Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Основные направления западной социологии XVIII - XX векаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ПЛАН 1. Социально-экономические, социокультурные и научные предпосылки появления социологии как самостоятельной науки. Основоположники позитивистской социологии А. Сен-Симон, О. Конт, Г. Спенсер. 2. Социологическая концепция эмпириков Т. Гоббса, Д. Локка Э. Дюркгейма, М. Вебера и других. 3. Социологическая система К. Маркса. Методические рекомендации: Покажите преемственность взглядов социалистов-утопистов и других мыслителей Западных социологических школ; Следует особо отметить социологическую концепцию О. Конта, сущность эволюционизма Г. Спенсера, концепции общественного договора Г. Гоббса, Д. Локка, социологии Э. Дюркгейма и М. Вебера; рассмотрите социологические школы Запада. Вопросы для самоконтроля 1. Раскройте методологические принципы социологии О. Конта: натурализм, эволюционизм, позитивизм. Как вы понимаете термин социальная статика и социальная динамика? 2. Формальная социология в концепции Г. Зиммеля; Концептуальные подходы к обществу Э. Дюркгейма. 3. Источники и исходные принципы социологической теории М. Вебера. 4. Источники марксизма как социологического учения. Темы докладов, рефератов, сообщений: 1. Концепция общественного договора, её связь с теорией естественного права и представлением о человеке как «Робинзоне». 2. Марксистская концепция социологии. Литература: 1. Васильев В.А. Сократ о благе и добродетели / В.А Васильев // Социально-гуманитарные знания, 2004. – № 1 – С. 276-290. 2. Вебер М. Избранное. Образ общества. Пер. с нем. / М. Вебер. – М.: Юрист, 1994. – 704 с. 3. Кравченко С.А. Куда идет развитие мировой социологии / С.А. Кравченко // Социс. – М. 2007. – №1. – С. 6 – 12. 4. Красин Ю.А. Социальное неравенство в политическом измерении / Ю.А. Красин // Свободная мысль, 2006. – № 2. – C. 32-45. 5. История социологии в Западной Европе и США. / Под ред. Осипова Г.В. / Г.В. Осипов. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – 576 с. 6. Маркс К. К критике политической экономии (предисловие) // К. Маркс, Ф. Энгельс Собр. Соч. 2 изд. – Т.1. – С. 544-571. 7. Романовский Н.В. О современном этапе развития социологии / Н.В. Романовский // Социс, 2007. – №5. Тема 4. Развитие социологии в России ПЛАН 1. Становление и развитие социальных учений в России. 2. Основные социологические направления XIX – начала ХХ века. 3. Марксистская социология: направления, представители. Методические рекомендации: Расскажите о становлении русской социологии XIX – начала XX века. Раскройте социологические аспекты противостояния западников и славянофилов. Как вы понимаете становление позитивистского направления в русской социологии. Что послужило проблеме революционного изменения общества? Охарактеризуйте русских марксистов. Вопросы для самоконтроля 1. Раскройте развитие социологии в период становления русской социологии XIX – начала XX века; 2. Социологические мотивы в творчестве Н.Г. Чернышевского, его социальный проект для России в романе «Что делать?» 3. Осмысление общественных тенденций А.И. Герценом. 4. Раскройте понятия – легальный и ортодоксальный марксизм; назовите их представителей. Темы докладов, рефератов, сообщений: 1. Развитие социологии в условиях реформирования российского общества. 2. «Образ России» в современных социологических исследованиях. Литература: 1. Бердяев Н.А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX в. и начала ХХ века. Судьба России / Н.А. Бердяев. – М.: Наука, 1990. 2. Делягин Создание российской цивилизации / М. Делягин // Свободная мысль. 2006. – № 2. 3. Кокарев А.С. Проблемы общества и государства в социологии Б.Н. Чичерина и М. Вебера. // СОЦИС. – 2009. – №2. – С. 128 4. Осипов Г.В. Социология в России. Как это было на самом деле / Г.В. Осипов // Социс, 2008. – № 7. – С. 4-17. 5. Осипов Г.В. Отечественная социология: история и современность. // СОЦИС. – 2009. – №3. – С. 8. 6. Соколов М.М.Российская социология на международном и российском рынке идей (наукометрический анализ). // СОЦИС, 2009. – №1 – 144 с. Тема 5. Общество как социокультурная система ПЛАН 1. Общество как изменяющаяся социальная реальность. Развитие общества как закономерный естественноисторический процесс. 2. Понятие общества и его основных сфер. 3. Формы глобальных социокультурных изменений. Основные концепции развития современного общества. Место России в мировом сообществе. Методические рекомендации: Раскрывая данную тему необходимо рассказать об обществе как системе в целом. Дать определение понятия общества в широком и узком его значении. Расскажите об обществе как изменяющейся социальной реальности. Как вы понимаете термины общественный прогресс, регресс общества. Раскрывая взаимосвязи и взаимодействия людей в современном мире, необходимо раскрыть понятие – мировое сообщество. Рассказывая о глобализации социальных и культурных процессов общества, необходимо подчеркнуть значимую роль России в современном мире. Вопросы для самоконтроля 1. Что вы понимаете под современным обществом? 2. Как вы понимаете термин «урбанизация» и «индустриализация»? 3. Что вы понимаете под термином «цивилизационный подход» к пониманию общества? Назовите типы обществ? 4. Что такое социальные сферы общества? Темы докладов, рефератов, сообщений: 1. Социальная среда, как предмет социологического анализа. 