Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель и задачи курса, его связь с другими отраслями научного знания.

Поиск

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по изучению учебной дисциплины «Современная глубинная психология»

для студентов 4 курса дневной и заочной формы обучения

специальности 6.030102 «психология»

образовательно-квалификационного уровня «бакалавр»

профессионального направления подготовки

0401 – психология

Симферополь, 2008


Рекомендовано к печати

научно-методическим советом факультета психологии

Таврического национального университета им. В.И. Вернадского от 21.04.08.
СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………4

Учебная программа курса …………………………………………………………...5

Опорные конспекты лекций……………………………………………………...….7

Список семинарских занятий по современной глубинной психологии ……..….54

Список самостоятельных заданий по современной глубинной психологии …….. 58

Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине ………………………...…59

Список дополнительной литературы по проблематике курса.……...………..…61


ВВЕДЕНИЕ

 

Цель и задачи курса, его связь с другими отраслями научного знания.

Изучение данного курса имеет важное значение в системе подготовки будущих психологов, так как его освоение поможет психологу оказывать практическую помощь в преодолении проблем и затруднений психологического характера конкретной личности, а также, в разрешении социальных и производственных трудностей, обусловленных человеческим фактором, что соответствует запросу современного общества.

Спецкурс формирует представление о задачах и содержании работы глубинного психолога в социальных институтах, её методолого-теоретических основах, формах и методах проведения. При изложении этих вопросов особое внимание уделяется комплексному характеру проблемы изучения бессознательной психики. Глубинно-психологические методы активно востребованы в этнологии, медицине, педагогике, социологии, антропологии, политологии, филологии, искусствознании и многих других науках.

В спецкурсе раскрывается методология, теоретические и практические вопросы современной глубинной психологии и её основные направления.

В результате изучения курса студенты должны ЗНАТЬ:

- о феномене глубинной психологии, ее предмете, задачах, методах и основных направлениях;

- о неосознаваемых механизмах и закономерностях функционирования личности;

- об условиях и факторах возникновения проблем и затруднений психологического характера;

- о содержании и методиках работы глубинного психолога.

В результате изучения курса студенты должны УМЕТЬ:

- организовывать и проводить консультационные мероприятия (диагностическое исследование, коррекционную работу);

- составлять заключение по данным диагностического исследования личности.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

 

Тема 1. Введение. Современная глубинная психология, предмет, методы и задачи глубинной психологии.

Краткое содержание.

Понятие о предмете глубинной психологии, ее методологии, основных направлениях и практической деятельности глубинного психолога. Комплексный характер проблемы неосознаваемого психического. Актуальность и перспективы работы глубинного психолога. Структура современной глубинной психологии. Состояние и развитие отечественной глубинной психологии (в России, на Украине, в Крыму).

 

Тема 2. Методологические проблемы современной глубинной психологии.

Краткое содержание.

Основные понятия: бессознательная психика, формы бессознательного: дескриптивное и динамическое бессознательное, структура бессознательной психики, функции бессознательной психики, методы изучения природы бессознательного. Система исходных принципов: первенство бессознательного в психической жизни личности, его приоритет и детерминация сознательной психической активности, диалектика отношений сознания и бессознательного, условия возможности осознания бессознательного.

 

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гуггенбюль-Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине. - СПб.: Б.С.К., 1997. - 117 с.

2. Кнапп Г. Понятие бессознательного и его значение у Фрейда. - В кн. Энциклопедия глубинной психологии. - Т.І. - М.: MGM-Interna, 1998. - с. 266 - 288.

3. Калина Н.Ф. Лингвистическая психотерапия. - К.: Ваклер, 1999. - 282 с.

4. Калина Н.Ф. Основы психоанализа. - М.-К.: РЕФЛ-бук, Ваклер, 2001. - 352 с.

5. Куттер П. Современный психоанализ. - СПб.: Б.С.К., 1997. - 348 с.

6. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. - М.: Высшая школа, 1996. - 623

7. Элленбергер Г.Ф. Открытие бессознательного. - СПб.: Академический проект, 2001. - 560 с.

8. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. - СПб.: Алетейя, 1998. - 251 с.

 

Опорные конспекты лекций

Литература.

1 Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. - 368 с.

2 Зеленский В.В. Толковый словарь по аналитической психологии. - СПб.: Б&K, 2000. - 324 с.

3 Калина Н.Ф. Основы психоанализа. - М.-К.: РЕФЛ-бук, Ваклер, 2001. - 352 с.

