ТОП 10:

Развитие личности как социокультурный процесс



Развитие личности как социокультурный процесс

 

Цель практического занятия:углубить и расширить представления студентов об источниках и факторах развития и формирования личности, раскрыть сущность понятия «экология детства».

 

Основные понятия:

· развитие личности,

· наследственность,

· среда,

· воспитание,

· деятельность,

· общение,

· экология детства

 

Вопросы для обсуждения

1. Процесс развития личности. Движущие силы развития личности.

2. Факторы развития личности, их характеристика.

a) наследственность и развитие;

б) влияние среды на развитие личности;

в) развитие и воспитание;

3. Деятельность и общение как источники развития.

4. Сущность понятия «экология детства». Конвенция ООН о правах ребенка.

5. Диагностика развития личности.

 

Литература

1. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.:Юрайт, 2003. – С. 68-81.

2. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. Кн. 1. – М.: Владос, 2003. – С. 127-153.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

4. Декларация ООН о правах ребенка // Советская педагогика. – 1991. – № 10.

5. Костюк Г.С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. – К., 1989.

6. Мудрик А.В. Социализация в смутное время. – М., 1991.

7. Деркач А.А., Аазаренко B.C. Психология развития личности: Развитие познавательных способностей. – Луганск, 1998.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте содержание понятий: «развитие», «личность», «формирование», «наследственность», «социальная среда», «деятельность», «общение».

2. Что является движущей силой развития? Приведите примеры.

3. Какими факторами обусловлено развитие личности?

4. Какие признаки передаются от родителей детям?

5. Что такое задатки? Наследуются ли они?

6. Наследуются ли нравственные и социальные качества?

7. Как проявляется влияние ближайшего окружения на развитие личности?

8. Как влияет на развитие личности воспитание?

9. Можно ли воспитанием полностью изменить человека?

10. Что такое «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития»?

11. Как влияет деятельность на развитие личности? Какие основные виды деятельности учащихся Вы знаете?

12. Какое значение имеет общение в развитии личности?

13. Что такое диагностика развития? Как она осуществляется?

 

Темы рефератов

1. Влияние общения на развитие ребенка.

2. Педагогические условия формирования у детей потребности в творчестве.

3. «Зона ближайшего развития» и ее роль в развитии личности.

4. Игра как способ развития личности.

 


Опорная схема лекции

Личность социальная сущность человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении необходимого уровня активности и самосознания

 

Соотношение ЧЕЛОВЕК – ЛИЧНОСТЬ – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Человек   Личность   Индивидуальность
биологическая сущность   социальная сущность   неповторимость и уникальность, присущая и биологической и социальной сущности

 

 

Развитие личности это процесс количественных и качественных изменений, которые происходят при анатомо-физиологическом созревании человека, при формировании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой активности, мировоззрении, нравственных взглядов и убеждений

Движущие силы развития Факторы развития
1. Внутренние противоречия (между возможностями личности и ее потребностями) 2. Внешние противоречия (между возможностями личности и требованиями общества) 1. Внутренние (наследственный генотип, психофизиологические свойства) 2. Внешние (воспитание, среда)

 

Основные концепции соотношения биологического и социального в развитии

Биологическая Биосоциальная Социологическая
Духовные свойства личности развиваются на естественной основе; воспитание не может качественно изменить этот процесс Психические процессы личности имеют естественную основу, а направленность личности формируется под воздействием социальной среды Определяющее влияние на развитие личности имеет социальная среда

Задание 1

Выберите полный ответ. Развитие – это:

 

1. накопление количественных изменений в организме человека;

2. уничтожение старого и возникновение нового;

3. становление человека как социального существа, которое происходит в процессе жизни и деятельности;

4. количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов;

5. целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств.

 

Задание 2

Что передается от родителей к детям?

 

1. Способы мышления, особенности интеллектуальной деятельности.

2. Черты характера.

3. Тип нервной системы, темперамент.

4. Способности к различным видам деятельности.

5. Задатки, служащие основой для развития индивидуальных способностей человека.

6. Цвет глаз, цвет кожи, группа крови, резус фактор.

7. Социальный опыт.

8. Нравственные качества.

9. Особенности речи, памяти, внимания.

10. Воля, настойчивость, целеустремленность.

