Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативность русского литературного языкаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под нормой понимают общепринятое употребление языковых средств, совокупность правил (регламентаций), упорядочивающих употребление языковых средств в речи индивида. Таким образом, средства языка - лексические, морфологические, синтаксические, орфоэпические и др. - складываются из числа сосуществующих, образуемых или извлекаемых из языка пассива. Возможны три основные степени соотношения «норма — вариант»: 1) норма обязательна, а вариант (прежде всего — разговорный) запрещен; 2) норма обязательна, а вариант допустим, хотя и не желателен; 3) норма и вариант равноправны. В последнем случае может быть дальнейшее вытеснение старой нормы и, возможно, даже рождение новой нормы. Будучи достаточно устойчивой и стабильной, норма как категория историческая подвержена изменениям, что обусловлено самой природой языка, находящегося в постоянном развитии. Возникающая в этом случае вариантность не разрушает нормы, а делает ее более тонким инструментом отбора языковых средств. В соответствии с основными уровнями языка и сферами использования языковых средств выделяются следующие типы норм: 1) орфоэпические (произносительные), связанные со звуковой стороной литературной речи, ее произношением; 2) морфологические (грамматические), связанные с правилами образования грамматических форм слова; 3) синтаксические, связанные с правилами употребления словосочетаний и синтаксических конструкций; 4) лексические, связанные с правилами словоупотребления, отбора и использования наиболее целесообразных лексических единиц. Языковая норма имеет следующие особенности: 1) устойчивость и стабильность, обеспечивающие равновесие системы языка на протяжении длительного времени; 2) общераспространенность и общеобязательность соблюдения нормативных правил (регламентации)как взаимодополняющие моменты «управления» стихией речи; 3) литературная традиция и авторитет источников (при этом следует помнить об авторской индивидуальности, способной нарушить нормы, что является оправданным); 4) культурно-эстетическое восприятие (оценка) языка и его фактов; в норме закреплено все лучшее, что создано в речевом поведении человечества; 5) динамический характер (изменяемость), обусловленный развитием всей системы языка, реализующейся в живой речи; 6) возможность языкового «плюрализма» (сосуществование нескольких вариантов, признающихся нормативными) как следствие взаимодействия традиций и новаций, стабильности и мобильности, субъективного (автор) и объективного (язык), литературного и нелитературного (просторечие, диалекты). Нормативность, т.е. следование нормам литературного языка в процессе общения, справедливо считается основой, фундаментом речевой культуры.
Акцентологические и орфоэпические нормы. Особенности и функции ударения изучает отдел языкознания, который называется акцентологией. Ударение в русском языке свободное, разноместное, подвижное. Чтобы не допустить ошибок в постановке ударения, рекомендуется пользоваться специальными словарями и справочниками, где дается система нормативных помет. Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи, совокупность правил, обеспечивающих единство ее звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически выработавшимися и закрепившимися в литературном языке.
