Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Главнейших посевных культурных злаков НечерноземьяСодержание книги Поиск на нашем сайте
Работа 3. Определение растений семейства Осоковые – Cyperaceae. Род Осока – Carex L. Содержание и порядок работы: Задание 1. Ознакомиться с признаками, значимыми для распознавания растений рода Осока – Саrex. Вставить слова, необходимые по смыслу. Ключевые позиции: 1. Осоки – многлетние _______________, _________________ и _________________ травы. 2. Стебель ________________, слабо дифференцирован на узлы и междоузлия. 3. Листорасположение __________________________________. 4. Листья линейные с замкнутыми________________, язычки отсутствуют. 5. Соцветие___________________________________, состоит либо из раздельнополых колосков (группа _____________________осок с тычиночнымии пестичными цветками в разных колосках), либо из обоеполых колосков (группа _____________________осок с тычиночными и пестичными цветками в одном колоске). У равноколосковых осок соцветия обоеполые: верхняя часть колоска образована тычиночными цветками, нижняя – пестичными как у осоки лисьей – Carex vulpinа L.,(Рис. 44) или наоборот, как, например, у осоки сероватой – Carex canescens L. и осоки заячьей – Carex leporinа L., (Рис.43) в каждом колоске вверху пестичные цветки, а внизу расположены тычиночные, а поэтому колосок кверху шире, чем внизу. 6. Цветки__________________, располагаются в пазухах прицветных чешуек. Тычиночный (мужской) цветок _____________, состоит из трех (редко двух) тычинок. Пестичный (женский) цветок состоит из _________________с носиком наверху и выступающими из него 2 – 3 рыльцами (форма мешочка, характер носика и число рылец – важный систематический признак); внутри мешочка – завязь пестика (Рис. 42). На рисунке 42 укажите тычиночный цветок; пестичный цветок; пестичный цветок в продольном разрезе; прицветную чешую, рыльца, мешочек, завязь. Напишите формулы тычиночного и пестичного цветков: ________________________________________________________ Рис. 42. Цветки представителей рода Осока – Carex L.:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Плод –________________, остающийся в мешочке; зародыш в семени окружен мучнистым эндоспермом. Болотные осоки: __________________________________________________________________________________________________________________________________ Луговые осоки: __________________________________________________________________________________________________________________________________ Лесные осоки: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Степные осоки в Европейской части России: _______________________________________________________________ Пустынные осоки в песках Калмыкии: ______________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Ответьтить на вопросы: 1. Что такое равноколосковые осоки?___________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Что такое разноколосковые осоки?___________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Объясните, чем отличаются колоски двух равноколосковых осок, например, Осоки сероватой – Carex canescens L.и Осоки лисьей – Carex vulpinа L. ______________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Что такое мешочек, из какой структуры он образуется?__________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 3. Определение равноколосковых осок. Определитехарактер соцветия – сложный колос, состоящий из нескольких колосков. Рассмотрите отдельные колоски. Если все колоски одинаковые, в одном колоске содержатся и мужские и женские цветки – это равноколосковые осоки (Рис. 43, 44); если колоски однополые – это разноколосковые осоки(Рис. 18). Определить равноколосковую осоку (например, осоку заячью, или осоку лисью). 1. Определите равноколосковую Осоку сероватую – Carex canescens L.Растение с укороченным корневищем, образует плотные дерновины или кочки. Колоски одинаковые по форме и размерам, обратнояйцевидные, кверху расширяющиеся. Верхние цветки в колосках пестичные, а нижние тычиночные. Мешочки с цельным, не расщепленным носиком. Рылец два. На рисунке 43 отметьте: общий вид растения (кроющий лист соцветия, колоски); колосок (пестичные цветки, тычиночные цветки, кроющие чешуи); пестичный цветок: рыльца, носик, мешочек, жилки; тычиночный цветок: тычиночную нить, пыльник, кроющую чешую. Рис. 43. Осока сероватая – Carex canescens L.: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Определите равноколосковую Осоку лисью – Carex vulpinа L. Растение с укороченным косовертикальным корневищем, образующее кочки или плотные дерновины. Соцветие колосовидное, густое, прерванное, толстое. В колоске тычиночные цветки расположены вверху, а пестичные внизу. Мешочки яйцевидные с небольшим двураздельным и очень узким носиком, едва заметным крылом в верхней части. Рылец два. На рисунке 44 отметьте общий вид растения; колосок: (кроющую чешую, связник, тычинки, рыльца, тычиночные цветки, пестичные цветки); мужской цветок в пазухе кроющей чешуи; женский цветок в пазухе кроющей чешуи: мешочек (продольный разрез), завязь, рыльца); мешочек, содержаший плод (носик, жилки); плод – орешек.