11. Жестокость, алчность, агрессивность.

12. Склонность к правонарушениям.

 

Задание 3

Поясните выражение «Людьми родились, но не стали». Приведите примеры такого явления в истории человечества.

 

Задание 4

Прочитайте предложенные фрагменты. Какого направления придерживается современная педагогическая наука по вопросу развития личности.

Представители биологического направления,считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (3. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску» или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Представители социологического направлениясчитают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направлениясчитают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные (Сластенин В. А. Психология и педагогика: Учебное пособ. для студентов высших учеб. завед. / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – М.: Академия, 2001. – С. 171).

Задание 5

Прокомментируйте выражение: «В поведении животных и человека есть много общего, и можно сказать, что поведение человека вырастает на корнях поведения животного и очень часто является лишь «поведением животного, принявшего вертикальное положение»» (Л.С. Выготский).

Так ли это? Какая, на ваш взгляд, существует принципиальная разница между поведением человека и животного?

 

Задание 6

Поведение существа можно выразить следующими формулами. Какая формула выражает поведение человека?

 

· 1). наследственные реакции + 2). наследственные реакции ´ на личный опыт (условные рефлексы);

 

· 1). наследственные реакции + 2). наследственные реакции ´ на личный опыт (условные рефлексы) + 3). исторический опыт. + 4). социальный опыт. + 5 ). удвоенный опыт (сознание).

 

Задание 7

Какое из перечисленных определений более точно выявляет суть воспитательного процесса с психологической точки зрения?

1. Воспитание – это приобретение человеком личного опыта без помощи учителя.

2. Пассивное восприятие информации, предлагаемой учителем.

3. Личная деятельность ученика и все искусство воспитания, направленное на регулирование этой деятельности.

4. Главная роль в воспитательном процессе отводится учителю и его мистической способности «лепить чужую душу».

 

Задание 8

Можно ли утверждать, что ребенок, родители которого имеют алкогольную зависимость, обязательно разделит их судьбу?

 

1. Безусловно. Если у человека неблагоприятные задатки, они со временем разовьются.

2. Разовьются ли наследственные задатки в устойчивые качества личности – это зависит от обучения, воспитания и самовоспитания.

3. В условиях неблагоприятной социальной среды ребенок с такими задатками обязательно разделит судьбу их несчастных родителей.

4. Попав в неблагоприятную среду, человек с такой наследственностью скорее станет алкоголиком, чем человек без отягощающей наследственности.

5. Это еще ни о чем не говорит.

 

Задание 9

Сравните несколько мнений о силе воспитательного воздействия, принадлежащих знаменитым людям. С каким мнением вы согласны и почему?

«Воспитание – есть усвоение хороших привычек» Платон    
  «Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас» Эрнст Легуве
«Чтобы изменит человека, нужно начинать с его бабушки» В.Гюго  
  «Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу» Надин де Ротшильд
«Воспитание направляет развитие, оно – главная сила в формировании личности. Вместе с тем следует сказать, что слабость воспитания тяжело сказывается на формировании личности ребенка, так как не создает иммунитета к отрицательным условиям жизни, мирится с накоплением отрицательного опыта отношений и усугубляет своей беспомощностью те или иные вредные явления среды» С.Л. Рубинштейн  
  Воспитание сможет сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника ни сможет заставить ее приносить желуди В.Г. Белинский

Задание 10

Дополните определение:

Уровень актуального развития – это тот уровень, который ребенок достиг:

«Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем его актуального развития… »

 

Задание 11

Прочитайте предлагаемый фрагмент работы А.С. Макаренко и проанализируйте его.

 

ПРОГРАММА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

... Кем, как и когда могут быть установлены цели воспитания и что такое цели воспитания?

Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, то есть и характер внешних проявлений, и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания – решительно всю картину человеческой личности; я считаю, что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой мы должны стремиться.

