Работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных



занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость дисциплины в соответствии с утвержденным учебным планом составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

Таблица 2

Вид учебной работы Всего часов
Очная форма Заочная форма
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану    
– Контактная работа (по учебным занятиям) (всего)    
в т. ч.:    
лекции    
семинары    
практические занятия    
мелкогрупповые занятия - -
индивидуальные занятия - -
– Внеаудиторная работа2:    
консультации текущие 5 % от аудиторной работы 15 % от аудиторной работы
курсовая работа - -
– Самостоятельная работа обучающихся (всего)    
– Промежуточная аттестация обучающегося (3ачет) (всего часов по учебному плану): -  

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам

(разделам) с указанием отведенного на них количества

академических часов и видов учебных занятий

4.1. Структура преподавания дисциплины

Таблица 3

Очная форма обучения

Наименование разделов, тем Общая трудоемкость (всего час.) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в академ. час.) Формы текущего контроля успеваемости Форма Промежу-точной аттестации (по семестрам)
Контактная работа с/р
лек. сем. практ. инд.
                 
Раздел 1. Введение в экономику
Тема 1. Предмет, метод и этапы развития экономической теории       - -   Оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант  
Тема 2. Производственные возможности общества и экономический выбор       - -   Оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант  
Тема 3. Общественное производство и экономические отношения     - - -   Проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант  
Тема 4. Экономические системы       - -   Оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант  
Раздел 2. Микроэкономика
Тема 5. Основные элементы рынка: цена, спрос и предложение         -   Оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант, проверка практических заданий  
Тема 6. Конкуренция как основа рыночной экономики     - - -   Аттестация Проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант  
Тема 7. Теория производства фирмы         -   Оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам/раб, проверка практических заданий  
Раздел 3. Макроэкономика
Тема 8. Национальная экономика: результаты развития и их измерение     - - -   Проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант  

 

                 
Тема 9. Макроэкономическая нестабильность и макроэкономическое равновесие, механизмы его обеспечения       - -   Оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант  
Раздел 4. Мировая экономика
Тема 10. Объективные основы всемирного хозяйства. Экономические отношения в системе мирового хозяйства     - - -   Проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант, тестирование  
Итого в 5 сем.         -      
Всего по дисциплине         -     зачет

Заочная форма обучения

Наименование разделов, тем Общая трудоемкость (всего час.) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в академ. час.) Формы текущего контроля успеваемости Форма Промежу-точной аттестации (по семестрам)
Контактная работа с/р
лек. сем. практ. инд.
                 
Раздел 1. Введение в экономику
Тема 1. Предмет, метод и этапы развития экономической теории     - - -   Проверка выполнения самостоятельной работы  
Тема 2. Производственные возможности общества и экономический выбор   -   - -   Оценка за участие в семинаре, проверка выполнения самостоятельной работы  
Тема 3. Общественное производство и экономические отношения     - - -   Проверка выполнения самостоятельной работы  
Тема 4. Экономические системы   - - - -   Проверка выполнения самостоятельной работы  
Раздел 2. Микроэкономика
Тема 5. Основные элементы рынка: цена, спрос и предложение   - -   -   Проверка выполнения самостоятельной работы, проверка практических заданий  

 

                 
Тема 6. Конкуренция как основа рыночной экономики   - - - -   Проверка выполнения самостоятельной работы  
Тема 7. Теория производства фирмы     -   -   Проверка выполнения самостоятельной работы, проверка практических заданий  
Раздел 3. Макроэкономика
Тема 8. Национальная экономика: результаты развития и их измерение   -   - -   Оценка за участие в семинаре, проверка выполнения самостоятельной работы  
Тема 9. Макроэкономическая нестабильность и макроэкономическое равновесие, механизмы его обеспечения     - - -   Проверка выполнения самостоятельной работы  
Раздел 4. Мировая экономика
Тема 10. Объективные основы всемирного хозяйства. Экономические отношения в системе мирового хозяйства   - - - -   Проверка выполнения самостоятельной работы  
Зачет 3 семестр               Зачет 4 час.
Итого в 5 сем.         -      
Всего по дисциплине         -      

