Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Морфологический анализ растений.

Поиск

1. Жизненная форма: ____________________________________________

Дерево, кустарник, полукустарник, кустарничек, или трава: многолетняя, двулетняя, однолетняя.

2. Корневая система: _____________________________________________

(формы: стержневая, мочковатая; типы: система главного корня, система придаточных корней, смешанная корневая система.

3. Видоизменения корня: _________________________________________

(корнеплоды, корневые шишки, втягивающие корни, наличие клубеньков, или микоризы).

4. Побеги: ______________________________________________________

(удлиненные, укороченные, розеточные; прямостоячие, приподнимающиеся, вьющиеся, цепляющиеся, стелющиеся, ползучие, кущение).

5. Нарастание побега: ____________________________________________

(моноподиальное, симподиальное, ложнодихотомическое, дихотомическое).

6. Метаморфозы побегов: ____________________________________________

(клубень, луковица, клубнелуковица, укороченные или удлиненные корневища; кочан, усы, плети, столоны, «плодушки», усики, колючки, кладодии, филлокладии).

7. Стебель: ______________________________________________________

(размеры ….см, …. м; олиственный, безлистный; стрелка, ствол, соломина; округлый, сплюснутый, трех-, четырехгранный, многогранный, ребристый, крылатый; голый или опушенный: волоски простые, сложные, звездчатые, железистые, жгучие).

8. Листорасположение: ____________________________________________

(очередное¸супротивное, мутовчатое).

9. Листья: _______________________________________________________

(простые или сложные; черешковые или сидячие; с прилистниками или без них; с раструбом; влагалищные: влагалище открытое или замкнутое; опушенные или голые).

10. Жилкование: _________________________________________________

(параллельное, дуговое, сетчатое, перистое, пальчатое, дихотомическое).

11. Форма листовой пластинки простого листа:

________________________________________________________________

(яйцевидная, обратнояйцевидная, округлая, овальная, сердцевидная, треугольная, ромбическая, многоугольная, почковидная, лопатчатая, стреловидная, копьевидная, эллиптическая, линейная, ланцетная, обратноланцетная, продолговатая).

12. Лист простой с цельной или расчлененной листовой пластинкой: ____________________________________________________

(лопастной: тройчато-, перисто-, пальчато-; раздельной: тройчато-, перисто-, пальчато-; рассеченной: тройчато-, перисто-, пальчато-; многократноперисторассеченной).

13. Лист сложный: ______________________________________________

(тройчатый, пальчатосложный, непарноперистосложный, парноперистосложный, двоякоперистосложный; число и форма листочков).

14. Край листовой пластинки: _____________________________________

(цельнокрайний, зубчатый, пильчатый, городчатый, выемчатый, двоякозубчатый, двоякопильчатый, неравнозубчатый, неравнопильчатый).

15. Видоизменения листья: ________________________________________

(колючки,усики и др.).

16. Цветки: ______________________________________________________

(одиночные или в соцветии).

17. Соцветие: ____________________________________________________

(моноподиальное: кисть, щиток, зонтик, головка, корзинка, простой колос, сережка, початок, сложный колос, сложный зонтик, метелка; симподиальное: монохазий – завиток, извилина; дихазий, плейохазий или цветки собраны в соцветия нескольких порядков).

18. Околоцветник по форме: ______________________________________

(полисимметричный, или актиноморфный; моносимметричный, или зигоморфный; асимметричный).

19. Простой околоцветник: ________________________________________

(чашечковидный, венчиковидный; число листочков околоцветника – 2, 3, 4, 5, …; листочки околоцветника свободные, сросшиеся; их окраска).

20. Двойной околоцветник: ________________________________________

(чашечка; число чашелистиков – 2, 3, 4, 5, …; их окраска; венчик; число лепестков – 2, 3, 4, 5, …; их окраска).

21. Андроцей: ____________________________________________________

(братственный, многобратственный, двубратственный, однобратственны: число тычинок – 2, 3, 4, 5, …).

22. Гинецей: ______________________________________________________

(апокарпный: число пестиков – 1, 2, 3, 4, 5, …; монокарпный; ценокарпный: синкарпный, паракарпный, лизикарпный; число плодолистиков – 1, 2, 3, 4, 5….).

23. Пестик: ______________________________________________________

(число столбиков – 1, 2, 3, 4, 5, …; столбика нет, рыльце сидячее, рыльце простое, лопастное, головчатое, нитевидное, перистое).

