Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Процессуальные гарантии и функции.
Похожие статьи вашей тематики
Уголовно-процессуальные гарантии. Это установленные уголовно-процессуальными нормами средства и способы, которые обеспечивают правильность расследования и разрешения уголовных дел и дают всем участникам процесса возможность реально использовать предоставленные права и выполнять возложенные на них обязанности.
Государственные органы и должностные лица, осуществляющие производство по делу, посредством процессуальных гарантий правомочны выполнять свои обязанности и использовать предоставленные права для достижения задач уголовного судопроизводства.Они могут применять предусмотренные законом меры принуждения и санкции к лицам, не исполняющим обращенные к ним обоснованные требования.
Юридическим и физическим лицам, участвующим в уголовном судопроизводстве, данные гарантии обеспечивают возможность использовать предоставленные им процессуальные средства для защиты своих законных интересов и прав.
Обязанность по обеспечению и защите прав и законных интересов субъектов процесса возложена на должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.
К числу важнейших уголовно-процессуальных гарантий защиты прав и законных интересов личности необходимо отнести следующие:
1) право обвиняемого (подозреваемого) знать, в чем его обвиняют (подозревают), и иметь защитника;
2) судебный контроль за избранием в качестве меры пресечения ареста или продлением срока содержания под стражей;
3) наличие судебного решения для применения некоторых мер процессуального принуждения;
4) предоставление права признать лицо виновным в совершении конкретного преступления только суду.
Уголовно-процессуальные функции. К ним относятся направления (виды) деятельности субъектов уголовного процесса, обусловленные их ролью, назначением или целью участия в производстве по уголовному делу.
Различают четыре процессуальные функции:
- расследование преступлений;
- обвинение в преступлении;
- защита от обвинения в преступлении;
- разбирательство и разрешение уголовного дела.
Функцию расследования преступлений выполняют органы дознания и предварительного следствия. Она состоит во всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, в установлении лица, совершившего данное преступление, характера и размера причиненного преступлением ущерба, а также обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность, причин и условий, способствовавших совершению преступления.
Функцию обвинения в преступлении осуществляет прокурор, который в судебном заседании обосновывает выводы, сформулированные в обвинительном заключении, изобличает подсудимого, доказывая перед судом его виновность и наличие обстоятельств, отягчающих ответственность. Он также опротестовывает в кассационную и надзорную инстанции судебные решения, которыми обвиняемый был необоснованно оправдан, осужден за менее тяжкое преступление или подвергнут чрезмерно мягкому наказанию, не соответствующему тяжести содеянного и личности осужденного.
Функция защиты от обвинения в преступлении принадлежит обвиняемому и его защитнику. Она выражается в использовании всех не запрещенных законом средств и способов защиты для опровержения обвинения, квалификации деяния по статье о менее тяжком преступлении, выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность.
Функцию разбирательства и разрешения уголовного дела выполняет суд. В ходе судебного заседания он непосредственно исследует доказательства, собранные по конкретному уголовному делу, выслушивает мнения сторон и в своем итоговом решении от имени государства формулирует окончательные выводы относительно виновности или невиновности подсудимого и меры наказания.
Однако из установленного порядка имеются исключения. Так, действующим уголовно-процессуальным законодательством допускается возможность производства расследования (или отдельных следственных действий) по уголовным делам прокурором. По делам частного обвинения в суде в качестве обвинителей выступают граждане-потерпевшие. Если из материалов дела усматривается, что лицо непричастно к преступлению, или имеются основания для его освобождения от уголовной ответственности (ст. 75-78, 90 УК), то решение о прекращении дела без направления его в суд может быть принято органом расследования.
3. Главное судебное разбирательство и его роль в системе стадий уголовного процесса. Структура главного судебного разбирательства.
Судебное разбирательство - центральная и главная стадия процесса. Только на этой стадии приговором суда лицо может быть признано виновным в совершении преступления и ему может быть назначено уголовное наказание. Только на этой стадии появляется возможность собрать в одном месте и в одно время всех участников процесса, чтобы сопоставить их позиции и показания и дать им объективную оценку. Суд основывает свои выводы не на письменных материалах дела, а на доказательствах, непосредственно исследованных в судебном заседании.
Стадия судебного разбирательства состоит из пяти частей: подготовительной части, судебного следствия, судебных прений, последнего слова подсудимого и постановления приговора. Каждая из этих частей имеет свои задачи, значение и особенности. Подобная структура судебного разбирательства создает условия для объективного и всестороннего исследования материалов дела и разрешения вопроса о виновности или невиновности подсудимого.