В своей практической работе я не мог без такой программы обойтись. Ничто так человека не учит, как опыт. Когда-то мне дали в той же коммуне Дзержинского несколько сот человек, и в каждом из них я видел глубокие и опасные стремления характера, глубокие привычки, и должен был подумать: а каким должен быть их характер, к чему я должен стремиться, чтобы из этого мальчика, девочки воспитать гражданина? И когда я задумался, то увидел, что на этот вопрос нельзя ответить в двух словах. Воспитывать хорошего советского гражданина – это мне не указывало пути. Я должен был прийти к более развернутой программе человеческой личности. И, подходя к программе личности, я встретился с таким вопросом; что – эта программа личности должна быть одинакова для всех? Что же, я должен вгонять каждую индивидуальность в единую программу, в стандарт, и этого стандарта добиваться? Тогда я должен пожертвовать индивидуальной прелестью, своеобразием, особой красотой личности, а если не пожертвовать, то какая же у меня может быть программа! И я не мог этого вопроса так просто отвлеченно разрешить, но он у меня разрешен практически в течение десяти лет.

Я увидел в своей воспитательной работе, что да, должна быть и общая программа, «стандартная», и индивидуальный корректив к ней. Для меня не возникал вопрос: должен ли мой воспитанник выйти смелым человеком, или я должен воспитать труса. Тут я допускал «стандарт», что каждый должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым, патриотом. Но как поступать, когда подходишь к таким нежным отделам личности, как талант? Вот иногда по отношению к таланту, когда стоишь перед ним, приходится переживать чрезвычайные сомнения. У меня был такой случай. Когда мальчик окончил десятилетку. Его фамилия Терентюк. Он очень хорошо учился – на пятерках (у нас в школе была пятибалльная система), потом пожелал пойти в технологический вуз. Я в нем открыл большой артистический талант раньше" этого, причем талант очень редкой наполненности комика, чрезвычайно тонкого, остроумного, обладающего прекрасными голосовыми связками, богатейшей мимикой, умного такого комика. Я видел, что именно в области актерской работы он может дать большой результат, а в технологическом училище он будет средним студентом. Но тогда было такое увлечение, что все мои «пацаны» хотели быть инженерами. А уж если заведешь речь о том, чтобы идти в педагоги, так прямо в глаза смеялись: «Как это, сознательно, нарочно идти в педагоги?» – «Ну, иди в актеры». – «Да что вы, какая это работа у актера?» И вот он ушел в технологический институт при моем глубочайшем убеждении, что мы теряем прекрасного актера. Я сдался, я не имею права, в конце концов, совершать такую ломку. Но здесь я не удержался. Он проучился полгода, участвовал в нашем драматическом кружке. Я подумал-подумал и решился: вызвал его на собрание коммунаров, говорю, что выношу жалобу на Терентюка, – он не подчинился дисциплине и ушел в технологический вуз. На общем собрании говорят: «Как тебе не стыдно, тебе говорят, а ты не подчиняешься». Постановили: «Отчислить его из технологического института и определить в театральный техникум». Он ходил очень грустный, но не подчиниться коллективу он не мог – он получал стипендию, общежитие в коллективе. И сейчас он прекрасный актер, уже играет в одном из лучших дальневосточных театров, в два года он проделал путь, который люди делают в 10 лет. И сейчас он мне очень благодарен.

Но все-таки, если бы теперь передо мной стояла такая задача, я бы боялся ее решить, – кто его знает, какое я имею право произвести насилие? Вот право производить такую ломку – вопрос для меня не решенный. Но я глубоко убежден, что перед каждым педагогом такой вопрос будет вставать – имеет ли право педагог вмешиваться в движение характера и направлять туда, куда надо, или он должен пассивно следовать за этим характером? Я считаю, что вопрос должен быть решен так: имеет право. Но как это сделать? В каждом отдельном случае это надо решать индивидуально, потому что одно дело – иметь право, а другое дело – уметь это сделать. Это две различные проблемы. И очень возможно, что в дальнейшем подготовка наших кадров будет заключаться в том, чтобы учить людей, как производить такую ломку. Ведь учат врача, как производить трепанацию черепа. В наших условиях, может быть, будут учить педагога, как такую «трепанацию» производить, – может быть, более тактично, более успешно, чем я это сделал, но как, следуя за качествами личности, за ее наклонностями и способностями, направить эту личность в наиболее нужную для нее сторону... (Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. – М.: Педагогика, 1972. – С. 54-56.).

 

Задание 12

1. Каким образом деятельность влияет на развитие личности?

2. Какие основные виды деятельности Вы знаете?

3. Зависит ли развитие от активности личности? (обоснуйте свою точку зрения).

