Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Морфологический анализ растений.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Жизненная форма: ____________________________________________ Дерево, кустарник, полукустарник, кустарничек, или трава: многолетняя, двулетняя, однолетняя. 2. Корневая система: _____________________________________________ (формы: стержневая, мочковатая; типы: система главного корня, система придаточных корней, смешанная корневая система. 3. Видоизменения корня: _________________________________________ (корнеплоды, корневые шишки, втягивающие корни, наличие клубеньков, или микоризы). 4. Побеги: ______________________________________________________ (удлиненные, укороченные, розеточные; прямостоячие, приподнимающиеся, вьющиеся, цепляющиеся, стелющиеся, ползучие, кущение). 5. Нарастание побега: ____________________________________________ (моноподиальное, симподиальное, ложнодихотомическое, дихотомическое). 6. Метаморфозы побегов: ____________________________________________ (клубень, луковица, клубнелуковица, укороченные или удлиненные корневища; кочан, усы, плети, столоны, «плодушки», усики, колючки, кладодии, филлокладии). 7. Стебель: ______________________________________________________ (размеры ….см, …. м; олиственный, безлистный; стрелка, ствол, соломина; округлый, сплюснутый, трех-, четырехгранный, многогранный, ребристый, крылатый; голый или опушенный: волоски простые, сложные, звездчатые, железистые, жгучие). 8. Листорасположение: ____________________________________________ (очередное¸супротивное, мутовчатое). 9. Листья: _______________________________________________________ (простые или сложные; черешковые или сидячие; с прилистниками или без них; с раструбом; влагалищные: влагалище открытое или замкнутое; опушенные или голые). 10. Жилкование: _________________________________________________ (параллельное, дуговое, сетчатое, перистое, пальчатое, дихотомическое). 11. Форма листовой пластинки простого листа: ________________________________________________________________ (яйцевидная, обратнояйцевидная, округлая, овальная, сердцевидная, треугольная, ромбическая, многоугольная, почковидная, лопатчатая, стреловидная, копьевидная, эллиптическая, линейная, ланцетная, обратноланцетная, продолговатая). 12. Лист простой с цельной или расчлененной листовой пластинкой: ____________________________________________________ (лопастной: тройчато-, перисто-, пальчато-; раздельной: тройчато-, перисто-, пальчато-; рассеченной: тройчато-, перисто-, пальчато-; многократноперисторассеченной). 13. Лист сложный: ______________________________________________ (тройчатый, пальчатосложный, непарноперистосложный, парноперистосложный, двоякоперистосложный; число и форма листочков). 14. Край листовой пластинки: _____________________________________ (цельнокрайний, зубчатый, пильчатый, городчатый, выемчатый, двоякозубчатый, двоякопильчатый, неравнозубчатый, неравнопильчатый). 15. Видоизменения листья: ________________________________________ (колючки,усики и др.). 16. Цветки: ______________________________________________________ (одиночные или в соцветии). 17. Соцветие: ____________________________________________________ (моноподиальное: кисть, щиток, зонтик, головка, корзинка, простой колос, сережка, початок, сложный колос, сложный зонтик, метелка; симподиальное: монохазий – завиток, извилина; дихазий, плейохазий или цветки собраны в соцветия нескольких порядков). 18. Околоцветник по форме: ______________________________________ (полисимметричный, или актиноморфный; моносимметричный, или зигоморфный; асимметричный). 19. Простой околоцветник: ________________________________________ (чашечковидный, венчиковидный; число листочков околоцветника – 2, 3, 4, 5, …; листочки околоцветника свободные, сросшиеся; их окраска). 20. Двойной околоцветник: ________________________________________ (чашечка; число чашелистиков – 2, 3, 4, 5, …; их окраска; венчик; число лепестков – 2, 3, 4, 5, …; их окраска). 21. Андроцей: ____________________________________________________ (братственный, многобратственный, двубратственный, однобратственны: число тычинок – 2, 3, 4, 5, …). 22. Гинецей: ______________________________________________________ (апокарпный: число пестиков – 1, 2, 3, 4, 5, …; монокарпный; ценокарпный: синкарпный, паракарпный, лизикарпный; число плодолистиков – 1, 2, 3, 4, 5….). 23. Пестик: ______________________________________________________ (число столбиков – 1, 2, 3, 4, 5, …; столбика нет, рыльце сидячее, рыльце простое, лопастное, головчатое, нитевидное, перистое). 24. Завязь: ______________________________________________________ (верхняя, нижняя, полунижняя). 