Исходя из важности данной стадии уголовного процесса, было рекомендовано тщательно исследовать доказательства, при неявки сторон применять строгие меры в виде принудительного привода, принимать соответствующие меры по обеспечению неуклонного соблюдения требований закона, регламентирующего проведение главного судебного разбирательства.
Задачи стадии:
1) всестороннее исследование доказательств, собранных следователем и представленных сторонами;
2) контроль за качеством предварительного расследования;
3) разрешение дела по существу путем вынесения приговора или иного итогового решения.
Участниками процесса на этой стадии являются: судья (суд); лица, защищающие в уголовном деле свои или представляемые интересы, - подсудимый, защитник, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители; лица, обладающие сведениями о фактах, - свидетели, эксперты; лица, оказывающие суду содействие, - секретарь судебного заседания, переводчик, специалист. В судебном разбирательстве наиболее полно и последовательно применяются все принципы уголовного процесса. Представители противоположных интересов - стороны обвинения и защиты -пользуются равными процессуальными правами, что придает процессу состязательный характер. По общему правилу судебное разбирательство проводится гласно и устно. Подсудимому обеспечивается право на защиту. В предусмотренных законом случаях в состав суда включаются представители народа – присяжные заседатели.
1. Сущность, структура и процессуальный порядок главного судебного разбирательства Судебное разбирательство - решающая стадия уголовного процесса. В этой стадии решаются итоговые задачи всего процесса: суд разбирает и разрешает уголовное дело по существу, дает в постановляемом им приговоре ответ на основные вопросы любого уголовного дела - о виновности или невиновности подсудимого и применении или неприменении к нему наказания.
На предшествующих судебному разбирательству стадиях решаются иные, вспомогательные по отношению к основным, задачи - предварительно формулируется суть обвинения, а также выявляются, собираются и исследуются подтверждающие его доказательства, создаются все другие условия и предпосылки, необходимые для разбирательства и разрешения судом дела по существу. Вследствие этого производство по делу, предшествующее судебному разбирательству, носит по отношению к нему предварительный, вспомогательный характер. Последующие за судебным разбирательством стадии (производства в кассационной и надзорной инстанциях, при возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам) носят характер проверочных производств. В ходе этих стадий проверяются постановленные судом первой инстанции приговор и иные решения, могут исправляться допущенные ошибки и т.д.
Предметом судебного разбирательства является правовой спор между государством и обвиняемым, который к началу этой стадии стал подсудимым, о праве государства (в случае, если удастся в установленном законом порядке доказать виновность подсудимого в совершении преступления) публично признать его виновным, т.е. преступником, и при наличии необходимых оснований заслуженно наказать, а также заставить претерпеть все связанные с отбытием наказания и наличием судимости тяготы и лишения. При разбирательстве такого спора решается судьба важнейших прав и свобод человека, являющихся первостепенными ценностями. Потому естественно, что конструкция стадии судебного разбирательства должна отвечать самым высоким требованиям надежности предусмотренных законом гарантий против возможных ошибок и злоупотреблений.
Судебное разбирательство включает в себя сложный комплекс судебных действий. Помимо правил, регламентирующих процессуальный порядок совершения конкретных действий такого рода, УПК содержит ряд важных положений и правил общего характера, которые относятся в целом к судебному разбирательству как стадии процесса. Они действуют в ходе всего судебного разбирательства, существенно влияют на совершение всех процессуальных действий, определяют наиболее характерные черты и особенности данной стадии среди других стадии процесса.