Таблица 4

Матрица компетенций

Наименование разделов, тем Общая трудоемкость (всего час.) Коды компетенций общее количество компетенций
ОК-3 ПК-5
         
Раздел 1. Введение в экономику
Тема 1. Предмет, метод и этапы развития экономической теории   + +  
Тема 2. Производственные возможности общества и экономический выбор   + +  
Тема 3. Общественное производство и экономические отношения   + +  
Тема 4. Экономические системы   + +  
         
Раздел 2. Микроэкономика
Тема 5. Основные элементы рынка: цена, спрос и предложение   + +  
Тема 6. Конкуренция как основа рыночной экономики   + +  
Тема 7. Теория производства фирмы   + +  
Раздел 3. Макроэкономика
Тема 8.Национальная экономика: результаты развития и их измерение   + + +  
Тема 9.Макроэкономическая нестабильность и макроэкономическое равновесие, механизмы его обеспечения   + +  
Раздел 4. Мировая экономика
Тема 10.Объективные основы всемирного хозяйства. Экономические отношения в системе мирового хозяйства   + +  
Зачет 5 семестр   + +  
Всего по дисциплине        

4.2. Содержание дисциплины

Тема 1. Предмет, метод и этапы развития экономической теории. Связь экономики с другими науками. Предмет экономической науки. Экономика и человек. Экономическое поведение людей. Подразделение экономической теории на «микроэкономику» и «макроэкономику». Функции экономической науки. Экономическая стратегия и экономическая политика.

Методы экономической науки. Позитивный и нормативный анализ. Роль математики в экономике; функциональные зависимости. Экономические модели и эксперименты. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе. Метод сравнительной статики, показатели эластичности. Общенаучные методы в экономике: диалектическая логика, индукция, дедукция, аналогия, историзм.

Экономические теории докапиталистического способа производства. Меркантилизм как определяющее направление экономической мысли XV – XVII вв. Школа физиократов, ее значение. «Экономическая таблица» Франсуа Кене. Анри Тюрго как продолжатель теории физиократической школы.

Эпоха зарождения и развития капитала. Классическая политэкономия. Основные положения экономического учения Адама Смита. Давид Рикардо, Карл Маркс как представители классической политэкономии.

Теория предельной полезности и предельной производительности (маржинализм) – одно из ведущих направлений экономической мысли XIX века. Неоклассическое направление экономической теории. Основные положения труда Альфреда Маршалла «Принципы политической экономии». Математическая школа XIX в. – начала XX в.

Экономические теории ХХ века. Основные положения экономического учения Дж. М. Кейнса. Кейнсианство как одно из ведущих направлений экономической мысли XX века. Основные положения концепции монетаризма Милтона Фридмана. Институционализм (Торстейн Веблен) – инстинкт мастерства, праздное любопытство, родительское чувство. Завистливое потребление, завистливое сравнение, эффект показного потребления.

Российская экономическая мысль.

Тема 2. Производственные возможности общества и экономический выбор. Общеэкономические понятия. Человеческие потребности, закон возвышения потребностей. Экономические блага и их классификации, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ. Понятие ресурсов. Свободные и экономические ресурсы. Закон ограниченности ресурсов. Факторы производства и их характеристика.

Экономические интересы, цели и средства. Проблема выбора оптимального решения. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей). Экономические ограничения выбора. Граница производственных возможностей. Компромисс общества между эффективностью и равенством. Компромисс индивида между потреблением и досугом. Экономические риски и неопределенность как условие выбора. Затраты и результат: общие, предельные и средние величины. Фактор времени и дисконтирование, номинальные и реальные величины.

Тема 3. Общественное производство и экономические отношения. Производство как вид целенаправленной деятельности. Сущность общественного производства. Виды общественного производства (натуральное хозяйство и товарное производство). Возникновение и сущность товарного хозяйства. Разделение труда и кооперация. Взаимозависимость производителей. Теория сравнительного преимущества.

Товар и его свойства: потребительная и меновая стоимость. Проблема поиска единого основания для обмена.

Категория меновой стоимости в классической экономической теории. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Категория меновой стоимости в маржинализме (австрийская школа). Современное понимание меновой стоимости (экономикс).

