Понятие «общение» и трудность его дефиниций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «общение» и трудность его дефиниций.



Предмет психологии делового общения, основная проблематика психологии.

Потребность в общении – базовая потребность человеческой личности.

Значение общения для развития общества и человека. Общение как взаимодействие. Виды взаимодействия.

Интегральная модель общения. Проблема содержания и форм общения.

Разработка проблем общения в советской психологии (А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, В.Н. Панферов и др.).

Критический анализ концепций общен в западной психологической науке (концепции необихевиоризма, неофрейдизма, символического интеракционизма, ролевой теории).

Принцип единства общения и деятельности.

Общение как один из видов деятельности.

Общение и деятельность как две стороны жизнедеятельности.

Типология общения.

Специфика социально-ориентированного общения.

Личностно-ориентированное общения.

Важнейшие функции общения.

Уровни анализа процесса общения.

Структурная модель общения в диаде.

Знаки и знаковые системы в коммуникативных процессах.

Структура коммуникативного процесса.

Речь и речевая деятельность человека.

Коммуникативная функция речи и основные модели вербальной коммуникации.

Проблема эффективности коммуникативного воздействия.

Позиция коммуникатора в условиях коммуникативного воздействия.

Типы включения коммуникатора в сознание реципиентов.

Влияние характеристик реципиентов на эффективность воздействия.

Классификация невербальных средств общения. Системы невербальной коммуникации.

Важнейшие функции невербального поведения в структуре общения.

Роль невербальных средств общения на различных этапах (фазах) общения.

Проксемика и ее роль в межличностном воздействии.

Понятие социальной перцепции, историческое изменение этого понятия.

Психолого-философские основы познания людьми друг друга.

Человек как объект восприятия. Точность межличностного восприятия. Межличностная обратная связь в общении.

Характеристика процесса познания людьми друг друга.

Внешность человека и особенности ее интерпретации.

Общие закономерности формирования понятия о человеке как личности. Атрибутивные процессы в межличностном восприятии.

Социально-перцептивные эталоны и стереотипы, их роль в межличностном познании.

Эффекты межличностного отражения.

Субъективные и объективные трудности познания людьми друг друга.

Проблема адекватности межличностного познания человека человеком.

Механизмы познания человека человеком.

Соотношение понятий «общение», «взаимодействие» и «коммуникация».

Общение как взаимодействие. Структура взаимодействия (концепция Т.Парсонса и Я.Щепаньского).

Критический анализ классификации типов взаимодействия Р.Бейлса.

Стратегия контактного взаимодействия.

Специфика взаимодействия в конфликте.

Компетентность в общении: коммуникативный, интерактивный и социально-перцептивный аспекты. Понятие коммуникативной компетенции.

Пути и способы развития компетентности в общении.

Перцептивная сторона общения. Механизмы взаимопонимания. Феномены межличностного восприятия.

Коммуникация как обмен информацией в общении. Виды

Коммуникаций.

Вербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры.

Эмоциональные аспекты межличностного восприятия. Феномены аттракции.

VI. Литература

Основная литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Проспект, 2004.

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – 2-е изд. – М.:ИНФРА-М, 2004.

3. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1999.

4. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – М.: Проспект, 2004.

5. Социальная психология: учебное пособие / Отв. Ред. А.Л. Журавлев. – М.:ПЕРСЭ, 2002.

Дополнительная литература:

1. Абалакина М.А. Анатомия взаимопонимания. — М., 1990.

2. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство ведения спора, переговоров. — Казань, 1992.

3. Арредондо Лэни. Искусство деловой презентации: Пер. с англ. — Челябинск, 1998.

4. Атватер И. Я вас слушаю. — М., 1984.

5. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. — Мн., 2000.

6. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1988.

7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. –М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

8. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983.

9. Брудный А.А. Понимание и общение. — М., 1989.

10. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: Мысль, 1980.

11. Биркенбиль В. Ф. Коммуникативный тренинг. Наука общения для всех. – М. 2002.

12. Вечер Л.С. Секреты делового общения. — Мн., 1996.

13. Вилсоп Глен, Маккфлин Крис. Язык жестов. — СПб., 1999.

14. Гисберт Бройниг. Руководство по ведению переговоров. — М.: ИНФРА-М., 1996.

15. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. — М.: ИНФРА-М, 1997.

16. Данкел Ж. Деловой этикет. — Ростов н/Д., Феникс, 1997.