К числу общих условий судебного разбирательства относятся правовые нормы, устанавливающие требования непосредственности, устности и непрерывности судебного разбирательства, неизменности состава суда, пределов судебного разбирательства, правового положения и взаимоотношений между собой суда и состязающихся перед ним сторон обвинения и защиты, а также ряд других важных положений. Суд первой инстанции в ходе разбирательства дела по существу не вправе ограничиваться простой проверкой только материалов предварительного расследования, но обязан провести новое объективное, полное и всестороннее исследование обстоятельств дела. При этом обязан непосредственно исследовать доказательства по делу: допросить подсудимых, потерпевших, свидетелей, заслушать заключения экспертов, осмотреть вещественные доказательства, огласить протоколы, иные документы. Судебное заседание по каждому делу должно проводиться непрерывно, т.е. таким образом, чтобы в перерывах между заседаниями до окончания разбирательства какого-либо одного дела те же судьи не могли заниматься рассмотрением других дел. При разбирательстве любого дела состав суда должен оставаться неизменным. Если же кто-то из судей окажется лишенным возможности участвовать в заседании, и его придется заменять другим судьей, то разбирательство дела должно, по общему правилу начинаться сначала. Рассмотрение дела по существу в судебном заседании должно быть начато не позднее четырнадцати суток после вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания. Момент открытия судебного заседания и есть начало судебного разбирательства. Данная стадия включает в себя сложный, многообразный комплекс судебных действий, который делится на пять относительно самостоятельных частей (этапов), имеющих свои задачи. Структуру судебного разбирательства состоит из: подготовительная часть; судебное следствие; судебные прения; последнее слово подсудимого; постановление и провозглашение приговора. Все названные части рассматриваемой стадии уголовного процесса следуют друг за другом в строгой последовательности, образуя в целом достаточно стройную структуру, типичную для подавляющего большинства дел, рассматриваемых судами. В принципе она сохраняется и при разбирательстве дел с участием присяжных, но со значительной спецификой, о которой речь пойдет в дальнейшем. Характерным для структуры судебного разбирательства является не только последовательное расположение его частей (этапов), но и внутренняя логика построения каждой из этих частей в отдельности. Последнее проявляется как в требовании неукоснительного соблюдения правил выполнения конкретных судебных действий, из которых должна слагаться каждая часть, так и в установлении четкой очередности осуществления таких действий.
4. Действие уголовно - процессуального закона во времени, в пространстве и по лицам.
5. Статья 3. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве
6. 1. Уголовное судопроизводство на территории Республики Казахстан, независимо от места совершения преступления, ведется в соответствии с настоящим Кодексом. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила действия настоящего кодекса в пространстве, то применяются правила международного договора.
7. 1. Прежде всего, необходимо дать определение понятию «территория Республики Казахстан». Данное понятие богато по своему содержанию. Как организация политической власти в пределах определенной территории, Республика Казахстан является носителем такого важнейшего признака любого государства, в частности суверенитета. Это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. В пункте 2 статьи 2 Конституции установлено, что «суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию». Следовательно, понятие территории Казахстана в Конституции Республики Казахстан тесно связано с понятием ее суверенитета. После распада СССР юридический суверенитет РК над ее территорией получил свое конкретное выражение в Конституционном законе РК «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года. Статьей 4 закона установлено, что на всей территории Республики Казахстан действуют Конституция и законы Республики Казахстан, а также признанные ею нормы международного права. И далее, территория Республики Казахстан в существующих границах является целостной, неделимой и неприкосновенной (ст. 5); лица, находящиеся на территории Республики Казахстан и не являющиеся ее гражданами, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные Конституцией, законами и межгосударственными договорами Республики Казахстан, за исключением изъятий, установленных законами и межгосударственными договорами Республики. Посягательство на гражданское равноправие преследуется по закону (ст. 6). 2. Несколько позже в одобренной Распоряжением Президента Республики Казахстан от 23 мая 1996 г. Концепции формирования государственной идентичности Республики Казахстан по поводу территории РК указывается, что в настоящее время Казахстан реально обладает основными признаками суверенного государства. Основу суверенитета составляют территория страны, земля и ее недра, природные ресурсы, культурные ценности, весь экономический потенциал. Суверенитет распространяется на всю территорию государства. Источником же суверенитета выступает народ. Отсюда все граждане страны без исключения обладают всем комплексом прав, которые детерминированы суверенитетом. С другой стороны, суверенитет распространяется на каждого гражданина Республики и вызывает необходимость следовать законам страны. Политический или государственный суверенитет заключается в том, что Республика вправе самостоятельно решать все вопросы, касающиеся внутреннего устройства и отношений с другими государствами. Одним из признаков государства является наличие у него территории, пределы которой должны быть четко очерчены государственными границами. Территория, на которой расположена Республика Казахстан, населялась этносами, ставшими основой казахского народа. На ней с древнейших времен существовали крупные империи