Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система дистанционного обучения

Поиск

Система дистанционного обучения

 

 

А.И. Войтович

 

 

Международная торговля

 

 

Курс лекций

2-е издание исправленное и дополненное

 

 

Минск


УДК 339.5(076.6)

ББК 65.428Я73

В65

Серия основана в 2001 году

 

Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.


Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

  ã Войтович А. И., 2008 Войтович А. И., с изменениями, 2008
ISBN 978-985–457–829-3   ã Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 8

ТЕМА 1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 10

Лекция 1. Международная торговля на современном этапе: содержание, основные направления, тенденции развития, особенности организации 10

Сущность и содержание понятия «международная торговля» 10

Международная торговля в системе современных международных экономических отношений 13

Состояние и динамика развития международной торговли 17

Современные тенденции в международной торговле 20

Структура и основные направления международной торговли 28

Классификация форм международной торговли 29

Контрольные вопросы к теме №1 29

ТЕМА 2: МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОММЕРЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ, ПРАВОВАЯ ФОРМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 30

Лекция 2. Международные коммерческие операции: сущность, основные виды, правовая форма осуществления 30

Сущность и основные виды международных коммерческих операций 30

Методы осуществления операций 31

Международная торговая сделка 33

Унификация правил и условий международных торговых сделок 35

Контрольные вопросы к теме №2 39

ТЕМА 3. ТОРГОВЫЕ ПАРТНЕРЫ НА ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКАХ 40

Лекция 3. Торговые партнеры на зарубежных рынках 40

Классификация контрагентов на зарубежных рынках 40

Критерии выбора страны и фирмы контрагента 45

Основные принципы выбора фирмы-контрагента 47

Источники информации о фирмах – контрагентах 49

Досье и информационная карта фирмы 56

Контрольные вопросы к теме №3 58

ТЕМА 4. ПРОЦЕДУРЫ И ТЕХНИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ 59

Лекция 4. Процедуры и техника осуществления международных коммерческих операций 59

Основные этапы международной торговой сделки и особенности подготовительного этапа 59

Коммерческие предложения, запросы и заказы в международной торговле 60

Способы и формы заключения международных торговых сделок 64

Контрольные вопросы к теме №4 65

ТЕМА 5. КОНТРАКТЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ 66

Лекция 5. Сущность и виды контрактов в международной торговле 66

Понятие международного контракта. Виды контрактов 66

Рекомендации по составлению контрактов 68

Понятие и специфика контракта международной купли-продажи 70

Источники правового регулирования контракта купли-продажи 71

Лекция 6. Структура и содержание контракта международной купли-продажи 73

Факторы, влияющие на структуру и содержание контрактов 73

Краткое содержание коммерческих статей договора 74

Лекция 7. Базисные условия поставки. Структура и содержание INCOTERMS-2000 81

Сущность базисных условий поставки, цель и задачи INCOTERMS 81

Структура INCOTERMS–2000 82

Контрольные вопросы к теме №5 84

ТЕМА 6. ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ 86

Лекция 8. Торгово-посреднические операции в международной торговле 86

Понятие торгово-посреднических операций и целесообразность привлечения посредников при работе на зарубежных рынках 86

Виды торгово-посреднических операций и торговых посредников 87

Условия работы посредников на рынках 93

Контрольные вопросы к теме №6 95

ТЕМА 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ТОРГОВЛИ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ РЫНКАХ 96

Лекция 9. Организационные формы торговли на международных рынках 96

Международные товарные биржи 96

Центры международной биржевой торговли 97

Организационная структура международных товарных бирж 98

Сущность и особенности международной биржевой торговли 98

Виды биржевых сделок 99

Международные аукционы 102

Сущность и особенности международной аукционной торговли 102

Основные центры мировой аукционной торговли 106

Контрольные вопросы к теме №7 107

ТЕМА 8. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ В МАТЕРИАЛЬНО-ВЕЩЕСТВЕННОЙ ФОРМЕ 108

Лекция 10. Международная торговля товарами в материально-вещественной форме 108

Товарная структура мирового рынка. Гармонизированная система описания и кодирования товаров 108

Международные товарные номенклатуры 111

Особенности организации торговли сырьевыми товарами и современные тенденции ее развития 112

Особенности и перспективы развития международной торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием 115