24. Завязь: ______________________________________________________

(верхняя, нижняя, полунижняя).

25. Формула цветка: _______________________________________________

26. Плод: ________________________________________________________

(простой: сухой: многосемянный, коробочковидный (листовка, боб, стручок, стручочек, коробочка); односемянной, ореховидный (орех, желудь, орешек, семянка, крылатка, зерновка); сочный: многосемянный, ягодовидный (ягода, тыквина, яблоко, померанец); односемянной, костянковидный (костянка); членистый (стручок, орешек, боб); дробный (двукрылатка, двусемянка, или вислоплодник); сложный, или сборный (сборный орешек, сборная костянка, сборная семянка, сборная листовка); соплодие).

27. Семя: ________________________________________________________

(величина, форма, окраска).

3. Записывая ступени ключа «Определителя» установить семейство, род, вид растения. По ходу последовательно записываем русское и латинское название таксона:

1) 1, –, 38, –, 43, –, 85, 86, –, 88, –, 98, 99, –, 100, –, 102, 103, 104,

105, – Семейство Лютиковые – Ranunculaceae Juss.

2) 1, –, 6, –, 10, –, 16, –, 17 – Род ЛютикRanunculus L.

3) 1, –, 5, –, 8, 9, 10 – Вид Лютик ползучий – Ranunculus repens L.

Для латинского названия вида обязательно указываем его автора.

4. Выполнить оределение нескольких видов семейства Лютиковые.

5. Отметить признаки, значимые для распознавания растений данного семейства.

6. Дать характеристику семейства, отметив его значение в природе и хозяйстве человека по нижеприведенному плану:

План характеристики семейства

1. Семейство (русское, латинское название)______________________________

2. Подсемейства (русские, латинские названия)___________________________

3. Примерное число видов семейства ___________________________________

4. Распространение (тропическое, внетропическое) _______________________

5. Преобладающие жизненные формы __________________________________

6. Строение вегетативных органов:

а) стебель ______________________________________________________

б) листорасположение ____________________________________________

в) лист _________________________________________________________

г) метаморфозы _________________________________________________

7. Строение генеративных органов:

а) соцветие______________________________________________________

б) формула цветка________________________________________________

в) плод _________________________________________________________

г) семя _________________________________________________________

8. Важнейшие особенности семейства

а) морфологические______________________________________________

б) биохимические________________________________________________

9. Представители_____________________________________________________

10. Значение в природе и хозяйстве человека____________________________________________________________

11. Охраняемые виды_________________________________________________

Тема: Класс Магнолиопсиды – Magnolipsida

Двудольные – Dicotylеdoneае

Работа 1. Определение растений семейства Лютиковые – Ranunculaceae. Подкласс Ранункулиды – Ranunculidae.

Содержание и порядок работы:

Задание 1. Отметить признаки значимые для распознавания растений всего семейства.

Ключевые позиции:

1. Положение в системе: кодекс примитивных признаков (спиральные, неопределённые, многочисленные цветки; апокарпный гинецей; накопление алкалоидов)

2. Разные уровни организации цветка на пути приспособления к насекомоопылению

А) спиральный цветок через гемициклический к циклическому:

купальница ---® лютик ---® водосбор

Б) околоцветник:

    простой определённый (калужница)
простой неопределенный  
  двойной (лютик)

 

В) цветок актиноморфный - зигоморфный

* -------® ­

Водосбор Живокость

Г) гинецей:

водосбор, аконит, живокость, сокирки   чернушка

 

Д) насекомоопыление – ветроопыление (василистник)

 

3. Разные уровни строения плодов в связи с повышением уровня организации цветка

 

    Сборная листовка    
сборная пяти-, трёхлистовка       Коробочка ягода
    сборный орешек сборная семянка    
листовка        

 

4. Непоедаемость и ядовитость (алкалоиды)

5.Характерные представители Напишите латинские названия, формулы цветков и названия пдов:

1. Чистяк весенний – Ficaria verna Huds.

Формула цветка: ________________________________________

Плод _______________________________________________________

На рисунке 20 подпишите общий вид цветка снизу; тычинки, цветок в продольном разрезе; лепестки, пестик, цветоножку, цветоложе; чашелистики, пыльник, тычиночную нить, завязь, рыльце, чешуйку, прикрывающую нектарную ямку.