4 Кнапп Г. Понятие бессознательного и его значение у Фрейда. - В кн. Энциклопедия глубинной психологии. - Т.І. - М.: MGM-Interna, 1998. - с. 266 - 288.

5 Куттер П. Современный психоанализ. - СПб.: Б.С.К., 1997. - 348 с.

6 Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. - М., 1996. - Т. 1 - 576 с., Т. 2 - 667 с.

7 Фромм Э. Кризис психоанализа. - СПб: Академический проект, 2000. - 215 с.

8 Элленбергер Г.Ф. Открытие бессознательного. - СПб.: Академический проект, 2001. - 560 с.

9 Энциклопедия глубинной психологии / ред. Д.Айке. - М.: MGM-Interna, 1998. -Т.1 - 782 с. - Т.2. - 752 с.

 

1. Понятие о предмете глубинной психологии. Глубинная психология - наука о бессознательной психике, ее структуре и функциях. Предмет глубинной психологии - бессознательная психика в качестве ведущей детерминанты функционирования личности. Методология рассматривает процессы и механизмы бессознательной психической активности личности, проблемы верификации знания, полученного с помощью глубинных методов, этичность их использования в социальных институтах. Основные направления глубиной психологии соответствуют наиболее используемым в практике авторским концепциям от теории драйвов З.Фрейда до структурного психоанализа Ж.Лакана. Практическая деятельность глубинного психолога - диагностическая, коррекционная (психотерапевтическая), исследовательская работа

2. Проблема неосознаваемого психического. Основные вопросы - доказательство существования бессознательной психики; природа, структура и функции бессознательного, адекватность методов изучения изучаемому предмету, применимость глубинных методов к другим областям научного знания. Актуальность и перспективы работы глубинного психолога - глубинно-психологические методы активно востребованы в этнологии, медицине, педагогике, социологии, антропологии, политологии, филологии, искусствознании и др.

3. Структура современной глубинной психологии. Глубинная психология за рубежом - нео- и постфрейдизм, Эго- психология (США), Теории объектных отношений (Великобритания, Швейцария, Австрия), Эзистенциальная форма психоанализа (Австрия, Германия, Италия), структурный психоанализ (Франция, США).

4. Состояние и развитие отечественной глубинной психологии (в России, на Украине, в Крыму ) - классический психоанализ (Россия\ Восточно-Европейский институт психоанализа\ М.М.Решетников), аналитическая психология (Россия\Информационный центрпсихоаналитической культуры\В.В.Зеленский), структурная психология (лингвистическая психотерапия) (Крым\ТНУ им. В.И.Вернадского\Калина Н.Ф.) и др.

 

Литература.

1 Гринсон Р.Р. Техника и практика психоанализа. - Воронеж: МОДЭК, 1994. - 491 с.

2 Калина Н.Ф. Основы психоанализа. - М.-К.: РЕФЛ-бук, Ваклер, 2001. - 352 с.

3 Куттер П. Современный психоанализ. - СПб.: Б.С.К., 1997. - 348 с.

4 Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. - М.: Высшая школа, 1996. - 623 с.

5 Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.

6 Нюнберг Г. Принципы психоанализа. - СПб.: Университетская книга, 1999. - 362 с.

7 Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. - Минск: Высшая школа. 1994. - 307 с.

8 Психоаналитические термины и понятия. Словарь / ред. Б.Э.Мур, Б.Д.Файн. - М.: Класс, 2000. - 304 с.

9 Психоанализ в развитии. Сборник переводов / ред.-сост. А.П.Поршенко, И.Ю.Романов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 176 с.

10 Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. - М., 1996. - Т. 1 - 576 с., Т. 2 - 667 с.

11 Фрейд З. Основные принципы психоанализа. - М.-К.: Рефл-бук, Ваклер,1998. - 284 с.

12 Фромм Э. Кризис психоанализа. - СПб: Академический проект, 2000. - 215 с.

13 Эволюция психотерапии (в 4-х т.) / ред. Дж.Зейг. - М.: Класс, 1998.

14 Элленбергер Г.Ф. Открытие бессознательного. - СПб.: Академический проект, 2001. - 560 с.

15 Энциклопедия глубинной психологии / ред. Д.Айке. - М.: MGM-Interna, 1998. -Т.1 - 782 с. - Т.2. - 752 с.

16 Юнг К.Г. Критика психоанализа. - СПб.: Академический проект, 2000. -304 с.

17 Юнг К.Г. О природе психэ. - М.: REFL-book, К.: Ваклер, 2002. - 414 с.

