Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игротека 2. Игры на сплочение

Поиск

 

«Машина с характером» (20 мин) – слаженность и сплочение группы.

Вся группа должна построить воображаемую машину. Не должны разговаривать. 1 человек выходит – начинает делать движение, 2-ой человек – подходит и подстраивается, как только все скоординировано. Задействованы должны быть все.

? – смогла ли группа создать интересную машину? Трудно было придерживаться общего ритма? Как влияло на работу то, что нельзя было разговаривать?

 

«Свеча» (20 мин) – групповая поддержка, формирование доверия, эмоциональная близость участников.

Участники становятся в плотный круг, лицом внутрь, плечо к плечу. Ладони упираются в добровольца, который в кругу. Группа медленно и плавно начинает передавать качать человека, чтобы человек полулежал (можно с закрытыми глазами)

? – как вы чувствовали себя во время упражнения, когда вас качали? Был ли страх? Что чувствовали те, кто передавал?

 

«Мы с тобой похожи тем что..» (15 мин) – взаимодействие, подстройка под партнера.

Участники встают в 2 круга – внешний и внутренний. Количество должно быть одинаково в каждом кругу. Внешний круг – «мы с тобой похожи, тем что..», внутренний круг – «мы с тобой отличаемся тем, что..»

? – что нового в себе узнали? Согласны с тем, что услышали? Какие эмоции вызвало упражнение?

 

Упражнение «Единый ритм» (7-10 мин)

Участники группы один за другим, а потом все вместе в едином темпе исполняют определенный ритм, заданный ведущим.

 

«Плот» (10 мин) – изобретательность, командное взаимодействие.

«Представьте, что вы – команда корабля, потерпевшего кораблекрушение. Вы находитесь в открытом море, ваша задача продержаться на плоту (лист флипчарта), до того, как прибудут спасатели.

2 варианта: 1. Если 1 упадет – заново.

2. Если 1 упадет – можно его оставить на съедение акулам и плыть оставшейся командой дальше.

? – каковы сейчас ваши чувства? Что помогло, что помешало выполнению задания? Все ли предложения были услышаны?

 

«Тройки» (10 мин) – повышение уровня эффективного взаимодействия, формирование навыков невербальной коммуникации, повышение сплоченности.

Группа делится на 3-ки. Участники образуют треугольник. Стоя друг на против друга, участники не должны, не сговариваясь, показать число пальцев, в сумме соответствующего числу, ранее загаданное тренером. Уговор – не говорить когда выбрасывают пальцы.

? – что было легки – сложным во время выполнения упражнения? Какая стратеги была наиболее эффективной? Что помешало выполнить? Что нового?

 

«Слепой квадрат» (20-25 мин) – побуждает более организованно общаться друг с другом.

Материал – веревка цельная.

Веревка кладется на пол перед участниками. Участники стоят в кругу на расстоянии руки друг от друга. Тренер просит участников закрыть глаза, найти веревку взять ее в руки.

Задание: образовать из каната квадрат, держась за него обеими руками и не кладя его на пол.

- Если ли ощущение что квадрат уже получился? Если да, то можете открыть глаза и посмотреть на получившуюся фигуру. Если нет – то работайте дальше.

Потом можно выстроить фигуры – треугольник, круг, звезду.

? – Были ли во время игры проблемы с общением? Почему? Выделился ли лидер в игре? Все ли были услышаны? Почему вы делали то, что говорил Лидер? Лидер, какие чувства ты испытывал? Что получилось, а что не получилось? Почему? Что порадовало, что вызвало гнев? Что бы вы сделали иначе?

 

«Фигура»

Упражнение на групповую сплоченность.

Тренер просит участников построить пирамиду из собственных тел. Чем выше и красивее — тем лучше.

Вопросы для обратной связи: Сложным ли было упражнение? Что помогло его выполнить? Насколько вы доверяли или не доверяли своим партнерам? Какие ощущения возникали во время выполнения упражнения?

 

Игротека 3. Игры-разминки

«Поводырь» (15 мин) – почувствовать в роли ведущих-ведомых.

«Слепые» с закрытыми глазами, либо завязанными. Зрячие меняют обстановку. Поводыри проводят слепых. Главное безопасность. Можно увеличить темп хлопками. Смена ролей. Обсуждение.

 

«Фоторепортаж» (20 мин) – развитие фантазии и внимания.

Группа делиться на команды 4-5 человека. Каждая команда загадывает актуальное событие из области политики, культуры, спорта, новостей и т.д. После этого команда должна показать 2 «фото» этого события. Другая команда отгадывает.