Рис. 20. Чистяк весенний – Ficaria verna Huds.:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

2. Лютик ползучий – __________________________________________

Формула цветка: ______________________________________________

Плод ________________________________________________________

 

3. Купальница европейская – _____________________________________

Формула цветка: ________________________________________________

Плод –_________________________________________________________

4. Калужница болотная – ________________________________________

Формула цветка: ________________________________________________

Плод – _________________________________________________________

5. Сокирки полевые (Живокость полевая) – _____________________

____________________________________________________________

Формула цветка: ______________________________________________

 

Плод ________________________________________________________

6. Использование (указать русские и латинские названия).

Лекарственные растения:

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Ядовитые растения:

___________________________________________________________________

Декоративные растения:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________

Задание 2. Провести согласно плану морфологический анализ растений,

и определить несколько видов семейства Лютиковые, например, Лютик ползучий, Сокирки полевые, Калужница болотная и др.

Задание 3. На примере чистяка, купальницы, лютика, клужницы и других представителей семейства ознакомиться с разными типами строения цветков:

Работа 2. Определение растений семейства Маревые – Chenopodiaceae. Подкласс Kариофиллиды – Caryophyllidae

Содержание и порядок работы:

Задание 1. Отметить признаки, значимые для распознавания растений всего семейства. Вставьте необходимые по смыслу слова.

Ключевые позиции:

1. Главная особенность строения корня ____________________________

2. Объединение цветков, а позднее плодов _________________________

(не у всех видов и родов).

3. Отсутствие у растений некоторых родов __________________________

при наличии прицветника (2 листочка, которые иногда срастаются, защищая плод).

4. Семена с _______________________, иногда окружающим зародыш.

5. Использование (указать русские и латинские названия).

Пищевые растения:

___________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

Инсектицидные растения – источник анабазина:

___________________________________________________________ ______

Лекарственные растения:

_________________________________________________________________

Сорные растения:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

Ландшафтные растения сухих и засоленых почв – ксерофиты, галофиты:

___________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание 2. Ознакомиться с особенностями строения цветка и соплодия.

Задание 3. Рассмотреть согласно плануморфологического анализа растений, и определить несколько видов семейства Маревые, например, Лебеду садовую, Лебеду раскидистую, Марь белую, и др.

Работа 3. Определение растений семейства Тыквенные – Сucurbitaceae. Подкласс Дилленииды – Dilleniidae.

Содержание и порядок работы:

Задание 1. Ознакомиться с особенностями строения пестичного и тычиночного цветков. На риунке 21 указать тычиносный цветок в разрезе, андроцей (сросшиеся тычинки), пестичный цветок в разрезе, пестик.

 

Рис. 21. Цветки Тыквы обыкновенной – Cucurbita pepo L.:

___________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание 2. Отметить признаки, значимые для распознавания растений всего семейства.

Ключевые позиции:

1. Цветки _____________________________________________________

2. Околоцветник ______________________________________________

3. Венчик ____________________________________________________

3. Цветки ____________________________________________________

4. Формулы цветков_____________________________________________

4. Растения ____________________________________________________

4. Плод ______________________________________________________

Изредка плод – _________________, как у переступня – Bryonia.

5. Использование (указать русские и латинские названия).

Пищевые растения:

Тыква обыкновенная______________________________ ___________

Формулы цветков

Плод ________________________________________________________

Огурец посевной –___ __________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лекарственные растения:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Технические растения:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Инвазионные (инвазивные) виды * :____________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание 3. На примере Огурца посевного – Cucumis sativus L. ознакомиться с особенностями стоения цветков и плодов. На рисунке 22 указать: побег с цветками и плодами;женский цветок; мужской цветок; плод (внешний вид); плод (поперечный срез).

*Инвазионные (инвазивные) виды (invasive species) – заносные виды – чужеродные для местной флоры, которые наносят, или могут нанести урон окружающей среде, экономике, или здоровью человека.

 

 

 

Рис. 22. Огурец посевной – Cucumis sativus L.:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание 4. Провести морфологический анализ нескольких видов семейства Тыквенные, например, Эхиноцистис лопасный, Бриония белая др.

Работа 4. Определение растений семейства Капустные – Brassicaceae, или Крестоцветные – Cruciferae. Подкласс Дилленииды – Dilleniidae.

Содержание и порядок работы:

Задание 1. Отметить признаки, значимые для распознавания растений всего семейства.

Ключевые позиции:

1. Универсальность строения цветка. Андроцей.________________ ________________________________________________________________

На рисунке 23 подпишите латинское название Капусты огородной, название соцветия, цветок без околоцветника, название плода, диаграмму цветка.