 

1.Основные понятия. Психический аппарат - метафора, подразумевающая особую структуру (внутренний склад) психики, прообразом функционирования которой является рефлекторный процесс, призванный сохранить внутреннюю энергию организма на возможно более низком уровне, где расчленение на отдельные подструктуры (Эго, Ид, супер-Эго) позволяет проследить динамику преобразования психической энергии.

Бессознательное -какпсихическая инстанция, состоящая из содержаний, недопущенных в систему «Предсознание - Сознание» в результате вытеснения. Характеристики бессознательного как системы:

1) Содержания бессознательного являются репрезентаторами влечений;

2) Эти содержания управляются особыми механизмами первичных процессов, а именно смещением и сгущением;

3) Содержания бессознательного. Нагруженные энергией влечений, стремятся вернуться в сознание и проявится в поведении (возврат вытесненного), но способны найти доступ к системе «Псз-Сз» только в результате компромиссов, будучи искажены цензурой;

4) Чаще всего в бессознательном подвергаются фиксации детские желания.

Вытеснение - действие, посредством которого субъект старается устранить или удержать в бессознательном представления, связанные с влечениями, возникающее в случае, когда удовлетворение влечения фрустрируется требованиями реальности. Три точки зрения на вытеснение:

1) С точки зрения первой топики, вытеснение - преграждение доступа в сознание, модель - цензура; второй топики, вытеснение - защитное действие Я.

2) С точки зрения экономики влечений - отвечает за взаимодействие разгрузок, перенагрузок и противонагрузок, относящихся к репрезентаторам влечения.

3) С точки зрения динамики психических процессов, главное - причина побуждения к вытеснению.

Цензура - преграда между системой Бсз и Псз-Сз, которая лежит в основе вытеснения, предвосхищает понятие Сверх-Я.

Предсознательное - система психического аппарата, включающая содержания и действия, которые не входят в актуальное поле сознания, но могут быть осознаны.

Комплекс - организованная совокупность аффективно нагруженных представлений и воспоминаний, частично или полностью бессознательных. Комплекс строится на основе межличностных отношений детской истории: он способен оказывать упорядочивающее воздействие на все уровни психики - эмоции, установки, приспособительное поведение.

Фиксация - прочая связь с определенными лицами или образами, воспроизводящая один и тот же способ удовлетворения и структурно организованная по образцу одной из стадий такого удовлетворения. Фиксация может быть актуальной или быть преобладающей тенденцией, допускающей для субъекта возможность регрессии. В рамках генетического подхода - это направленное развитие либидо (фиксация на той или иной стадии). В рамках фрейдовской теории бессознательного - это способ включения в бессознательное некоторых неизменных содержаний (опыт, образы, фантазии), служащих опорой влечениям.

Либидо - энергия преобразования сексуального влечения в том, что касается его объекта (смещение энергетических нагрузок), его цели (разрядка) и источника возбуждения (эрогенные зоны). Два способа энергетической нагрузки либидо: объектом либидо может быть или собственная личность (Я-либидо или нарциссическое либидо), или внешний объект (объектное либидо). существует энергетическое равновесие между этими двумя видами нагрузки: если объектное либидо возрастает, то Я-либидо убывает, и наоборот.

Влечение -динамический процесс, при котором некоторое давление (энергетический заряд, движущая сила) подталкивает организм к некоторой цели. Источником влечения является телесное возбуждение (состояние напряжения); эта цель достигается в объекте влечения или благодаря этому объекту. У влечений различают источник, объект, цель и силу, как количественный, экономический фактор.

Желание -в фрейдовской динамике - один из полюсов защитного конфликта: бессознательное желание стремится осуществиться, опираясь, по законам первичного процесса, на знаки, связанные с первым опытом удовлетворения. На примере сновидений психоанализ показал, как желание запечатлевается в компромиссной форме симптомов.

Процессы первичный и вторичный. Один из двух способов функционирования психического аппарата, выделенных Фрейдом. Главные различия между первичным и вторичным процессами:

а) с точки зрения топики: первичный процесс - принадлежность бессознательного, вторичный - системы «Предсонание-Сознание»;

б) с точки зрения энергетики и динамики: в ходе первичного процесса психическая энергия течет свободно, переливаясь из представления в представление посредством механизмов смещения и сгущения, при этом она стремится нагрузить представления, связанные с тем опытом удовлетворения, который порождает желание как таковое (первичная галлюцинация). А в случае вторичного процесса энергия связана с самого начала, поток ее подконтролен, представления устойчиво нагружены, удовлетворение отложено, открывая дорогу мысленной проверке и сопоставлению различных способов удовлетворения.