и отдельные ханства тюрских народов – предков казахов. С XV века она являлась территорией самостоятельного государства – Казахского ханства, которое было первой в истории государственностью казахов. Что касается нынешней территории Республики Казахстан, то ее современные границы согласно Концепции сложились в период пребывания Казахстана в составе Союза ССР. Эти границы полностью соответствуют исторически сложившемуся ареалу населения казахского народа. Казахстан отстаивает нулевой вариант в вопросе о границах с сопредельными государствами, суть которого состоит в неизменности и нерушимости границ, какие сложились на момент распада СССР. 3. Насколько важен вопрос о юридическом понимании территории государства для уголовно-процессуальной деятельности, свидетельствуют правовые позиции Конституционного Совета, высказанные именно по данному вопросу. Так, в постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 23 апреля 2003 г. № 4 «Об официальном толковании пункта 2 статьи 2 и пункта 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан» излагается такая формулировка определения понятия «территория государства»: «Территория государства представляет собой пространственный предел, в котором государство существует и действует как суверенная организация власти. Она есть высшая власть на этой территории, едина и независима. Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, которые охватывает пространство Республики, находятся в публично-правовой собственности Казахстана. … Территориальная целостность – определяющее условие национальной безопасности Казахстана». 4. Политико-юридическое определение понятия «территория государства» потребовало постоянной и последовательной работы высших органов государственной власти по правовому оформлению государственной границы с сопредельными государствами. В этой связи, должностным лицам органов, ведущих уголовный процесс, необходимо владеть знаниями того, какими нормативными правовыми актами регулируются вопросы юридического оформления территории нашего государства. Базовым законом, где предусмотрено понятие «территория РК», является закон Республики Казахстан от 13 января 1993 года «О государственной границе Республики Казахстан», который определяет установление, изменение прохождения и обозначения государственной границы Республики Казахстан. В соответствии со статьей 1 закона государственная граница Республики Казахстан трактуется как линия и проходящая по ней вертикальная плоскость, определяющие пределы территории – суши, вод, недр и воздушного пространства Казахстана. К тому же, государственная граница определяется международными договорами Республики Казахстан, ратифицированными Парламентом Республики Казахстан. Установление и изменение прохождения государственной границы Республики Казахстан, согласно статье 5, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Казахстан, устанавливается: на суше – по характерным точкам и линиям рельефа или ясно видимым ориентирам; на море – по внешнему пределу территориального моря Республики Казахстан; на реках (ручьях) – по их середине или по середине главного рукава реки; иных водоемах – по прямой линии, соединяющей выходы государственной границы Республики Казахстан к берегам водоема. Государственная граница Республики Казахстан, проходящая по реке (ручью), иному водоему, не перемещается как при изменении очертаний их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки (ручья) в ту или иную сторону; на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах – в соответствии с Государственной границей Республики Казахстан, проходившей на местности до их заполнения; на железнодорожных и автодорожных мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через пограничные участки рек (ручьев) – по середине этих сооружений или по их технологической оси, независимо от прохождения государственной границы Республики Казахстан на воде. К территориальным водам (морю), находящимся под суверенитетом Республики Казахстан, относятся прибрежные морские воды шириной двенадцать морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих Республике Казахстан, или от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие географические точки, определяемые в соответствии с международными договорами. Перечень географических точек с указанием их основных исходных геодезических данных утверждается Правительством Республики Казахстан. Границы территориальных вод (моря) Республики Казахстан со смежными государствами определяются международными договорами с ними. К континентальному шельфу Республики Казахстан относятся поверхность и недра дна Каспийского моря от внешнего предела территориальных вод (моря) Республики Казахстан до его срединной линии. Границы континентального шельфа Республики Казахстан определяются международными договорами. К внутренним водам Республики Казахстан относятся: воды портов Республики Казахстан, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов; воды рек и иных водоемов, берега которых принадлежат Республике Казахстан; воды заливов, бухт, губ, лиманов Каспийского моря, принадлежащих Республике Казахстан, перечень которых в соответствии с нормами международного права и законодательными актами Республики Казахстан определяется Президентом Республики Казахстан. Документы об уточнениях прохождения государственной границы Республики Казахстан на местности (водной поверхности), произведенных в порядке редемаркации границы на основании международных договоров Казахстана, подлежат ратификации Парламентом Республики Казахстан. Государственная граница Республики Казахстан на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками (ст. 6 закона). Формы, размеры пограничных знаков, их описание и порядок установки определяются Правительством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан (Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 1996 г. № 1528 «О пограничных знаках Республики Казахстан»). Законом Республики Казахстан от 20 декабря 1995 года «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации Республики Казахстан» регламентирован суверенитет государства над его воздушным пространством. Согласно статье 2 закона Республике Казахстан принадлежит полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством, расположенным над сухопутной и водной территорией Республики и ее территориальными водами. Воздушное пространство Республики Казахстан находится в государственной собственности и является частью ее государственной территории. 