Особенности международных контрактов в торговле сырьевыми товарами 117

Контрольные вопросы к теме №8 119

 

ТЕМА 9. МЕЖДУНАРОДНАЯ ВСТРЕЧНАЯ ТОРГОВЛЯ 120

Лекция 11. Международная встречная торговля 120

Содержание понятия «встречная торговля». Особенности международной встречной торговли 120

Классификация форм международной встречной торговли 121

Виды и характеристика международных встречных сделок 124

Контрольные вопросы к теме №9 130

ТЕМА 10. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ 131

Лекция 12. Международная торговля услугами 131

Классификация международной торговли услугами по секторам 131

Особенности и специфика организации международной торговли услугами 137

Международная торговля инженерно-техническими услугами 142

Контрольные вопросы к теме №10 147

ТЕМА 11. МЕЖДУНАРОДНАЯ АРЕНДА 148

Лекция 13. Международная аренда 148

Понятие, сущность и виды международной аренды 148

Виды международной аренды 150

Международный лизинг: понятие, виды, регулирование 153

Виды и характеристики лизинговых сделок 155

Содержание и основные условия международных лизинговых контрактов 159

Контрольные вопросы к теме №11 163

ТЕМА 12. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ РЕЗУЛЬТАТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 164

Лекция 14. Международная торговля результатами интеллектуальной деятельности 164

Понятие и объекты интеллектуальной собственности 164

Содержание, особенности и характерные черты международного технологического обмена 166

Формы международного обмена научно-техническими знаниями 167

Виды, структура и содержание международных лицензионных соглашений 171

Франшиза и ее виды 173

Контрольные вопросы к теме №12 178

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Международная торговля занимает ведущее место в системе международных экономических отношений. Международный торговый обмен выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своем развитии он прошел путь от единичных торговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества. В современных условиях международная торговля приобретает все большее значение. Она является центральным звеном в сложной системе мирохозяйственных связей. В ней участвуют различные юридические лица – корпорации, государственные органы и организации, отдельные фирмы. Большая часть международной торговли приходится на основные промышленно развитые страны.

Одной из особенностей современного этапа развития международной торговли является стабильное и постоянное увеличение объемов мирового товарооборота. Рост международной торговли связан с улучшением и либерализацией торгово-политических режимов между странами, с деятельностью международных организаций.

Современная мировая торговля характеризуется также многообразием товарной структуры, направлений реализации товаров, услуг, интеллектуального продукта, множеством способов оформления и методов проведения международных торговых сделок. Отмечается значительное расширение номенклатуры, ассортимента, усложнение продукции в международном торговом обороте, рост масштабов торговых операций, осуществление крупномасштабных торговых операций компаниями различных стран, совместная научная деятельность по созданию конечного продукта. Сфера международной торговли в современном мире находится в постоянном развитии.

Эффективное развитие любой национальной экономики в условиях прогрессирующей глобализации невозможно без активного участия в международной торговле.

В настоящем издании рассмотрены многие аспекты, характеризующие современный этап состояния международной торговли, включая процедуры и технику международных торговых сделок, отражены те изменения, которые произошли в организационно-техническом механизме ее осуществления по многим направлениям.


ТЕМА 1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Лекция 1. Международная торговля на современном этапе: содержание, основные направления, тенденции развития, особенности организации

Основные понятия:

международная торговля; внешняя торговля; объем международной торговли; товары и услуги; структура и тенденции развития международной торговли; глобализация международной торговли.

Сущность и содержание понятия «международная торговля»

Рынок (market) – экономическая категория товарного хозяйства, представляющая собой сферу товарного обращения (обмена)[1]. Эта сфера характеризуется определенной системой экономических отношений между продавцами и покупателями.

Мировой рынок –сфера обмена между государственно-обособленными хозяйствами[2].

Международная торговля – обмен товарами и услугами между государственно оформленными хозяйствами[3].

Мировой рынок не следует отождествлять с международной торговлей. Последняя представляет собой обособившуюся отрасль экономики, которая специализируется исключительно на реализации товаров непосредственным потребителям. Торговля охватывает лишь часть сферы товарного обращения (обмена). А рынок представляет собой самостоятельную экономическую категорию, особую сферу в системе общественного воспроизводства. Раскрывается эта категория через сущность таких понятий, как «емкость», «конъюнктура рынка», «предложение и спрос», «цена».