Противоположность между первичными и вторичными процессами соответствует противоположности между принципом удовольствия и принципом реальности.

Выбор объекта -акт выбора лица или типа личности как объекта любви. Различают инфантильный и пубертатный выбор, причем первый пролагает путь второму. Фрейд различает две разновидности выбора объекта: выбор по примыканию и нарциссический выбор.

Объектное отношение -в современном психоанализе - отношение субъекта к миру как сложный и цельный итог определенной организации личности, как результат определенного восприятия объектов, в той или иной мере связанного фантазированием, и выбираемых способов защиты. Можно говорить об объектных отношениях применительно к тому или иному субъекту, к тем или иным стадиям развития (например, объектные отношения орального типа) или к психопатологическим явлениям (например, объектное отношение меланхолического типа).

Травма - событие в жизни субъекта, вызывающее особенно сильные переживания и неспособность субъекта к адекватной реакции; устойчивые патологические перемены и их последствия в душевной жизни.

В терминах экономики травматизм характеризуется притоком возбуждений. Превышающих психическую выносливость субъекта, т.е. способность его психики справиться с этими возбуждениями, обработать их.

Защитные механизмы - совокупность действий, нацеленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости биопсихологического индивида. Поскольку эта устойчивость воплощается в Я, которое всячески стремится ее сохранить, его можно считать ставкой и действующим лицом в этих процессах.

В целом речь идет о защите от внутреннего возбуждения (влечения) и особенно от представлений (воспоминаний, фантазий), причастных к этому влечению, а также о защите от ситуаций, порождающих такое возбуждение, которое нарушает душевное равновесие и, следовательно, неприятно для Я. Подразумевается также защита от неприятных аффектов, выступающих тогда как поводы или сигналы к защите.

Защитный процесс осуществляется механизмами защиты, в большей или меньшей мере интегрированными в Я.

Будучи отмечена и пронизана влечениями, тем, против чего она в конечной степени направлена, защита подчас становится навязчивой и проявляет себя (по крайней мере отчасти) бессознательным образом.

Невроз -душевное расстройство психогенного происхождения; его симптомы в символической форме выражают психический конфликт, имевший место в ранней истории субъекта, и представляют собой компромисс между желанием и защитой.

Область использования понятия невроза исторически менялась: в наши дни этим термином могут быть названы преимущественно такие душевные расстройства, как невроз навязчивых состояний, истерия и фобические неврозы. Таком образом, с нозографической точки зрения, разграничивают неврозы, психозы, извращения, психосоматические расстройства, а статус так называемых «актуальных неврозов», «неврозов характера» остается проблематичным.

Пограничный случай. Термин для обозначения психопатологических расстройств, занимающих промежуточное положение между неврозом и психозом, прежде всего скрытой шизофрении с симптомами невротического поведения.

Психоз. 1.В психоаналитической клинике понятие психоза иногда понимается настолько широко, что оно покрывает всю гамму душевных расстройств. Как явно органо-генетических (например, общий паралич), так и неясных по происхождению (например, шизофрения).

2. В психоанализе поначалу не ставилась задача классификации всех душевных расстройств, известных в психиатрии; внимание обращалось на те расстройства, которые были наиболее доступны аналитическому вмешательству; внутри этой области, более узкой, чем область психиатрии, главными стали различия между извращениями, неврозами и психозами.

В группе психозов психоанализ стремился вычленить различные структуры: это паранойя (сюда включаются и состояния бреда) и шизофрения, с одной стороны; меланхолия и мании - с другой. По сути, психоаналитическая теория видит общий признак психозов именно в первичном нарушении либидинального отношения к реальности, причем большинство явных симптомов (в особенности бредовые конструкции) выступают как вторичные признаки восстановления объектной связи.

Я -инстанция, которую Фрейд во второй своей теории психического аппарата отличает от Оно и Сверх-Я.

С точки зрения топики Я зависит как от требований Оно, так и от императивов Сверх-Я и запросов реальности. Хотя Я и выступает посредником, защищающим интересы личности в целом, его самостоятельность лишь относительна.

С точки зрения динамики, Я представляет собой прежде всего защитный полюс в невротическом конфликте. В ответ на неприятный аффект (сигнал тревоги) Я приводит в действие ряд защитных механизмов.

С точки зрения экономики, Я выступает как связующее звено между различными психическими процессами, однако в защитных действиях эти попытки связать между собой энергии различных влечений носят на себе отпечаток первичного процесса во всей его специфике: они навязчивы, повторны, ирреальны.