25. Формула цветка: _______________________________________________ 26. Плод: ________________________________________________________ (простой: сухой: многосемянный, коробочковидный (листовка, боб, стручок, стручочек, коробочка); односемянной, ореховидный (орех, желудь, орешек, семянка, крылатка, зерновка); сочный: многосемянный, ягодовидный (ягода, тыквина, яблоко, померанец); односемянной, костянковидный (костянка); членистый (стручок, орешек, боб); дробный (двукрылатка, двусемянка, или вислоплодник); сложный, или сборный (сборный орешек, сборная костянка, сборная семянка, сборная листовка); соплодие). 27. Семя: ________________________________________________________ (величина, форма, окраска). 3. Записывая ступени ключа «Определителя» установить семейство, род, вид растения. По ходу последовательно записываем русское и латинское название таксона: 1) 1, –, 38, –, 43, –, 85, 86, –, 88, –, 98, 99, –, 100, –, 102, 103, 104, 105, – Семейство Лютиковые – Ranunculaceae Juss. 2) 1, –, 6, –, 10, –, 16, –, 17 – Род Лютик – Ranunculus L. 3) 1, –, 5, –, 8, 9, 10 – Вид Лютик ползучий – Ranunculus repens L. Для латинского названия вида обязательно указываем его автора. 4. Выполнить оределение нескольких видов семейства Лютиковые. 5. Отметить признаки, значимые для распознавания растений данного семейства. 6. Дать характеристику семейства, отметив его значение в природе и хозяйстве человека по нижеприведенному плану: План характеристики семейства 1. Семейство (русское, латинское название)______________________________ 2. Подсемейства (русские, латинские названия)___________________________ 3. Примерное число видов семейства ___________________________________ 4. Распространение (тропическое, внетропическое) _______________________ 5. Преобладающие жизненные формы __________________________________ 6. Строение вегетативных органов: а) стебель ______________________________________________________ б) листорасположение ____________________________________________ в) лист _________________________________________________________ г) метаморфозы _________________________________________________ 7. Строение генеративных органов: а) соцветие______________________________________________________ б) формула цветка________________________________________________ в) плод _________________________________________________________ г) семя _________________________________________________________ 8. Важнейшие особенности семейства а) морфологические______________________________________________ б) биохимические________________________________________________ 9. Представители_____________________________________________________ 10. Значение в природе и хозяйстве человека____________________________________________________________ 11. Охраняемые виды_________________________________________________ Тема: Класс Магнолиопсиды – Magnolipsida Двудольные – Dicotylеdoneае Работа 1. Определение растений семейства Лютиковые – Ranunculaceae. Подкласс Ранункулиды – Ranunculidae. Содержание и порядок работы: Задание 1. Отметить признаки значимые для распознавания растений всего семейства. Ключевые позиции: 1. Положение в системе: кодекс примитивных признаков (спиральные, неопределённые, многочисленные цветки; апокарпный гинецей; накопление алкалоидов) 2. Разные уровни организации цветка на пути приспособления к насекомоопылению А) спиральный цветок через гемициклический к циклическому: купальница ---® лютик ---® водосбор Б) околоцветник:
В) цветок актиноморфный - зигоморфный * -------® Водосбор Живокость Г) гинецей:
Д) насекомоопыление – ветроопыление (василистник)
3. Разные уровни строения плодов в связи с повышением уровня организации цветка
4. Непоедаемость и ядовитость (алкалоиды) 5.Характерные представители Напишите латинские названия, формулы цветков и названия пдов: 1. Чистяк весенний – Ficaria verna Huds. Формула цветка: ________________________________________ Плод _______________________________________________________ На рисунке 20 подпишите общий вид цветка снизу; тычинки, цветок в продольном разрезе; лепестки, пестик, цветоножку, цветоложе; чашелистики, пыльник, тычиночную нить, завязь, рыльце, чешуйку, прикрывающую нектарную ямку. Рис. 20. Чистяк весенний – Ficaria verna Huds.: _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ 2. Лютик ползучий – __________________________________________ Формула цветка: ______________________________________________ Плод ________________________________________________________
3. Купальница европейская – _____________________________________ Формула цветка: ________________________________________________ Плод –_________________________________________________________ 4. Калужница болотная – ________________________________________ Формула цветка: ________________________________________________ Плод – _________________________________________________________ 5. Сокирки полевые (Живокость полевая) – _____________________ ____________________________________________________________ Формула цветка: ______________________________________________