? – В какой роли было легче – угадывать или показывать? Что позволило успешно выполнить задание? Что помешало успеху? Какие сложности возникали? Как их можно было решить? Что дало вам это упражнение?

 

«Снежки» (5 мин) – физическая разминка.

Группа делиться на две команды. Комната делиться на две части малярным скотчем или мелком. Команды стараются закинуть снежки-смятые бумажки на сторону соперника. Кто больше закинет, тот и выиграл.

 

«Пишущая машинка» (20 мин) – концентрация внимания, командное взаимодействие (сплоченность)

Между участниками тренер распределяет буквы алфавита. Тренер произносит слово, его необходимо «напечатать» - хлопками. Группа – пишущая машинка. Правильно – отхлопанное слово, не нарушая очередность букв. Быстрота печатной машинки.

 

«Жираф» (10 мин) – участники держатся под руки.

Каждому участнику на ухо говорится любое животное, главное чтобы оно не повторялось со следующим. Когда ведущий называет, животное участник старается присесть, а крайние должны не дать ему сесть. Потом ведущий идет по новому кругу раздачи животных, только говоря при этом одно животное, а именно жираф. Ведущий говорит разных животных, а потом называет жираф, все участники падают, выселяться.

 

«Миссис Мамбл» (10 мин) – расслабление, позитив.

- «Простите, вы не видели миссис Мамбл?»

- «Нет, я не видел. Но могу спросить у соседа»

Тот, кто засмеется выбывает.

 

«Театр Кабуки» (15 мин) – физическая и эмоциональная разгрузка.

2 команды. Роли: принцесса, дракон, самурай.

Принцесса – делает па руками и произносит «и-и»

Дракон – руки устрашающе над головой – «р-р».

Самурай – взмахивает саблей – «ух»

Условия игры: принцесса очаровывает самурая. Самурай убивает дракона. Дракон съедает принцессу. Игра по типу камень ножницы бумага. Команды тихо договариваются и одновременно показывают. Играют до 3, 5 очков.

 

«Паутинка» (10 – 20 мин) – демонстрация тесного сотрудничества.

Участники встают в тесный круг. Каждый протягивает левую руку в центр и берет за руку другого игрока, но не своего соседа слева и справа. Теперь правую. Задание – распутаться и встать снова в круг, линии, не разъединяя рук. Четное количество человек.

 

Игротека 4. Деловая игра.

Катастрофа в пустыне

Известными аналогами этой игры являются "Кораблекрушение", "Посадка на Луне". Упражнение имеет широкий диапазон задач: отработать навыки поведения в дискуссии, умения вести диспут, быть убедительным, изучить на конкретном материале динамику группового спора, открыть для себя традиционные ошибки, совершаемые людьми в полемике, потренировать способности выделять главное и отсеивать "шелуху", видеть существенные признаки предметов, научиться осознавать стратегические цели и именно им подчинять тактические шаги и т. д. Но в тренинге развития самосознания ведущему следует помимо указанного акцентировать внимание при обсуждении результатов на таких аспектах, как получение обратной связи участниками друг о друге (в силу своей эмоциональной насыщенности игра позволяет хотя бы на какое-то время "отключить" механизм психологической защиты и стать самим собой – именно поэтому она эффективна на первых этапах групповой работы).

Время на это упражнение – не менее полутора часов.

Каждый участник получает специальный бланк (или чертит его по указаниям ведущего).

Ведущий дает группе следующую инструкцию:

— С этого момента все вы – пассажиры авиалайнера, совершавшего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров. Под обломками самолета вам удалось обнаружить пятнадцать предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы.

Ваша задача – проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значимости и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас. Заполняйте номерами первую колонку бланка. Каждый работает самостоятельно в течение пятнадцати минут.

Список предметов:

1. Охотничий нож.

2. Карманный фонарь.

3. Летная карта окрестностей.

4. Полиэтиленовый плащ.

5. Магнитный компас.

6. Переносная газовая плита с баллоном.

7. Охотничье ружье с боеприпасами.

8. Парашют красно-белого цвета.

9. Пачка соли.

10. Полтора литра воды на каждого.

11. Определитель съедобных животных и растений.

12. Солнечные очки на каждого.

13. Литр водки на всех.

14. Легкое полупальто на каждого.

15. Карманное зеркало.

После завершения индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разбиться на пары и проранжировать эти же предметы снова в течение десяти минут уже совместно с партнером (при этом номерами заполняется второй столбик в бланке со списком предметов). Следующий этап игры – общегрупповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее тридцати минут.

Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень сформированности умений организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто разворачивающиеся жаркие споры-баталии, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения.

