Тема 2. История социологической мысли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. История социологической мысли



Институт гуманитарных наук

 

Общеуниверситетская кафедра социологии, политологии и экономики.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

 

для студентов

 

ДИЗБ-О-Д.

Курс I семестр

Cоциология

 

Составила:

Е.И. Исакович

к. социол. н., доцент.

 

Москва, 2012.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид учебной работы Объем работ, час
Общая трудоемкость  
Аудиторные занятия  
Лекции  
Практические занятия (семинары)  
Контрольные работы  
Самостоятельная работа  
Форма итогового контроля 2 зачет

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Тема занятия Вид занятия
лекции семинар к. р.   сам. раб.
1. Социология как наука и учебная дисциплина        
  История социологической мысли        
3. Основные направления западной социологии XVIII-XX века        
  Развитие социологии в России        
5. Общество как социокультурная система        
6. Личность и общество        
7. Социальная структура и мобильность общества        
8. Социальные институты и социальные организации        
9. Социология семьи        
10. Социальный институт культуры        
11. Образование как социальный институт        
12. Социально-этнические общности и национальные отношения        
13. Мировое сообщество и глобальные процессы        
14. Методология и методика социологического исследования        
Лекции        
Семинары        
Контрольные работы        
Самостоятельная работа        
Зачет    

 

Тематика и методические рекомендации к проведению семинарских занятий

Тема 1. Социология как наука и учебная дисциплина

ПЛАН

1. Социология как наука, её место и роль среди наук о человеке и обществе.

2. Объект, предмет, законы и методы, структура и функции социологии.

3. Позитивистская социология О. Конта и его последователей.

Методические рекомендации:

Расскажите о социологии как науке, определите её место в обществе; определите объект и предмет данной науки, покажите взаимосвязь социологии с философией, историей, политологией, педагогикой, социальной психологией и другими науками.

Раскройте объект и предмет социологии, каким законам подчиняется данная наука. Назовите основные методы социологии. Раскройте понятие «социальная реальность» как самоорганизующаяся система. Какова роль данной науки для человека и общества в целом. Что она даёт для будущего учителя? Раскройте позитивистскую социологию О. Конта. Какую роль она сыграла в жизни общества? Назовите его последователей.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какую роль сыграла философия в развитии социологического знания?

2. Чем отличается объект от предмета социологии?

3. Раскройте отличие фундаментальной социологии от прикладной?

4. В чем, по-вашему, отличие понятий «общество», «человечество», «цивилизация»?

Темы докладов, рефератов, сообщений:

1. Роль социологии в современном обществе.

2. Э. Дюркгейм об обществе как духовной реальности.

Литература:

1. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: «Едиториал УРСС», 2005. – 319с.

2. Возьмитель А.А., Осадчая Г.И. Образ жизни: теоретико-методологические основы анализа. // СОЦИС. – 2009. – №8. – С. 58

3. Делягин М.Создание российской цивилизации// Свободная мысль. – 2006. – №2

4. Добреньков В.И. Ценностные ориентиры современной социологии // СОЦИС. – 2009. – №8. – С. 108.

5. Дюркгейм Э. Педагогика и социология. Ценностные и «реальные» суждения / Э. Дюркгейм // Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М.: Канон, 1995. – 258 с.

6. Коломийцев В.Ф. Социология и политика (очерки) / В.Ф. Коломийцев. – М.: Изд. Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2008. – 400 с.

7. Ленин В.И. Статистика и социология. ПСС / В.И. Ленин. – М.: Феникс. – Т.36, 1994. – С. 372.

 

 

Тема 2. История социологической мысли

ПЛАН

1. Теоретические и Социально-философские предпосылки возникновения социологической науки.

2. Вклад великих мыслителей Древнего мира: Конфуция, Платона и Аристотеля, Ш.Л. Монтескье, Н. Макиавелли, Ж.Ж. Руссо и других.