Таким образом, международная торговля представляет собой специфическую сферу, объединяющую внешнеторговые сектора национальных экономик, т.е. совокупность внешней торговли всех стран мира.

Внешняя торговля – это коммерческая деятельность, связанная с куплей-продажей на внешнем рынке товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, т.е. торговля одной страны со всеми странами мира.

Международная и внешняя торговля являются близкими понятиями, так как одна и та же товарная сделка между партнерами, которые находятся в разных странах, может рассматриваться как со стороны внешней, так и международной торговли. Однако эти два понятия соотносятся друг с другом как частное и общее, национальное и международное. Внешняя торговля регулируется преимущественно национальным законодательством, а международная – нормами международного права.

Для любой страны мира роль внешней торговли трудно переоценить. По определению американского ученого-экономиста Джеффри Сакса: «Экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы»[4].

Традиционно наиболее развитой формой международных экономических отношений является международная торговля. Она зародилась в глубокой древности, и до эпохи капитализма в международный товарооборот вовлекалась лишь небольшая часть производимой продукции. Развитие капитализма, т.е. товарного производства, которое в интересах роста прибыли должно постоянно увеличиваться, привело к значительному расширению масштабов международной торговли.

Основными экономическими предпосылками для развития международной торговли явились:

1) неравномерность обеспеченности стран природными, трудовыми, материальными и инвестиционными ресурсами;

2) различия в эффективности производства товаров в разных странах.

По некоторым оценкам на долю международной торговли приходится около 80% всего объема международных экономических отношений.

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. В основе международной торговли лежит международная специализация.

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами. Оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

Международный торговый оборот (объем международной торговли) в отличие от внешнеторгового оборота[5] определяется путем суммирования объемов экспорта всех стран, обычно в долларах США и в ценах на условиях FOB. В международной торговле экспорт одной страны – это импорт другой страны. Во избежание двойного (повторного) счета принято рассматривать в качестве мирового товарооборота отдельно либо сумму экспорта, либо импорта всех стран мира. В международной торговой статистике мировой экспорт рассчитывается на условиях FOB, а импорт – на условиях CIF. В связи с этим стоимость мирового импорта обычно больше стоимости мирового экспорта. Наиболее точными считаются данные статистики международных организаций, таких как ООН и ее подразделения (ЮНКТАД и др.), а также специализированных организаций, которые регулируют международную торговлю – Всемирная торговая организация, Всемирная таможенная организация и др.

Объемы международной торговли в ХХ-м веке и начале ХХI-го выросли совершенно беспрецедентно. Если в 1913 году годовой оборот мировой торговли составлял 20 млрд. долларов США, то в 1996 году вырос более чем до 6,5 трлн. долларов США, через 10 лет в 2006 году – более 14 трлн. долларов США.

Сеть Интернет.

Основная функция сети Интернет – хранение и распространение информации, которая необходима для исследования зарубежных рынков и поиска партнера при продаже или закупке товаров или услуг. Интернет предоставляет возможность предприятию открыть виртуальное представительство сразу во всех странах мира, которое бы работало с использованием нескольких языков и содержало бы самую свежую и детальную информацию, необходимую потенциальным партнерам компании и работало бы 24 часа в сутки и 7 дней в неделю.

Из общедоступных в сети источников предприятие может получить достаточно подробную информацию о состоянии внутреннего рынка данной страны, изучить существующие правила и ограничения на этом рынке, узнать требования к параметрам товара и упаковки, взимаемые сборы и пошлины. В режиме реального времени можно также получить оценку стоимости транспортных расходов необходимого объема продукции.

За дополнительную плату доступны более детализированные и специализированные отчеты о состоянии большинства отраслей в различных странах. При помощи сети Интернет можно составить перечень возможных партнеров, информация о которых содержится на вэб-узлах местных торгово-промышленных палат, государственных органов, отраслевых ассоциаций, проверить их солидность и надежность через сетевые базы данных соответствующих агентств и сразу же связаться с отобранными потенциальными партнерами по электронной почте.

Рекомендации по составлению контрактов

Большинство конфликтных ситуаций в бизнесе – это результат неквалифицированно составленных договоров. Для успешного ведения дел недостаточно быть предприимчивым, инициативным, рисковым. Прежде всего, необходимо знать правила и нормы, которые регулируют поведение людей в условиях рыночной экономики.