По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры. Первым вопросом, на который ведущий просит ответить всех участников по кругу, является следующий: "Удовлетворен ли ты лично результатами прошедшего обсуждения? Объясни почему".

Ответы участников с необходимостью сопровождаются рефлексией, цель которой – в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности. Возникшая в результате дискуссия подогревается ведущим, задающим уточняющие вопросы примерно такого типа:

Что вызвало твою удовлетворенность (неудовлетворенность)? Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия или нет?

Была ли выработана общая стратегия спасения? Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении? Ты не согласен с принятым решением? Почему тебе не удалось отстоять свое мнение?

Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения, то есть по сути дела оказался лидером, сумевшим повести за собой группу?

Что именно в поведении лидера позволило ему заставить прислушаться к себе? На какой стадии появился лидер?

Какими способами другие участники добивались согласия с их мнениями?

Какие способы поведения оказались наименее результативными?

Какие способы только мешали общей работе?

Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?

Обсуждение итогов игры должно подвести группу к тому, чтобы самостоятельно разобраться в вопросе, как наилучшим способом организовывать Дискуссии, как избежать грубых столкновений в споре и расположить других к принятию своего мнения. Как правило, в процессе обсуждения затрагивается очень широкий спектр проблем: фазы, через которые проходит практически любая дискуссия, лидер и его качества, навыки эффективного общения, умения самопрезентации и т. д. При необходимости ведущий только помогает более четко сформулировать найденные участниками закономерности. Очень большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы. От ведущего зависит, чтобы эта обратная связь не превратилась в серию взаимных обвинений, а носила бы конструктивный характер и была принята участниками.

Практически всегда возникает вопрос о "правильном" ответе на проблему дискуссии. Такой ответ дается ведущим, но с оговоркой, что это мнение зарубежных экспертов, с которым мы вправе не соглашаться, но вынуждены учесть важность выбора стратегии спасения для ранжирования предметов: либо двигаться по пустыне к людям, либо ждать помощи от спасателей. Если в группе при обсуждении практически не поднимался вопрос о стратегии, то на этом этапе обнаруживается, что часть участников молчаливо подразумевала первый вариант, в то время как другая часть имела в виду второй. Этим выявляется еще одна причина взаимного непонимания.

Итак, ответы:

Вариант "Ждать спасателей" (кстати, по мнению экспертов, предпочтительный).

1. Полтора литра воды на каждого. В пустыне необходима для утоления жажды.

2. Карманное зеркало. Важно для сигнализации воздушным спасателям.

3. Легкое полупальто на каждого. Прикроет от палящего солнца днем и от ночной прохлады.

4. Карманный фонарь. Также средство сигнализации летчикам ночью.

5. Парашют красно-белого цвета. И средство прикрытия от солнца, и сигнал спасателям.

6. Охотничий нож. Оружие для добычи пропитания.

7. Полиэтиленовый плащ. Средство для сбора дождевой воды и росы.

8. Охотничье ружье с боеприпасами. Может использоваться для охоты и для подачи звукового сигнала.

9. Солнечные очки на каждого. Помогут защитить глаза от блеска песка и солнечных лучей.

10. Переносная газовая плита с баллоном. Поскольку двигаться не придется, может пригодиться для приготовления пищи.

11. Магнитный компас. Большого значения не имеет, так как нет необходимости определять направление движения.

12. Летная карта окрестностей. Не нужна, так как куда важнее знать, где находятся спасатели, чем определять свое местонахождение.

13. Определитель съедобных животных и растений. В пустыне нет большого разнообразия животного и растительного мира.

14. Литр водки на всех. Допустимо использовать в качестве антисептика для обеззараживания при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку при употреблении внутрь может вызвать обезвоживание организма.

15. Пачка соли. Значимости практически не имеет.

Вариант "Двигаться к людям". Распределение по значимости будет иметь несколько иной вид:

1. Полтора литра воды на каждого.

2. Пачка соли.

3. Магнитный компас.

4. Летная карта окрестностей.

5. Легкое полупальто на каждого.

6. Солнечные очки на каждого.

7. Литр водки на всех.

8. Карманный фонарь.

9. Полиэтиленовый плащ.

10. Охотничий нож.

11. Охотничье ружье с боеприпасами.

12. Карманное зеркало.

13. Определитель съедобных животных и растений.

14. Парашют красно-белого цвета.

15. Переносная газовая плита с баллоном.

Иногда прояснение взаимных впечатлений и открытый обмен обратной связью на первых этапах тренинга затруднены, и хотя эта игра остается полезной и эффективной, она не способна полностью снять психологические защиты участников. Для ослабления напряжения на этой стадии используются психогимнастические игры с релаксационной направленностью.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.011 с.)