Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Группа отделов Папоротникообразные.

Поиск

1. Какое поколение преобладает в жизненном цикле папоротникообразных?___________________________________________

2.Опишите строение спорофитапапоротникообразных _________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Опишите строение гаметофита папоротникообразных

__________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что такое заросток?_____________________________________________

_______________________________________________________________

Работа 1. Отдел Плауновидные – Lycopodiophyta. Строение спорофита и спороносного колоска равноспорового Плауна булавовидного – Lycopidium clavatum и разноспорового плауна Селягинеллы. – Selaginella sp.

Задание 1. Напишите русские и латинские названия отдела, класса и порядка, к которым относится Плаун булавовидный – Lycopodium clavatum L.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Рис. 6. Спорофит Плауна булавовидного – Lycopodium clavatum L.:

_______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Задание 2. Используя гербарный материал и постоянные препараты, изучите строение спорофита и спороносного колоска Плауна булавовидного – Lycopidium clavatum L. Рассмотрите строение спорангия, обратите внимание, что плаун – равноспоровое растение. На рисунке 6 укажитевнешнее строение спорофита (придаточные корни, стебель, спороносный колосок); спорофилл со спорангием; спору; спороносный колосок (продольный разрез): ось спороносного колоска, спорофилл, спорангий со спорами, ножку спорангия.

Задание 3. Используя постоянный препарат и рисунок, изучите особенности строениягаметофита Плауна булавовидного – Lycopodium clavatum L. На рисунке 7 обозначьте антеридии, архегонии, развивающийся зародыш спорофита, эпидерму, гифы гриба, ризоиды.

 

Рис. 7. Гаметофит Плауна булавовидного – Lycopodium clavatum L.:

_______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

Задание 4. Напишите русские и латинские названия отдела, класса и порядка, к которым относится Селагинелла – Selaginella sp.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Задание 5. Используя гербарный материал, постоянный препарат и рисунок, изучите строение спорофита и спороносного колоска Селагинеллы. Обратите внимание на микро- и мегаспорангии с микро- и мегаспорами (Селагинелла – разноспоровое растение). На рисунке 8 обозначьте внешнее строение спорофита (колосок, ризофоры, корни); спороносный колосок (продольный срез): микроспорангий с микроспорами (n), мегаспорангий с тетрадой мегаспор (n), мегаспорофилл, микроспорофилл, язычок.

Рис. 8. Селагинелла – Selaginella sp.:

_______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Задание 6. Изучите процесс развития гаметофита Селагинеллы – Selaginella sp. из споры. На рисунке 9 укажите микроспорангий с микроспорами, прорастание микроспоры, мужской гаметофит, сперматозоиды, мегаспорангий с мегаспорами, проросшая мегаспора с женским гаметофитом, женский гаметофит.

Рис. 9. Развитие гаметофитов селагинеллы - Selaginella sp.:

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

Работа 2. Отдел Хвощевидные. Строение побега, спороносного колоска и заростка Хвоща полевого – Equisetum arvense L.

Задание 1. Напишите русские и латинские названия отдела, класса и порядка, к которым относится Хвощ полевой – Equisetum arvense L.

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание 2. Используя гербарный материал и постоянные препараты, изучите и отметьте на рисунке 10 спороносный (весенний) побег, спороносный колосок (внешний вид), спороносный колосок (продольный разрез): ось спороносного колоска, спорангий со спорами; спорангиофоры, спорангии со спорами, щиток, ножка спорангиофора; спору во влажном и сухом состоянии, элатеры; ассимилирующий (летний) побег.

 

Рис. 10. Спорофит Хвоща полевого - Equisetum arvense L.:

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Задание 3. Рассмотрите строение мужского и женского гаметофитов (заростков) Хвоща полевого – Equisetum arvense L. На рисунке 11 отметьте мужской гаметофит (таллом, ризоиды, антеридий); женский гаметофит (таллом, ризоиды, архегонии).

 

Рис. 11. Гаметофиты (заростки) Хвоща полевого

Equisetum arvense L.:

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Работа 3. Отдел Папоротниковидные — Polypodiophyta. Строение вайи, соруса и заростка папоротников Щитовника мужского, Страусника обыкновенного и Орляка обыкновенного.

Задание 1. Напишите русские и латинские названия класса и порядка к которым относится Щитовник мужской – Dryopteris filix-mas (L.) Schott.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

Рис. 12. Щитовник мужской – Dryopteris filix-mas (L.) Schott:

________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Задание 2. 1. Используя гербарий или живые растения, ознакомьтесь со строением спорофита папоротника Щитовника мужского – многолетней корневишной травы с придаточными корнями и крупными перисто-рассеченными листьями – вайями. На рисунке 12 А отметьте особенности строения спорофита: вайя, корневище, корни, молодые вайи, свернуты в виде улитки, т.к. они нарастают своей верхушкой. 2. Рассмотрите вайю щитовника мужского с морфологически нижней стороны. Найдите сорусы, образованные группами спорангиев (Рис. 12 Б). 3. На постоянном препарате поперечного среза сегмента вайи изучите строение соруса и спорангия. На рисунке 12 В, Г отметьте плаценту с отходящими от нее спорангиями на ножках и прикрывающим их индузием (покрывальцем), спорангий с однослойной стенкой с механическим полукольцом и споры в нем.

Задание 3. На постоянном препарате рассмотрите заросток (гаплоидный гаметофит). На рисунке 13 отметьте таллом обоеполого таллома заростка с нижней стороны, архегонии, антеридии, ризоиды.

 

 

Рис. 13. Гаметофит (заросток) щитовника мужского - Dryopteris filix-mas (L.) Schott (вид снизу):

_______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. На постоянном препарате рассмотрите строение сегмента спороносной вайи на поперечном срезе и сорусы Страусника обыкновенного Matteuccia struthiopteris (L.) Tod.На рисунке14 укажите концентрический проводящий пучок, вайю, спорангии с ветвящимися ножками.

 

Рис. 14. Сегмент спороносной вайи и сорусы Страусника обыкновенного - Matteuccia struthiopteris, (L.) Tod. на поперечном срезе:

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Задание 5. На постоянном препарате рассмотрите строение сегмента вайи на поперечном срезе и сорусы Орляка обыкновенного – Pteridium aquilinum (L.) Kuhn. На рисунке 15 укажите проводящие пучки, покрывальце (индузий), спорангий.

 

Рис. 15. Сегмент спороносной вайи и сорусы Орляка обыкновенногоPteridium aquilinum (L.) Kuhn. на поперечном срезе:

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

Семенные растения.

1. Что такое семя? Из какой структуры формируется семя?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2. Назовите основные особенности семенных растений

_______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

3. Напишите русские и латинские названия отделов, на которые подразделяются семенные растения?____________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.174 (0.01 с.)