентами, требующими повышенного педагогического внимания, в том числе и с иностранными обучающимися. Необходимо обеспечить организацию адаптационных недель, декад, месяцев для студентов-первокурсников, иногородних, иностранных студентов. Работникам СППС необходимо системно проводить диагностические исследования с целью выявления предрасположенности сотрудников и обучающихся к тревожному психологическому состоянию, депрессии, стрессу и проводить соответствующую коррекционную работу. Важно пристально наблюдать и замечать любые отклонения от привычного поведения студента, немедленно принимать действенные меры по выведению его из данного состояния путем проведения индивидуальной работы педагога-психолога, педагога социального, куратора, заместителя декана по воспитательной работе, воспитателя общежития или других узких специалистов. Следует помнить, что своевременное выявление сложного психологического состояния у студента поможет защитить от крайних способов решения кажущихся неразрешимых ситуаций. Повышение действенности и результативности социально-педагогической и психологической службы (СППС) учреждения высшего образования Деятельность социально-педагогической и психологической службы учреждения высшего образования организуется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи», постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 20011г. № 116 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования», Положением о СППС УВО. СППС обеспечивает повышение результативности социально-педагогического и психологического сопровождения учебного и воспитательного процессов, а также развитие контактов с учреждениями социальной защиты населения, системы здравоохранения, внутренних дел, иными государственными и общественными организациями, благотворительными фондами и частными лицами в интересах эффективной поддержки обучающихся. Важнейшим направлением деятельности СППС должна оставаться систематическая работа по выполнению государственных программ профилактической направленности. Основные направления деятельности сотрудников СППС должны соответствовать требованиям нормативных документов, отражаться в должностных инструкциях, а также перспективном и текущем планировании: - психодиагностическая работа (исследование, изучение). Подбор методов психодиагностического исследования должен быть обусловлен целями диагностического исследования. Важным аспектом является формулировка психологического экспертного заключения по результатам диагностики и подготовка практических рекомендаций для психологической или компенсаторной коррекции. Выводы психодиагностических обследований должны стать основанием для разработки конкретных планов индивидуальной и групповой профилактической работы. С целью обеспечения обратной связи во взаимодействии преподавателей и студентов важно проводить анонимное анкетирование студентов и преподавателей по вопросам оптимизации образовательного процесса в вузе. -психологическое просвещение. Развитие психолого-педагогической компетентности преподавателей и психологической культуры студентов и родителей остается принципиально важным направлением деятельности СППС. Просветительские мероприятия должны проводиться еженедельно по актуальной тематике с использованием современных технологий и в интерактивной форме. - профилактическая работа. Профилактическая работа должна строиться на основании исчерпывающего постоянно актуализируемого банка данных по социально-педагогическому состоянию УВО (социально-педагогическая характеристика учреждения образования). Сотрудники СППС должны объединять свои усилия по реализации данного направления работы с кураторами учебных групп, воспитателями общежитий, профессорско-преподавательским составов учебного заведения и направлять их на профилактику асоциальных явлений в молодежной среде и пропаганду здорового образа жизни. Стратегия этого взаимодействия должна иметь системный характер. - коррекционно-развивающая работа. Коррекционно-развивающая работа в УВО ориентирована на коррекцию межличностных отношений в студенческой среде, содействие преодолению кризисных периодов в жизни, помощь студентам в определении их жизненных планов, прояснении временной перспективы, в профессиональном и личностном самоопределении. Педагог-психолог СППС ведет коррекционные группы, в том числе психотерапевтической направленности, либо направляет обучающихся в учреждения, оказывающие специализированную психологическую помощь. - консультирование. Психолого-педагогическое консультирование носит характер индивидуальной или групповой работы и реализуется по отношению ко всем участникам учебно-воспитательного процесса для оказания помощи в решении актуальных задач учебных трудностей, развития, проблем взаимоотношений и социализации. Рекомендуемые консультативные формы: очная консультация, телефон доверия, консилиум, консультирование через вузовские СМИ, психологическая поддержка в экстренных случаях. В случае запроса на психотерапевтическое консультирование педагог-психолог учреждения образования выполняет диспетчерскую функцию, направляя к соответствующим специалистам. Сведения о специалистах служб экстренной помощи должны размещаться на информационных стендах и сайте УВО. Одновременно с очным консультирование необходимо использовать практику Skype-консультирования – возможность получить помощь и поддержку психолога через Интернет при помощи видеозвонка. Skype-консультация обеспечивает возможность дистанционного взаимодействия с консультантом в любое «разумное» время. - методическая работа. С целью повышения профессионального мастерства и профессиональной компетентности сотрудники СППС должны постоянно заниматься самообразованием, изучать научно-методическую литературу, осуществлять разработку собственных методических материалов по актуальным вопросам обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся, принимать участие в работе семинаров, конференций, мастер-классов, своевременно проходить курсы повышения квалификации. Рекомендуем активно внедрять в практику работы СППС такую новую интернет-технологию как вебинар. С помощью вебинаров можно организовать: видеотренинги, онлайн-конференции, виртуальные презентации, онлайн-встречи, клубы. Руководителям СППС, начальникам отделов (управлений) воспитательной работы с молодежью необходимо обобщать и пропагандировать передовой опыт социально-педагогической и психологической работы своего УВО. - работа по защите законных прав и интересов обучающихся. Деятельность вузов по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 “О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях” осуществляется всеми участниками воспитательной работы с молодежью: администрациями УВО, профессорско-преподавательским составом, общественными молодежными организациями, кураторами учебных групп, воспитателями общежитий в соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и ГУО «РИВШ». Обращаем внимание, что у педагога-психолога и социального педагога существует ряд самостоятельных направлений деятельности, связанных с профессиональной спецификой. Для педагога-психолога самостоятельным профессиональным направлением деятельности является психологическое обеспечение управленческих процессов, предполагающее проведение мониторинговых исследований в УВО. Особенно важно разрабатывать рекомендации по итогам мониторинга эффективности и качества идеологической и воспитательной работы в УВО. Для социального педагога такими направлениями являются: прогностическое, охранно-защитное, организаторское. Прогностическая работа социального педагога включает участие в реализации целевых комплексных программ социального воспитания, проектировании и модернизации социальной сферы микросоциума. Охранно-защитная деятельность направлена на защиту прав и законных интересов обучающихся (защита прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства). Организаторская работа заключается в реализации социально значимой деятельности обучающихся, а также в содействие развитию молодежных инициатив и творческого потенциала. Результаты работы, осуществляемой по психолого-педагогическому и социальному сопровождению, должны находить воплощение в научных, научно-методических и научно-практических публикациях сотрудников СППС. Информация о работе специалистов СППС учреждения высшего образования должна систематически доводиться до сведения студентов и сотрудников и периодически обновляться. Для этого целесообразно использовать сайт учебного заведения, общевузовские СМИ и информационные стенды. Вопросы эффективности деятельности СППС учреждения высшего образования должны периодически рассматриваться на заседаниях Совета университета, ректората, Совета по идеологической и воспитательной работе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.13.119 (0.011 с.) |