 

Задание 13

Прочитайте предлагаемый фрагмент и проанализируйте его.

 

«Ребенок, – говорил Франк, – «воображающий» себя разбойником, солдатом или лошадью и «изображающий» из себя эти существа, в действительности более прав, чем его родители или ученые-психологи, видящие в нем только маленькое, беспомощное существо, живущее в детской. Ибо под этой внешностью действительно таится потенциальный запас сил и реальностей, не вмещающихся во внешнепредметную реальность его жизни. В этом маленьком существе действительно живут силы и стремления и разбойника, и солдата, и даже лошадей; оно фактически есть нечто неизмеримо большее, чем то, чем кажется постороннему наблюдателю». В ребенке потенциально заключено множество будущих личностей, он может стать и тем, и другим, и третьим. Воспитание производит социальный отбор наружной личности. Из человека как биотипа оно путем отбора формирует человека как социотипа (Выготский Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. – С. 72.).

 

Задание 14

Дополните определение:

 

Диагностика – это общий способ получения опережающей …

 

Какое значение в педагогике имеет диагностика? Сравните педагогическую диагностику с медицинской.

 

Задание 15

Тест «Оценка стиля взаимодействия»

 

Предлагается в утвердительной форме объективно ответить на вопросы, касающиеся вашего характера, отношений, привычек, склонностей. Если утверждение соответствует вашему поведению и отношению к людям, то поставьте знак «+», если не соответствует – «-». Если вы никогда не сталкивались с некоторыми из этих ситуаций, постарайтесь представить, как бы вы повели себя.

 

1. В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения.

2. Меня легко увлечь новыми задачами, но я легко охладеваю к ним.

3. Люди часто завидуют моему терпению и выдержке.

4. В трудных ситуациях я всегда думаю о других, а потом о себе.

5. Мои родители редко заставляли делать меня то, что я не хотел.

6. Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы.

7. Я очень напряженно работаю, так как не могу положиться на своих помощников.

8. Когда я чувствую, что меня не понимают, я отказываюсь от намерения доказать что-либо.

9. Я умею объективно оценить окружающих, выделив среди них сильных, средних и слабых.

10. Мне приходится часто советоваться со своими помощниками, прежде чем отдать ответственное распоряжение.

11. Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызвать у людей раздражение.

12. Уверен, что мои оценки успехов и неудач подчиненных точны и справедливы.

13. Я всегда требую от людей неукоснительного соблюдения моих приказаний и распоряжений.

14. Мне легче работать одному, чем кем-то руководить.

15. Многие считают меня чутким и отзывчивым руководителем.

16. Мне кажется, что от коллектива нельзя ничего скрывать – ни хорошего, ни плохого.

17. Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с людьми.

18. Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективность единоначалия.

19. Чтобы не подорвать свой авторитет, я никогда не признаю своих ошибок.

20. Для эффективной работы мне часто не хватает времени.

21. В ответ на грубость я стараюсь найти реакцию, не вызывающую конфликта.

22. Я делаю все, чтобы люди охотно выполняли мои распоряжения.

23. С людьми у меня очень тесные контакты и приятельские отношения.

24. Я всегда стремлюсь любой ценой быть первым во всех начинаниях.

25. Я пытаюсь выработать универсальный стиль управления, подходящий для большинства ситуаций.

26. Мне легче подстроиться под мнение всего коллектива, чем выступать против него.

27. Мне кажется, что людей надо хвалить за каждое, пусть даже незначительное, достижение.

28. Я не могу критиковать людей в присутствии других.

29. Мне приходится чаще просить, чем требовать.

30. От возбуждения я часто теряю контроль над своими чувствами, особенно когда мне надоедают.

31. Если бы я имел возможность чаще бывать в коллективе, то эффективность моей деятельности значительно бы повысилась.

32. Я иногда проявляю спокойствие и равнодушен к интересам и увлечениям других людей.

33. Я предоставляю более квалифицированным людям больше самостоятельности в решении сложных задач, особо не контролируя их.

34. Мне нравится анализировать и обсуждать с людьми их проблемы.

35. Мои коллеги справляются не только со своими, но и с некоторыми моими функциональными задачами.

36. Мне труднее избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными, которых всегда можно поставить на место.