Теория психоанализа осмысляет генезис Я с двух точек зрения: либо это приспособительный аппарат, отделившийся от Оно при контакте с внешней реальностью, либо результат (само) отождествлений, приведших к формированию в недрах личности объекта любви, нагруженного энергией Оно. В первой теории психического аппарата понятие Я выходит за рамки системы Предсознание-Сознание, поскольку защитные действия Я большей частью бессознательны.

2.Система исходных принципов. Принцип нирваны (инерции) -термин Барбары Лоу, который используется Фрейдом для обозначения тенденции психического аппарата к полному устранению или по крайней мере предельно возможному уменьшению внутреннего или внешнего возбуждения. Принцип постоянства -выдвинутый Фрейдом принцип, согласно которому психический аппарат стремится поддержать имеющееся в нем количество возбуждения на возможно более низком и устойчивом уровне. Постоянство достигается, с одной стороны, разрядкой уже имеющейся энергии, с другой - избеганием всего того, что могло бы усилить возбуждение и вызвать защитную реакцию. Принцип удовольствия -один из двух принципов, управляющих, по Фрейду, функционированием психики. Цель психической деятельности в целом - избежать неудовольствия и достигнуть удовольствия. Поскольку неудовольствие связано с возрастанием количества возбуждения, а удовольствие - с его ослаблением, постольку принцип удовольствия - экономический принцип. Принцип реальности -один из двух принципов, управляющих, по Фрейду, функционированием психики. Он образует пару с принципом удовольствия и видоизменяет его действие: как только принцип реальности утверждает свое господство, поиск прямых и непосредственных удовлетворений прекращается, удовлетворение ищется на обходных путях, а достижение результата может отсрочиваться в зависимости от внешних условий.

С точки зрения энергетики принцип реальности предполагает преобразование свободной энергии в связанную; с точки зрения топики он характеризует главным образом систему Предсознание-Сознание; с точки зрения динамики принцип реальности воздействует на определенный тип энергии влечений, подвластных Я.

Литература.

1.Калина Н.Ф. Основы психотерапии. - М.: Рефл-бук, 1997 г. - 266 с.

2.Калина Н.Ф. Основы психоанализа.. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2001 г. - 352 с.

3.Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. - М.: Высшая школа, 1996 г. - 623 с.

4.Элленбергер Г.Ф. Открытие бессознательного. - СПб.: Академический проект, 2001. - 560 с.

Эго-психология А.Фрейд.

Эго-психология А.Фрейд смещает фокус исследования на функционирование Эго, которое понимается как сумма защит и сопротивлений, свойственных субъекту. Эго функционирует в соответствии с принципом реальности и задает так называемый вторичный процесс мышления - логическое познание реальности с целью приспособления к ней, в противовес Ид и принципу удовольствия, порождающему первичный процесс мышления - дологичный, примитивный уровень познания, допускающий сосуществование противоположностей. Эго является посредником между влечениями Ид и нормами Супер-Эго и имеет сознательный (определение субъектом себя как Я) и бессознательный (защитные процессы) аспекты.

Основной функцией Эго является защита собственного «Я» от тревоги, возникающей в результате мощных инстинктивных желаний (Ид), вызывающих беспокойство проявлений реальности (Эго), а также чувства вины и связанных с этим фантазий (Супер-Эго)., а Я выступает в качестве набора или совокупности психологических защит, описывающих целостную форму реакции личности на проблемную ситуацию, являющуюся способом совладания с тревогой.

Основные теоретические положения относительно категории защитных механизмов:

1) защита является одной из функций (или деятельностей) Я, направленных в большинстве случаев против Оно, а также против неприятных или невыносимых представлений и аффектов;

2) мотивами защиты являются главным образом страх или неудовольствие;

3) защитные меры служат укреплением границ Я;

4) существует огромное разнообразие типов защиты (например, защита против влечений, защита против аффекта, постоянные защитные проявления, образование симптома и т.д.) и конкретных видов (механизмов) защиты, таких, как вытеснение, смещение, изоляция, формирование реакции и т.п.

Принято различать такие защитные механизмы как: а) первичные (примитивные) - имеют дело с границей между Я и миром, и, как правило, не используют когнитивную составляющую (мышление); б) вторичные - работают с внутренними границами между психическими инстанциями (Эго, Ид, Супер-эго) или между наблюдающей (когнитивной) и переживающей (эмоциональной) частями Эго.