Плод ________________________________________________________ 6. Использование (указать русские и латинские названия). Лекарственные растения: ______________________________________________________________________________________________________________________________________ Ядовитые растения: ___________________________________________________________________ Декоративные растения: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________ Задание 2. Провести согласно плану морфологический анализ растений, и определить несколько видов семейства Лютиковые, например, Лютик ползучий, Сокирки полевые, Калужница болотная и др. Задание 3. На примере чистяка, купальницы, лютика, клужницы и других представителей семейства ознакомиться с разными типами строения цветков: Работа 2. Определение растений семейства Маревые – Chenopodiaceae. Подкласс Kариофиллиды – Caryophyllidae Содержание и порядок работы: Задание 1. Отметить признаки, значимые для распознавания растений всего семейства. Вставьте необходимые по смыслу слова. Ключевые позиции: 1. Главная особенность строения корня ____________________________ 2. Объединение цветков, а позднее плодов _________________________ (не у всех видов и родов). 3. Отсутствие у растений некоторых родов __________________________ при наличии прицветника (2 листочка, которые иногда срастаются, защищая плод). 4. Семена с _______________________, иногда окружающим зародыш. 5. Использование (указать русские и латинские названия). Пищевые растения: ___________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Инсектицидные растения – источник анабазина: ___________________________________________________________ ______ Лекарственные растения: _________________________________________________________________ Сорные растения: _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Ландшафтные растения сухих и засоленых почв – ксерофиты, галофиты: ___________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Задание 2. Ознакомиться с особенностями строения цветка и соплодия. Задание 3. Рассмотреть согласно плануморфологического анализа растений, и определить несколько видов семейства Маревые, например, Лебеду садовую, Лебеду раскидистую, Марь белую, и др. Работа 3. Определение растений семейства Тыквенные – Сucurbitaceae. Подкласс Дилленииды – Dilleniidae. Содержание и порядок работы: Задание 1. Ознакомиться с особенностями строения пестичного и тычиночного цветков. На риунке 21 указать тычиносный цветок в разрезе, андроцей (сросшиеся тычинки), пестичный цветок в разрезе, пестик.
Рис. 21. Цветки Тыквы обыкновенной – Cucurbita pepo L.: ___________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Задание 2. Отметить признаки, значимые для распознавания растений всего семейства. Ключевые позиции: 1. Цветки _____________________________________________________ 2. Околоцветник ______________________________________________ 3. Венчик ____________________________________________________ 3. Цветки ____________________________________________________ 4. Формулы цветков_____________________________________________ 4. Растения ____________________________________________________ 4. Плод ______________________________________________________ Изредка плод – _________________, как у переступня – Bryonia. 5. Использование (указать русские и латинские названия). Пищевые растения: Тыква обыкновенная – ______________________________ ___________ Формулы цветков Плод ________________________________________________________ Огурец посевной –___ __________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Лекарственные растения: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Технические растения: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Инвазионные (инвазивные) виды * :____________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Задание 3. На примере Огурца посевного – Cucumis sativus L. ознакомиться с особенностями стоения цветков и плодов. На рисунке 22 указать: побег с цветками и плодами;женский цветок; мужской цветок; плод (внешний вид); плод (поперечный срез). *Инвазионные (инвазивные) виды (invasive species) – заносные виды – чужеродные для местной флоры, которые наносят, или могут нанести урон окружающей среде, экономике, или здоровью человека.
Рис. 22. Огурец посевной – Cucumis sativus L.: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Задание 4. Провести морфологический анализ нескольких видов семейства Тыквенные, например, Эхиноцистис лопасный, Бриония белая др. Работа 4. Определение растений семейства Капустные – Brassicaceae, или Крестоцветные – Cruciferae. Подкласс Дилленииды – Dilleniidae. Содержание и порядок работы: Задание 1. Отметить признаки, значимые для распознавания растений всего семейства. Ключевые позиции: 1. Универсальность строения цветка. Андроцей.________________ ________________________________________________________________ На рисунке 23 подпишите латинское название Капусты огородной, название соцветия, цветок без околоцветника, название плода, диаграмму цветка.