37. Я всегда добиваюсь выполнения своих распоряжений наперекор обстоятельствам.

38. Самое трудное для меня – вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий.

39. Чтобы лучше понять людей, я стараюсь представить себя на их месте.

40. Я думаю, что управление людьми должно быть гибким: нельзя демонстрировать ни железной непреклонности, ни панибратства.

41. Меня больше волнуют собственные проблемы, чем интересы подчиненных.

42. Мне приходится часто заниматься текущими делами и испытывать от этого большие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки.

43. Родители заставляли меня подчиняться даже тогда, когда я считал это неразумным.

44. Работу с людьми я представляю себе как мучительное занятие.

45. Я стараюсь развивать в коллективе взаимопомощь и сотрудничество.

46. Я с благодарностью отношусь к предложениям и советам других людей.

47. Главное в руководстве – распределить обязанности.

48. Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные существуют лишь как исполнители воли руководителя.

49. Подчиненные – безответственные люди, и потому их нужно постоянно контролировать.

50. Лучше всего предоставлять полную самостоятельность коллективу и ни во что не вмешиваться.

51. Для более качественного руководства нужно поощрять наиболее способных подчиненных и строго взыскивать с нерадивых.

52. Я всегда признаю свои ошибки и выбираю более правильное решение.

53. Мне приходится часто объяснять неудачи в управлении объективными обстоятельствами.

54. Нарушителя дисциплины я строго наказываю.

55. В критике недостатков подчиненных я беспощаден!

56. Иногда мне кажется, что в коллективе я лишний человек.

57. Прежде чем упрекать человека, я стараюсь его похвалить.

58. Я хорошо взаимодействую с коллективом и считаюсь с его мнением.

59. Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к подчиненным.

60. Если бы мои подчиненные делали так, как я требую, я бы достиг гораздо большего.

Ключ

За каждый «+» поставьте себе один балл. Определите сумму баллов по каждому из трех стилей управления (см. табл.).

 

Стиль взаимодействия Номера утверждений
Авторитарно-единоличный 1, 6, 7, 12, 13, 18, 19, 24, 25, 30, 31, 36, 37, 42, 43, 48, 49, 54, 55, 60
Пассивно-попустительский 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59
Единолично-демократический 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28, 33, 34, 39, 40, 45, 46, 51, 52, 57, 58

 

В зависимости от полученных сумм ответов степень выраженности стиля будет различной: минимальной (0-7), средней (8-13) и высокой (14-20). Если оценки минимальны по всем трем показателям, то стиль считается неустойчивым, неопределенным. У опытного руководителя (педагога) наблюдается комбинация различных стилей управления. Более предпочтительно сочетание авторитарного и демократического стилей, когда руководитель применяет гибкие методы работы с подчиненными и ориентирован на деловой стиль управления.

Педагогические кейсы

 

Кейс № 1. «Стиль жизни»

Цель кейса:обсудить два основных стиля жизни – оптимистичный и пессимистичный; проанализировать некоторые нравственные аспекты педагогической деятельности.

 

Часто человек даже не задумывается над тем, какого стиля жизни он придерживается и как этот стиль жизни отражается на его профессиональной деятельности. Учителя жалуются в учительской на учеников, на супругов, на жизнь, на здоровье и т.д. и даже не понимают, что все эти стенания негативно отражаются, прежде всего, на самом педагоге. Ведь зачастую пессимисты проявляют озлобленность, негативизм ко всему, что их окружает. Формирование у педагога оптимистичного взгляда на профессию, детей, будущее является важнейшим элементом его профессионально-нравственного становления. В помощь для выполнения предлагаемых в кейсе заданий рекомендуется воспользоваться мудростью О. Хайяма.

 

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Что Вы видите за окном? (опишите).

2. Словесно нарисуйте портрет педагога, который увидел грязь и дождь.

3. Словесно нарисуйте портрет педагога, который увидел листвы зелёной вязь, весну и небо голубое.

4. Докажите, что зло сделанное педагогом может к нему вернуться.

5. Докажите, что учитель, используя ложь в педагогической деятельности, себя предает.

Материал к кейсу

В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь.

Другой – листвы зелёной вязь, весну и небо голубое.

В одно окно смотрели двое.