Х.Хартман - защитные механизмы Я могут одновременно служить как для контроля над влечениями, так и для приспособления к окружающему миру. Таким образом. функция защит имеет два аспекта: во-первых, избежать или овладеть, совладать с тревогой, и, во-вторых, сохранить самоуважение.

О.Кернберг - ввел понятие о паттернах психической активности, определяющих тип личностной организации. Тип личностной организации определяется набором или совокупностью тех защит, которые использует личность, и зависит от: 1)врожденного темперамента, 2)стрессов в детстве, 3)защит, образцами для которых были родители или другие значимые фигуры, 4)усвоенных опытным путем.

Литература.

1. Кернберг О. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. - М.: Класс, 1998. - 368 с.

2. Кернберг О. Отношения любви (норма и патология). - М.: Класс, 2000. - 256 с.

3. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства (стратегии психотерапии). - М.: Класс, 2000. - 464 с.

4. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. - М.: Класс, 1998. - 480 с.

5. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 144 с.

6. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - Т.1 - 384 с., Т.2 - 400 с.

7. Фрейд А., Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. - СПб.: ВЕИП, 1997. - 387 с.

 

Литература.

1 Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. - М.: Класс, 1998. - 80 с.

2 Винникотт Д.В. Пигля. Отчет о психоаналитическом лечении маленькой девочки. - М.: Класс, 1999. - 176 с.

3 Кляйн М. Зависть и благодарность. - СПб.: Б.С.К., 1997. - 96 с.

4 Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. - М.: Класс, 1998. - 480 с.

5 Куттер П. Современный психоанализ. - СПб.: Б.С.К., 1997. - 348 с.

 

Литература.

1 Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии.- М.: Ювента, СПб.: КСП+, 1999. - 347 с.

2 Тайсон Р., Тайсон Ф.Психоаналитические теории развития: - Екатеринбург, Деловая книга,1998. - 528 с.

 

Сэлф-психология Х.Кохута.

Рассматривает феномены внутренней «опустошенности», где на первый план выступает ощущение отсутствия смысла жизни, надежных направляющих ценностей, внутреннее сомнение в своей ценности и неустойчивость самоуважения. Здесь психологические защиты («Я» субъекта как их производное) рассматриваются не только как средство против тревоги, вызванной взаимодействием Ид, Эго, и Супер-Эго, но в большей степени как способ поддержания непротиворечивого, позитивного чувства собственного «Я». Центральное понятие - Самость, как ядро личности, организация психики в связанную структуру. Основная потребность личности - формирование и укрепление Самости посредством взаимодействия личности с самообъектами. Самообъекты - оказываемые окружающими людьми проявления поддержки и одобрения, субъективно переживаемые как «хорошие» части Я личности. Личность имеет также потребности в 1) отзеркаливании; 2) идеализированных имаго; 3) альтер-эго. Структура Самости: полюс целей и притязаний, полюс руководящих идеалов, дуга напряжения между полюсами. Виртуальная самость - предвосхищаемый образ самости матерью ребенка, который воплощается в реальность в процессе развития ребенка посредством механизма преобразующей интернализации - переживания нетравмирующей фрустрации при поддержке родителя с учетом того, что ребенок уже имел положительный опыт взаимодействия с самообъектами. При фрустрации основных потребностей личности, та из них, которая оказалась не фрустрированной, компенсирует остальные, таким образом, может развиться связанная Самость даже при неблагоприятных для этого условиях.

Литература.

1 Калина Н.Ф. Основы психоанализа. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2001 г. - 352 с.

2 Куттер П. Современный психоанализ. - СПб.: Б.С.К., 1997. - 348 с.

3 Kohut H. How Does Analyse’s Cure.

4 Kohut H. The Restoration of the Self.

 

Литература.

1 Аналитическая философия: избранные тексты./ сост. А.Ф. Грязнов. - М.: Изд-во МГУ, 1993 г. - 181 с.

2 Гуггенбюль-Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине. - СПб.: Б.С.К., 1997. - 117 с.

3 Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. - М.: ЧеРо, 1997. - 416 с.

4 Хиллман Д. Архетипическая психология. - СПб.: БСК, 1996. - 157 с.

5 Хиллман Д. Исцеляющий вымысел. - СПб.: БСК, 1997. - 181 с.

6 Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.

7 Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. - К.: AirLand, 1994. - 405 с.

8 Юнг К.Г. Критика психоанализа. - СПб.: Академический проект, 2000. -304 с.

9 Юнг К.Г. О природе психэ. - М.: REFL-book, К.: Ваклер, 2002. - 414 с.