Что необходимо принимать во внимание при составлении и заключении «надежного» договора?

Во-первых, договор должен быть заключен в ваших интересах.

Во-вторых, он не должен нарушать действующего законодательства.

В-третьих, ваши интересы должны быть надежно защищены, а обязанности вашего контрагента по бизнесу строго обеспечены его ответственностью.

В-четвертых, договор не должен содержать каких-либо «подводных камней» или, так называемых, «юридических мин». Наличие в договоре последних создает серьезную угрозу всей сделке и может свести на нет любой прекрасный и хорошо проработанный с экономической точки зрения коммерческий проект.

На основании этих рекомендаций можно выделить 4 основных правила заключения сделки любого вида:

1. Необходимо четко представлять, что вы хотите сделать и что желаете получить. Т.е., необходимо самым тщательным образом распланировать предстоящую операцию, составить ее схему, выделить этапы, сроки и т.д.

2. Проект предстоящего договора лучше готовить самому, чем доверять контрагенту.

3. Никогда не подписывайте договор, пока его не проверил и не завизировал ваш юрист. Это правило может быть отнесено к «золотой заповеди бизнесмена», т.к. любой договор – это всегда юридический документ.

4. Не допускайте двусмысленностей и недомолвок при формулировке статей договора таких, как размытость фраз, нечеткость и т.д.

Каждый договор должен содержать наименование договора (договор купли-продажи, комиссии, аренды, страхования и т.д.), дату и место подписания. Точное название договора сразу даст представление читающим, о каких правоотношениях идет речь. Если названия нет, то придется читать текст договора, чтобы понять, о чем договор, что является крайне нежелательным для арбитра или налоговой инспекции (психологический фактор).

С датой подписания договора связаны определение момента заключения и установление окончания срока действия договора, а значит и юридических последствий, которые с этим связаны.

По законодательству местом совершения сделки определяются:

· правоспособность и дееспособность лиц, совершающих сделку;

· форма сделки;

· обязательства, возникающие из сделки, если стороны в договоре не предусмотрели иное.

Особенно это важно при заключении договоров с фирмами государств-членов СНГ.

Законодательство практически всех государств устанавливает обязательное требование по регистрации субъектов предпринимательской деятельности в реестре государственной регистрации либо в торговом реестре. Во Франции это торговые суды, в ФРГ – гражданский суд первой инстанции, в Англии субъекты хозяйствования регистрируются в Министерстве торговли, в США – в административных или судебных органах штатов, в Российской Федерации – в государственном реестре предприятий Регистрационной палаты при Министерстве экономики. Сведения в этих реестрах являются открытыми. В договоре должны быть указаны полные фирменные наименования контрагентов, под которыми они зарегистрированы в реестре государственной регистрации либо в торговом реестре.

Структура INCOTERMS–2000

В INCOTERMS–2000 условия для облегчения понимания сгруппированы в 4 категории в зависимости от возрастания обязательств продавца (таблица 10):

· группа Е (EXW), согласно которой продавец только предоставляет товар покупателю на своей территории;

· группа F (FCA, FAS, FOB), в соответствии с которой продавец обязан поставить товар перевозчику, назначенному покупателем;

· группа C (CFR, CIF, CPT, CIP), содержит термины, в соответствии с которыми продавец должен заключить контракт на перевозку, но не принимая на себя риск потери или повреждения товара, или дополнительные затраты вследствие событий после отгрузки и отправки товара;

· группа D (DAF, DES, DEQ, DDU, DDP), в соответствии с которой продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара в страну назначения.

Применяемый при обозначении базисных условий термин «свободно» («франко») (англ. – free, нем. – frei, фр. – franco) означает, что покупатель свободен от рисков и всех расходов по доставке товара до места, обозначенного за словом «свободно».