Рис. 44. Осока лисья – Carex vulpinа L.: _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 4. Определение разноколосковых осок. Определитехарактер соцветия – сложного колоса, состоящего из нескольких колосков. Рассмотрите отдельные колоски. Если все все колоски одинаковые, содержат и мужские и женские цветки – это равноколосковые осоки, если колоски однополые – это разноколосковые осоки (Рис. 45, 46) 1. Определите разноколосковую Осоку мохнатую или коротковолосистую – Carex hirta L. Корневище длинное ползучее. Растение образует рыхлые дерновины. Листья линейные, опушены с обеих сторон. тычиночные колоски – верхние.Тычиночный цветок представлен 3 тычинками, в пазухе прицветной чешуи. Пестичные колоски нижние. Пестичный цветок представлен пестиком, находящимся в мешочке, с рыльцами снаружи. Носик удлиненный шиловидно-двух-зубчатый мешочек округло-трехгранный пушисто-мохнатый. На рисунке отметьте общий вид осоки мохнатой (колоски из тычиночных цветков, колосок из пестичных цветков, стебель, корневище, лист; мешочек.
Рис. 45. Осока мохнатная или коротковолосистая – Carex hirta L.: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Определите разноколосковую Осоку пузырчатую – Саrex vesicaria L. Растения с длинным ползучим корневищем, не опушены, высотой до 150 см, Колоски расположены в верхней части стебля. Пестичные и тычиночные колоски различаются по форме и размерам. Верхние колоски тычиночные, нижние – пестичные. Цветки однополые. В пестичных цветках пестик с двумя рыльцами, мешочки яйцевидные, постепенно суженные в носик. На рисунке 46 отметьте общий вид соцветия (кроющий лист соцветия, колосок из пестичных цветков, колосок из тычиночных цветков); тычиночный цветок (пыльник, тычиночные нити, кроющие чешуи), пестичный цветок (рыльца, носик, мешочек, жилки, кроющая чешуя); пестик (рыльца, столбик, завязь). Рис. 46. Разноколосковая осока вздутая – Саrex vesicaria L.: ____________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 5. Познакомиться с представителями некоторых родов. 1. Определите Камыш лесной – Scirpus sylvaticus L. Вставьте слова, необходимые по смыслу. Крупное многолетнее растение с подземным горизонтальным, ползучим корневищем. Соцветие верхушечное, раскидистое, сложное цимозное щитковидно-метельчатое. На концах веточек соцветий расположены группы из 3 – 5 яйцевидных колосков. Их кроющие чешуи пленчатые килеватые, черновато-зеленые. Цветки_______________. Околоцветник представлен 6 щетинками, покрытыми мелкими шипиками, направленными вниз. Щетинки расположены по 3 в двух кругах. Тычинок 3, с крупными пыльниками. Гинецей _________________, из 3-х плодолистиков. Пестик с тремя длинными опушенными рыльцами. Формула цветка: _______________________. Плод – трехгранный_____________________. Камыш лесной растет по берегам водоемов ив воде, реже по окраинам травяных болот, переувлажненым лугам, на опушках и полянах заболоченных мелколиственных лесов. Камыш лесной в свежем виде используется в качестве кормового растения для крупного рогатого скота, хорошо силосуется и поедается в силосе. Является кормовым растением для оленей. Используют в качестве декоративного растения в ландшафтном дизайне при оформлении водоемов. На рисунке 47 отметьте внешний вид растения; часть соцветия (колоски, кроющие листья веточек); колосок (кроющие листья цветков, верхняя колосковая чешуя, нижняя колосковая чешуя); цветок (кроющий лист цветка, тычинки, шетинки, завязь, столбик, рыльца); диаграмма цветка.