 

Рис. 23. Капуста огородная:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Гинецей ___________________________________________________

3. Плод _____________________________________________________

4. Семена ____________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

5. Использование (указать русские и латинские названия):

Пищевые растения:

На рисунке 24 подпишите русские и латинские названия подвидов Капусты огородной.

Рис. 24. Капуста огородная: ___________________________________ ____

______________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лекарственные растения:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Декоративные растения:

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Сорные растения:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Охраняемые растения:

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Инвазионные растения:

___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Задание 2. Провести морфологический анализ, составить формулу цветка, и определить несколько видов семейства Капустные с разной формой плода, например, ярутку полевую, сумочник пастуший, горчицу полевую и др.

 

Работа 5. Cемейство Розанные – Rosaceae. Подкласс Розиды – Rosidae.

Содержание и порядок работы:

Задание 1. Дайте характеристику семейства. Укажите признаки, значимые для распознавания растений этого семейства.

Ключевые позиции:

1. Цветок. Гипантий.___________________________________________

_________________________________________________________________

2. Гинецей, плод. Деление на подсемейства:

Спирейные – _________________________________________________

__________________________________________________________________

Шиповниковые – ______________________________________________

________________________________________________________________

Яблоневые – _________________________________________________

_________________________________________________________________

Сливовые – __________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Использование (укажите русские и латинские названия):

Плодовые растения:

Подсемейство Шиповниковые:

___________________________________________________________________

_________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Подсемейство Яблоневые:

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

_________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Подсемейство Cливовые:

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

_________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Декоративные растения:

Подсемейство Шиповниковые:

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

_________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Подсемейство Спирейные:

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Лекарственные растения:

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

_________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Задание 2. Напишите русское и латинское название вида и подсемейства, формулу цветка и название плода следующих растений.

1. Спирея иволистная _____________________________________________

___________________________________________________________________

На рисунке 25 укажите общий вид цветка Спиреи иволистной снизу:чашелистики, лепесток, тычинку, гипантий, цветоножку; поперечный срез завязей: семязачатки, проводящие пучки; гинецей: завязи, стилодии, рыльца.

 

 

Рис. 25. Спирея иволистная:

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Формула цветка _________________________________________

Гинецей__________________________; Плод ________________________

2. Гравилат речной – ____________________________________________

_______________________________________________________________

Рис. 26. Гравилат речной

А – общий вид растения: прл – прилистники, гп – гипантий, чшл – чашелистики, лпч. – листочки подчашия, цн – цветоножка; кщ – корневище, о.ч. – основания черешков, л – лировидно-прерывисто-перисторассеченный лист, Б – цветок в продольном разрезе: чшл – чашелистики, лп – лепестки, гф – гинофор, пст – пестики, тч – тычинки, лпч – листочки подчашия, гп – гипантий; В – пестик (пст): стл – стилодий, з – завязь, рц – рыльце; Г – плодик – орешек с нижним члеником стилодия (стл)

Формула цветка: _________________________________________

Гинецей_______________________; Плод ___________________________

3. Яблоня домашняя ______________________________________________

________________________________________________________________

 

Рис. 27. Яблоня домашняя:

1 – общий вид укороченного побега с соцветием зонтик, 2 – цветок в продольном разрезе, 3 – гинецей с чашечкой, 4 –поперечный срез завязи, цн – цветоножка, прл – прилистник, чшл – чашелистик, лп – лепестки, тч – тычинки рц – рыльца, стл – стилодии, г.з. – гнездо завязи, з – завязь, сз – семязачатки, п.п. – проводящие пучки

Формула цветка ______________________________________________

Гинецей________________________________________________________

Плод __________________________________________________________

4. Вишня обыкновенная_____________________________________________

Рис. 28. Вишня обыкновенная:

1 – общий вид цветка снизу: кл. – кроющие листья, цн – цветоножка, чшл – чашелистики, лп – лепестки; 2 – цветок в продольном разрезе, гп – гипантий, лп – лепестки, тч – тычинки, з – завязь, стл – стилодий, рц – рыльце, сз – семязачатки

Формула цветка:_________________________________________________

Гинецей________________________________________________________

Плод – _________________________________________________________

Работа 6. Cемейство Бобовые – Fabaceae, или Leguminоsae. Подкласс Розиды – Rosidae.

Содержание и порядок работы:

Задание 1. Назовите вегетативные и генеративные признаки, значимые

для определения растений данного семейства. Вставьте слова, необходимые по смыслу.