10 Юнг К.Г. Ответ Иову. - М.: Канон, 1995. - 352 с.

11 Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. - М.: Прогресс, 1994. - 336 с.

12 Юнг К.Г. Психологические типы. - СПб.: Ювента, М.: Прогресмс-Универс, 1995. - 716 с.

13 Юнг К.Г. Психология бессознательного. - М.: Канон, 1994. - 320 с.

14 Юнг К.Г. Психология и алхимия. - М.-К.: Рефл-бук, Ваклер,1997. - 587 с.

 

Литература.

1 Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 1999 г. - 336 с.

2 Бинсвангер Л. Феноменология и психопатология.// Логос: Философско-литературный журнал (1). - N3 - М: 1992 г. - с. 125 - 135.

3 Киркегор С. Наслаждение и долг./ Пер. с датского П.П.Ганзена. - К.: Изд-во АО “AirLand”, 1994 г. - 504 с.

4 Мэй Р. Искусство психологического консультирования. /Пер. с англ. Т. К. Кругловой. - М.: Независимая фмрма ''Класс'', 1994 г. - 144 с.

5 Мэй Р. Проблема тревоги. - ЭКСМО-Пресс, 2001.

6 Сартр Ж.П. Бытие и Ничто. - Екатеринбург: 2000 г. - 639 с.

7 Философия М. Хайдеггера и современность./ред. М.В. Мотрошилова. - М.: Наука, 1991 г. - 253 с.

8 Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: 1993 г. - 447 с.

9 Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Ad Marginem, 1997 г. - 452 с.

10 Хинтикка Я. Логико - эпистемологические исследования. Сборник избранных статей. / Сост. И общ. Ред. В.Н.Садовского и В.А.Смирнова. - М.: «Прогресс», 1980 г. - 448 с.

11 Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999 г. - 576 с.

 

Литература.

1 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека./ Пер. с англ.; ред. Е.И.Исениной. - М.: «Прогресс», «Универс», 1994 г. - 480 с.

2 Роджерс К. К науке о личности.// История зарубежной психологии. Тексты. - М.: Изд. Моск. Ун-та, 1986 г. - с. 199 - 230.

3 Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., «Прогресс», 1990. - 368 с.

4 Фромм Э. Кризис психоанализа. - СПб: Академический проект, 2000. - 215 с.

 

Литература.

1 Жижек С. Возвышенный объект идеологии. - М.: Художественный журнал, 1999 г. - 236 с.

2 Калина Н.Ф. Лингвистическая психотерапия. - К.: Ваклер, 1999 г. - 282 с.

3 Калина Н.Ф. Самодетерминация личности в процессе ее конституирования. Рукопись. 2001. - 6 с.

4 Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса / ред. Ю.С.Степанов. - М.: Прогресс, 1999. - 416 с.

5 Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда.- М.: Русское феноменологическое общество, 1997. - 184 с.

6 Лакан Ж. Семинары. Книга 1: работы Фрейда по технике психоанализа. - М.: Логос, 1998 г. - 432 с.

7 Лакан Ж. Семинары. Кн.2. - М.: Логос, 1999. - 520 с.

8 Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. - М.: Гнозис, 1995 г. - 101 с.

9 Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. - 265 с.

10 Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Гнозис, 1992. - 272 с.

11 От Я к Другому / ред. А.А.Михайлов. - Мн.: Менск, 1997. - 276 с.

12 Руднев В.П. Прочь от реальности. - М.: Аграф, 2000. - 432 с.

13 Рыклин М.К. Деконструкция и деструкция. Беседы с философами. - М.: Логос, 2002. - 270 с.

14 Салецл Р. (Из)вращения любви и ненависти. - М.: Художественный журнал, 1999 г. - 205 с.

15 Самюэлз Р. Между философией и психоанализом. Лакановская реконструкция Фрейда. - Нью-Йорк - Лондон: Рутледж, 1992 г. - 91 с.

16 Фуко М. Археология знания. - К.: Ника-центр, 1996. - 208 с.

17 Фуко М. Воля к истине. - М.: Касталь, 1996. - 448 с.

18 Фуко М. Забота о себе. - К.: Грунт и литера, М.: Рефл-бук, 1998. - 288 с.

19 Фуко М. Надзирать и наказывать (история тюрьмы). - М.: Ad Marginem, 1999. - 478 с.

20 Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - М.: Прогресс, 1977.- 488 с.

21 Эко У. Отсутствующая структура. - СПб.: Петрополис, 1998. - 432 с.

 

Литература.

1. Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. - М.: Ad Marginem, 1999. - 432 с.