2. Социологические концепции развития современного общества. 3. Культурная среда современного города. Литература: 1. Барков С.А. Социология организаций / С.А. Барков. – М.: Изд. МГУ, 2004. – 288 с. 2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. – М.: Культурная революция, Республика, 2006. – 269 с. 3. Большой толковый социологический словарь: В 2-х тт. / Дэвид Джерри, Джулия Джерри. – М.: Вече АСТ, 1999. – С. 462. 4. Волков Ю.Е. Социальная система как объект социального анализа. // СОЦИС, 2009. – №9. – 119 с. 5. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Едиториал УРСС., 2005. – 632 с. 6. Горшков М.К.Российское общество в социологическом измерении. // СОЦИС, 2009. – №3. – С. – 15. 7. Тихонов А.Р. Российское общество как новая реальность и метапроект отечественной социологии. // СОЦИС. – 2009. – №12. – С. 16
Тема 6. Личность и общество ПЛАН 1. Личность и общество, их взаимоотношения и взаимодействия. 2. Сущность, структура и типология личности. 3. Ценности и ценностные ориентации личности. Методические рекомендации: Раскрывая тему необходимо раскрыть понятия: индивид, личность, гражданин. Охарактеризуйте различные концепции: Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса, Ж. Бодрийяра, З. Фрейда. Как, по-вашему, чем объясняет З. Фрейд агрессивность человека, как решает вопрос о соотношении в личности биологического и социального начал. Назовите три компонента современной концепции структуры личности, охарактеризовав сущность и место в ней памяти, культуры и деятельности. Дайте определение следующим понятиям: социализация личности, девиантное и делинквентное поведение личности, её ролевая и статусная позиция. Вопросы для самоконтроля 1. Как вы понимаете термин - саморегуляция личности? 2. Как Вы понимаете роль личности в истории? 3. В чем социальный смысл «отчуждения»? Возможно ли оно в современных социокультурных условиях? Темы докладов, рефератов, сообщений: 1. Смысл жизни как проблема социологии личности; 2. Гармонизация интересов личности и общества. 3. Концепция человеческого потенциала. Литература: 1. Абдикерова Г.О.Европейская ментальность как основа создания интеллектуальной модели социализации личности. // СОЦИС, 2009. – №9 – С. 42-47. 2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. – М.: Культурная революция, Республика, 2006. – 269 с. 3. Большой толковый социологический словарь: В 2-х тт. / Дэвид Джерри, Джулия Джерри. – М.: Вече АСТ, 1999. – С. 462. 4. Глинский Я.И. Социология девиантности (новеллы и перспективы). // СОЦИС, 2009. – №8. – С. 70. 5. Сергейчик С. И. Парадоксальные аспекты гражданской социализации молодежи в условиях модернизации российского общества / С. И. Сергейчик // Гражданин и право, 2006. – № 3. 6. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. – М.: Республика, 1992. – 430 с. Тема 7. Социальная структура и мобильность общества ПЛАН 1. Понятие и сущность социальной стратификации. 2. К. Маркс, его модель общества. П.А. Сорокин о теории стратификации. 3. Социальное расслоение и социальная дифференциация: общее и различное. Методические рекомендации: Раскрывая данную тему, дайте определение социальной структуре общества. Расскажите об эволюции идей стратификации. Сделайте упор на К. Маркса - основоположника социальной стратификации общества. Необходимо рассказать о социальных связях между людьми как естественной основе формирования стратификационных процессов. Раскрывая понятие «страты», объясните, как она образуется, указав на значение статуса и роли социального слоя. Расскажите о динамике стратификационных процессов и социальной мобильности. Как влияет статус и роль на динамику социальной мобильности. Вопросы для самоконтроля 1. Раскройте многомерный подход к анализу расслоения общества. Расскажите об основных концепциях классовой структуры общества. 2. Есть ли разница между понятиями статус и роль и в чём она проявляется? Как вы понимаете несовпадение статусов? 3. Как вы понимаете определения – «вертикальная и горизонтальная» мобильность, приведите примеры. Темы докладов, рефератов, сообщений: 1. Социальный слой и особенности его исследования. 2. Изменение социальной структуры общества в условиях рыночной экономики. Литература: 1. Аврамова Е.М. Направления вертикальной мобильности молодых специалистов. // ОНС. – 2009. – №6. – С. 108. 2. Волков Ю.Г. Социология: учеб. / Ю.Г. Волков. Под ред. В.И. Добренькова – 5-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 571 с. 3. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. / Э. Гидденс. – М.: Академический проект, 2005. – 528 с. 4. Здравомыслов А.Г. Социология: Теория, история, практика / А.Г. Здравомыслов. – М.: Наука, 2008. – 382 с. 5. Вебер М. Образ общества. Пер. с нем. / М. Вебер. – М.: Юрист, 1994 – 704 с. 6. Косова Л.Б. Нереализованные возможности: механизмы мобильности в советском и постсоветском обществе. // ОНС (Общественные науки и современность). – 2009. – №6. – С. 96. 7. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. – М.: Аспект Пресс. 1998. – 270 с. 8. Симонян Р.Х.Средний класс: социальный миф или реальность? // СОЦИС, 2009. – №1. – С. 55. 9. Сорокин П.А. Социальная мобильность / П.А. Сорокин. – М. Academia: LVS, 2005 – 588 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.178 (0.008 с.) |