 

Не делай зла – вернется бумерангом,

Не плюй в колодец – будешь воду пить,

Не оскорбляй того, кто ниже рангом,

А вдруг придется, что-нибудь просить.

Не предавай друзей, их не заменишь,

И не теряй любимых – не вернешь,

Не лги себе – со временем проверишь,

Что этой ложью сам себя ты предаёшь (Омар Хайям).

 

Материал к кейсу

Вопросы жизни

Как мы принадлежим к последователям христианского учения, то, казалось бы, что воспитание должно нам класть в рот ответы.

Но это предположение возможно только при двух условиях:

во-первых, если воспитание приноровлено к различным способностям и темпераменту каждого, то развивая, то обуздывая их;

во-вторых, если нравственные основы и направление общества, в котором мы живем, совершенно соответствуют направлению, сообщаемому нам воспитанием.

Первое условие необходимо, потому что врожденные склонности и темперамент каждого подсказывают ему, впопад и невпопад, что он должен делать и к чему стремиться.

Второе условие необходимо, потому что без него, какое бы направление ни было нам дано воспитанием, мы, видя, что поступки общества не соответствуют этому направлению, непременно удалимся от него и собьемся с пути.

Но вот главная беда.

Самые существенные основы нашего воспитания находятся в совершенном разладе с направлением, которому следует общество.

Изменить направление общества есть дело Промысла и времени.

Остается третий путь. Он труден, но возможен: избрав его, придется многим воспитателям сначала перевоспитать себя.

Приготовить нас с юных лет к этой борьбе – значит именно:

«Сделать нас людьми», т. е. тем, чего не достигнет ни одна наша реальная школа в мире, заботясь сделать из нас с самого нашего детства негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов.

Человеку не суждено и не дано столько нравственной силы, чтобы сосредоточивать все свое внимание и всю волю в одно и то же время на занятиях, требующих напряжения совершенно различных свойств духа.

Погнавшись за двумя зайцами, ни одного не поймаешь.

На чем основано приложение реального воспитания к само детскому возрасту?

Одно из двух: или в реальной школе, назначенной для различных возрастов (с самого первого детства до юности), воспитание для первых возрастов ничем не отличается от обыкновенного, общепринятого; или же воспитание этой школы с самого его начала и до конца есть совершенно отличное, направленное исключительно к достижению одной известной, практической цели.

В первом случае нет никакой надобности родителям отдавать детей до юношеского возраста в реальные школы, даже и тогда, если бы они во что бы то ни стало, самоуправно и самовольно назначили своего ребенка еще с пеленок для той или другой касты общества.

Во втором случае, можно смело утверждать, что реальная школа, имея преимущественной целью практическое образование, не может в то же самое время сосредоточить свою деятельность на приготовлении нравственной стороны ребенка к той борьбе, которая предстоит ему впоследствии при вступлении в свет.

Да и приготовление это должно начаться в том именно возрасте, когда в реальных школах все внимание воспитателей обращается преимущественно на достижение главной, ближайшей цели, заботясь, чтобы не пропустить времени и не опоздать с практическим образованием. Курсы и сроки учения определены. Будущая карьера резко обозначена. Сам воспитанник, подстрекаемый примером сверстников, только в том и полагает всю свою работу, как бы скорее выступить на практическое поприще, где воображение ему представляет служебные награды, корысть и другие идеалы окружающего его общества.

Отвечайте мне, положа руку на сердце, можно ли надеяться, чтобы юноша в один и тот же период времени изготовлялся выступить на поприще, не самим им избранное, прельщался внешними и материальными выгодами этого, заранее для него определенного, поприща и вместе с тем серьезно и ревностно приготовлялся к внутренней борьбе с самим собою и с увлекательным направлением света?

Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку; наружный успеет еще действовать; он, выходя позже, но управляемый внутренним, будет, может быть, не так ловок, не так сговорчив и уклончив, как воспитанники реальных школ; но зато на него можно будет вернее положиться; он не за свое не возьмется.

Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы; а главное, у вас будут люди и граждане.

Значит ли это, что я предлагаю вам закрыть и уничтожить все реальные и специальные школы?

Нет, я восстаю только против двух вопиющих крайностей.

