Теория объектных отношений М.Кляйн. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория объектных отношений М.Кляйн.



Отталкиваясь от фрейдовского предложения рассматривать «судьбы влечений» как поиска удовлетворения желаний, М.Кляйн склонна рассматривать «судьбы объектов» как поиска установления удовлетворяющих взаимоотношений, повторяющих ранний детский опыт субъекта. ТОО - это попытка переложить довербальные, дорациональные процессы на язык логики. Центральным моментом становления личности, который впоследствии конституирует способ ее отношения к себе и окружающим людям, выступают процессы сепарации и индивидуации. Субъект рассматривается как паттерны поведения, повторяющие действия ранних объектов, или как бессознательное стремление заставить других вести себя подобно объектам раннего детства. Основными для внимания аналитика выступают феномены, характеризующие особенности «захваченности» личности конфликтующими внутренними объектами, интроецированными в детстве.

Тяготея к классической психоаналитической теории, кляйнианский психоанализ тем не менее имеет ряд существенных отличий. Здесь важное место отводится изначальной деструктивности человеческого существа, инициируемой инстинктом смерти (Танатос), который задает амбивалентность чувств ребенка по отношению к опекающему взрослому, а в последствии и к окружающей действительности. Деструктивный компонент амбивалентности понимается как защитная проекция вовне врожденного саморазрушительного инстинкта.

В отличие от Эго-психологии, развитие Эго предполагает не столько прохождение различных стадий, с использованием присущей каждой специфических психологических защит, сколько рассматривается как процесс постоянной интроекции внешних объектов в сферу внутреннего опыта и проекции внутренних объектов на представителей окружающей реальности.

Испытывая определенные трудности в преодолении амбивалентного отношения к материнской груди как ее репрезентации, индивид на первом году жизни оказывается в ситуации, когда он находится между завистью к груди и необходимостью ее использовать как реципиент его собственного спроецированного инстинкта смерти. Младенец должен сначала переработать страх и подозрение связанное с грудью, что определит его прохождение параноидно-шизоидной позиции, на которой он одновременно выступает и как преследуемый и как преследователь, а затем переработать открытие, что грудь, которую он ненавидит (вариант - которая его ненавидит) и грудь, которую он любит, - один и тот же объект. Параноидно-шизоидная позиция, сохраняется в бессознательном взрослого человека, равно как и неприятные переживания следующей стадии, связанные с тем, что мать начинает оставлять ребенка на какое-то время, а он чувствует себя плохим, и эти депрессивные переживания (депрессивная позиция) актуализируются, когда взрослый человек попадает в ситуацию разрыва значимых отношений.

Динамические тенденции бессознательного в виде депрессивных и параноидно-шизоидных представлений, влияют на целостное поведение личности и ее представления о себе.

Британская школа теории объектных отношений (Д.В.Винникот, М.Балинт и др.) Исходя из определения «объектного отношения», привнесенного Балинтом, личность является субъектом активности, которую она направляет на объекты реальности с целью удовлетворения своих потребностей, и имеет устойчивый паттерн выбора и взаимодействия с объектами реальности, который включает в себя способы избежания неудовольствия, которое представляет угрозу его нормальному функционированию. Объекты реальности находятся в “’завершенном соответствии” с потребностью, включенной в данное объектное отношение. Это соответствие, или “наполненная форма”, дана в первичной любви, т.е. в отношениях “ребенок-мать”, важнейшей характеристикой которых является тот факт, что мать удовлетворяет всем потребностям ребенка, где и ребенок полностью соответствует потребности матери. Существует тотальное единство “ребенок-мать” в котором присутствует видимость гармонии, в которой потребность всегда находит свой объект.

Стадия первичной любви отличается исходным непризнанием в партнере субъекта, обладающего своими нуждами и требованиями, другой - это всегда объект. До наступления фазы генитальной любви, ребенок необходимо проходит ряд фаз, характеризуемых частичными влечениями, где, с одной стороны, меняется спектр потребности, а с другой, объекты ее удовлетворения, а также благополучие такого удовлетворения, что, в конечном счете, определяет его либидинальное развитие. Т.к. объект не может быть идеальным, а гармония взаимного удовлетворения абсолютной, ребенок вынужден развиваться. До этапа нормализации на генитальной стадии, ребенок сталкивается с требованиями, исходящими от другого, которые, в некоторой степени, ограничивают возможности удовлетворения и переживаются как травматический опыт или событие, значимость которого для либидинального развития субъекта в психоанализе фиксируется термином фрустрации. Стадия первичной любви является основополагающей для установления способов отношения к реальности. Устойчивая совокупность таких способов, выработанных в процессе либидинального развития субъекта, называется характером. Анализ характера дает нам информацию о нарушенном взаимодействии субъекта с реальностью, которое дает начало проблеме. Характер, как совокупность способов отношения к объектам удовлетворения потребности, наиболее отчетливо проявляется в проблемной ситуации, в способе совладания с ней.

С позиции “объектного отношения”, проблема субъекта - это проблема неуспешного обладания объектом. Способом совладания с непредсказуемостью объекта выступает контроль. Две стратегии, позволяющие ставить объект в зависимость, либо создавать иллюзию зависимости, что позволяет субъекту обезопасить себя от его потери, т.е. от фрустрации потребности: 1)в стремлении субъекта к полному и тотальному контролю над другим, отрицая его свободу быть принадлежащим или уйти, 2) стратегия “соблазнения”, где субъект балансирует на границе еще принадлежащий - уже ушедший, предлагая себя другому в качестве объекта, которым необходимо обладать, чтобы удовлетворить потребность другого.

Терапевтическая ситуация - это ситуация встречи, экзистенциальное событие для двух присутствующих, со-бытие, бытие вместе, опыт, который был дан клиенту в первичной любви. Аналитик, является «достаточно хорошей матерью», удовлетворяющей потребности клиента в принятии и безопасности «здесь и сейчас», и воплощает надежду избавления от болезненного симптома. Вместе с тем, ситуация анализа является уникальной в том своем аспекте, который является договором о взаимоотношениях и структурируется правилами, устанавливающими свободы и ограничения в отношении к другому.

Трансферентное отношение в системе “’терапевт-клиент” структурируется нарциссической организацией субъекта. Сталкиваясь с неопределенностью фигуры аналитика, клиент вынужден спроецировать на него всю гамму переживаний и отношений, возникающих вокруг проблемного очага в процессе становления его индивидуальной истории. В ситуации “здесь и сейчас” на сеансе клиент получает возможность “переписать” свою историю, включая те смыслы, которые были им потеряны (вытеснены), т.к. представляли угрозу его нарциссизму, восстановить целостность своего опыта, и тем самым открыть способы устранения фрустрации, которые ранее были ему недоступны.

Литература.

1 Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. - М.: Класс, 1998. - 80 с.

2 Винникотт Д.В. Пигля. Отчет о психоаналитическом лечении маленькой девочки. - М.: Класс, 1999. - 176 с.

3 Кляйн М. Зависть и благодарность. - СПб.: Б.С.К., 1997. - 96 с.

4 Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. - М.: Класс, 1998. - 480 с.

5 Куттер П. Современный психоанализ. - СПб.: Б.С.К., 1997. - 348 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.005 с.)