5. В ходе уголовного судопроизводства органу, ведущему уголовный процесс, особенно в случаях совершения преступлений в местностях сопредельных с другими государствами, необходимо знать границы территории РК. По данным вопросам РК заключен ряд договоров, соглашений с сопредельными государствами (Россией, КНР, Азербайджанской, Кыргызской Республикой, Республикой Узбекистан и Туркменистаном). Для сферы уголовного судопроизводства представляют интерес следующие из них: закон Республики Казахстан от 2 июля 2003 года «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан о казахстанско-узбекской государственной границе» от 16 ноября 2001 года; закон Республики Казахстан от 24 марта 1999 года «О ратификации Дополнительного Соглашения между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой о казахстанско-китайской государственной границе» от 4 июля 1998 года; закон Республики Казахстан от 30 декабря 1999 года «О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией об определении точки стыка государственных границ трех государств» от 5 мая 1999 года; закон Республики Казахстан от 17 мая 2000 года «О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой и Кыргызской Республикой о точке стыка государственных границ трех Государств» от 25 августа 1999 года; закон республики Казахстан от 2 декабря 2005 года «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о казахстанско-российской государственной границе» от 18 января 2005 года; закон Республики Казахстан от 24 марта 1999 года «О ратификации Дополнительного Соглашения между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой о казахстанско-китайской государственной границе» от 24 сентября 1997 года; закон Республики Казахстан от 14 ноября 2002 года «О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 года и Протокола к Соглашению между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование» от 13 мая 2002 года; закон Республики Казахстан от 2 июля 2003 года «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан об отдельных участках казахстанско-узбекской государственной границы» от 9 сентября 2002 года; закон Республики Казахстан от 2 июля 2003 года «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Туркменистаном о делимитации и процессе демаркации казахстанско-туркменской государственной границы» от 5 июля 2001 года; закон Республики Казахстан от 2 июля 2003 года «О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой о разграничении дна Каспийского моря между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой от 29 ноября 2001 года и Протокола к Соглашению между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой о разграничении дна Каспийского моря между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой» от 27 февраля 2003 года; закон Республики Казахстан от 2 июля 2003 года «О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан о точке стыка государственных границ трех Государств» от 15 июня 2001 года; закон Республики Казахстан от 2 июля 2003 года «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой о казахстанско-кыргызской государственной границе» от 15 декабря 2001 года; закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «О ратификации Протокола между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о демаркации линии казахстанско-китайской государственной границы» от 10 мая 2002 года; закон Республики Казахстан от 4 декабря 2003 года «О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан, Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря» от 14 мая 2003 года; Указ Президента Республики Казахстан от 15 июня 1995 г. «О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой о казахстанско-китайской государственной границе» от 26 апреля 1994 года. Прикладной интерес для целей законного и обоснованного применения правил, предусмотренных статьей 3 УПК, имеет Конвенция ООН «О континентальном шельфе» от 29 апреля 1958 года, подписана СССР 31 октября 1958 года, вступила в силу 10 июня 1964 года, а также Конвенция ООН «О территориальном море и прилежащей зоне» от 29 апреля 1958 года, подписана СССР 30 октября 1958 года. Например, этими и вышеперечисленными нормативными правовыми актами должны руководствоваться командиры пограничных частей при производстве дознания по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе Республики Казахстан (п. 7 ч. 2 ст. 65 УПК). Первая из упомянутых Конвенций определяет термин «континентальный шельф» и привязывает его: а) к поверхности и недрам морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря, до глубины 200 метров, или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов; б) к поверхности и недрам подобных подводных районов, примыкающих к берегам островов (ст. 1). Согласно Конвенции прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его естественных богатств (ст. 2). Однако права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают ни правового статуса покрывающих вод как открытого моря, ни правового статуса воздушного пространства над этими водами (ст. 3). Если один и тот же континентальный шельф примыкает к территориям двух или более государств, берега которых расположены один против другого, граница континентального шельфа, принадлежащего каждому государству, определяется соглашением между ними. При отсутствии соглашения и если иная линия границы не оправдывается особыми обстоятельствами, границей служит срединная линия, каждая точка которой равно отстоит от ближайших точек тех исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря каждого из этих государств. Если один и тот же континентальный шельф примыкает к территории двух смежных государств, граница шельфа определяется соглашением между ними. При отсутствии соглашения и если иная линия границы не оправдывается особыми обстоятельствами, граница определяется по принципу равного отстояния от ближайших точек тех исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря каждого из этих двух государств (ст. 6). Согласно Конвенции «О территориальном море и прилежащей зоне» суверенитет государства распространяется за пределы его сухопутной территории и его внутренних вод на морской пояс, примыкающий к его берегу и называемый территориальным морем (ст. 1). При этом суверенитет прибрежного государства распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как и на поверхность и недра его дна (ст. 2). Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба (ст. 3). Воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства (ст. 5). Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря (ст. 6).При определении границ территориального моря наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной частью системы данного порта, рассматриваются как часть берега (ст. 8). Рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и стоянки судов и которые иначе были бы расположены всецело или отчасти за внешней границей территориального моря, включаются в территориальное море. Прибрежное государство обязано ясно обозначить границы таких рейдов и указывать эти границы на морских картах, которые должны быть надлежаще опубликованы (ст. 9). Граница между территориальными морями двух расположенных друг против друга или примыкающих друг к другу государств обозначается на официально признанных прибрежными государствами морских картах крупного масштаба (ст. 12). Уголовная юрисдикция прибрежного государства не осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением следующих случаев: а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство, или b) если совершенное преступление такого рода, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море, или с) если капитан судна или консул страны, под флагом которой плавает это судно, обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи, или d) если это является необходимым для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами. Изложенные выше положения не затрагивают права прибрежного государства принимать любые меры, разрешаемые его законами, для ареста или расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод. Прибрежное государство должно, по просьбе капитана, уведомить консульские власти государства флага до принятия каких-либо мер и способствовать установлению контакта между указанными властями и экипажем судна. В случаях крайней срочности это уведомление может совершаться в то время, когда принимаются указанные меры. Решая вопрос о том, следует ли вообще и каким образом произвести арест, местные власти учитывают должным образом интересы судоходства. Прибрежное государство не может принимать на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, никаких мер для ареста какого-либо лица или производства расследования по поводу преступления, совершенного до входа судна в территориальное море, если судно, следуя из иностранного порта, ограничивается проходом через территориальное море, не заходя во внутренние воды (ст. 19) и т.д. 6. И еще одно немаловажное замечание. По вопросу конкретного определения, при необходимости в этом, совершено ли преступление на территории РК, непосредственную помощь следственно-судебным органам могут оказать в соответствии с законом Республики Казахстан от 3 июля 2002 года «О геодезии и картографии» субъекты, ответственные за проведение государственной политики в сфере геодезической и картографической деятельности. В соответствии со статьей 3 данного закона объектами геодезической и картографической деятельности являются территория Республики Казахстан и находящиеся на ней географические объекты, а также материки земного шара, Мировой океан, в том числе острова, космическое пространство, включая естественные небесные тела и искусственные спутники Земли. Субъектами геодезической и картографической деятельности – центральные государственные органы Республики Казахстан и государственные органы административно-территориальных единиц в пределах их компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан, а также физические и юридические лица. Они располагают в соответствии с пп. 11 ч. 1 ст. 1 закона картографо-геодезическим фондом, то есть совокупностью материалов и данных, созданных в результате геодезической и картографической деятельности, имеющих общегосударственное, межотраслевое значение и подлежащих длительному хранению в целях их дальнейшего использования. Кроме того, при делимитации, определение положения и направления государственной границы по соглашению между сопредельными государствами, наряду с фиксацией в договоре, также графически изображается на прилагаемых к договору картах. В случае демаркации, определение государственной границы на местности в соответствии с договором о делимитации обозначается соответствующими пограничными знаками (пп. 7–8 ч. 1 ст. 1 закона). 7. Юридический суверенитет Республики Казахстан в целом исключает возникновение проблем с применением норм иностранного уголовно-процессуального законодательства на территории нашей страны. Суверенитет государства уже предопределяет применение на территории РК при оказании правовой помощи по уголовным делам, независимо от места совершения преступления, уголовно-процессуального законодательства Казахстана. Поэтому правило о том, что на территории РК допускается применение норм уголовно-процессуального закона иностранного государства, в каждом конкретном случае зависит от того, предусмотрено ли это международными договорами, ратифицированными РК. Это обстоятельство во всех случаях требует внимательного изучения международных дого
|