Для чего родители так самоуправно распоряжаются участью своих детей, назначая их, едва выползших из колыбели, туда, где по разным соображениям и расчетам предстоит им более выгодная карьера?

Для чего реально-специальные школы принимаются за воспитание тех возрастов, для которых общее человеческое образование несравненно существеннее всех практических приложений?

Кто дал право отцам, матерям и воспитателям властвовать самоуправно над благими дарами творца, которыми он снабдил детей?

Кто научил, кто открыл, что дети получили врожденные способности и врожденное призвание играть именно ту роль в обществе, которую родители сами им назначают? Уже давно оставлен варварский обычай выдавать дочерей замуж поневоле, а невольный и преждевременный брак сыновей с их будущим поприщем допущен и привилегирован; заказное их венчание с наукой празднуется и прославляется, как венчание дожа с морем!

И разве нет другого средства, другого пути, другого механизма для реально-специального воспитания? Разве нет другой возможности получить специально-практическое образование, в той или другой отрасли человеческих знаний, как распространяя его на счет общего человеческого образования?

Вникните и рассудите, отцы и воспитатели!

Еще со времен языческой древности существуют два рода образования: Общечеловеческое и специальное, или реальное.

В Афинах и Родосе философы имели право содержать школы для общечеловеческого образования. Невдалеке от Афин, между светлыми источниками, окруженные садами, размещены были самые главнейшие из них.

В середине стояла школа эпикурейцев, к северу от нее жили последователи Платона, а к югу – ученики Аристотеля. Мирты и оливы разделяли одно учение от другого и служили границами различных взглядов на жизнь и свет. Учителя и ученики жили обществами, вместе; кроме учеников и посторонним лицам вход был открыт. Со всех сторон и из отдаленных земель стекались любознатели слушать мудрости знаменитых наставников. Философия и красноречие были самыми главными предметами занятий. Не все реальные науки в то время были резко отделены от философии: они обыкновенно преподавались вместе с нею, так что главным основанием всех наук считалась философия. Бог, свет и человек были главнейшими предметами отвлеченных созерцаний. Красноречие было в то время искусством, тесно соединенным с гражданским бытом и историей народа. Поэтому и философия и красноречие считались самыми существенными и самыми необходимыми предметами для общечеловеческого образования.

Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми.

Поэтому все до известного периода жизни, в котором ясно обозначаются их склонности и таланты, должны пользоваться плодами одного и того же нравственно-научного просвещения. Недаром известные сведения исстари называются: humaniora, т. е. необходимые для каждого человека. Эти сведения, с уничтожением язычества, с усовершенствованием наук, с развитием гражданского быта различных наций, измененные в их виде, остаются навсегда, однако же, теми же светильниками на жизненном пути и древнего, и нового человека.

Итак, направление и путь, которым должно совершаться общечеловеческое образование для всех и каждого, кто хочет заслужить это имя, ясно обозначено.

Оно есть самое естественное и самое непринужденное.

Оно есть и самое удобное и для правительств, и для подданных.

Для правительств, потому что все воспитанники до известного возраста будут образоваться, руководимые совершенно одним и тем же направлением, в одном духе, с одной и той же целью; следовательно, нравственно-научное воспитание всех будущих граждан будет находиться в одних руках. Все виды, все благие намерения правительств к улучшению просвещения будут исполняться последовательно, с одинаковой энергией и одноведомственными лицами.

Для подданных, потому что все воспитанники до вступления их в число граждан будут дружно пользоваться одинаковыми правами и одинаковыми выгодами воспитания.

Это тождество духа и прав воспитания должно считать выгодным не потому, что будто бы вредно для общества разделение его на известные корпорации, происходящие от разнообразного воспитания.

Нет, напротив, я вижу в поощрении корпорации средство: поднять нравственный быт различных классов и сословий, вселить в них уважение к их занятиям и к кругу действий, определенному для них судьбой. Но чтобы извлечь пользу для общества из господствующего духа корпораций, нужно способствовать к его развитию не прежде полного развития всех умственных способностей в молодом человеке. Иначе должно опасаться, что это же самое средство будет и ложно понято и не кстати приложено.

Есть, однако же, немаловажные причины, оправдывающие существование специальных школ во всех странах и у всех народов.

Сюда относится почти жизненная потребность для некоторых наций в специальн







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.13.39 (0.049 с.)