Специальность 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальность 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления»



Автор – Губин М.В.

Йошкар - Ола – 2008


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Выписка из ГОС. Дидактические единицы

СД.06. «Психология делового общения» – 90 часов – 3 курс

СД.06. «Психология делового общения» – 140 часов – 4 курс

СД.06. «Психология делового общения» – 170 часов – 5 курс

Общение как социально-психологическая проблема. Деловое общение, его виды и формы. Вербальные и невербальные особенности в процессе делового общения. Психологические аспекты переговорного процесса. Психологические особенности публичного выступления. Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности. Конфликты и конфликтные ситуации. Особенности письменного и телефонного общения. Имидж делового человека и деловой этикет. Документационное обеспечение делового общения.

Для изучения учебной дисциплины «Психология делового общения» согласно учебному плану подготовки студентов МОСИ, обучающихся по специальности «Документоведение», выделяется на 3 курсе 50 часов аудиторных занятий (для студентов очной формы обучения), из них – 30 часов лекционных и 20 часов семинарских занятий, итоговая аттестация – экзамен; на 4 курсе 76 часов аудиторных занятий (для студентов очной формы обучения), из них – 30 часов лекционных и 46 часов семинарских занятий, итоговая аттестация – экзамен; на 5 курсе 76 часов аудиторных занятий (для студентов очной формы обучения), из них – 30 часов лекционных и 46 часов семинарских занятий, итоговая аттестация – зачет.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

Учебная дисциплина «Психология делового общения» изучается студентами, обучающимися по специальности «Документоведение» на четвертом курсе.

Настоящая программа составлена с учетом требований, предъявляемых к современному специалисту – выпускнику ВУЗа, опирается на классические и новейшие психологические и социологические исследования опыта по налаживанию делового сотрудничества и направлена на формирование эффективных взаимоотношений в профессиональной деятельности.

Особенностью курса является его комплексный характер, при котором деловое и неформальное общение рассматривается в тесной взаимосвязи.

В рамках курса предусмотрены практические занятия, на которых студенты знакомятся с методами, используемыми в практических условиях, отрабатывая навыки взаимодействия с другими людьми.

Особое значение придается работе с новейшей литературой. В списке рекомендованной литературы указаны как основные пособия, так и современные источники, в которых наиболее ярко и интересно изложены основные темы по предлагаемому курсу.

Основная цель изучения данной учебной дисциплины состоит в повышение общей и психологической культуры делового общения. Дисциплина дает возможность студентам познакомиться с наиболее важными и полезными аспектами психологии делового общения, помочь раскрыть свои потенциальные возможности, научиться управлять основными процессами в ходе общения, качественно улучшить стратегии своего поведения для достижения поставленной цели.

Для достижения цели изучения данной учебной дисциплины должны быть решены следующие задачи:

· формирование у студентов навыков профессионального общения;

· повышение общей и психологической культуры делового общения;

· освоение методов убеждения;

· приобретение навыков поведения в конфликтных ситуациях, ведения дискуссии, собрания, деловых переговоров;

· знакомство с этикой и этикетом делового общения.

Усвоение содержания данной рабочей программы организуется путем практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения содержания дисциплины студент должен овладеть знаниями:

· о предметной области психологии делового общения;

· об основных сферах общения людей;

· о психологических закономерностях восприятия партнера по общению, процессах, происходящих в рабочих группах;

· основные методы социально-психологического исследования процесса делового общения, основные методы его диагностики;

· этических норм профессионального и межличностного общения деятельности экономиста;

· стратегий поведения в конфликтных ситуациях, а также ведения переговоров, собрания;

· о культуре, этике и этикете делового общения;

· структуру профессионального общения экономиста в различных видах его деятельности.

Студенты должны овладеть первоначальными умениями и навыками:

· осуществлять поиск и анализ информации о предмете психологии делового общения;

· применять на практике различные коммуникативные техники и приемы;

· прогнозировать развитие коммуникативных, перцептивных и интерактивных процессов;

· владеть способами убеждения;

· приемами устного изложения разнохарактерного материла;

· уметь выступить с монологической речью;

· средствами аргументации и доказательства истинности теоретических и эмпирических положений;

· взаимодействовать с другими лицами, в частности в коллективе, формулировать и делегировать задачи, разрешать конфликты, уметь взаимодействовать с лицами, представляющими разные культуры и разные интеллектуальные слои;

· вести переговоры для достижения приемлемых решений по профессиональным вопросам;

· излагать, обсуждать и действенно отстаивать мнение в формальной и неформальной обстановке, в письменной и устной форме;

· слушать и аналитически воспринимать письменную информацию, включая восприятие культурных и языковых различий.