Таблица 10

Структура INCOTERMS-2000

Группа Е Отправление EXW Франко завод (...название места)
Группа F Основная перевозка не оплачена FCA Франко перевозчик (...название места) FAS Франко вдоль борта судна (...название порта отгрузки) FOB Франко борт (...название порта отгрузки)
Группа С Основная перевозка оплачена CFR Стоимость и фрахт (...название порта назначения) CIF Стоимость, страхование и фрахт (...название порта назначения) CPT Фрахт/перевозка оплачены до (...название места назначения) CIP Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (...название места назначения)
Группа D Прибытие DAF Поставка до границы (... название места поставки) DES Поставка с судна (...название порта назначения) DEQ Поставка с пристани (...название порта назначения) DDU Поставка без оплаты пошлины (...название места назначения) DDP Поставка с оплатой пошлины (...название места назначения)

 

Соответствующие условия изложены в разбивке по 10 пунктам обязательствам, где каждое обязательство продавца (обозначенное буквой А) зеркально отражает соответствующее обязательство покупателя (обозначенное буквой Б) по тому же вопросу (таблица 11).

Таблица 11

Перечень обязательств продавца и покупателя

А. Обязанности продавца Б. Обязанности покупателя
А.1 Предоставление товаров в соответствии с договором Б.1 Уплата цены
А.2 Лицензии, свидетельства и иные формальности Б.2 Лицензии, свидетельства и иные формальности
А.3 Договор перевозки и страхования Б.3 Договор перевозки и страхования
А.4 Поставка Б.4 Принятие поставки
А.5 Переход рисков Б.5 Переход рисков
А.6 Распределение расходов Б.6 Распределение расходов
А.7 Извещение покупателю Б.7 Извещение продавцу
А.8 Доказательства поставки, транспортные документы или эквивалентные электронные сообщения Б.8 Доказательства поставки, транспортные документы или эквивалентные электронные сообщения
А.9 Проверка – упаковка - маркировка Б.9 Осмотр товара
А.10 Другие обязанности Б.10 Другие обязанности

 

Применение INCOTERMS носит факультативный характер и зависит от воли договаривающихся сторон. При несовпадении толкования базисных условий в контракте и в INCOTERMS приоритет имеют условия контракта.

Контрольные вопросы к теме №5

1. Что понимают под международным контрактом?

2. Назовите основные правила по заключению сделки любого вида.

3. Дайте определение договора купли-продажи.

4. Что является непременным условием договора купли-продажи?

5. В чем различие между существенными и несущественными условиями договора купли-продажи?

6. Назовите источники правового регулирования договоров купли-продажи и дайте их характеристику.

7. Назовите факторы, влияющие на структуру и содержание договора.

8. Дайте характеристику статей договора «Предмет договора» и «Срок и дата поставки».

9. Назовите способы установления качества товара в договоре.

10. Чем отличается скользящая цена от подвижной и твердой?

11. Назовите реквизиты опознавательной маркировки.

12. Что должна включать статья договора «Сдача-приемка»?

13. Что определяют базисные условия поставки?

14. Что такое INCOTERMS? Цели и задачи создания INCOTERMS.

15. Структура INCOTERMS-2000.

16. Что означает термин «франко»?

17. Назовите «морские» термины сборника INCOTERMS.

18. Дайте краткую характеристику терминов групп E и C.

19. Охарактеризуйте термины групп F и D.

20. Содержится ли в терминах сборника INCOTERMS момент перехода права собственности на товар?


ТЕМА 6. ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ
В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

Виды биржевых сделок

Цены на бирже складываются путем открытого столкновения спроса и предложения между членами биржи.

Товарные биржи используются в трех основных целях: купли-продажи реального товара, спекуляции, страхования (хеджирования).

Сделки с реальным товаром (spot и forward) заключаются с целью передач прав собственности на товар от продавца потребителю за определенный денежный эквивалент. Исполнение таких сделок заключается в фактической поставке товара.

Наличные сделки (сделки «спот») предусматривают передачу товара без промедления после заключения сделки (в срок до 2-х рабочих дней). Поставка осуществляется путем фактической передачи товара либо путем передачи соответствующих документов, как правило, варранта (свидетельства, выдаваемого товарным складом, о приеме товара на хранение). Оплата производится обычно в день заключения сделки либо на следующий день.

Срочные сделки, имеющие реальный характер, называются форвардными и предусматривают поставку товара в более поздние сроки, чем при наличных сделках, средний срок поставки – от 2-х до 4-х недель[14].