17. Дебольскип М. Психология делового общения. — М., 1992.

18. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М., 2000.

19. Егидес А. Лабиринты общения или как научиться ладить с людьми. – М. 2002.

20. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер. – 2000.

21. Жолобов Ю.В. Путь к диалогу. Психология делового общения. — Саратов, 1989.

22. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М. 1990.

23. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. – М.: ИПРАН, 1994.

24. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия.- М., 2000.

25. Казаринова Н.В. Межличностное общение. Конспект лекций. – СПб., 2000.

26. Кемеров В.Е. Взаимопонимание. — М., 1994.

27. Крегер О., Тыосон Дж. Типы людей и бизнес: Как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе: Пер. с англ. — М., 1995.

28. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. — Л., 1990.

29. Кузин Ф.А. Культура делового общения. — М., 1997.

30. Курбатов В. И. Стратегия делового успеха. Уч. пособие для студентов вузов. — Ростов н/Д., 1995.

31. Лебедева М.М. Уметь вести переговоры. — М., 1991.

32. Лунева О.В., Хорошилова Е.А. Психология делового общения. — М., 1987.

33. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. – М., 2002.

34. Мицич П. Аргументация: цели, условия, приемы // Психология влияния. – СПб., 2000.

35. Мишаткипа Т.В. Культура делового общения. Уч. пособие. — Мн., 1997.

36. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. — М., 1990.

37. Паркинсон Дж. Люди сделают то, что нужно вам. Психология для 90-х. — М., 1996.

38. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли людей по их жестам. — Новгород, 1992.

39. Психология влияния: Хрестоматия. – СПб: Питер, 2000.

40. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. Уч. пособие. - М., 1997.

41. Скотт Дж. Конфликты, пути их преодоления. — Киев, 1991.

42. Снелл Ф. Искусство делового общения. — М., 1990.

43. Социальная психология и этика делового общения. Уч. пособие. Под ред. В.Н. Лавриенко. — М., 1995.

44. Толстых А. В. Наедине со всеми: О психологии общения. — Мн., 1990.

45. Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. — М., 1996.

46. Фрюлинг Р., Лаком Ж. Взаимодействие ради результата: Практикум делового общения. — Ростов н/Д., 1997.

47. Шмидт Р. Искусство общения. — М., 1992.

48. Эрнст О. Слово предоставляется Вам. Практические советы по ведению деловых бесед и переговоров. — М., 1988.

49. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. — Казань, 1991.

VII. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

При проведении учебных занятий по дисциплине «Психология делового общения» предусматривается актив­ное использование инновационных дидактических технологий, компьютерной техники и иных современных средств обучения.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе практических занятий путем тестирования, опроса, бесед, выполнения практических заданий.

В целях осуществления итогового контроля усвоения учеб­ной дисциплины предусматривается проведение тестирования и зачета. Во время его сдачи все студенты предъявляют преподавателю результаты выполненных практических заданий. Зачет проводится по билетной системе по вопро­сам, охватывающим материал всего пройденного курса. При сдаче зачета учитывается работа обучаю­щегося за все время изучения учебной дисциплины.

Самостоятельное изучение курса «Психология делового общения» предусматривает выполнение одной контрольной работы. Контрольная работа позволяет определить степень усвоения студентом понятий и категорий психологии личности и предусматривает:

· Самостоятельную работу с учебной литературой (список предлагается в конце методических рекомендаций);

· Раскрытие содержательной характеристики вопросов, предложенных в соответствующих вариантах контрольных работ.

Контрольная работа должна быть выполнена в рамках следующих требований:

· контрольную работу рекомендуется выполнять в ученической тетради;

· объем контрольной работы должен быть не менее 10 листов рукописного текста (возможен вариант выполнения на принтере);

· титульный лист выполняется по стандарту, с указанием наименования вуза, кафедры, курса (предмета), по которому выполняется контрольная работа, № варианта, Ф.И.О. студента (полностью), № академической группы и № зачетной книжки;

· перед изложением содержания каждого ответа необходимо написать полный текст вопроса;

· обязательна нумерация страниц и наличие полей (не менее 3 см) на каждой странице;

· работа должна быть выполнена аккуратно, почерк не должен вызывать затруднения при прочтении содержания работы; работа может быть выполнена и в компьютерном варианте;

· в конце работы ставится подпись автора и дата окончания, а также обязательно приводится список использованной литературы.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Стиль общения, его структура и функции.

