Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информационный блок «Уровни профилактического воздействия»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В зависимости от характера влияния на целевые аудитории выделяют уровни профилактического воздействия: 1. личностный уровень, 2. уровень ближайшего окружения, 3.общественно-социальный уровень.
Личностный уровень предполагает непосредственное общение лица, осуществляющего профилактическую деятельность с личностью или группой подростков. Формы работы, осуществляемые на личностном уровне, включают индивидуальное консультирование, групповые тренинги, работу по принципу «равный-равному». Работа на личностном уровне позволяет наиболее эффективно содействовать формированию активной позиции подростка по отношению к проблеме, отработке навыков оценки потенциального риска для здоровья и ответственного поведения в определенных жизненных ситуациях. Работа на уровне ближайшего окружения подразумевает взаимодействие со значимыми для подростков людьми, т.е. с теми, кто может оказать на них существенное влияние – родителями, учителями, сверстниками, социальными работниками, медиками, авторитетными лицами. При этом цели профилактической работы на уровне ближайшего окружения совпадают с целями работы на личностном уровне: повлиять на отношение молодежи к своему здоровью, повысить мотивацию к призванию необходимости практиковать безопасное поведение. Задачи ближайшего окружения – создать безопасное и, при необходимости, поддерживающие жизненное пространство для подростков. Формы работы на уровне ближайшего окружения могут варьировать от индивидуальных бесед и семейного консультирования до групповых мероприятий или тематических акций. Общественно-социальный уровень воздействия предполагает формирование в обществе широкой поддержки программ по изменению поведения, стимулирование профилактическую деятельность различных государственных и общественных организаций, активную информационно-пропагандистскую работу средств массовой информации, вовлечение в профилактическую деятельность молодежных кумиров. К формам работы на этом уровне могут быть отнесены массовые информационные кампании, крупные тематические акции, организационная и финансовая поддержка профилактических программ организаций, работающих с молодежью. Обсуждение на тему «добровольчество профилактических программ». Тренер предлагает ответить на следующие вопросы: - что такое «добровольчество профилактических программ»? - какие принципы есть у добровольчества профилактических программ? - какие задачи решают добровольцы профилактических программ? Итоги Можно задать вопросы и/или если участники затрудняются с ответом сказать самим на понимание, запоминание главной информации – что же такое добровольчество, профилактика, принципы, мотивы, виды добровольчества, виды профилактики, когда отмечаетсямеждународный день добровольчества и т.п.
Обратная связь - Что вам запомнилось из всего тренинга? - Какая информация для вас оказалась самой важной и интересной?
Тренинг «Жизненные ценности» Задачи тренинга: 1. Познакомить участников с понятием «ценность» и выявить специфику жизненных ценностей; 2. Сформировать отношение участников тренинга к ценностям как очень важной составляющей личности, которая определяет наше отношение к жизни вообще; 3. Сформировать навык выявления ценностей в конфликтах между разными поколениями.
Длительность тренинга: 90 минут.
Оборудование: · Флипчарт; · Листы А4 с изображением ромашки (как в Приложении) по количеству участников; · Маркеры; · Карточки для упражнения «Конфликт ценностей».
Ход занятия: Введение: - Представление ведущих, озвучивание целей, задач и регламента работы; Поприветствуйте участников, представьтесь и немного расскажите о себе. Если вы основной ведущий встречи, то представьте по имени ваших со-ведущих и позвольте им рассказать немного о себе. После того, как ведущие представились, основной ведущий должен представить цель тренинга и немного рассказать о том, что же на самом деле будет происходить. Для всех участников важно знать, сколько времени займет тренинг и отдельные его части. Регламент - продолжительность работы, количество и продолжительность перерывов. О регламенте работы можно сказать, например, так: «Сегодняшняя наша встреча продлиться 1,5 часа». - Правила работы группы – публично озвученные, понятные и принимаемые всеми участниками группы правила поведения и взаимодействия участников. На листе бумаги или доске (только в той части, которая останется нетронутой в течение всего тренинга) напишите заголовок «Правила работы». Предложите участникам назвать правила, по которым они хотели бы работать. Если группа не может предложить правил, их предлагает ведущий: · Каждый имеет право на собственное мнение; · Нельзя разглашать то, что узнал о личной жизни других участников на занятии (Конфиденциальность); · В дискуссиях все говорят по очереди (правило правой руки); · Не давать оценку другим участникам (Безоценочность); · Каждый говорит сам за себя (Я-высказывание) · 0:0 (без опозданий) · Телефон (перевод телефона в режим вибро или без звука) Записывая правила, ведущий должен их прокомментировать, т.к. каждый из участников должен представлять, что означает каждое правило. Список правил можно также заранее подготовить на отдельном листе ватмана.