Методические рекомендации:

Расскажите о предпосылках развития общества и государства. Ссылаясь на работу Ф. Энгельса «Происхождение семьи частной собственности и государства» расскажите о жизни людей в первобытных обществах. Докажите, что с развитием экономики и промышленного производства общества усложняются, появляются государства.

Раскройте социально-политические концепции и теории предшественников социологии: Конфуция; Платона и Аристотеля; Николо Макиавелли; Шарля Луи Монтескье; Жан Жака Руссо; Алексиса Токвиля.

Вопросы для самоконтроля

1. В какой стране возникли самые древние социально-политические учения? Почему именно Конфуций считается самым крупным мыслителем своего времени, автором утопического проекта?

2. Назовите и раскройте социально-политические концепции и теории государственного устройства в общественной мысли Древней Греции и Древнего Рима. Почему первых социологов античности называли социальными философами?

3. В чём вы видите социальные идеи Сенеки и Цицерона?

4. Раскройте разделение политики и нравственности у Н. Макиавелли.

Темы докладов, рефератов, сообщений:

1. Утопический социализм Запада и Востока: история и современность.

2. Основные концепции современной социологии.

3. Роль социально-политических концепций и теорий предшественников социологии для современников.

Литература:

1. Васильева Л.Н. Наследие И.Р. Пригожина и социальные науки. // СОЦИС. 2009. – №6. – С. 28.

2. История теоретической социологии в 5 тт. – Т.1. От Платона до Канта: Предыстория социологии и первые программы науки об обществе. / Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов / Ю.Н. Давыдов – М.: Наука, 1997. – С. 7.

3. История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов. / Отв. ред. Г.В. Осипов / Г.В. Осипов. – М.: Норма; Инфра – М. 2001. – 584 с.

4. Кодзима С. Восприятие работ М.Вебера в России нач. ХХ в. и «веберовский ренессанс» к. ХХ в. // СОЦИС. 2009. – №6. – С. 121.

5. Маникас П.Т. Критический реализм и социальная теория // СОЦИС. – 2009. – №11. – С. 3.

6. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. Избр. произв. в 3 тт. – Т 3. – М.: Политиздат, 1986. – С 221 - 222.

ПЛАН

1. Социально-экономические, социокультурные и научные предпосылки появления социологии как самостоятельной науки. Основоположники позитивистской социологии А. Сен-Симон, О. Конт, Г. Спенсер.

2. Социологическая концепция эмпириков Т. Гоббса, Д. Локка Э. Дюркгейма, М. Вебера и других.

3. Социологическая система К. Маркса.

Методические рекомендации:

Покажите преемственность взглядов социалистов-утопистов и других мыслителей Западных социологических школ; Следует особо отметить социологическую концепцию О. Конта, сущность эволюционизма Г. Спенсера, концепции общественного договора Г. Гоббса, Д. Локка, социологии Э. Дюркгейма и М. Вебера; рассмотрите социологические школы Запада.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте методологические принципы социологии О. Конта: натурализм, эволюционизм, позитивизм. Как вы понимаете термин социальная статика и социальная динамика?

2. Формальная социология в концепции Г. Зиммеля; Концептуальные подходы к обществу Э. Дюркгейма.

3. Источники и исходные принципы социологической теории М. Вебера.

4. Источники марксизма как социологического учения.

Темы докладов, рефератов, сообщений:

1. Концепция общественного договора, её связь с теорией естественного права и представлением о человеке как «Робинзоне».

2. Марксистская концепция социологии.

Литература:

1. Васильев В.А. Сократ о благе и добродетели / В.А Васильев // Социально-гуманитарные знания, 2004. – № 1 – С. 276-290.

2. Вебер М. Избранное. Образ общества. Пер. с нем. / М. Вебер. – М.:

Юрист, 1994. – 704 с.

3. Кравченко С.А. Куда идет развитие мировой социологии / С.А. Кравченко // Социс. – М. 2007. – №1. – С. 6 – 12.