2. Социально-психологическая характеристика межличностного общения межличностного общения.

3. Проблема согласия и деструктивное общение.

4. Механизмы социально-психологического воздействия в общении.

5. Общая характеристика процесса социальной перцепции в общении.

6. Стратегии межличностного общения и их характеристика.

7. Социально-психологическая характеристика влияния больших социальной групп на процесс общения людей.

8. Социально-психологическая характеристика влияния малых социальной групп на процесс межличностного общения.

9. Лидерство как фактор процесса общения.

10. Сравнительная характеристика стилей общения лидера и руководителя.

11. Внутригрупповой конфликт и его влияние на эффективность общения.

12. Социально-психологические особенности межгруппового общения.

13. Содержание и функции педагогического общения.

14. Социально-психологические закономерности семейного влияния на формирование стиля общения.

15. Социальной установки как фактор развития стиля общения.

16. Профессиональное общение психолога в ходе психотерапевтических сеансов.

17. Проблема выражения чувств в процессе общения.

18. Проблемы социально-психологического воздействия в средствах массовой коммуникации.

19. Стиль межличностного общения в семье как фактор школьной адаптации ребенка.

20. Особенности коммуникативных барьеров в педагогическом общении.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»

Вариант № 1.

1. Продемонстрируйте основные приемы вступления в первичный контакт.

2. Продемонстрируйте некоторые невербальные способы общения.

3. Сформулируйте основные пункты коммуникативной задачи.

4. Приведите пример диалога, где с одной стороны главенствует объяснительная, а с другой стороны – контролирующая информация.

5. Возможно ли в современной жизни бесконфликтное поведение? Обоснуйте свою позицию данными науки.

 

Вариант №2.

1. Охарактеризуйте общение как фактор социализации человека.

2. Охарактеризуйте основные мотивы общающихся людей.

3. Покажите принципиальные отличия между профессиональным и бытийным языком.

4. Проанализируйте источники информации с точки зрения эффекта избирательности воздействия. Приведите примеры грамотного использования данного феномена.

5. Охарактеризуйте коммуникационные барьеры, встречающиеся в процессе общения.

 

Вариант №3.

1. Дайте рекомендации начинающему лектору.

2. Проанализируйте, какие социальные роли играются в малой группе.

3. Расскажите о профессиональном психологе с точки зрения эталона восприятия для посетителя (клиента).

4. Проанализируйте подход Д. Карнеги к разрешению проблемы эффективности общения.

5. Приведите примеры скрытых интеракций, которые сопровождают повседневную деятельность людей и охарактеризуйте причины их порождающие.

 

Вариант № 4.

1. Проанализируйте «речевой репертуар» современного человека.

2. Каковы, по Вашему мнению, основные условия возникновения дискуссии?

3. Является ли общение фактором формирования общественного мнения и почему?

4. Каковы внешние признаки эффективности слушания в процессе общения?

5. Проведите ретроспективный анализ развития правил обращения к незнакомым людям.