Как настроение? Все ли в порядке? О чем думали по пути сюда? Давайте каждый по кругу скажет, какие мысли приходили ему в голову, когда он сюда шел. Хорошо. А теперь давайте каждый скажет буквально по одному слову, характеризующему его состояние на данный момент. Это может быть и буквальное определение состояния, некая метафора. Например, можно сказать «Я чувствую бодрость и энергию». (все по кругу говорят). Спасибо. Ну что ж начнём, пожалуй!
Упражнение на разогрев «Делимся по признаку» Пояснение: один человек выходит за дверь, группа тем временем договаривается о том, по какому признаку она делится и расходится на 2 подгруппы (например, те, у кого есть шнурки, и те, у кого их нет). Задача вошедшего – угадать, по какому признаку группа разбита на 2 части. При желании упражнение можно повторить несколько раз. Инструкция: сейчас один из вас выйдет за дверь и войдет только тогда, когда мы его позовем. Кто хочет быть таким человеком? Отлично. (участник – доброволец выходит) Инструкция группе: сейчас вы все должны будете разделиться на 2 части. Но разделить вас сможет только какой-то один признак, например, «мальчики и девочки», или «светлые и темные волосы», или «есть шнурки на обуви – нет шнурков», или другие внешние признаки, какие сами придумайте. А тот, кто вышел, наш любимый доброволец, должен будет угадать, по какому признаку вы поделились. При этом вы ему ни в коем случае не подсказываете. Запутывать можно. Все понятно? Отлично, тогда выберите признак и поделитесь. Инструкция добровольцу: в твое отсутствие группа поделилась по какому-то признаку – заметному или не заметному с первого взгляда. Твоя цель – угадать этот признак и назвать его. Далее можно повторить это упражнение с другим добровольцем. Анализ упражнения: § Трудно ли было угадывать? § Какие признаки было угадать легче? Какие – сложнее? Почему? Отлично! Ну что ж, вы хорошо справились с этим упражнением, с чем я вас и поздравляю! Мы еще раз потренировались в наблюдательности. Это очень важное качество! Дело в том, что вокруг много информации, которую мы просто не замечаем. Но если быть хоть чуточку наблюдательнее, можно открыть много интересного вокруг себя. Наблюдайте за собой и другими, и вам легче будет избежать неприятных ситуаций.
Упражнение «Ромашка» Пояснение: Это упражнение направлено на осознание участниками всего, что для них ценно, оно помогает ребятам ответить на вопросы: без чего мы не можем себя помыслить? Что для нас по-настоящему важно и значимо? Для этого упражнения необходим специальный реквизит: каждому участнику выдать лист А4 с изображением ромашки (см. Приложение), по одному набору фломастеров (по 6 – 12 цветов) и ножницы. Комментарий: Приложение можно распечатать на разной цветной бумаге и дать эти листы всей группе. Инструкция – 1: Сейчас каждому из вас предстоит сделать ромашку. Но это будет не простая ромашка. Раздайте листы с ромашками и фломастеры (ножницы пока не давайте), попросите участников разместиться за столами поудобней, так, чтобы им никто не мешал. Ведущий тоже должен будет сделать свою ромашку. Комментарий: Далее ведущий может воспользоваться флипчартом, чтобы показать, как и где, писать. В центре этой ромашки, прямо по середине напишите «Я». Подождите, пока участники это делают. Хорошо, пойдем дальше. Основное задание – сделать надписи на лепестках. На каждом из лепестков вы должны 6 раз ответить на такие вот вопросы (сколько лепестков – столько и ответов): Желательно эти вопросы записать на доске после прочтения. § «Без чего я не был бы я?» § «Что мне особенно дорого, ценно и важно в жизни?» § «Без чего я себя не представляю?». Напишите каждый свой ответ на отдельном лепестке. Ведущий может помочь участникам, немного направив их на мысль: На лепестках, например, могут быть написаны: § Какие-то важные вам люди: родители, друзья; § Важные чувства: любовь, понимание; § Ваше