Рис. 23. Капуста огородная: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Гинецей ___________________________________________________ 3. Плод _____________________________________________________ 4. Семена ____________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ 5. Использование (указать русские и латинские названия): Пищевые растения: На рисунке 24 подпишите русские и латинские названия подвидов Капусты огородной. Рис. 24. Капуста огородная: ___________________________________ ____ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Лекарственные растения: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Декоративные растения: ______________________________________________________________________________________________________________________________________ Сорные растения: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Охраняемые растения: ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Инвазионные растения: ___________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Задание 2. Провести морфологический анализ, составить формулу цветка, и определить несколько видов семейства Капустные с разной формой плода, например, ярутку полевую, сумочник пастуший, горчицу полевую и др.
Работа 5. Cемейство Розанные – Rosaceae. Подкласс Розиды – Rosidae. Содержание и порядок работы: Задание 1. Дайте характеристику семейства. Укажите признаки, значимые для распознавания растений этого семейства. Ключевые позиции: 1. Цветок. Гипантий.___________________________________________ _________________________________________________________________ 2. Гинецей, плод. Деление на подсемейства: Спирейные – _________________________________________________ __________________________________________________________________ Шиповниковые – ______________________________________________ ________________________________________________________________ Яблоневые – _________________________________________________ _________________________________________________________________ Сливовые – __________________________________________________ __________________________________________________________________ 3. Использование (укажите русские и латинские названия): Плодовые растения: Подсемейство Шиповниковые: ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Подсемейство Яблоневые: ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Подсемейство Cливовые: ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Декоративные растения: Подсемейство Шиповниковые: ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Подсемейство Спирейные: ______________________________________________________________________________________________________________________________________ Лекарственные растения: ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Задание 2. Напишите русское и латинское название вида и подсемейства, формулу цветка и название плода следующих растений. 1. Спирея иволистная _____________________________________________ ___________________________________________________________________ На рисунке 25 укажите общий вид цветка Спиреи иволистной снизу:чашелистики, лепесток, тычинку, гипантий, цветоножку; поперечный срез завязей: семязачатки, проводящие пучки; гинецей: завязи, стилодии, рыльца.
Рис. 25. Спирея иволистная: _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ Формула цветка _________________________________________ Гинецей__________________________; Плод ________________________ 2. Гравилат речной – ____________________________________________ _______________________________________________________________ Рис. 26. Гравилат речной А – общий вид растения: прл – прилистники, гп – гипантий, чшл – чашелистики, лпч. – листочки подчашия, цн – цветоножка; кщ – корневище, о.ч. – основания черешков, л – лировидно-прерывисто-перисторассеченный лист, Б – цветок в продольном разрезе: чшл – чашелистики, лп – лепестки, гф – гинофор, пст – пестики, тч – тычинки, лпч – листочки подчашия, гп – гипантий; В – пестик (пст): стл – стилодий, з – завязь, рц – рыльце; Г – плодик – орешек с нижним члеником стилодия (стл) Формула цветка: _________________________________________ Гинецей_______________________; Плод ___________________________ 3. Яблоня домашняя ______________________________________________ ________________________________________________________________
Рис. 27. Яблоня домашняя: 1 – общий вид укороченного побега с соцветием зонтик, 2 – цветок в продольном разрезе, 3 – гинецей с чашечкой, 4 –поперечный срез завязи, цн – цветоножка, прл – прилистник, чшл – чашелистик, лп – лепестки, тч – тычинки рц – рыльца, стл – стилодии, г.з. – гнездо завязи, з – завязь, сз – семязачатки, п.п. – проводящие пучки Формула цветка ______________________________________________ Гинецей________________________________________________________ Плод __________________________________________________________ 4. Вишня обыкновенная_____________________________________________ Рис. 28. Вишня обыкновенная: 1 – общий вид цветка снизу: кл. – кроющие листья, цн – цветоножка, чшл – чашелистики, лп – лепестки; 2 – цветок в продольном разрезе, гп – гипантий, лп – лепестки, тч – тычинки, з – завязь, стл – стилодий, рц – рыльце, сз – семязачатки Формула цветка:_________________________________________________ Гинецей________________________________________________________ Плод – _________________________________________________________ Работа 6. Cемейство Бобовые – Fabaceae, или Leguminоsae. Подкласс Розиды – Rosidae. Содержание и порядок работы: Задание 1. Назовите вегетативные и генеративные признаки, значимые для определения растений данного семейства. Вставьте слова, необходимые по смыслу. Ключевые позиции: 1. Цветки______________, нередко довольно крупные и яркие, ______________________. Околоцветник ______________. Чашечка из 5-ти, реже 4-х срастающихся чашелистиков, _________________ или__________________. Лепестков 5. Верхний лепесток – ______, боковые – ____________, самые внутренние смыкаются, образуя так тазываемую____________. Цветок ____________________(Рис. 29). 