 

II. Учебно-тематическое планирование

№ раздела № темы Наименование тем Дневное 3 курс Дневное 4 курс Дневное 5 курс Заочное
лекции семинары Сам.работа лекции семинары Сам.работа лекции семинары Сам.работа лекции семинары Сам.работа
    Общение как социально-психологическая проблема.                   0,5 0,5  
    Деловое общение, его виды и формы.                   0,5 -  
    Вербальные и невербальные особенности в процессе делового общения.                     0,5 0,5  
    Психологические аспекты переговорного процесса.                       0,5  
    Психологические особенности публичного выступления.                     0,5  
    Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности.                     0,5 0,5  
    Конфликты и конфликтные ситуации.                   0,5    
    Особенности письменного и телефонного общения.                     0,5 -  
    Имидж делового человека и деловой этикет.                     0,5 -  
    Документационное обеспечение делового общения.                   0,5 0,5  
  Итого:                        

 

 

III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»

Тема 1. Общение как социально-психологическая проблема.

Общение как предмет изучения. Определение понятия «общение». Его структура и средства общения. Характеристика и содержание общения. Перцептивная, коммуникативная и интерактивная сторона общения. Факторы, влияющие на эффективность общения. Межличностное восприятие, аттракция. Личность, психологические типы, архетип, конформизм, нонконформизм, атрибуция, идентификация, эмпатия, рефлексия, стереотипы. Общие закономерности процесса общения. Трансактный анализ. Национально-психологические типы; универсальные этические и психологические нормы и принципы; психология и общество; психология и труд.

 

Тема 2. Деловое общение, его виды и формы.

Понятие, виды, функции и цели делового общения. Место делового общения среди других видов общения. Способы оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений. Определение делового общения с точки зрения специфики протекания в различных аспектах. Деловая беседа, как основная форма делового общения. Вопросы собеседников и их психологическая сущность. Психологические приемы влияния на собеседника. Способы воздействия, механизмы воздействия. Стратегии взаимодействия, партнерства, подавления, манипулирования. Парирование замечаний и возражений собеседника.

 

Тема 3. Вербальные и невербальные особенности в процессе делового общения.

Понятия «коммуникация», «коммуникативная компетентность», «коммуникативный процесс», «коммуникативные сети», «мостик Файоля». Структура, основные функции и виды коммуникаций. Значение и необходимость коммуникативных ролей. Основные элементы коммуникации. Средства общения, система интенциальных и неинтенциальных знаков. Речь как средство организации общения, ее эмотивная и коннотивная составляющие. Метаязык. Использование особенностей речи для нахождения взаимопонимания с партнером и достижения цели общения.

 

Тема 4. Психологические аспекты переговорного процесса.

Создание благоприятного психологического климата во время переговоров. Выслушивание партнера как психологический прием. Стили слушания, пассивная и активная формы слушания, нерефлексивный, рефлексивный и эмпатический вид слушания. Техника и тактика аргументирования. Формирование переговорного процесса. Национальные стили ведения переговоров.

 

Тема 5. Психологические особенности публичного выступления.

История возникновения ораторского искусства. Подготовка к выступлению. Начало выступления. Завоевание и удержание внимания аудитории. Завершение выступления. Культура речи делового человека.

 

Тема 6. Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности.

Определение понятий спора, дискуссии и полемики. Предмет спора, позиции полемистов, употребление понятий, поведение участников спора, учет индивидуальных особенностей участников, национальных и культурных тенденций, выдержка и самообладание, уважительное отношение к оппоненту.

 

Тема 7. Конфликты и конфликтные ситуации.

Понятие конфликта и его социальная роль. Классификация конфликтов, типы поведения людей в конфликтных ситуациях. Причины и последствия конфликтов. Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

 

Тема 8. Особенности письменного и телефонного общения.

Культура письменной речи. Особенности написания деловых писем. Основные требования по оформлению деловых писем. Приемы работы с письмами. Особенности телефонного общения. Основные требования к телефонному разговору. Особенности разговора с использованием технического посредника. Структура и композиция телефонного разговора.

 

Тема 9. Имидж делового человека и деловой этикет.

Модели поведения, определяющие имидж человека. Общее понятие имиджа, внешний вид. Особенности костюма делового человека – женщины, мужчины. Учет индивидуальных особенностей человека. Особенности использования цветов и оттенков в одежде и косметике. «Мерцающий» эффект.

Деловой этикет. Особенности подготовки и встречи деловых партнеров. Приветствие, представление, обмен визитками и сувенирами, рассадка за столом и в машине. Протокол деловой части. Виды приемов, их особенности, правила поведения на различных приемах.

 

Тема 10. Документационное обеспечение делового общения.

Документирование управленческой деятельности; документирование договорно-правовых отношений экономической деятельности; общие правила оформления документов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.23.176 (0.027 с.)