Задание № 7. Расставьте ударение в словах. Запомните место ударения. Аргумент, асимметрия, алфавит, бензопровод, боязнь, вербовщик, верование, ветеринария, вечеря, диоптрия, знахарь, визави, генезис, деньги-деньгами, добыча, договор, досуг, духовник, жалюзи, жерло, завсегдатай, заказник, знамение, знахарь, каталог, квартал, кулинария, кладовая, ломота, кожух, крашение, маркетинг, мышление, немота, обеспечение, озвучение, ортопедия, отрочество, отсвет, похороны, пуловер, ремень, селянин, симметрия, таможня, танцовщик, упрочение, быть в фаворе, украинка, христианин, факсимиле, цыган, шелковица, щавель, электропривод, августовский, валовой, грошовый, грушевый, губчатый, домовая, одновременный, избалованный, кухонный, килограммовый, оптовый, переходный, погнутый примкнутый, сливовый, названый брат, лубочный, омоложенный, костюмированный, экзальтированный, холеный, украинский, микроволновые, поисковый. Вчистую, завидно, задолго, издавна, издали, издревле, искони, исконно, наверх, втридорога, поутру, Баловать, заиндеветь закупорить, звонить, кичиться, кашлянуть, копировать, маркировать, обезуметь, облегчить, плесневеть подбодрить, принудить, принять, присовокупить, премировать, пломбировать, рассердиться, убыстрить, уведомить, упомянуть, усугубить, формировать, черпать, ободрить, памятуя, предвосхитить. Задание № 8. Обратите внимание на сохранение или изменение места ударения в зависимости от изменения грамматической формы слова. а) Образуйте форму род. п. следующих существительных, поставьте ударения: Арбитраж, бандаж, аэросани, брелок, бюллетень, инструктаж, любовь, герб, гусь, гуляш, грош, выборы, кольца, деньги, порты, торты. б) Образуйте форму сравнительной степени следующих прилагательных, поставив правильно ударения: Длинный, красивый, удобный, сладкий, простой. в) Образуйте краткую форму (м.р., ср.р., ж.р., мн.ч.) следующих прилагательных и страдательных причастий, поставьте ударения: Глухой, дорогой, дружный, молодой, правый, редкий, приданный, проданный, прожитый, розданный, созданный, занятый, прочитанный, проданный, принятый, созванный. г) Образуйте формы прошедшего времени (м.р., ср.р., ж.р., мн.ч.) следующих глаголов, поставьте ударение. Обратите внимание на случаи неподвижного ударения: Брать, баловать, включить, гнать, жить, задать, нажить, начать, отпить, отослать, положить, понять, принять, снять, тянуть, убрать. д) Образуйте от инфинитивов следующих глаголов формы 1-го, 2-го, 3-го лица настоящего и будущего времени, поставьте ударения: Вертеть, влечь, дремать, звонить, изменить, махать, мучить, катить, колебать, положить, баловаться, щипать, сыпать, трепать, победить. Задание № 9. Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова: Видение - способность видеть, видение - мираж, призрак; хаос -стихия, смешение стихий, хаос - беспорядок, неразбериха; характерный - упрямый, своенравный, выразительный, характерный - типичный, особенный. Определите значение следующих словах, поставьте в них ударение: Атлас-атлас; броня-броня; запасник-запасник; кругом-кругом; лоскут-лоскут; наголо-наголо, созыв-созыв; засоленный - засоленный; вахтеры-вахтеры; запасной-запасный. Задание № 10. Прочтите слова, обращая внимание на произношение звуков (е) и (ё): Афера, блеклый, бытие, вскормленный, вычерпывать, глиссер, омоложенный, гренадер, грубошерстный, двоеженец, двоеженство, дебелый, дареный, ерничать, желоб, забеленный, завороженный, заем, иноплеменный, новорожденный, недосоленный, киоскер, никчемный, обыденщина, острие, преемник, планер, побасенка, поименный, прирученный, свекла, убеленный, желчный, безнадежный, никчемный, ксендз, опека, отекший. Задание № 11. Прочтите слова. Обратите внимание на произношение произношения твердого и мягкого согласного звука перед е. Проверьте себя по словарю. Адекватный, академия, альтернатива, анемия, аннексировать, антенна, антисептика, атеист, ателье, аутсайдер, бассейн, берет, бутерброд, бизнес, гипотеза, гантели, гротеск, дебаты, дебют, дебет, девальвация, декан, декада, декларация, демпинг, демилитаризация, демарш, демисезонный, депрессия, де-факто, диспансер, игротека, интеграция, идентичный, индекс, интервидение, интервью, кодекс, кредо, критерий, компресс, консенсус, консервация, контекст, корректный, компьютер, контейнер, купе, лотерея, менеджер, мотель, орхидея, патент, паштет, портмоне, проект, пресса, претензия, протеже, пюре, темп, тема, тенденция, термин, тезис, теннис, тент, тире, термос,террор, трек, фанера, фланель, шатен, форель, юмореска, экспресс, энергия. Задание 