хобби, учеба; § Какие-то очень важные для вас вещи: плеер, чей-то подарок. В общем, пишите все, что угодно, все, что для вас действительно важно и без чего вы себя не представляете. Также вы можете украсить свою ромашку, но только после того, как подпишите все лепестки. Все ли понятно? Какие есть вопросы? Дайте на эту работу время около 5 – 7 минут. (В это время можно включить спокойную музыку, желательно без слов). А после того как все подписали лепестки ромашки, раздайте ножницы. А сейчас вырежьте цветок так, чтобы лепестки были присоединены к сердцевине. Покажите на своем примере, для этого заранее вырежьте одну ромашку сами. Готово? Отлично! Инструкция – 2: Давайте теперь сядем в круг. Посмотрите, пожалуйста, все на свои ромашки. Какие они у вас получились красивые и не похожие друг на друга! Сейчас нам всем предстоит сделать вот что. Ведущий тоже должен быть со своей ромашкой. Вы должны будете аккуратно оторвать от своей ромашки лепесток со словами: «Я самодостаточная личность, поэтому смогу потерять и/или обойтись без …, и вы произносите то, что написано на одном из лепестков. Затем отрываете его. Например, «Я самодостаточная личность, поэтому смогу обойтись без Интернета». Отрывая лепесток, вы должны представлять себе, как вы на самом деле теряете то, что написано на лепестке. Отнеситесь к этому упражнению серьезно, с полной ответственностью и отдачей. Лепесток, который вы оторвали, мы бросаем в центр нашего круга. Далее ведущий начинает и отрывает один лепесток от своей ромашки. Все это выполняется по кругу. Сначала все по очереди отрывают один лепесток от своих ромашек, потом второй и так далее, пока у участников не осталось по 2 лепестка или сами участники не задали вопрос: «А если я не хочу расставаться со своими лепестками»? Вы говорите: «Вы можете оставить 1 – 2 лепестка, которые вы точно не можете потерять или без которых вы 100% не сможете обойтись в своей жизни». Важно! Как показывает практика, участники с легкостью и, возможно, даже с некоторым сарказмом начинают отрывать лепестки. Здесь важна роль ведущего: он должен призывать к серьезности и просить слушать друг друга. Человек, который отрывает лепесток, должен быть в центре внимания. Однако ближе к концу, подростки сами становятся серьезными. Все труднее и труднее отказываться от того, что они написали на лепестках. Ведущий должен настаивать, когда дойдет очередь до конкретного человека чтобы тот обязательно оторвал лепесток. Однако известны случаи, когда ребята отрывали лепесток с надписью «любовь», выкидывали себя (сердцевину ромашки «Я»), а любовь оставляли. Один подросток не смог оторвать последний лепесток с надписью «родители», сказав при этом: «Без них я никто». Ведущий обычно настаивает, чтобы ребята отрывали лепестки, но когда сами ребята высказывают подобные мысли или на отрез отказываются отрывать последний лепесток (а такое часто бывает), ведущий должен уступить. Анализ упражнения: § Каково вам было раз за разом, отрывая от ромашки лепестки, расставаться с тем, что для вас ценно? § Что вы сейчас чувствуете? § Как вам без всего того, что вам дорого? § Как вы думаете, что за лепесточки были на ваших ромашках? Что же вам так не хотелось от себя отрывать? Ведущий должен прислушаться к ответам участников, чтобы услышать ответ – «ценности». Если участники такого ответа не дали – назовите его сами. Мы с вами при помощи этого упражнения не только узнали, что для нас ценно, но и как бы проранжировали наши ценности. Проранжировали – значит, расположили в порядке значимости: от менее ценного – к более ценному. То, в какой последовательности мы отрывали лепестки, говорит о том, что для нас менее значимо, а что – более. Те лепестки, которые дольше всего продержались, для нас важнее всего (точнее, важнее всего то, что на них написано). Посмотрите на центр нашего круга, здесь – наши ценности.