4. Красин Ю.А. Социальное неравенство в политическом измерении / Ю.А. Красин // Свободная мысль, 2006. – № 2. – C. 32-45.

5. История социологии в Западной Европе и США. / Под ред. Осипова Г.В. / Г.В. Осипов. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – 576 с.

6. Маркс К. К критике политической экономии (предисловие) // К. Маркс, Ф. Энгельс Собр. Соч. 2 изд. – Т.1. – С. 544-571.

7. Романовский Н.В. О современном этапе развития социологии / Н.В. Романовский // Социс, 2007. – №5.

ПЛАН

1. Становление и развитие социальных учений в России.

2. Основные социологические направления XIX – начала ХХ века.

3. Марксистская социология: направления, представители.

Методические рекомендации:

Расскажите о становлении русской социологии XIX – начала XX века. Раскройте социологические аспекты противостояния западников и славянофилов. Как вы понимаете становление позитивистского направления в русской социологии. Что послужило проблеме революционного изменения общества? Охарактеризуйте русских марксистов.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте развитие социологии в период становления русской социологии XIX – начала XX века;

2. Социологические мотивы в творчестве Н.Г. Чернышевского, его социальный проект для России в романе «Что делать?»

3. Осмысление общественных тенденций А.И. Герценом.

4. Раскройте понятия – легальный и ортодоксальный марксизм; назовите их представителей.

Темы докладов, рефератов, сообщений:

1. Развитие социологии в условиях реформирования российского общества.

2. «Образ России» в современных социологических исследованиях.

Литература:

1. Бердяев Н.А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX в. и начала ХХ века. Судьба России / Н.А. Бердяев. – М.: Наука, 1990.

2. Делягин Создание российской цивилизации / М. Делягин // Свободная мысль. 2006. – № 2.

3. Кокарев А.С. Проблемы общества и государства в социологии Б.Н. Чичерина и М. Вебера. // СОЦИС. – 2009. – №2. – С. 128

4. Осипов Г.В. Социология в России. Как это было на самом деле / Г.В. Осипов // Социс, 2008. – № 7. – С. 4-17.

5. Осипов Г.В. Отечественная социология: история и современность. // СОЦИС. – 2009. – №3. – С. 8.

6. Соколов М.М.Российская социология на международном и российском рынке идей (наукометрический анализ). // СОЦИС, 2009. – №1 – 144 с.

ПЛАН

1. Общество как изменяющаяся социальная реальность. Развитие общества как закономерный естественноисторический процесс.

2. Понятие общества и его основных сфер.

3. Формы глобальных социокультурных изменений. Основные концепции развития современного общества. Место России в мировом сообществе.

Методические рекомендации:

Раскрывая данную тему необходимо рассказать об обществе как системе в целом. Дать определение понятия общества в широком и узком его значении. Расскажите об обществе как изменяющейся социальной реальности. Как вы понимаете термины общественный прогресс, регресс общества. Раскрывая взаимосвязи и взаимодействия людей в современном мире, необходимо раскрыть понятие – мировое сообщество. Рассказывая о глобализации социальных и культурных процессов общества, необходимо подчеркнуть значимую роль России в современном мире.

Вопросы для самоконтроля

1. Что вы понимаете под современным обществом?

2. Как вы понимаете термин «урбанизация» и «индустриализация»?

3. Что вы понимаете под термином «цивилизационный подход» к пониманию общества? Назовите типы обществ?

4. Что такое социальные сферы общества?

Темы докладов, рефератов, сообщений:

1. Социальная среда, как предмет социологического анализа.

2. Социологические концепции развития современного общества.

3. Культурная среда современного города.

Литература:

1. Барков С.А. Социология организаций / С.А. Барков. – М.: Изд. МГУ, 2004. – 288 с.

2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. – М.: Культурная революция, Республика, 2006. – 269 с.

3. Большой толковый социологический словарь: В 2-х тт. / Дэвид Джерри, Джулия Джерри. – М.: Вече АСТ, 1999. – С. 462.

