Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русский язык и языковая культура общенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Учебное пособие Ростов-на-Дону 2004 ББК 81. 2 Рус – 5 В 56 Рецензент: доц. каф. языковой подготовки Международного факультета Шаповалова Е.Ю. В 56 Малина Н.В., Кондратьева И.А., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура языкового общения. Учеб. пособие: - Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2004 – 70 с. В пособии рассматриваются основные аспекты речевой культуры, описываются особенности функциональных стилей русского языка, даны практические задания по всем разделам культуры речи. Учебное пособие предназначено для студентов нефилологических вузов и рекомендовано для аудиторной и самостоятельной работы.
Научный редактор: зав. кафедрой русского языка как иностранного ДГТУ Вышегородская Е. Д.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Донского государственного технического университета. Издательский центр ДГТУ, 2004 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК – ОСНОВА КУЛЬТУРЫ РЕЧИ Молчат гробницы, мумии и кости- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь письмена! И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья Наш дар бессмертный - речь! И.Бунин
Язык и речь. Функции языка. Современный русский язык - это язык ХIХ-ХХI вв. Литературный язык- это язык в своей нормированной, образцовой разновидности. Язык и речь образуют единый феномен человеческого языка, каждый из них имеет свои особенности: 1) язык — это средство общения, а речь — это воплощение и реализация языка, который посредством речи выполняет свою коммуникативную функцию; 2) язык абстрактен, формален; речь материальна,в ней корректируется все,что есть в языке,она состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухом; 3) язык стабилен, статичен; речь активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность; 4) язык является достоянием общества, в нем отражается «картина мира» говорящего на нем народа; речь же индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека; 5) для языка характерна уровневая организация, которая вносит в последовательность слов иерархические отношения; речь имеет линейную организацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке; 6) язык независим от ситуации и обстановки общения; речь контекстно и ситуативно обусловлена, в речи (особенно поэтической) единицы языка могут приобретать ситуативные значения, которые в языке у них отсутствуют. Понятия язык и речь соотносятся, таким образом, как общее и частное: общее (язык) выражается в частном (речи), частное же (речь) есть форма воплощения и реализации общего (языка). Являясь важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействия, координирует их практическую деятельность, обеспечивает накопление и хранение информации, являющейся результатом исторического опыта народа и личного опыта индивида, формирует сознание индивида (индивидуальное сознание) и сознание общества (общественное сознание), служит материалом и формой художественного творчества. Таким образом, язык тесно связан со всей деятельностью человека и выполняет разнообразные функции. Литературный язык существует в двух формах: письменной и устной. Устная форма имеет две разновидности: разговорную и кодифицированную. Литературный язык – это основа культуры речи. Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации1. Культура речи имеет три аспекта: нормативный, коммуникативный этический. Нормативный аспект культуры речи предполагает владение языковыми нормами. Языковая норма - это совокупность явлений, разрешения системой языка, отраженных и закрепленных в речи носителей языка и являющихся обязательными для всех владеющих литературным языком в определенный период времени2. Коммуникативные качества речи - это точность, понятность, лаконичность и выразительность речи. Этический аспект культуры речи - это владение говорящим нормами языкового поведения, принятыми в данном обществе.
Культура речи. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной деятельности называется культурой. Поэтому можно сказать, что язык является средством развития культуры и средством усвоения культуры каждым из членов общества. Культура речи — важнейший регулятор системы «человек — культура — язык», проявляющийся в речевом поведении. Под культурой речи понимается такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Языковые нормы — явление историческое. Их появление обусловило формирование в недрах национального языка обработанной и письменно закрепленной разновидности, — языка литературного. Национальный язык — общий язык всей нации, охватывающий все сферы речевой деятельности людей. Он неоднороден, поскольку состоит из всех разновидностей языка — это территориальные и социальные диалекты, просторечие, жаргон, литературный язык. Высшей формой национального языка является литературный — язык нормированный, обслуживающий культурные потребности народа, язык художественной литературы, науки, печати, радио, театра, государственных учреждений. Понятие «культура речи» теснейшим образом связано с понятием «литературный язык»: одно понятие предполагает другое. Культура речи возникает вместе со становлением и развитием литературного языка. Одна из основных задач культуры речи - сохранение и совершенствование литературного языка, который имеет следующие признаки: 1) письменная фиксация устной речи: наличие письменности оказывает влияние на характер литературного языка, обогащая его выразительные средства и расширяя сферы применения; 2) нормированность; 3) общеобязательность норм и их кодификация; 4) разветвленная функционально-стилистическая система; 5) диалектическое единство книжной и разговорной речи; 6) тесная связь с языком художественной литературы.
Задание № 1. Познакомьтесь с высказываниями Д.С. Лихачева о русском языке и речи. Выскажите свое мнение по поводу прочитанного. 1. «Самая большая ценность народа - его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши формулируются языком. В целом следует помнить, нет мысли вне ее выражения в языке и поиски слова - это, в сущности, поиски мысли. Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли.» 2. «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит. Речь, письменная или устная, характеризует человека в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». А ведь бывает так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность». Задание 2. О каких особенностях речи говорится в следующих афоризмах, высказываниях, пословицах и поговорках: Современная речь – результат усиленной мыслительной работы, это соразмерное здание, логически выстроенное из четких смысловых единиц, точно употребленных слов. Чудный дар талантливой речи – единое, целостное умение человека не только говорить, но и уметь слушать, когда говорят. Неясность слов есть признак неясности мысли (Л.Н. Толстой). Хочешь услышать умный ответ – спрашивай умно (Леонардо да Винчи). Оскорбляя словесно другого, ты не заботишься о самом себе (Леонардо да Винчи) Не говори всего, что знаешь, но знай всё, что говоришь (Пословица). Кто говорит - сеет, кто слушает – собирает (Пословица). Задание № 3. Познакомьтесь с фрагментом Указа Петра I, обращенного к боярской Думе (1724 г.). На какой аспект речевого поведения государственных мужей обращает внимание Петр I в этом Указе и почему? Сохраняется ли актуальность сказанного в наши дни? «Господам сенаторам речь держать в присутствии не по написанному, а токмо своими словами, дабы дурь каждого всем ясна была.» Задание № 4. Чем вызваны ошибки в приведенных ниже этикетных формах? Позвольте от вас звякнуть? Разрешите с вами покалякать. Был весьма рад с вами поболтать. Премного благодарен вам, дети. Привет, уважаемый Анатолий Петрович! По какому поводу плачешь, девочка? Задание № 5. Подберите синонимы/антонимы к прилагательным интересный, обычный, свежий в следующих словосочетаниях: а) обычная ситуация; обычный день; обычные заботы; обычная внешность; б) интересный фильм; интересная внешность; интересный писатель; интересный сюжет; интересная трактовка; в) свежий хлеб; свежие огурцы; свежее белье; свежий вечер; свежий снег; свежий вид; свежий взгляд. Задание № 6. Составьте словосочетания со словами, данными ниже: Армада, легион, когорта, плеяда, толпа, сборище, стая, стадо, табун, куча, масса, уйма, множество, скопище, мириады. Цифры, информация, мотоциклы, корабли, самолеты, танки, революционеры, борцы за мир, факты, друзья, книги, экстремисты, бумаги, документы, гуси, лошади, коровы, звезды, лжецы, русские мореплаватели.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.187.240 (0.009 с.) |