12. Прочтите слова, обращая внимание на произношение звука, обозначенного буквой «г»: а) Гул, год, город, гусь, гость, нога, дуга, могла, согну, игра; б) ага, ого, эге, гоп, гопля; в) бога, благодать, благо, господи; г) снег, плуг, шаг, берег, друг, враг, порог, вдруг, вокруг; д) прекрасного, темного, великого, громкого, красивого, большого; е) легких, мягкий, легчайший, мягчайший. Задание 13. Прочтите слова, обращая внимание на произношение сочетания «чн»: Булочная, горчичник, горячечный, дачник, игрушечный, конечно, крошечный, молочная, Кузьминична, Никитична, порядочный, пустячный, пушечный, прачечная, речной, скучно, стрелочник, скворечник, шапочный, яичница, яблочный, сердечный друг, сердечный приступ. Грамматические нормы. Грамматические нормы – совокупность грамматических правил, по которым строится наша речь. Слабое знание грамматики приводит к грубым ошибкам, а следовательно, и к низкой культуре речи. Необходимо обращать внимание на трудности в склонении фамилий, на окончания существительных мужского рода в им. п. мн.ч., существительных мужского и женского рода мн.ч. в род. п., на определение рода несклоняемых существительных, склонение количественных, собирательных числительных, на специфику управления предлогов и глаголов. Задание № 14. Обратите внимание на образование в литературном языке формы ж.р. при обозначении профессии: Артист, врач, директор, корректор, лётчик, парикмахер, певец, поэт, писатель, продавец, редактор, санитар, секретарь, спортсмен, учитель, преподаватель, проводник, кондуктор. Задание № 15. Определите род существительных: Гороно, Дели, Москва, Гагра, иваси, колибри, Капри, картофель, мозоль, МГУ, НАТО, статус-кво, Сухуми, тюль, Чили, цеце, шимпанзе, Янцзы, Ай-Петри, шампунь, кофе. Задание № 16. Прочтите предложения. Обратите внимание на склонение имён собственных. 1. В детстве он охотно читал Жюл … Верн.... 2. Театр поставил новую пьесу Жан...- Пол... Сартр.... 3. Сказки Ганс... Христиан... Андерсен.. любят дети всего мира. 4. Взгляды философов обратились к Август... Шлегел.... 5. Это письмо было написано американской девочкой Самант... Смит.... 6. Декларация была подписана Роберт... Смит.... 7. Заседание состоялось на кафедре у профессора Гордейчук.... 8. Эти книги прислали для студентки Гаврилюк.... 9. Артист исполнил прекрасные сонеты Петрарк.... 10. На концерте прозвучали произведения Майбород.... 11. Эти сказки написали братья Гримм.... 12. Новое произведение Генрих... и Томас... Манн... было выпущено небольшим тиражом. 13. Франклин и Элеонора Рузвельт... посетили концерт известного певца. 14. Супруги Клинтон... прибыли на отдых в Калифорнию. 15. Муж и жена Робсон... совершили путешествие на яхте около западного побережья. 16. Многие из отечественных фигуристов были учениками Станислав… Жук… Задание 17. Образуйте от следующих существительных форму множественного числа в им. п. Автор, адрес, берег, бухгалтер, вексель, директор, договор, доктор, инструктор, катер, конструктор, крем, инспектор, корректор, лектор, трактор, тренер, прожектор, торт, цех. Задание 18. а) Прочтите слова. Допишите окончания существительных в форме множественного числа.
б) Прочитайте слова, определите их значения, обращая внимание на окончания
Задание 19. Образуйте форму множественного числа (род. п.) от данных ниже существительных. Абрикосы, ананасы, апельсины, армяне, баклажаны, бананы, барышни, басни, башни, бланки, гектары, грузины, зразы, иглы, караты, килограммы, мандарины, носки, оладьи, осетины, погоны, полотенца, простыни, сапоги, туфли, чулки, чулочки, шилья, яблони, ясли. Задание 20. Допишите родовые окончания слов. 1. Рядом с торговым центром открыт… кафе-столовая. 2. Царь-пушка, отлит… русскими мастерами, никогда не использовалась для стрельбы. 3. Театр-студия О.Табакова воспитал… немало талантливых актёров. 4. С приходом нового директора музей-квартира А.Ахматовой пополнил... новыми экспонатами. 5. Книга-справочник для автолюбителей издан... и поступил... в продажу. 6. Нов… крем-пудра рекламируется в последнее время очень часто. 7. Российская творческая интеллигенция, в частности киноработники, был... отмечен... наградами правительства 8. Все, даже мама, был... сегодня против него. 9. "Фигаро" опубликовал... новые сведения о похищении французского бизнесмена. 10. Вечер-встреча выпускников назначен… на январь. 11. Большинство голосовал... за предложенный бюджет. 12. Пьеса «Волки и овцы» поставлены в Малом театре. Задание 21. Составьте предложения, обращая внимание на управление.