4. Волков Ю.Е. Социальная система как объект социального анализа. // СОЦИС, 2009. – №9. – 119 с.

5. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Едиториал УРСС., 2005. – 632 с.

6. Горшков М.К.Российское общество в социологическом измерении. // СОЦИС, 2009. – №3. – С. – 15.

7. Тихонов А.Р. Российское общество как новая реальность и метапроект отечественной социологии. // СОЦИС. – 2009. – №12. – С. 16

 

Тема 6. Личность и общество

ПЛАН

1. Личность и общество, их взаимоотношения и взаимодействия.

2. Сущность, структура и типология личности.

3. Ценности и ценностные ориентации личности.

Методические рекомендации:

Раскрывая тему необходимо раскрыть понятия: индивид, личность, гражданин. Охарактеризуйте различные концепции: Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса, Ж. Бодрийяра, З. Фрейда. Как, по-вашему, чем объясняет З. Фрейд агрессивность человека, как решает вопрос о соотношении в личности биологического и социального начал.

Назовите три компонента современной концепции структуры личности, охарактеризовав сущность и место в ней памяти, культуры и деятельности. Дайте определение следующим понятиям: социализация личности, девиантное и делинквентное поведение личности, её ролевая и статусная позиция.

Вопросы для самоконтроля

1. Как вы понимаете термин - саморегуляция личности?

2. Как Вы понимаете роль личности в истории?

3. В чем социальный смысл «отчуждения»? Возможно ли оно в современных социокультурных условиях?

Темы докладов, рефератов, сообщений:

1. Смысл жизни как проблема социологии личности;

2. Гармонизация интересов личности и общества.

3. Концепция человеческого потенциала.

Литература:

1. Абдикерова Г.О.Европейская ментальность как основа создания интеллектуальной модели социализации личности. // СОЦИС, 2009. – №9 – С. 42-47.

2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. – М.: Культурная революция, Республика, 2006. – 269 с.

3. Большой толковый социологический словарь: В 2-х тт. / Дэвид Джерри, Джулия Джерри. – М.: Вече АСТ, 1999. – С. 462.

4. Глинский Я.И. Социология девиантности (новеллы и перспективы). // СОЦИС, 2009. – №8. – С. 70.

5. Сергейчик С. И. Парадоксальные аспекты гражданской социализации молодежи в условиях модернизации российского общества / С. И. Сергейчик // Гражданин и право, 2006. – № 3.

6. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. – М.: Республика, 1992. – 430 с.

Тема 7. Социальная структура и мобильность общества

ПЛАН

1. Понятие и сущность социальной стратификации.

2. К. Маркс, его модель общества. П.А. Сорокин о теории стратификации.

3. Социальное расслоение и социальная дифференциация: общее и различное.

Методические рекомендации:

Раскрывая данную тему, дайте определение социальной структуре общества. Расскажите об эволюции идей стратификации. Сделайте упор на К. Маркса - основоположника социальной стратификации общества. Необходимо рассказать о социальных связях между людьми как естественной основе формирования стратификационных процессов.

Раскрывая понятие «страты», объясните, как она образуется, указав на значение статуса и роли социального слоя. Расскажите о динамике стратификационных процессов и социальной мобильности. Как влияет статус и роль на динамику социальной мобильности.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте многомерный подход к анализу расслоения общества. Расскажите об основных концепциях классовой структуры общества.

2. Есть ли разница между понятиями статус и роль и в чём она проявляется? Как вы понимаете несовпадение статусов?

3. Как вы понимаете определения – «вертикальная и горизонтальная» мобильность, приведите примеры.

Темы докладов, рефератов, сообщений:

1. Социальный слой и особенности его исследования.

2. Изменение социальной структуры общества в условиях рыночной экономики.

Литература:

1. Аврамова Е.М. Направления вертикальной мобильности молодых специалистов. // ОНС. – 2009. – №6. – С. 108.

2. Волков Ю.Г. Социология: учеб. / Ю.Г. Волков. Под ред. В.И. Добренькова – 5-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 571 с.

3. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. / Э. Гидденс. – М.: Академический проект, 2005. – 528 с.

4. Здравомыслов А.Г. Социология: Теория, история, практика / А.Г. Здравомыслов. – М.: Наука, 2008. – 382 с.

5. Вебер М. Образ общества. Пер. с нем. / М. Вебер. – М.: Юрист, 1994 – 704 с.

6. Косова Л.Б. Нереализованные возможности: механизмы мобильности в советском и постсоветском обществе. // ОНС (Общественные науки и современность). – 2009. – №6. – С. 96.

7. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. – М.: Аспект Пресс. 1998. – 270 с.

8. Симонян Р.Х.Средний класс: социальный миф или реальность? // СОЦИС, 2009. – №1. – С. 55.

9. Сорокин П.А. Социальная мобильность / П.А. Сорокин. – М. Academia: LVS, 2005 – 588 с.

 

ПЛАН

1. Роль социальных институтов в обеспечении относительной устойчивости социальных связей и отношений в обществе.

2. Значение социальных интересов как основы формирования социальных связей и отношений. Формирование устойчивых социальных отношений как базиса социальных институтов.

3. Роль социальной системы в формировании социальных организаций. Социальные организации как инструмент решения общественных задач в обществе.

Методические рекомендации:

Раскрывая социальные институты и социальные организации, дайте им общую характеристику. Определите значение социальных организаций для общества и государства. Раскройте понятия – бюрократия, стагнация, инверсия (противоположность), конфликт. Роль государства в устранении этих проявления в обществе.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите социальные институты, раскройте их.

2. Раскройте понятие – социальные организации, назовите их. Каковы их цели для общества и государства?

3. Что вкладывается в понятие – управление, организация, регулирование?

Темы докладов, рефератов, сообщений:

1. Особенности функционирования социальных институтов в России.

2. Политическая система России как регулятор социальной жизни.

Литература:

1. Волков Ю. Г. Социология: учебник. / Под ред. В. И. Добренькова - 5-е изд. / Ю. Г. Волков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 571 с.

2. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко. – М.: Изд. ПБОЮЛ, 2008. – 536 с.

3. Полтавская Е.И. Понятие «социальный институт». // СОЦИС, 2009. – №3. – С. 68

4. Растем вместе с Москвой. Социальная поддержка семей с детьми в г. Москве. – М. 2007. Прав. Москвы. Московская городская Дума.

5. Сорокин П.А. Человек. Общество. Цивилизация / П.А. Сорокин. – М.: Политиздат, 1992. – 543 с.

6. Тихонов А.Р. Российское общество как новая реальность и метапроект отечественной социологии. // СОЦИС, 2009. – №12. – С. 16.

Тема 9. Социология семьи

ПЛАН

1. Роль социального института семьи в процессе общественного развития.

2. Социокультурная модернизация общества, её отражение на современной российской семье.

3. Современные проблемы семьи как необходимое условие эффективного решения задач государственной семейной политики.

Методические рекомендации:

Раскрывая роль социального института семьи, расскажите о его эволюции в процессе общественного развития. Определите первичность брака или семьи. Расскажите об этапах формирования семьи как малой группы и ячейки общества. Раскройте роль государственной семейной политики в эволюции развития социального института семьи. Назовите учёных, которые обращались и сегодня обращаются к данной проблеме?

Вопросы для самоконтроля

1. Способен ли сегодня социальный институт семьи гарантировать человеку стабильность в быстро меняющемся, нестабильном мире?

2. В чем вы видите объективную взаимосвязь социальной и семейной политики, а в чем различия? Какова цель семейной политики?

3. Какова на сегодняшний день брачность и рождаемость в России? Расскажите о социальной поддержке государства молодым семьям.

4. Есть ли сегодня беспризорность и безнадзорность, и как с нею борются?