Срочные (фьючерсные) сделки в отличие от сделок на реальный товар не предусматривают обязательств сторон поставить или принять реальный товар, а предполагают куплю и продажу прав на товар. Фьючерсный контракт не может быть просто аннулирован или ликвидирован. Заключенный контракт может быть ликвидирован либо путем заключения противоположной сделки на равное количество товара, либо поставкой обусловленного товара в срок, предусмотренный в контракте. Результатом таких сделок является не передача реального товара, а уплата или получение разницы между ценой контракта в день его заключения и ценой в день его исполнения.

В целях максимального ускорения заключения срочных сделок и облегчения ликвидации контрактов, а также упрощения расчетов по ним, биржами были разработаны полностью стандартизированные формы фьючерсных контрактов.

Сделки по покупке и продаже реального товара совершаются производителями с целью реализации производимых ими товаров, потребителями – с целью обеспечения себя необходимыми товарами, в основном сырьем для дальнейшей переработки, торговцами – с целью дальнейшей перепродажи товаров конечным покупателям.

Спекулятивные операции совершаются на бирже с целью получения прибыли от купли-продажи биржевых контрактов, которая может возникать в результате разницы между ценой биржевого контракта в день его заключения и ценой в день его исполнения при благоприятном для одной из сторон (продавца или покупателя) изменении цены.

Фьючерсные сделки обычно используются для страхования (хеджирования) от возможных потерь в случае изменения рыночных цен при заключении сделок на реальный товар. К хеджированию прибегают фирмы, покупающие или продающие реальные товары на бирже или вне ее.

Операции хеджирования состоят в том, что фирма, продавая реальный товар на бирже или вне ее с поставкой в будущем, желая использовать существующий в момент заключения сделки уровень цен, одновременно совершает на срочной бирже обратную операцию, т.е. покупает фьючерсные контракты на тот же срок и на то же количество товара. Фирма, покупающая реальный товар с поставкой в будущем, одновременно продает на бирже фьючерсные контракты. Хеджирование продажей – это продажа на срочной бирже фьючерсных контрактов при закупках равного количества реального товара с целью страхования от риска падения цен к моменту поставки реального товара. К хеджированию продажей прибегают часто и непосредственные потребители биржевых товаров в тех случаях, когда они покупают эти товары на срок. Хеджирование покупкой – это покупка фьючерсных контрактов с целью страхования цен на продажу равного количества товара, которым торговец не владеет, с поставкой в будущем. Цель этой операции избежать любых возможных потерь, которые могут возникнуть в результате повышения цен на товар, уже проданный по зафиксированной цене, но еще не закупленный.

Спекулятивные сделки и хеджирование составляют в настоящее время основную часть операций важнейших товарных бирж.

Международные аукционы

Одной из разновидностей организационных форм международной торговли является аукционная торговля.

Аукцион – это специально организованный, периодически действующий рынок, на котором осуществляются сделки купли-продажи путем ценового состязания между покупателями. Международные товарные аукционы (МТА) как особые специально организованные рынки в заранее обусловленных местах действуют с определенной периодичностью в установленные сроки. Они относятся к добровольным и регулярным формам организации торговли на внешнем рынке, имеющим публичный характер, с предоставлением возможности участия в торговых операциях всем заинтересованным экспортерам и импортерам.

На аукционе производится продажа товаров, обладающих индивидуальными свойствами.

Основными предметами торга на международных аукционах являются пушно-меховые товары (сырье и переработанные товары), немытая шерсть, щетина, чай, табак, овощи, фрукты, цветы, рыба, тропические породы леса, скот (в основном лошади).

Организаторами товарных аукционов могут быть отдельные крупные торговые компании, союзы или ассоциации продавцов или специальные аукционные брокерские фирмы.

II этап – осмотр

Осмотр товаров обычно начинается за неделю или за 10 дней до открытия торгов. Количество дней, отведенных для ознакомления с аукционной коллекцией, зависит от ее размеров и от рациональной организации осмотра. Сокращение сроков, отводимых для осмотра, достигается путем совершенствования оборудования залов, где проводится осмотр товаров.

Как уже указывалось выше, предварительный осмотр товаров является обязательным, так как по условиям аукционного торга в случае обнаружения дефектов в товаре (кроме скрытых) претензии после покупки не принимаются. Осмотр товаров проводится в специальных помещениях, где размещаются отобранные от каждого лота образцы товаров. Образцы должны полностью отражать все особенности товара в предоставляемом ими лоте. Организаторы аукциона несут за это ответственность. Покупатели внимательно осматривают эти образцы и делают в каталоге отметки о понравившихся им лотах и цене, которую они могли бы за них уплатить. На аукционе пищевых товаров устраивается дегустация.