Ключевые позиции:

1. Цветки______________, нередко довольно крупные и яркие, ______________________. Околоцветник ______________. Чашечка из 5-ти, реже 4-х срастающихся чашелистиков, _________________ или__________________. Лепестков 5. Верхний лепесток – ______, боковые – ____________, самые внутренние смыкаются, образуя так тазываемую____________. Цветок ____________________(Рис. 29).

2. Андроцей у большинства – __________________: А(5+4),1; у софоры, термопсиса – ____________________: А5+5; люпина, дрока, стальника, ракитника – _______________________А(5+5);.

Формула цветка: _________________________________________

3. Соцветия ботрические:____________, реже ________________(клевер).

4. Плод – ____________, семена без _____________и ______________.

5. Листья ____________(перисто- или пальчатосложные), редко _______

С прилистниками (иногда рано опадают). Иногда верхние листочки превращаются в __________ (горох, вика). Листорасположение очерёдное.

6. На корнях большинства бобовых (около 70 % видов) имеются ______________с _____________________________бактериями.

7. Специфические вещества: алкалоиды, гликозиды, сапонины, дубильные вещества, эфирные масла, горькие экстрактивные вещества.

8. Использование (укажите русские и латинские названия):

Пищевые растения:

___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Кормовые растения:

___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Сидераты (зеленые удобрения):

______________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Лекарственные растения:

______________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Декоративные растения:

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Технические растения:

______________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Инвазионные растения:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Ознакомьтесь с особенностями строения генеративных органов типичного представителя семейства Бобовых Горохом посевным. Детально рассмотрите строение мотылькового венчика, обозначив лепестки: флаг (парус), крылья и лодочку. Выявите характер андроцея – одно-, дву- или многобратственного. Составьте формулу цветка. Укажите русское и латинское название.

На рисунке 29 укажите: побег с цветками и плодами; цветок; цветок в разрезе; тычинки; пестик; лепестки венчика (парус, вёсла, лодочка); семя (почечка, зародышевый стебелёк, зародышевый корешок,семядоли).

Рис. 29. Горох посевной:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Провести морфологический анализ, и выполнить определение нескольких растений этого семейства с крупными цветками, например, карагану и чину. Составить формулу цветка.

 

Работа 7. Определение растений семейства Сельдерейные – Apiaceae, или Зонтичные – Umbilliferae. Подкласс Розиды – Rosidae.

Содержание и порядок работы:

Задание 1. Назовите вегетативные и генеративные признаки, значимые для распознавания растений данного семейства. Вставьте необходимые по сыслу слова.

Ключевые позиции:

1. Цветок. Пестик с ______________завязью. Нектарник в виде пестичного диска.

2. Формула цветка: _______________________________

3. Цветки в сложных (реже простых) _______________или ______________

(синеголовник – Eryngium). В основании лучей сложного _________часто кроющие листья, составляющие_____________, а в основаии частных зонтиков (зонтичков) – _________________ (Рис.30).

4. Плод дробный (________________,_________________), распадающийся на два ____________________.

5. Семена с крупным___________________.

6. Стебель __________________.

7. Листья ____________________, рассеченные, влагалищные.

8. Корнеплоды с преобладанием__________________

9. У большинства растений во всех органах имеются ___________________

_______________, канальцы, содержащие специфические вещества: эфирные масла, смолы, кумарины, фурокумарины, хромонокумарины, тритерпеноидные сапонины, ацетиленовые производные.

 

Рис. 30. Семейство Сельдерейные – _______________ __________________:

а – Сельдерей пахучий – _______________________: 1 – цветоносный побег;

2 – корнеплод; 3 – диаграмма цветка; б – Вех ядовитый – ___________________________: 4 – продольный разрез корневища; 5 – цветоносный побег; 6 – цветок; 7 – плод – вислоплодник (двусемянка).

 

10. Использование (укажите русские и латинские названия):

Пищевые растения:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лекарственные растения:

_______________________________________________________________

________________________________________________________________ _______________________________________________________________

Ядовитые растения:

_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Охраняемые виды:

_______________________________________________________________

________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Инвазионные растения:

________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Задание 2. Для определения выбрать несколько растений, различающихся наличием или отсутствием обёрток или обёрточек, например, укроп, тмин, купырь, сныть. Рассмотреть строение стебля (дудчатый) и листьев. Провести морфологический анализ, составить формулы цветков.