Темы докладов, рефератов, сообщений:

1. Проблемы семьи в России, в период разрушения индустриального и перехода к постиндустриальному обществу.

2. Современные исследования по изучению психологических и социальных функций полоролевых стереотипов.

3. Молодежь постсоветской эпохи, взрыв социальных ожиданий.

Литература:

1. Данилова С.С. Одинокое материнство в общественном мнении. // СОЦИС, 2009. – №5. – С. 138.

2. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека. Фактор семьи. // ОНС, 2008. – №3. – С. 52.

3. Вишневский А. Демографическая модернизация России 2 изд / А. Вишневский, Новое издательство. – М. 2006. – 601 с.

4. Дружинин В.Н. Психология семьи (3-е изд.) / В.Н Дружинин. Изд.: Питер, 2005. – 176 с.

5. Климова С.В. Социальный феномен любви. // СОЦИС, 2009. – №9. – С. 79.

6. Лежнина Ю.П. Семья в ценностных ориентациях. // СОЦИС, 2009. – №12. – С. 69.

7. Семейный кодекс РФ. М., 2006 г.

ПЛАН

1. «Культура» как совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества.

2. Культура как способ функционирования общества.

3. Разновидности культуры, формы культуры.

Методические рекомендации:

Раскройте понятие «культура» как способ функционирования общества. Назовите разновидности культуры. Охарактеризуйте материальную и духовную культуру. Расскажите о взаимосвязи и о взаимозависимости культуры, науки и образования. Как вы объясните понятие – разрыв гуманитарного и технического знания. Раскройте понятия субкультура и контркультура.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте понятие – механизм передачи социального опыта от одного поколения к другому.

2. Как вы понимаете структурные элементы культурной деятельности людей: коммуникативные, семантические, нормативно-эталонные, информационные и другие.

3. Объясните понятие – культурная революция.

Темы докладов, рефератов, сообщений:

1. Типы культурной динамики в процессе исторического и социального развития общества.

2. Формы культурной динамики (циклические, волновые).

3. Разрыв гуманитарного и технического знания.

Литература:

1. Ирхин Ю.В. Социология культуры / Ю.В. Ирхин. – М.: Изд. «Экзаме», 2006. №4. – С. 22-40.

2. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий // СОЦИС, 2006. – №6. – С. 37-46.

3. Михайлова Л.И. Социология культуры / Л.И. Михайлова. – М.: Изд. «Дом Дашкова», 2006. – 396 с.

4. Осипов А.М. Социология образования / А.М. Осипов, В.А. Тумалеев. – Ростов – на Дону. Изд. «Феникс», 2005 – 593 с.

5. Щендрик А.И. Социология культуры / А.И. Щендрик. – М.: Изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 171 с.

Тема 11. Образование как социальный институт

ПЛАН

1. Образование как механизм передачи социального опыта поколений.

2. Эволюция образования от религиозного обучения к модернизации современной образовательной системы.

3. Роль Болонского процесса в современной России. Гуманитарная компонента как элемент общечеловеческой культуры.

Методические рекомендации:

Рассматривая образование как социальный институт, расскажите о его эволюции в процессе общественного развития. Раскройте роль образования для человека. Рассмотрите образование в современном мире, его влиянии на статус и роль. Приведите примеры выступлений учёных и политиков относительно Болонского процесса. Дайте собственную оценку современному образовательному процессу.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте взаимосвязь семьи и школы на современном этапе развития общества и государства.

2. Расскажите о влиянии глобализации на образование и модернизации всей системы образования.

3. Как в столь сложном формирующемся мире рыночной экономики сформировать будущее гуманное поколение?

Темы докладов, рефератов, сообщений:

1. Болонский процесс, влияние на современное российское образование.

2. Семья и школа – трудности диалога.

3. Здоровье и развивающийся интеллект.

 

Литература:

1. Байденко В.И. Болонский процесс: Курс лекций / В.И. Байденко. – М.: Логос, 2004. – 207 с.