Обсуждение ценностей. Здоровье как ценность. Давайте выпишем те ценности, которые уже были вами написаны на лепестках ромашки. Участники говорят, а ведущий записывает на доске. Комментарий: На доске ценности выписываются в обобщенном виде. Например, участники называют «мама», «папа», «брат», а вы записываете «семья». Если называются материальные предметы, например, мобильный телефон, то нужно сначала обсудить, почему он является ценностью. Возможно, он помогает общаться с друзьями (ценность – дружба), или телефон нужен для того, чтобы привлечь к себе внимание (ценность – признание), или человеку просто нравиться закачивать мелодии и игры (ценность – развлечение, отдых) и т.д. o Какие еще ценности есть у людей, но вы их не называли? Выслушайте ответы ребят и запишите их на доске. Если названы не все ценности, ведущий должен сам дополнить их список: § Жизнь § Свобода (самостоятельность, независимость) § Любовь § Дружба § Здоровье § Семья § Материальная обеспеченность § Благополучие близких § Признание (уважение окружающих, популярность) § Интересная работа § Качественное образование § Развлечения, отдых, хобби § Творчество Вообще ценность – это очень широкое понятие. Ценностью можно назвать и какой-то дорогой предмет, и какие-либо взаимоотношения. На нашем сегодняшнем занятии мы с вами рассмотрим именно жизненные ценности, т.е. те, которые дороги не только нам конкретно, но и многим людям, всему обществу. Однако многие общественные ценности становятся индивидуальными, нашими личными ценностями, т.к. мы в этом обществе живем. Если такая ценность, как здоровье, была упомянута в ромашках (что вряд ли), то ведущий просто переходит к обсуждению этой ценности, пропуская следующий абзац. Заметьте, пожалуйста, один очень важный момент: среди названных вами ценностей (в ваших ромашках) не было одной очень важной. Какой? Участники думают, гадают. Это здоровье. Как вам кажется, почему вы забыли про здоровье? Выслушиваются ответы ребят. Не потому ли что, когда оно есть, мы о нем даже не вспоминаем. Но стоит ему испортиться, как оно сразу становится для нас значимо. В самом деле, представьте, что у вас болит зуб, а вам нужно идти на важную встречу или сосредоточиться на выполнении какой-то контрольной работы. Вы же понимаете, что это либо очень сложно, либо вовсе невозможно сделать. Больной зуб напоминает вам о себе все время. И все наши мысли связаны исключительно с ним. И мы будем думать о нем до тех пор, пока не вылечим его. Но стоит только вылечить его, мы уже не думаем о зубах, и снова зарабатываем себе очередной кариес. Таким образом, когда у нас что-то болит – мы только об этом и думаем. Если же все в порядке – о здоровье мы напрочь забываем. И не просто забываем. Более того, мы еще и с удовольствием вредим нашему здоровью o Какие виды поведения, по-вашему, вредят здоровью? Ведущий записывает на доске вредные привычки, которые назовут участники, такие, например, как употребление большого количества сладкого, жирного, спиртного; курение; недосып и др. После участников ведущий может дополнить список, сказав: «А как вы думаете, а вот это…?» и тоже записать на доске: … употребление наркотиков … незащищенный секс … другие наиболее опасные для здоровья привычки. Давайте теперь проранжируем все наши привычки по степени значимости для здоровья, мысленно ответив на вопрос: o Что может моментально нанести вред нашему здоровью? Например, если вы объелись сладкого, то на здоровье это сразу же не скажется (если, конечно, это пирожное не с цианистым калием!). А вот если, например, вы напились до свинского состояния и/или занялись сексом без презерватива или «укололись», то последствия этого могут быть очень скорыми и очень плачевными. Далее в уже написанном на доске списке вредных привычек нужно подчеркнуть самые быстродействующие и опасные для здоровья. Известно, что в нашем обществе вредные привычки порицаются, то есть считаются ненормальными. Значит, в нашем обществе есть определенные нормы. Мы можем с ними соглашаться или не соглашаться, но они существуют, и мы обязаны с ними считаться, т.к. мы в этом обществе живем. Наиболее гармонично чувствует себя человек, который принимает эти нормы и делает их своими. Давайте сейчас сделаем одно упражнение, после которого продолжим разговор о наших ценностях и о том, как они соотносятся с нормами общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.152.100 (0.011 с.) |