 

Работа 8. Определение растений семейств Паслёновые – Solanaceae. Подкласс Ламииды – Lamiidae.

Содержание и порядок работы:

Задание 1. Назовите вегетативные и генеративные признаки, значимые для распознавания растений данного семейства. Вставьте необходимые по сыслу слова.

Ключевые позиции:

1. Соцветия цимозные, завиток или двойной завиток, иногда цветок один (дурман).

2. Цветок актиноморфный или зигоморфный (редко) с одним кругом тычинок, расположенных между лепестками (внутренний круг тычинок редуцирован).

 

3. Лепестки образуют (срастаясь) трубчатый, колокольчатый или колесовидный венчик.

4. Гинецей из 2-х плодолистиков, ______________. Завязь ______________-__________________ или (в результате развития поперечных перегородок)________________.

5. Формула цветка: ___________________________.

6. Плод – ____________, реже ___________________. Семя с обильным эндоспермом.

7. Специфические биохимические особенности семейства: накопление ________________и____________________.

 

Рис. 31. Белена чёрная – _________________________________________:

1 – верхняя часть растения с цветком и листьями (л), 2 – развернутый венчик и пестик, 3 – чашечка (чшч) с выступающим из нее столбиком, 4 – плод, окруженный чашечкой, 5 – плод, вскрывающийся крышечкой (кр), т.вн. – трубка венчика, от – отгиб, тч – тычинки, плн – пыльники, т.н. тычиночные нити, з – завязь, ст – столбик, рц – рыльце

 

8. Метаморфозы: ________________и _________________побегового происхождения (картофель) (Рис.32).

 

Рис. 32. Картофель – __________________________ ___________________

А – цветоносный побег; Б – клубни, образовавшиеся на столонах; В – цветок; Г – цветок в разрезе; Д – плод – ягода

 

8. Использование (укажите русские и латинские названия):

Пищевые растения:

___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лекарственные растения:

Рис. 33. Белладонна, или красавка – _________________________:
А – побег; Б – цветок; В – продольный разрез цветка; Г – венчик в развернутом виде с тычинками; Д – плод – ягода с чашечкой; Е – семя; Ж – продольный разрез семени

__________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Cорные растения:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Декоративные растения:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Рассмотреть строение стебля (округлый – четырёхгранный), цветка (полисимметричный – моносимметричный), плода ягода (картофель), или коробочка – четырёхорешек (петунии).

Задание 3. Провести морфологический анализ. Составить формулы цветков. Выполнить определения.

 

Работа 9. Яcнотковые – Lamiaceae, или Губоцветные – Labiatae,

Подкласс Ламииды – Lamiidae.

Содержание и порядок работы:

Задание 1. Назовите вегетативные и генеративные признаки, значимые для определения растений данного семейства. Вставьте необходимые по сыслу слова.

Ключевые позиции:

1. Цветок _____________________, _______________________, венчик _____________________или ___________________, тычинок 2, 2 или 2, пестик один, при основании завязи – нектарник (Рис. 34).

 

Рис. 34. Цветки видов семейства Яснотковые:

А – цветок Яснотки белой – Lamium album L.; Б – продольный разрез цветка; В – вид его спереди с отвернутой верхней губой; Г – цветок Пустырника пятилопастного – Leonurus quinquelobatus Gilib. в развернутом виде; Д – цветок Чабреца ползучего – Thymus serpyllum L.; Е – завязь цветка чабреца с нижней частью столбика; Ж – цветок Мелиссы лекарственной – Melissa officinalis L.; З – цветок Живучки ползучей – Ajuga reptans L.

2. Гинецей из 2-х плодолистиков, ____________________, разделенный ещё на две части ложной перегородкой.

3. Соцветие цимозное: завиток, цветки собраны в ложные мутовки – в пазухах верхушечных листьев (Рис. 35).

4. Плод дробный –_________________, или __________________, распадается на 4 ____________ (__________).Семена со слабо развитым ________________или без него, зародыш с развитыми семядолями.

5. Стебли_________________, простые листья_____________________.

6. Специфические биохимические особенности семейства: высокое содержание ____________________________ (мята, лаванда, шалфей, розмарин др.).

7. Использование (укажите русские и латинские названия):

Лекарственные и эфирномасличные растения:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рис. 35. Шалфей луговой – _____________________________________:

А – основание побега; Б – соцветие; В – цветок в разрезе; Г – тычинка; Д –



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 679; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.139 (0.015 с.)