2. Бирич И.А. «Синергетические задачи образования» // Философские Науки – Спецвыпуск 1. / 2010. – М.: Гуманитарий. 2010. – 160 с.

3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Борийяр. – М.: Изд. Культурная революция, Респуб., 2006. – 269 с.

4. Миронов В.В. Россия в глобальном мире: Отечественное образование и Болонский процесс / В.В. Миронов // Здравый смысл. – 2007. – № 2. – С. 43.

5. Сорос Д. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. Пер. с англ. К. Умрихиной, М. З. Штернгарца. – М.: ИНФРА-М 1999. – 262 с.

6. Осадчая Г.И. Заметки о социологии образования в России: рефлексия новых требований. // СОЦИС, 2009. – №2. – С. 102.

7. Чернозуб С.П. Академическая самоорганизация студентов в контексте идеи «российской модели образования». // ОНС, 2010. – №1. – С. 78.

ПЛАН

1. Социально-территориальные общности, их признаки и свойства; понятия - этнос, народ, нация.

2. Самоопределение народов и межэтническая интеграция.

3. Взаимосвязь этнических, политических и социально-экономических процессов.

Методические рекомендации:

Раскрывая данную тему, определите понятие социально-территориальной общности. Ссылаясь на исторические факты, развитие промышленного производства и НТР расскажите о формировании социальной системы и её эволюции.

Рассуждая на данную тему, проиллюстрируйте национально0-этрические общности, а также роль национального самосознания людей в формировании государств. Подумайте над этнической целостностью, и на примере СССР покажите солидарность людей различных этнических общностей и меньшинств.

Раскройте религиозный аспект в межэтнических конфликтах. Покажите роль этноэлиты в формировании идеологии этноцентризма.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое этническая целостность?

2. Какова роль исторической памяти в межнациональном взаимодействии социально-территориальных и национальных общностей?

3. Раскройте проблемы этноса в межнациональных отношениях.

4. Как вы понимаете термины: «этноэлита», «этноконкурентность», «этноконфликт»?

5. Раскройте понятия: «национализм», «интернационализм», «патриотизм».

Темы докладов, рефератов, сообщений:

1. Особенности национального вопроса в России.

2. Современные тенденции в развитии национальных отношений.

3. Межнациональные конфликты в СНГ и России: причины и следствия.

Литература:

1. Гумилев Л. Н., Иванов К. Н. Этнические процессы: два подхода к изучению / Л. Н. Гумилев, К. Н. Иванов // Социс, 1992. – № 1.

2. Дмитриев А.В., Пядухов Г.А. Мигранты и работодатели: взаимодействия в конфликтогенном пространстве//СГЗ., 2005. – №6. – С. 33-52.

3. Здравомыслов А.Г., Матвеев С.Я. Межнациональные конфликты в России / А.Г Здравомыслов, С.Я. Матвеев // Общественные науки и современность, 1996. – № 2. – С.150-157;

4. Калинин К.О. Русский национализм (сравнительный анализ 1995 и 2003 гг.) // ОНС., 2008. – №3. – С. 64.

5. Ленин В. И. Критические заметки по национальному вопросу // Полн. собр. Соч., Т.24. – 294-306 с.

6. Штомпка П. Социология: Анализ современного общества (перевод с польского) / П. Штомпка. – М: Логос, 2005. – 664 с.

ПЛАН

1. Мировое сообщество и мировая система; глобальные процессы мирового сообщества.

2. Социальные изменения при переходе к постиндустриальному обществу.

3. Россия в мировом сообществе

Методические рекомендации:

Раскрывая тему, дайте определение следующим терминам: «доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество» «информационное общество», «процессы глобализации».

Рассмотрев выше изложенный материал, необходимо раскрыть глобальные проблемы мирового сообщества. Данная проблема касается: политики, демографии, экономики и экологии, культуры, семьи и образования, коммуникативных технологий, мирового сообщества. Процессы глобализации можно рассмотреть в сравнительной характеристике стран: Европы, Азии, России. Отдельно можно рассмотреть развивающиеся страны третьего мира на современном этапе, развивающиеся страны и страны с развитой экономикой (Япония, США).