VIII. ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»

  Какая область знаний изучает расположение общающихся в пространстве?
a) проксемика; b) такесика; c) пантомимика.
  Мимика изучает:
a) движение отдельных частей тела; b) моторику всего тела; c) движение лицевых мышц.
  Одной из составных частей взаимопонимания является:
a) понимание речи собеседника; b) осознание качеств собеседника; c) согласование индивидуального осмысления предмета общения.
  Какой из элементов не входит структуру коммуникативного процесса?
a) цель коммуникации; b) канал коммуникации; c) обратная связь.
  Ключевым элементом коммуникативной стороны общения является:
a) средство распространения информации; b) обмен информацией; c) содержание информации.
  Соединенные в кольцо пальцы, означающие «OК», относятся:
a) к жестам – иллюстраторам; b) к жестам – регуляторам; c) к жестам – эмблемам.
  Паралингвистика изучает:
a) свойства речи и голоса; b) разделительные речевые звуки; c) нулевые звуки.
  Сколько вариантов речи применяются в вербальном общении?
a) 1 b) 2 c) 3
  Ольфакторные средства общения это:
a) ненормативная лексика; b) запахи; c) световые эффекты.
  Основная цель коммуникации заключается:
a) в выработке единого смысла; b) в передаче определенного объема информации другому собеседнику; c) в реакции путем ответного действия.
  Интерактивная сторона общения предполагает:
a) обмен информацией; b) обмен чувствами; c) обмен действиями.
  Коммуникативная сторона общения предполагает:
a) обмен информацией; обмен чувствами; обмен действиями.
  Перцептивная сторона общения предполагает:
обмен чувствами; обмен информацией; обмен действиями.
  К какому типу информации относится фраза «Я согласен»?
a) объяснительная; b) координирующая; c) направляющая.
  Сущность гало-эффекта заключается:
a) в приписывании несуществующих качеств собеседнику; b) в определении состояния собеседника; c) в обобщении совокупности всех наблюдений для прогноза его действий.
  Какой вид самооценки наблюдается у большинства россиян?
a) заниженная; b) завышенная; c) адекватная.
  Что является главным критерием при выборе коммуникативной техники?
a) время суток; b) ролевая ситуация; c) степень усталости.
  Децентрация – это механизм социальной перцепции предполагающий:
a) приписывание отдельных свойств неизвестному собеседнику; b) способность отойти от своей точки зрения в интересах взаимопонимания; c) постижение эмоционального состояния собеседника.
  Наибольшая доля информации о собеседнике в процессе общения получается:
a) посредством наблюдения; b) посредством слушания; c) посредством обмена фразами.
  Сколько объектов человек свободно удерживает в зрительном поле?
a) 3 + 1; b) 9 + 3; c) 7 + 2.
  Открытые вопросы это:
a) это неразрешенные вопросы; b) вопросы предполагающие свободный ответ; c) вопросы для коллективного обсуждения.
  Какие вопросы более предпочтительны для анкеты?
a) открытые; b) риторические; c) закрытые.
  Дегрессия в беседе – это:
a) заострение внимания на голых фактах; b) ленность мышления; c) удаление от предмета.
  В какой фазе беседы должно резко возрасти влияние Вашего авторитета на собеседника?
a) при принятии решения; b) при аргументировании; c) при передаче информации.
  Какое коммуникативное состояние наиболее эффективно при работе с подростками?
a) Взрослый - взрослый; b) Родитель - взрослый; c) Родитель – ребенок.

Ответы на вопросы теста:

1 a 2 c 3 c 4 a 5 b
6 c 7 a 8 b 9 b 10 a
11 c 12 a 13 a 14 b 15 c
16 a 17 b 18 b 19 a 20 c
21 b 22 c 23 c 24 a 25 a

 

IX. ГЛОССАРИЙ

Авторитетность — способность человека иметь определенный вес среди людей, пользоваться их признанием и уважением.

Агрессивность (враждебность) — поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, вред.

Альтруизм — черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь другим людям.

Антиципация — предвосхищение, ожидание наступления чего-либо.

Апатия — состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности.

Ассоциация — соединение, связь психических явлений друг с другом.

Атрибуция каузальная — приписывание причины наблюдаемому действию или поступку человека.

Аттракция — привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.

Аутотренинг — комплекс специальных упражнений, основанных на самовнушении и используемых человеком для управления собственными психическим состоянием и поведением.

Барьер психологический — внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнять некоторые действия. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению открытых и доверительных отношений; между ними.

Бессознательное — характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

Брейнсторминг — специальный метод организации совместной творческой работы людей, рассчитанный на повышение их умственной активности и решение сложных интеллектуальных задач.

Вербальный — относящийся к звуковой человеческой речи.

Влечение — желание или потребность что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям.

Внимание — состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.

Внушение — неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.

Воля — свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

Воображение — способность представлять отсутствующий или реально не существующий предмет, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Восприятие — процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, который завершается формированием образа.

Выразительные движения (экспрессия) — система данных от природы или выученных движений (жесты, мимика, пантомимика), при помощи которых человек невербальным путем передает информацию о своих внутренних состояниях или внешнем мире другим людям.

Группа — совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков.

Депрессия — состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

Деятельность — специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование окружающего мира и самого себя.

Дистресс — отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека, вплоть до ее разрушения.

Жест — движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.

Замещение (сублимация) — один из защитных механизмов, которые представляют собой подсознательную замену одной, запретной или практически недостижимой, цели на другую, разрешенную и более доступную, которая хотя бы частично удовлетворяет актуальную потребность.

Заражение — психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний и побуждений.

Защитные механизмы — совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм.

Значение — содержание, которое вкладывают в данное слово или понятие все употребляющие его люди.

Идентификация — (отождествление) установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицируемого с ним лица.

Импульсивность — характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к быстротечным, непродуманным действиям и поступкам.