Развитие форм стоимости и происхождение денег. Деньги и их функции. Природа современных денег.

Тема 4. Экономические системы. Собственность как экономическая категория: подходы к пониманию в различных науках; структура прав, передача прав, согласование обязанностей. Развитие форм собственности: причины и закономерности. Виды и формы собственности. Хозяйствование как способ организации отношений экономических агентов. Внеэкономическое принуждение к труду. Сущность рынка как способа хозяйствования. Рациональность использования экономических ресурсов. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Экономические мотивы поведения экономических агентов в условиях частной собственности и рынка. «Невидимая рука» Адама Смита.

Закономерности развития и особенности экономических систем.Понятие экономической системы и ее элементы. Характер взаимодействия элементов. Факторы экономического развития. Исторические типы технико-экономических систем, их характеристика.

Рынок как экономическая система: основные характеристики.

Роль государства в рыночной экономике. Теоретические концепции необходимости и возможности государственного регулирования рыночной экономики. Внешние эффекты (эксерналии) и общественные блага. Теория общественного выбора. Провалы в регулировании экономики рынка, координации и государства: асимметрия информации, оппортунистическое поведение. Теневая экономика.

Функции государства в рыночной экономике: правовое регулирование рыночного механизма, производство общественных товаров, минимизация трансакционных издержек, компенсация внешних издержек (экстерналий), перераспределение доходов, сглаживание неравномерности экономического развития (экономических циклов).

Смешанная экономика. Способы государственного регулирования экономики в условиях смешанной экономической системы (на примере отдельных стран).

Раздел 2. Микроэкономика

Тема 5. Основные элементы рынка: цена, спрос и предложение. Спрос и предложение. Закон спроса, закон предложения. Факторы спроса. Спрос и полезность. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Бюджетное ограничение. Кривая безразличия.

Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность спроса. Предложение и его факторы. Предложение и издержки производства. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Эластичность предложения.

Равновесная цена. Мгновенное, краткосрочное и длительное рыночное равновесие. Понятие динамического рыночного равновесия.

Производство и распределение.Общественное производство и его факторы. Спрос и предложение на рынке факторов производства. Роль распределения в экономике. Образование и распределение доходов. Неравенство в распределении доходов. Первичные доходы.

Земля как фактор производства. Рынок земли. Земельная рента. Цена земли.

Труд как фактор производства. Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата, ее сущность. Факторы, влияющие на ее величину. Рабочая сила. Номинальная и реальная заработная плата. Заработная плата и занятость.

Капитал как фактор производства. Физический (основный и оборотный), инвестиционный и человеческий капитал. Физический и моральный износ основного капитала. Амортизация. Рынок капитала. Концентрация капитала. Процент как доход от капитала. Процентная ставка и инвестиции.

Предпринимательство как фактор производства. Предпринимательская и бухгалтерская прибыль. Нормальная экономическая прибыль.

Тема 6. Конкуренция как основа рыночной экономики. Сущность и функции конкуренции в рыночной экономике. Конкуренция и ее виды. Эффективность конкурентных рынков. Парето-эффективность. Типы и виды конкуренции.

Характеристики рынка совершенной конкуренции.

Рыночная власть. Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции. Барьеры входа и выхода (в отрасли). Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта. Олигополия. Монополия; чистая монополия, естественная монополия. Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции. Ценовая дискриминация.

Потери от несовершенной конкуренции. Антимонопольное регулирование.

Тема 7. Теория производства фирмы. Фирма. Функционирование фирмы. Выручка и прибыль. Производственная функция. Издержки и прибыль фирм: издержки производства, виды издержек (постоянные, переменные; предельные, общие, средние).

Излишки потребителя и производителя. Теории поведения потребителя и производителя (предпринимателя). Доходы: формирование, распределение и неравенство.

Поведение производителя в условиях совершенной конкуренции. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Принцип максимизации прибыли. Деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Равновесие фирмы в условиях несовершенной конкуренции. Оптимизация объемов производства в условиях монополии.

Виды предприятий. Виды ценных бумаг. Оценка результатов хозяйственной деятельности. Понятие банкротства. Основы бухгалтерского учета. Основы маркетинга.