III этап – аукционный торг

Главным этапом аукциона является торг, который проводит аукционист совместно с ассистентами. Он начинается в заранее назначенный день и час в специально оборудованном помещении. Существуют несколько способов повышения цены: гласный и негласный.

При гласном способе аукционист объявляет номер лота, выставляемого на продажу, называет начальную цену и спрашивает: «Кто больше?». Покупатель, желающий приобрести лот по более высокой цене, называет новую цену, которая выше предыдущей на величину не ниже минимальной надбавки, указанной в правилах проведения торгов. Аукционист называет номер покупателя, под которым он зарегистрирован на аукционе, новую цену лота и снова задает вопрос: «Кто больше?». Если после троекратного повторения вопроса не следует нового предложения, аукционист ударяет молотком, подтверждая продажу лота покупателю, который назвал наивысшую цену.

При негласном способе покупатели подают аукционисту знак о согласии поднять цену. Надбавка к цене стандартна и оговорена в правилах торгов. Аукционист каждый раз объявляет цену, не называя покупателя. Администрация аукциона вправе снять лот с аукциона, пока он не продан, без объяснения причин. Она также вправе снизить исходную цену, если никто из покупателей не пожелает поднять стартовую цену. После продажи всех лотов непроданные лоты могут быть снова выставлены для продажи.

Темп аукционных торгов очень высок и требует от покупателей и аукциониста максимального внимания и быстрой реакции. В среднем для продажи одного лота требуется менее 30 секунд.

Существуют аукционы с понижением цен («голландские»). Они проводятся с постепенным понижением первоначально объявленной цены на заранее установленные скидки. Партию товара приобретает тот, кто первым из участников скажет «да».

Некоторые аукционы, ведущиеся с понижением цен, автоматизированы. Каждый раз более низкая цена высвечивается на табло. Лот покупает тот, кто первый скажет «да» или нажмет электрическую кнопку, останавливающую смену цифр на табло. Покупатель лота определяется по заблокированной горящей лампочке у места торга.

Автоматизированный торг применяется и при повышении цен, по мере увеличения которых покупатели отпускают электрические кнопки. Товар приобретает тот, кто остался последним не отпустившим кнопку.

Обычно аукционные торги проходят достаточно быстро, и за час могут быть проданы около 300 лотов. При автоматизированном способе проведения торгов, особенно на понижение, число лотов, продаваемых за час, может быть в 1,5–2 раза больше.

IV этап – оформление и исполнение аукционной сделки

Заключительный этап аукциона состоит в оформлении аукционной сделки и сдаче товара покупателю. Оформление сделки осуществляется администрацией аукциона на основании записей, сделанных помощником аукциониста.

Во время аукциона или на следующий день администрация аукциона вручает покупателю контракты на купленный товар. Покупатель подписывает контракт и возвращает его в контору аукциона, оставив себе копию. На основании контракта выписывается счет, который оплачивается покупателем. Немедленно после подписания контракта покупатель выписывает письменное поручение об отправке товара, в котором указывается точный адрес, по которому необходимо отправить товар, порядок страхования товара. Платеж за проданный на аукционе товар обычно осуществляется по частям: 30–35% вносится при подписании контракта, а остальная сумма – при получении товара или после его отгрузки, но не позднее установленного срока. Если платеж не будет осуществлен своевременно, с покупателя может быть востребовано возмещение убытков. Для успешного участия в аукционной торговле необходимо иметь как можно больше информации о товаре и правилах организации аукциона.

Содержание понятия «встречная торговля». Особенности международной встречной торговли

Встречная торговля (товарообмен) – это коммерческая практика, при которой продажа увязывается с закупкой товаров (услуг) либо, наоборот, закупка товаров обуславливается их продажей. Оплата предусматривается поставками товаров и/или услуг в дополнение или вместо финансового урегулирования. Встречная торговля охватывает широкий диапазон внешнеторговых сделок: бартер, различного рода компенсационные соглашения, отличающиеся разнообразием форм и имеющие самые различные характерные признаки. Являя



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.179 (0.012 с.)