2. Андроцей у большинства – __________________: А(5+4),1; у софоры, термопсиса – ____________________: А5+5; люпина, дрока, стальника, ракитника – _______________________А(5+5);. Формула цветка: _________________________________________ 3. Соцветия ботрические:____________, реже ________________(клевер). 4. Плод – ____________, семена без _____________и ______________. 5. Листья ____________(перисто- или пальчатосложные), редко _______ С прилистниками (иногда рано опадают). Иногда верхние листочки превращаются в __________ (горох, вика). Листорасположение очерёдное. 6. На корнях большинства бобовых (около 70 % видов) имеются ______________с _____________________________бактериями. 7. Специфические вещества: алкалоиды, гликозиды, сапонины, дубильные вещества, эфирные масла, горькие экстрактивные вещества. 8. Использование (укажите русские и латинские названия): Пищевые растения: ___________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Кормовые растения: ___________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Сидераты (зеленые удобрения): ______________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Лекарственные растения: ______________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Декоративные растения: ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Технические растения: ______________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Инвазионные растения: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Ознакомьтесь с особенностями строения генеративных органов типичного представителя семейства Бобовых Горохом посевным. Детально рассмотрите строение мотылькового венчика, обозначив лепестки: флаг (парус), крылья и лодочку. Выявите характер андроцея – одно-, дву- или многобратственного. Составьте формулу цветка. Укажите русское и латинское название. На рисунке 29 укажите: побег с цветками и плодами; цветок; цветок в разрезе; тычинки; пестик; лепестки венчика (парус, вёсла, лодочка); семя (почечка, зародышевый стебелёк, зародышевый корешок,семядоли). Рис. 29. Горох посевной: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 3. Провести морфологический анализ, и выполнить определение нескольких растений этого семейства с крупными цветками, например, карагану и чину. Составить формулу цветка.
Работа 7. Определение растений семейства Сельдерейные – Apiaceae, или Зонтичные – Umbilliferae. Подкласс Розиды – Rosidae. Содержание и порядок работы: Задание 1. Назовите вегетативные и генеративные признаки, значимые для распознавания растений данного семейства. Вставьте необходимые по сыслу слова. Ключевые позиции: 1. Цветок. Пестик с ______________завязью. Нектарник в виде пестичного диска. 2. Формула цветка: _______________________________ 3. Цветки в сложных (реже простых) _______________или ______________ (синеголовник – Eryngium). В основании лучей сложного _________часто кроющие листья, составляющие_____________, а в основаии частных зонтиков (зонтичков) – _________________ (Рис.30). 4. Плод дробный (________________,_________________), распадающийся на два ____________________. 5. Семена с крупным___________________. 6. Стебель __________________. 7. Листья ____________________, рассеченные, влагалищные. 8. Корнеплоды с преобладанием__________________ 9. У большинства растений во всех органах имеются ___________________ _______________, канальцы, содержащие специфические вещества: эфирные масла, смолы, кумарины, фурокумарины, хромонокумарины, тритерпеноидные сапонины, ацетиленовые производные.
Рис. 30. Семейство Сельдерейные – _______________ __________________: а – Сельдерей пахучий – _______________________: 1 – цветоносный побег; 2 – корнеплод; 3 – диаграмма цветка; б – Вех ядовитый – ___________________________: 4 – продольный разрез корневища; 5 – цветоносный побег; 6 – цветок; 7 – плод – вислоплодник (двусемянка).
10. Использование (укажите русские и латинские названия): Пищевые растения: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Лекарственные растения: _______________________________________________________________ ________________________________________________________________ _______________________________________________________________ Ядовитые растения: _______________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________ Охраняемые виды: _______________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Инвазионные растения: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Задание 2. Для определения выбрать несколько растений, различающихся наличием или отсутствием обёрток или обёрточек, например, укроп, тмин, купырь, сныть. Рассмотреть строение стебля (дудчатый) и листьев. Провести морфологический анализ, составить формулы цветков.