Раздел 3. Макроэкономика

Тема 8. Национальная экономика: результаты развития и их измерение. Национальная экономика как целое. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы. Кругооборот доходов и продуктов. Характеристика системы национальных счетов.

Основные макроэкономические показатели. Валовой национальный продукт (ВНП) и методы его расчета. Номинальный и реальный ВНП. ВНП–дефлятор. Валовой внутренний продукт (ВВП) (производство, распределение и потребление) и способы его расчета. Чистый национальный продукт и национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Конечное потребление. Модели потребления, сбережения, инвестирования (валовые и чистые).

Национальное богатство. Отраслевая и секторальная структура национальной экономики, межотраслевой баланс.

Тема 9. Макроэкономическая нестабильность и макроэкономическое равновесие, механизмы его обеспечения. Экономический рост: сущность, цели, ресурсы, типы, противоречия, тренд. Экономические циклы: сущность и закономерности. Общие черты экономического цикла. Характеристика фаз цикла. Структурные кризисы. Теории экономического роста и экономического цикла. Теория технологических укладов и «длинных волн» Н. Д. Кондратьева. Продолжительность экономических циклов. Эффект акселератора.

Понятие макроэкономического равновесия. Общее равновесие и благосостояние. Классическая теория макроэкономического равновесия: равновесие на товарном рынке.

Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD – AS). Кейнсианский анализ потребления и сбережения в масштабах национальной экономики. Парадокс бережливости. «Золотое правило накопления». Адаптивные и рациональные ожидания, гистерезис (негибкость экономических систем). Инвестиции и их роль в обеспечении макроэкономического равновесия. Эффект мультипликатор автономных расходов и инвестиций. Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS – LM): сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства.

Стабилизационная политика государства: общие принципы.

Финансовая система и финансовая политика государства. Понятие финансовой системы. Финансовые отношения. Роль государственных финансов в перераспределения национального дохода.

Государственный бюджет. Бюджетная система. Структура доходов и расходов государства. Дефицит и профицит государственного бюджета.

Налоги и их роль в экономике. Принципы и формы налогообложения. Виды налогов: пропорциональный, прогрессивный, регрессивный; прямые и косвенные налоги. Чистые налоги. Понятие о принципах справедливого налогообложения. Кривая Лэффера. Характеристики налоговой системы Российской Федерации.

Государственный долг и его структура. Влияние на экономическое равновесие бюджетного дефицита и государственного долга. Бюджетно-налоговая политика.

Денежно-кредитная система и политика государства. Понятие и типы денежных систем. Основные типы систем денежного обращения. Системы обращения металлических денег. Системы обращения кредитных и бумажных денег. Банковские деньги. Количество денег в обращении. Закон денежного обращения; формула денежного равновесия Фишера.

Банки и их роль в экономике. Двухуровневая банковская система. Функции Центрального банка России. Функции коммерческих банков. Сущность и формы кредита. Структура современной кредитной системы.

Спрос на деньги и их предложение. Сеньоранж. Равновесие на денежном рынке. Количественная теория денег, классическая дихотомия. Воздействие денег на объем производства. Денежный мультипликатор.

Денежно-кредитная политика государства: основные направления и инструменты.

Инфляция и антиинфляционная политика государства. Понятие инфляции. Виды инфляции. Причины инфляции. Особенности инфляционных процессов в различных экономических системах. Альтернативные источники инфляции. Инфляция спроса и инфляция предложения. Кривая Филипса.

Экономические и социальные исследования инфляции. Возможность управления инфляцией. Теория и практика антиинфляционных мероприятий.

Занятость: рынок труда и безработица. Социальная политика государства. Рынок труда в системе воспроизводства. Занятость. Безработица и ее виды. Фрикционная, структурная и циклическая формы безработицы. «Естественный» уровень безработицы. Особенности безработицы в России. Региональные особенности безработицы. Государственное регулирование рынка труда. Правовое регулирование рынка труда. Закон о занятости населения в Российской Федерации.

Рыночный механизм формирования доходов. Распределение доходов. Неравенство доходов. Бедность и богатство. Уровень жизни. Государственная политика регулирования доходов. Социальное неравенство и справедливость. Система социальных гарантий. Основные направления социальной политики государства в России в современных условиях.