Задание 22. Составьте словосочетания с данными ниже словами, соблюдая правильное управление. Проверьте себя по словарю. Альтернатива, аномалия, гарантия, договор, идентичный, избегать, курировать, мобилизовать обеспечить, скучать, полезный, помнить рекомендовать, согласно, заведующий, управляющий, удостовериться, благодаря, состязание, тенденция, тревожиться, с цепью, ясный, соразмерно, стимул, очевидный, причастность, противник, подтверждение, равный, отправить, в отношении, отчитаться, доступный, мораторий. Задание 23. Прочитайте предложения, найдите ошибки в управлении. Отредактируйте предложения. 1. Согласно распоряжения декана вход на факультет производится только при предъявлении студенческого билета. 2. Вопреки неблагоприятных погодных условий график работы аэропорта был восстановлен. 3. Благодаря умелого руководства, в истекшем году прибыль возросла почти вдвое. 4. Согласно приказа ректора университет переходит на шестидневную форму обучения. 5. В случае нарушения данной инструкции учащийся допускается к занятиям только с письменного разрешения заведующего лаборатории. 6. Пассажир должен удостоверится в агентстве о времени и месте отправления. 7. Вследствие изменению расписания движение поездов было приостановлено. 8. Руководитель предприятием обязан, в частности, контролировать соблюдение правил техники безопасности. 9. Управляющий производства отклонил данное предложение. 10. В обязанности начальника над подразделением гражданской обороны входит информирование подчиненных о возникновении чрезвычайной ситуации. 11. Заместитель декана, в частности, должен курировать научной работой студентов старших курсов. Задание 24. Исправьте ошибки в управлении глаголов. 1. В своем сочинении он коснулся о теме любви. 2. Сегодня вечером моя мама поехала до брата. 3. Девушка очень понравилась юноше, и он говорил за нее только хорошее. 4. Артист был удостоен высокой наградой. 5. Старики снисходительны до шалостей детей. 6. Свое выступление на собрании выпускников учитель начал словами: «Дорогие ребята, мы будем скучать по вам». Задание 25. Выберите правильный вариант согласования:
Задание 26. Прочтите предложения, обращая внимание на падежные окончания числительных и согласующихся с ними существительных. 1. В диссертации имеется приложение с 2365 схем... 2. В библиотеке не хватает 9 книг 3. В новом посёлке в 300 дом... работают печи на природном газе. 4. В Антарктиду доставили самолётом 24 полярник... 5. Техникум выпустил 52 молод... специалист... 6. Мне было недостаточно (полтора) баллон… раствора, чтобы промыть детали. 7. Поощрительные грамоты были вручены 100 ученикам. Задание 27. В следующих предложениях поставьте нужные окончания. 1. В Абрамцево приехал новый специалист, знающий толк в лес.... 2. Этот невзрачный, но очень полезный цветочек растёт в лес... в самых его глухих местах. 3. Музыканты всех континентов приняли участие в Международном год... Шопена. 4. Их места в театре были в третьем ряд.... Обратите внимание на допустимость употребления вариантных форм: в аэропорту - в аэропорте; на мысу - на мысе; на пруду - на пруде; в роду - в роде; в стогу - а стоге. Обратите внимание на стилистическую дифференциацию вариантных форм: в цехе (книжн.) - а цеху (разг.; проф.); е отпуске (книжн.; офиц.) - в отпуску (разг.); в грунте (книжн.) - в грунту (прост.).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.18.238 (0.01 с.) |