Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общеметодологические принципы.

Поиск

1. первенство бессознательного в психической жизни личности, его приоритет и детерминация сознательной психической активности,

2. диалектика отношений сознания и бессознательного,

3. условия возможности осознания бессознательного.

Тема 3. Основные направления современной глубинной психологии.

План.

1. Классификация направлений и школ современной глубинной психологии.

2. Эго-психология А.Фрейд, Х.Хартмана, О.Кернберга.

3. Теория объектных отношений М.Кляйн, британская школа теории объектных отношений (Д.В.Винникот, М.Балинт и др.).

4. Интерперсональный подход Г.С.Салливана.

5. Сэлф-психология Х.Кохута.

6. Аналитическая психология К.Г.Юнга, архетипическая психология Дж.Хиллмана.

7. Экзистенциальная форма психоанализа (Ж.П.Сартр, Р.Мэй, Р.Д.Лейнг и др., Дазейн-анализ.).

8. Гуманистический психоанализ Э.Фромма.

9. Структурный психоанализ Ж.Лакана.

10. Постмодернистские рефлексии бессознательного (Ж.Бодрийяр, Ж.Делез, Ф.Гваттари и др.).

Литература.

1.Калина Н.Ф. Основы психотерапии. - М.: Рефл-бук, 1997 г. - 266 с.

2.Калина Н.Ф. Основы психоанализа.. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2001 г. - 352 с.

3.Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. - М.: Высшая школа, 1996 г. - 623 с.

4.Элленбергер Г.Ф. Открытие бессознательного. - СПб.: Академический проект, 2001. - 560 с.

Классификация направлений и школ современной глубинной психологии.

·на основе авторских концепций

·географический принцип классификации

·на основе отношений сознания и бессознательного (возможности осознания бессознательного, компенсаторных взаимоотношениях сознания и бессознательного, первенства бессознательного и невозможности его осознания)

Эго-психология А.Фрейд.

Эго-психология А.Фрейд смещает фокус исследования на функционирование Эго, которое понимается как сумма защит и сопротивлений, свойственных субъекту. Эго функционирует в соответствии с принципом реальности и задает так называемый вторичный процесс мышления - логическое познание реальности с целью приспособления к ней, в противовес Ид и принципу удовольствия, порождающему первичный процесс мышления - дологичный, примитивный уровень познания, допускающий сосуществование противоположностей. Эго является посредником между влечениями Ид и нормами Супер-Эго и имеет сознательный (определение субъектом себя как Я) и бессознательный (защитные процессы) аспекты.

Основной функцией Эго является защита собственного «Я» от тревоги, возникающей в результате мощных инстинктивных желаний (Ид), вызывающих беспокойство проявлений реальности (Эго), а также чувства вины и связанных с этим фантазий (Супер-Эго)., а Я выступает в качестве набора или совокупности психологических защит, описывающих целостную форму реакции личности на проблемную ситуацию, являющуюся способом совладания с тревогой.

Основные теоретические положения относительно категории защитных механизмов:

1) защита является одной из функций (или деятельностей) Я, направленных в большинстве случаев против Оно, а также против неприятных или невыносимых представлений и аффектов;

2) мотивами защиты являются главным образом страх или неудовольствие;

3) защитные меры служат укреплением границ Я;

4) существует огромное разнообразие типов защиты (например, защита против влечений, защита против аффекта, постоянные защитные проявления, образование симптома и т.д.) и конкретных видов (механизмов) защиты, таких, как вытеснение, смещение, изоляция, формирование реакции и т.п.

Принято различать такие защитные механизмы как: а) первичные (примитивные) - имеют дело с границей между Я и миром, и, как правило, не используют когнитивную составляющую (мышление); б) вторичные - работают с внутренними границами между психическими инстанциями (Эго, Ид, Супер-эго) или между наблюдающей (когнитивной) и переживающей (эмоциональной) частями Эго.

Х.Хартман - защитные механизмы Я могут одновременно служить как для контроля над влечениями, так и для приспособления к окружающему миру. Таким образом. функция защит имеет два аспекта: во-первых, избежать или овладеть, совладать с тревогой, и, во-вторых, сохранить самоуважение.

О.Кернберг - ввел понятие о паттернах психической активности, определяющих тип личностной организации. Тип личностной организации определяется набором или совокупностью тех защит, которые использует личность, и зависит от: 1)врожденного темперамента, 2)стрессов в детстве, 3)защит, образцами для которых были родители или другие значимые фигуры, 4)усвоенных опытным путем.

Литература.

1. Кернберг О. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. - М.: Класс, 1998. - 368 с.

2. Кернберг О. Отношения любви (норма и патология). - М.: Класс, 2000. - 256 с.

3. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства (стратегии психотерапии). - М.: Класс, 2000. - 464 с.

4. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. - М.: Класс, 1998. - 480 с.

5. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 144 с.

6. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - Т.1 - 384 с., Т.2 - 400 с.

7. Фрейд А., Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. - СПб.: ВЕИП, 1997. - 387 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.110.231 (0.005 с.)