Экзистенциальная форма психоанализа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экзистенциальная форма психоанализа.



Ж.П.Сартр предложил метод экзистенциального психоанализа, опирающийся на следующие принципы:

Субъект рассматривается как целостность, а не набор характерологических черт, к которому его пытаются свести исследователи иных направлений. Цель экзистенциального анализа - интерпретация поступков субъекта; отправная точка в анализе - опыт субъекта; метод - сравнительный: каждое действие человека символизирует фундаментальный выбор, который нужно выявить, так как каждое действие скрывает его под своими случайными чертами и своей исторической особенностью.

Сходство с психоанализом Фрейда заключается в рассмотрении проявлений «психической жизни», которые раскрываются объективно как отношения символизации, выражение в символах фундаментальных и глобальных структур, образующих личность. Экзистенциальный психоанализ исследует фундаментальную установку в ситуации, которая логически не может быть реконструирована, так как она предшествует всякой логике, и требует реконструкции в соответствии с особыми законами синтеза; где классический психоанализ пытается определить комплекс - экзистенциальный психоанализ пытается определить первоначальный выбор. Этот первоначальный выбор, будучи выбором положения-в-мире, является ценностным и предшествует логике, он выбирает установку личности по отношению к логике и принципам миропостроения и является центром отношений многозначных смыслов. Экзистенциальный психоанализ - метод, предназначенный обнаруживать в строго объективной форме субъективный выбор, посредством которого каждая личность делается личностью, то есть объявляет о себе, чем она является. То, что ищет субъект, является выбором бытия.

Основные категории: бытие-в-себе = дескриптивное бессознательное; бытие-для-себя = сознание, включающее категории присутствия, фактичности, бытие ценности, бытие возможностей, временности и трансцендентности; бытие-для-других = межличностные отношения и структуры Супер-Эго, включающие две установки по отношению к другим (любовь, язык, мазохизм и безразличие, желание, ненависть, садизм) и Мы-бытие.

Дазейн-анализ Л.Бинсвангера и М.Босса. Мир человеческого существования имеет три пространства: 1. Umwelt - биологическое и физическое окружение, или ландшафт (человек как физическое тело воздействует на другие физические тела с целью удовлетворения своих потребностей. Здесь наиболее информативным является построение способов взаимодействия между субъектом и необходимым ему объектом); 2. Mitwelt - человеческую среду (самопрезентация человека другим людям в значимых ситуациях совместного социального бытия. Особенность нахождения конкретного индивида в Mitwelt представляется степенью удачности его самопрезентации); 3. Eigenwelt - тело и мысли отдельного человека (пространство самоопределения и самосозидания человека, в котором происходит формирование отношения человека к окружающему миру путем создания иерархии ценностей и личностных смыслов). Специфику Дазейн (да-бытие =личность) конкретного индивида определяет его местоположение в каждом из этих пространств.

Исходным моментом формирования личности выступает его специфическое нахождение в мире, понимаемое как заброшенность. Сущностные моменты основания существования человека: смертность как фактичность и ограниченность его существования; возможности самореализации «Я» являются ограниченными; аутентичное и неаутентичное существование.

Dasein - это «да-бытие», появляющееся в мире как сознание, утверждающее себя в том, что оно существует. Во всех своих аспектах человеческое бытие есть поиск условия или способа существования, в котором гарантировалась бы реализация требований или потребностей, считающихся фундаментальными, человек стремится реализовать все возможности своего бытия и тем самым актуализировать свой потенциал. Поиск и выбор возможностей самореализации есть трансценденция и «бытие-за-пределами-мира».

Категория экзистенциального a priori определяет ценность, занимающей иерархически высшее положение в ценностно-смысловой сфере личности. Экзистенциальное a priori - значение-контекст, который определяет границы опыта субъекта и пронизывает смыслом весь опыт, определенным способом его структурируя. Миро-проект личности, представляющий систему представлений об окружающем мире и отношений между этими представлениями, подчинен категории экзистенциального a priori - это фундамент, на котором основывается субъективная реальность индивидуального жизненного мира.

Условием возникновения проблем и трудностей, связанных с принятием нового опыта, является ограниченность трансцендентального горизонта опыта личности, где преобладает только одно экзистенциальное a priori. Посредством установления более широкого горизонта «подавленный» (вытесненный) смысл может стать сознательным -это является терапевтической целью. Установление более широкого горизонта осуществляется путем осознания и принятия новых смыслов, что ведет к переоценке ценностей личности и созданию большего числа категорий экзистенциального a priori, и, в результате, к трансформации ситуации из проблемной в нормальную.

Литература.

1 Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 1999 г. - 336 с.

2 Бинсвангер Л. Феноменология и психопатология.// Логос: Философско-литературный журнал (1). - N3 - М: 1992 г. - с. 125 - 135.

3 Киркегор С. Наслаждение и долг./ Пер. с датского П.П.Ганзена. - К.: Изд-во АО “AirLand”, 1994 г. - 504 с.

4 Мэй Р. Искусство психологического консультирования. /Пер. с англ. Т. К. Кругловой. - М.: Независимая фмрма ''Класс'', 1994 г. - 144 с.

5 Мэй Р. Проблема тревоги. - ЭКСМО-Пресс, 2001.

6 Сартр Ж.П. Бытие и Ничто. - Екатеринбург: 2000 г. - 639 с.

7 Философия М. Хайдеггера и современность./ред. М.В. Мотрошилова. - М.: Наука, 1991 г. - 253 с.

8 Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: 1993 г. - 447 с.

9 Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Ad Marginem, 1997 г. - 452 с.

10 Хинтикка Я. Логико - эпистемологические исследования. Сборник избранных статей. / Сост. И общ. Ред. В.Н.Садовского и В.А.Смирнова. - М.: «Прогресс», 1980 г. - 448 с.

11 Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999 г. - 576 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.158 (0.006 с.)