Раздел 4. Мировая экономика

Тема 10. Объективные основы всемирного хозяйства. Экономические отношения в системе мирового хозяйства. Общемировые аспекты экономического развития. Проблемы интернационализации национальных хозяйств, влияние научно-технической революции на интернационализацию хозяйственной жизни.

Эффективность международного разделения труда, международной специализации. Теория сравнительных преимуществ в масштабах мирового хозяйства. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс и валютный курс. Закрытая и открытая экономика. Фиксированный и плавающий курсы валют. Паритет покупательной способности.

Мировая торговля. Тенденции развития мировой торговли. Либерализация мировой торговли и протекционизм. Проблемы включения экономики России в мировой рынок.

Международная миграция капитала. Иностранный капитал в России. Роль иностранных инвестиций для экономики России. Международный рынок ссудных капиталов. Международная миграция трудовых ресурсов. Международные научно-технические связи. Международная валютная система. Валютный курс и факторы, его определяющие.

Проблемы переходного периода в экономике в России.Идейно-теоретические основы командно-административной системы. Сущность и основные характеристики командно-административной системы. Противоречия и кризис планового централизованного хозяйства. Проблемы инфраструктуры хозяйствования.

Условия перехода к рыночной модели хозяйства. Необходимость создания конкурентной среды. Формирование рыночных структур. Либерализация цен. Создание многообразия форм собственности. Приватизация собственности. Политика макроэкономической стабилизации. Особенности переходной экономики России. Роль государства в формировании рыночных структур и процесса перехода к рыночной модели хозяйства. Предпринимательство. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в России. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере.

Итоги и противоречия переходного периода к рыночной экономике в России. Структурная перестройка экономики. Влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики. Формирование открытой экономики.

5. Перечень учебно-методического обеспечения

для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Общие положения

Самостоятельная работа студентов – особый вид познавательной деятельности, в процессе которой происходит формирование оптимального для данного индивида стиля получения, обработки и усвоения учебной информации на основе интеграции его субъективного опыта с культурными образцами.

Самостоятельная работа может быть аудиторной и внеаудиторной:

Аудиторная самостоятельная работа осуществляется на лекциях, практических и семинарских занятиях и др.

Внеаудиторная самостоятельная работа может осуществляться:

- в контакте с преподавателем: на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий т. д.;

- без контакта с преподавателем: в аудитории для индивидуальных занятий, в библиотеке, дома, в общежитии и других местах при выполнении учебных и творческих заданий.

Внеаудиторная самостоятельная работа, прежде всего, включает повторение материала, изученного в ходе аудиторных занятий; работу с основной и дополнительной литературой и интернет-источниками; подготовку к семинарским, практическим занятиям; выполнение заданий, вынесенных преподавателем на самостоятельное изучение, научно-исследовательскую и творческую работу студента.

Целью самостоятельной работы студентов является:

- формирование приверженности к будущей профессии;

- систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных знаний умений, навыков и (или) опыта деятельности;

- формирование умений использовать различные виды изданий (официальные, научные, справочные, информационные и др.);

- развитие познавательных способностей и активности студентов (творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности);

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации;

- развитие исследовательского и творческого мышления.

Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, и ее объем по каждой дисциплине определяется учебным планом. Методика ее организации зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, индивидуальных качеств и условий учебной деятельности.

Для эффективной организации самостоятельной работы студент должен:

Знать:

- систему форм и методов обучения в вузе;

- основы научной организации труда;

- методики самостоятельной работы;

- критерии оценки качества выполняемой самостоятельной работы.

Уметь:

- проводить поиск в различных поисковых системах;

- использовать различные виды изданий;

- применять методики самостоятельной работы с учетом особенностей изучаемой дисциплины.

Иметь навыки и опыт деятельности:

- планирование самостоятельной работы;

- соотнесение планируемых целей и полученных результатов в ходе самостоятельной работы;

- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению, но с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения рабочей программы дисциплины, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Обязательно следует помнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочного занятия, а затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном рабочей программой дисциплины.

5.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

Таблица 5

5.2.1. Содержание самостоятельной работы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.079 с.)