2. Батай Ж. Внутренний опыт. - СПб.: Аксиома, 1997 г. - 336 с.

3. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: Рудомино, 1995 г. - 364 с.

4. Бодрийяр Ж. О совращении / Ежегодник Ad Marginem. - 1993 г. - М.: 1994 г. - 323 с.

5. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. - М.: Добросвет, 2000. - 258 с.

6. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет, 2000. - 387.

7. Бодрийяр Ж. Соблазн / Ad Marginem. М.:2000 г. - 318 с.

8. Делез Ж. Логика смысла. - М.: Академия, 1995. - 298 с.

9. Делез Ж. Ницше. - СПб.: Аксиома, 1997. - 186 с.

10. Делез Ж.Представление Захер-Мазоха (Холодное и Жестокое). - М.: Ad Marginem, РИК «Культура», 1992 г. - с.189-313..

11. Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. - М.: Логос, 1998. - 264 с.

Литература.

1. Актуальнi проблеми психологii. Том 2. психологiчна герменевтика. Випуск 1./ ред. Н.В.Чепелева - К.: Товариство «Знання», 2001 г. - 127 с.

2. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: Рудомино, 1995 г. - 364 с.

3. Бодрийяр Ж. О совращении / Ежегодник Ad Marginem. - 1993 г. - М.: 1994 г. - 323 с.

4. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. - М.: Добросвет, 2000. - 258 с.

5. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет, 2000. - 387.

6. Бодрийяр Ж. Соблазн / Ad Marginem. М.:2000 г. - 318 с.

7. Витгенштейн Л. Заметки о философии психологии. - Ж. Логос, 1996 г., № 5. - с. 217 - 230

8. Витгенштейн Л. Философские работы (Ч.1). - М.: Гнозис, 1994 г. - 521 с.

9. Делез Ж. Логика смысла. - М.: Академия, 1995. - 298 с.

10. Делез Ж. Ницше. - СПб.: Аксиома, 1997. - 186 с.

11. Делез Ж.Представление Захер-Мазоха (Холодное и Жестокое). - М.: Ad Marginem, РИК «Культура», 1992 г. - с.189-313..

12. Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. - М.: Логос, 1998. - 264 с.

13. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. - М.: Художественный журнал, 1999 г. - 236 с.

14. Калина Н.Ф. Лингвистическая психотерапия. - К.: Ваклер, 1999 г. - 282 с.

15. Калина Н.Ф. Самодетерминация личности в процессе ее конституирования. Рукопись. 2001. - 6 с.

16. Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса / ред. Ю.С.Степанов. - М.: Прогресс, 1999. - 416 с.

17. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда.- М.: Русское феноменологическое общество, 1997. - 184 с.

18. Лакан Ж. Семинары. Книга 1: работы Фрейда по технике психоанализа. - М.: Логос, 1998 г. - 432 с.

19. Лакан Ж. Семинары. Кн.2. - М.: Логос, 1999. - 520 с.

20. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. - М.: Гнозис, 1995 г. - 101 с.

21. Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. - 265 с.

22. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Гнозис, 1992. - 272 с.

23. От Я к Другому / ред. А.А.Михайлов. - Мн.: Менск, 1997. - 276 с.

24. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. - М.: Медиум, 1995. - 415 с.

25. Руднев В.П. Прочь от реальности. - М.: Аграф, 2000. - 432 с.

26. Рыклин М.К. Деконструкция и деструкция. Беседы с философами. - М.: Логос, 2002. - 270 с.

27. Салецл Р. (Из)вращения любви и ненависти. - М.: Художественный журнал, 1999 г. - 205 с.

28. Самюэлз Р. Между философией и психоанализом. Лакановская реконструкция Фрейда. - Нью-Йорк - Лондон: Рутледж, 1992 г. - 91 с.

29. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. - М.: Прогресс, 1993. - 458 с.

30. Фрейд З. Я и Оно. Труды разных лет. - Тбилиси: Мерани, 1991. - Т.1 - 398 с., Т.2 - 427 с.

31. Энциклопедия глубинной психологии / ред. Д.Айке. - М.: MGM-Interna, 1998. -Т.1 - 782 с. - Т.2. - 752 с.

1. Кантианские рефлексии базовых характеристик бытия субъекта. «Критика чистого разума» И. Канта - познание человеком окружающей реальности возможно благодаря специфически человеческой особенности воспринимать мир в формах пространства и времени. Так, если мы зададимся целью описать собственный опыт, мы столкнемся с тем, что



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.237 (0.018 с.)