Рис. 47. Камыш лесной – Scirpus sylvaticus L.: _______________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Определите Камыш озерный – Scirpus lacustris L. Вставьте слова, необходимые по смыслу. Многолетнее растение с укороченным, толстым корневищем (Рис. 48). Стебли__________________, высоко облиственные, до 250 см высотой. Развитые листья ____________________. При основании стебля имеются чешуевидные влагалища листьев, а под соцветием – прицветные листья. В воде при быстром течении развиваются подводные длинные, лентовидные листья. Соцветие верхушечное, ложнобоковое, сложное щитковидно-метельчатое. Кроющий лист равен или превышает длину соцветия. Колоски продолговато-яйцевидные, краснобурого цвета, до 1 см длиной, собраны в группы по 3 – 5 (8). Цветки _________________, околоцветник представлен шестью щетинками, покрытыми мелкими шипиками, направленными вниз. Тычинок три, пыльники крупные, тычиночные нити короткие до цветения, однако, быстро удлиняются во время цветения. Пестик имеет маленькую завязь, тонкий столбик и три нитевидных опушенных рыльца. Гинецей _____________________из трех плодолистиков. Плод – трехгранный _________________. Камыш озерный растет на мелководье по сырым и заболоченным берегам, часто образует заросли. Камыш озерный – малоценное кормовые растение. Используется как декоративное растение в ландшафтном дизайне при оформлении водоемов, а также для плетения и изготовления элитного кровельного материала. На рисунке 48 отметьте общий вид растения (корневище, корни, влагалища листьев, стебель, прицветный лист, соцветие); колосок; цветок (пыльник, тычиночная нить, щетинка, рыльца, завязь). Рис. 48. Камыш озерный – Scirpus lacustris L. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Определите Пушицу влагалищную – Eriophorum vaginatum L. (Рис. 49). Вставьте слова, необходимые по смыслу. Многолетнее растение с __________________корневищем. Образуются плотные дерновины или кочки. Цветоносные побеги внизу округлые, вверху трехгранные, до 70 см высотой. Стеблевые листья представлены лишь влагалищами. Прикорневые листья сизовато-зеленые, желобчатые в нижней части, имеют узкий пленчатый язычок.
Рис. 49. Пушица влагалищная – Eriophorum vaginatum L.: _______________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________
Соцветие состоит из одного верхушечного округлого____________. Цветки_______________. Околоцветник состоит из многочисленных шелковистых белых_________________, сильно разрастающихся при плодах. В цветке __________тычинки и _______пестик. Формула цветка: __________________________________________. Плоды – трехгранные _______________________________________. Пушица влагалищная растет на________________, ________________болотах, заболоченных хвойных лесах, повсеместно в нечерноземной полосе, тундре. Является кормом для северных оленей, особенно ранней весной, а также для лосей, водоплавающей птицы и других животных. Пушица влагалищная используется как декоративное растение в ландшафтном дизайне при оформлении водоемов. Является торфообразователем. На рисунке 49 отметьте общий вид растения с плодами; колосок; цветок (завязь, столбик, рыльце, пыльники, тычиночная нить, волоски); плод, окруженный волосками, трехгранный орешек. Задание 4. Сравните злаки и осоки, отметив сходные признаки (жизненная форма, кущение, листья, листорасположение, соцветия, ветроопыляемые цветки и семя, расположение зародыша относительно эндосперма). С помощью таблицы уточнить отличия злаков и осоковых. Таблица 2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.50 (0.012 с.) |