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте понятие глобализации, каковы причины её появления?

2. Влияет ли информационное общество на глобальные мировые процессы? Каким образом это происходит?

3. Приведите примеры проблем экологического и экономического характера в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. Расскажите об их колониальном или полуколониальном прошлом, многоукладности экономики, социальном напряжении, зависимости от стран с развитой рыночной экономикой, в особенности от иностранных кредитов.

Темы рефератов:

1. Проблема межнациональных отношений на современном этапе.

2. Влияние западных и восточных культур на Россию и российских граждан.

3. Россия – путь её развития на современном этапе.

Литература:

1. Авксентьев В.А., Аксюмов Б.В., Хоц А.Ю. Конфликт цивилизаций: Proekt contra (мнение экспертов)//СОЦИС, 2009. – №4. – С. 73.

2. Бессонова О.Э. Россия и Запад: образ будущего с позиции общей теории институциональных трансформаций. // ОНС., 2008. – №4. – С. 86

3. Итоги // www/ itogi.ru/.

4. Калаков Н.И. Глобалистика и прогностика как междисциплинарная наука. Монография / Н.И. Калаков. – М.: Аспект пресс, 2007. – 335с.

5. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. Монография / А.Н. Чумаков. – М.: Проспект, 2009. – 428 с.

6. Сидорова Т.Ю. Феномен свободы в условиях глобализации. / Т.Ю. Сидорова, Т.Л. Поленников, В.П. Филатов и др. – М.: РГГУ, 2008. – 410с.

7. 7 дней // www.7days.ru.

8. Штомпка П. Социология: Анализ современного общества (перевод с польского) / П. Штомпка. – М: Логос, 2005. – 664 с.

9. Бергер П. Многоликая глобализация. Культурное многообразие в современном мире. / Под ред. П. Бергера, С. Хантингтона и др. – М.: Пресс-Инфо, 2004. – С. 24.

ПЛАН

1. Теоретико-методологические основы социологического исследования.

2. Программа, этапы и организация социологического исследования.

3. Обработка и использование социологического исследования.

Методические рекомендации:

Раскрывая данную тему, вы должны представлять, какие бывают социологические исследования; назовите их. Рассказывая о каждом виде социологического исследования, необходимо связывать теоретическую и практическую его часть. Знать для каких респондентов оно проводится, с какой целью, какое количество респондентов опрашивается. Соответственно надо раскрыть сам ход проведения социологического исследования.

Вопросы для самоконтроля

1. Виды социологических исследований: разведывательные, описательные, аналитические;

2. Программа социологического исследования, её цель и задачи, поставленная гипотеза;

3. Виды социологического опроса. Анализ документов.

Тема реферата:

1. Социологические исследования как важнейшее средство изучения общества и общественных отношений.

Литература:

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: Инфра-М, 2007 – 624 с.

2. Кравченко С.А. Динамика социологического мышления и воображения. // СОЦИС, 2009. – №8. – С. 14.

3. Мансуров В.А., Юрченко О.В. Социология профессий: история, методология и практика исследования. // СОЦИС, 2009. – №8. – С. 36

4. Пищулин Н.П. Философия и методология научного исследования / Н.П. Пищулин. – М.: МГПУ, 2003. – 91с.

5. Садмен С. Как люди отвечают на вопросы (пер. с англ.) / С. Садмен, Н. Бредбери, Н. Шварц и др. – М.: Институт Фонда Общественное мнение, 2003. – 304 с.

6. Ядов ВА. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социального. – М., 1998. – 596 с.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

1. Объект, предмет, методы и функции социологии как науки.

2. Основные идеи основателя социологии О. Конта.

3. Классические социологические школы Запада, их представители.

4. Российская школа социологии: направления, представители.

5. Марксистская социология: направления, представители.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.169.91 (0.256 с.)