Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманистический психоанализ Э.Фромма.

Поиск

Гуманистический психоанализ обращается к социально-экономическим факторам развития цивилизации для раскрытия специфических особенностей характера личности, функционирующей в заданной социальной системе. Причины формирования особенностей личности - «экзистенциальные» и «исторические» дихотомии. «Экзистенциальные» дихотомии - между жизнью и смертью, между запасом потенций для реализации и невозможностью их реализации за время своего существования. «Исторические» дихотомии - создаются и разрешаются человеком в процессе его жизни. Устранение «исторических» дихотомий, зависящих от социальных условий возможно при построении «гуманистического» общества, «экзистенциальные» дихотомии могут быть устранены лишь частично, с помощью развития личностью способностей к любви, вере и рассуждению. Освобождение человека достигается путем «диалектически и гуманистически ориентированного психоанализа», рассматривающего и разрешающего дихотомии личного опыта субъекта посредством приближения последнего к своей «человеческой» сущности.

Литература.

1 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека./ Пер. с англ.; ред. Е.И.Исениной. - М.: «Прогресс», «Универс», 1994 г. - 480 с.

2 Роджерс К. К науке о личности.// История зарубежной психологии. Тексты. - М.: Изд. Моск. Ун-та, 1986 г. - с. 199 - 230.

3 Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., «Прогресс», 1990. - 368 с.

4 Фромм Э. Кризис психоанализа. - СПб: Академический проект, 2000. - 215 с.

 

Структурный психоанализ Ж.Лакана

В структуре психики Жак Лакан выделяет три регистра - Реальное = экзистенциальное (чувственный опыт) = дескриптивное бессознательное, Воображаемое = феноменологическое (индивидуальное сознание, эго), и Символическое = структурное (социальные и межличностные отношения). Реальное - это до-языковое бессознательное, первичный опыт ощущений и переживаний, который формируется в младенческом возрасте, представляет собой хаос телесных и сексуальных ощущений и впечатлений, характеризующих чувства и потребности, которые невозможно означить словами Воображаемое -искаженные цензурой представления сознания о своей подлинной (бессознательной) сущности. Символическое - структурный уровень языка и закона (социальных отношений), это социальная структура, к которой принадлежит субъект, порядок, в который он вписан и который приобщает его к культуре и определяет его место в социуме. Символическое формируется по мере овладения ребенка языком, предоставляющем средства для выражения влечений Реального.

Развитие личности: переход от положения «расщепленного» тела к стадии зеркала как момента формирования Воображаемого (сознания), представляющей собой матрицу будущего Я, вхождение ребенка в мир языка и правил (запретов и предписаний) формирует Символическое. Установление связи между регистрами Реального и Символического происходит посредством означивания (артикулирования), которое имеет две взаимосвязанные стороны: подбор соответствующего означаемого и отбрасывание всех остальных потенциально возможных означающих как не соответствующих экзистенциальной природе символизируемого или артикулируемого внутреннего опыта. Средством означивания является язык. А так как бессознательное изначально определяется как не имеющее четких характеристик, то Ж.Лакан определяет, что бессознательное структурировано как язык, который его описывает, и что в процессе этого описания оно создается как таковое. Определяя бессознательное как означаемое, а средства языка, который его описывает, как означающее, он постулирует, что означаемое есть эффект означающего.

Литература.

1 Жижек С. Возвышенный объект идеологии. - М.: Художественный журнал, 1999 г. - 236 с.

2 Калина Н.Ф. Лингвистическая психотерапия. - К.: Ваклер, 1999 г. - 282 с.

3 Калина Н.Ф. Самодетерминация личности в процессе ее конституирования. Рукопись. 2001. - 6 с.

4 Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса / ред. Ю.С.Степанов. - М.: Прогресс, 1999. - 416 с.

5 Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда.- М.: Русское феноменологическое общество, 1997. - 184 с.

6 Лакан Ж. Семинары. Книга 1: работы Фрейда по технике психоанализа. - М.: Логос, 1998 г. - 432 с.

7 Лакан Ж. Семинары. Кн.2. - М.: Логос, 1999. - 520 с.

8 Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. - М.: Гнозис, 1995 г. - 101 с.

9 Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. - 265 с.

10 Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Гнозис, 1992. - 272 с.

11 От Я к Другому / ред. А.А.Михайлов. - Мн.: Менск, 1997. - 276 с.

12 Руднев В.П. Прочь от реальности. - М.: Аграф, 2000. - 432 с.

13 Рыклин М.К. Деконструкция и деструкция. Беседы с философами. - М.: Логос, 2002. - 270 с.

14 Салецл Р. (Из)вращения любви и ненависти. - М.: Художественный журнал, 1999 г. - 205 с.

15 Самюэлз Р. Между философией и психоанализом. Лакановская реконструкция Фрейда. - Нью-Йорк - Лондон: Рутледж, 1992 г. - 91 с.

16 Фуко М. Археология знания. - К.: Ника-центр, 1996. - 208 с.

17 Фуко М. Воля к истине. - М.: Касталь, 1996. - 448 с.

18 Фуко М. Забота о себе. - К.: Грунт и литера, М.: Рефл-бук, 1998. - 288 с.

19 Фуко М. Надзирать и наказывать (история тюрьмы). - М.: Ad Marginem, 1999. - 478 с.

20 Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - М.: Прогресс, 1977.- 488 с.

21 Эко У. Отсутствующая структура. - СПб.: Петрополис, 1998. - 432 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.250.187 (0.006 с.)