Индивид — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных и психологических.

Индивидуальность — своеобразное сочетание индивидных (см. индивид)

свойств человека, отличающее его от других людей.

Индивидуальный стиль деятельности — устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.

Инициатива — проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой независящими от него обстоятельствами.

Инсайт (озарение, догадка) — неожиданное для самого человека внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

Инстинкт — врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

Интеллект — совокупность умственных способностей человека.

Интеракция — взаимодействие.

Интерес — эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.

Интроверсия — обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

Интуиция — способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

Инфантилизм — проявление детских черт в поведении взрослого человека.

Катарсис — (очищение) душевное облегчение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний типа аффекта или стресса.

Климат социально-психологический — общая социально-психологическая характеристика состояния малой группы, в особенности человеческих взаимоотношений, сложившихся в ней.

Компенсация — способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других позитивных качеств.

Комплекс неполноценности — сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими негативными эмоциональными переживаниями по этому поводу.

Конфликт внутриличностный — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанной с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.

Конфликт межличностный — трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей и потребностей.

Конформность — некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.

Лидер — член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами этой группы, готовыми следовать за ним.

Мимика — совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т.п.).

Мотив — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

Намерение — сознательное желание, готовность что-либо сделать.

Напряженность — состояние повышенного физического или психологического возбуждения, сопровождаемое неприятными внутренними чувствами и требующее разрядки.

Настроение — эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.

Нормы социальные — принятые в данном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей.

Пантомимика — система выразительных движений, совершаемых при помощи тела.

Подражание — сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.

Понимание — психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта.

Поступок — сознательно совершенное человеком и управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений.

Потребность — состояние нужды индивида, личности в чем-то, необходимом для его нормального существования.

Психологическая совместимость людей — способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.

Релаксация — расслабление.

Рефлекс — автоматическая ответная реакция организма на действие какого-либо внутреннего или внешнего раздражителя.

Рефлексия — способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Решительность — готовность перейти к практическим действиям, сформировавшееся намерение совершить определенный поступок.

Ригидность — заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого способа мышления и действий.

Роль — понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, которая соответствует занимаемому им положению (например, роль руководителя, подчиненного и т.д.).

Самообладание — способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.

Самоопределение личности — самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.

Самооценка — оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

Саморегуляция — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Самосознание — осознание человеком самого себя, своих собственных качеств.

Симпатия — чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему.

Совместимость — способность людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания.

Сопереживание — испытание человеком тех же самых чувств и эмоций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей.

Соперничество — стремление человека к соревнованию с другими людьми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти.

Сотрудничество — стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. Готовность поддержать и оказать им помощь. (Противоположно соперничеству.)

Социально-психологический тренинг — теория и практика специального психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанная на улучшение их общения и приспособление к условиям жизни.

Статус — положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.

Стремление — желание и готовность действовать определенным образом.

Стресс — состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Суггестия — внушение.

Темперамент — динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.

Тревожность — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойств, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

Убежденность — уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая

соответствующими аргументами и фактами.

Умение — способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.

Уровень притязаний — максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности.

Установка — готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

Фрустрация — эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Характер — совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.

Ценностные ориентации — то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, позитивный жизненный смысл.

Черта личности — устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление.

Честолюбие — стремление человека к успехам, рассчитанное на повышение его авторитета и признание со стороны окружающих.

Чувствительность — способность организма запоминать и реагировать на воздействие среды, не имеющая непосредственного биологического значения, но вызывающая психологическую реакцию в форме ощущений.

Эгоцентризм — сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.

Эйфория — состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.

Экстраверсия — обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. (Противоположна интроверсии.)

Эмоции — элементарные переживания, возникающие у человека пол влиянием общего состояния организма и процесса удовлетворения актуальных потребностей.

Эмоциональность — характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств.

Эмпатия — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.


Содержание

I. Пояснительная записка…………………………………………………4

II. Учебно-тематическое планирование………………………………….6

III. Содержание курса……………………………………………………...7

IV. Тематика семинарских занятий………………………………………9

V. Вопросы к экзамену……………………………………………………15

VI. Литература……………………………………………………………..16

VII. Задания для самостоятельной работы……………………………….18

VIII. Тест по дисциплине………………………………………………….21

IX. Глоссарий………………………………………………………………24



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.152 с.)