Работа 8. Определение растений семейств Паслёновые – Solanaceae. Подкласс Ламииды – Lamiidae. Содержание и порядок работы: Задание 1. Назовите вегетативные и генеративные признаки, значимые для распознавания растений данного семейства. Вставьте необходимые по сыслу слова. Ключевые позиции: 1. Соцветия цимозные, завиток или двойной завиток, иногда цветок один (дурман). 2. Цветок актиноморфный или зигоморфный (редко) с одним кругом тычинок, расположенных между лепестками (внутренний круг тычинок редуцирован).
3. Лепестки образуют (срастаясь) трубчатый, колокольчатый или колесовидный венчик. 4. Гинецей из 2-х плодолистиков, ______________. Завязь ______________-__________________ или (в результате развития поперечных перегородок)________________. 5. Формула цветка: ___________________________. 6. Плод – ____________, реже ___________________. Семя с обильным эндоспермом. 7. Специфические биохимические особенности семейства: накопление ________________и____________________.
Рис. 31. Белена чёрная – _________________________________________: 1 – верхняя часть растения с цветком и листьями (л), 2 – развернутый венчик и пестик, 3 – чашечка (чшч) с выступающим из нее столбиком, 4 – плод, окруженный чашечкой, 5 – плод, вскрывающийся крышечкой (кр), т.вн. – трубка венчика, от – отгиб, тч – тычинки, плн – пыльники, т.н. тычиночные нити, з – завязь, ст – столбик, рц – рыльце
8. Метаморфозы: ________________и _________________побегового происхождения (картофель) (Рис.32).
Рис. 32. Картофель – __________________________ ___________________ А – цветоносный побег; Б – клубни, образовавшиеся на столонах; В – цветок; Г – цветок в разрезе; Д – плод – ягода
8. Использование (укажите русские и латинские названия): Пищевые растения: ___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Лекарственные растения: Рис. 33. Белладонна, или красавка – _________________________: __________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Cорные растения: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Декоративные растения: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Рассмотреть строение стебля (округлый – четырёхгранный), цветка (полисимметричный – моносимметричный), плода ягода (картофель), или коробочка – четырёхорешек (петунии). Задание 3. Провести морфологический анализ. Составить формулы цветков. Выполнить определения.
Работа 9. Яcнотковые – Lamiaceae, или Губоцветные – Labiatae, Подкласс Ламииды – Lamiidae. Содержание и порядок работы: Задание 1. Назовите вегетативные и генеративные признаки, значимые для определения растений данного семейства. Вставьте необходимые по сыслу слова. Ключевые позиции: 1. Цветок _____________________, _______________________, венчик _____________________или ___________________, тычинок 2, 2 или 2, пестик один, при основании завязи – нектарник (Рис. 34).
Рис. 34. Цветки видов семейства Яснотковые: А – цветок Яснотки белой – Lamium album L.; Б – продольный разрез цветка; В – вид его спереди с отвернутой верхней губой; Г – цветок Пустырника пятилопастного – Leonurus quinquelobatus Gilib. в развернутом виде; Д – цветок Чабреца ползучего – Thymus serpyllum L.; Е – завязь цветка чабреца с нижней частью столбика; Ж – цветок Мелиссы лекарственной – Melissa officinalis L.; З – цветок Живучки ползучей – Ajuga reptans L. 2. Гинецей из 2-х плодолистиков, ____________________, разделенный ещё на две части ложной перегородкой. 3. Соцветие цимозное: завиток, цветки собраны в ложные мутовки – в пазухах верхушечных листьев (Рис. 35). 4. Плод дробный –_________________, или __________________, распадается на 4 ____________ (__________).Семена со слабо развитым ________________или без него, зародыш с развитыми семядолями. 5. Стебли_________________, простые листья_____________________. 6. Специфические биохимические особенности семейства: высокое содержание ____________________________ (мята, лаванда, шалфей, розмарин др.). 7. Использование (укажите русские и латинские названия): Лекарственные и эфирномасличные растения: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. 35. Шалфей луговой – _____________________________________: А – основание побега; Б – соцветие; В – цветок в разрезе; Г – тычинка; Д –
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 679; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.139 (0.015 с.) |