Синтетическая философия Г.Спенсера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синтетическая философия Г.Спенсера



(The Synthetic Philosophy by Herbert Spenser)

Глава Х1Х. Наведения социологии.

I. Что такое общество?

п.212. Общество есть некоторая сущность, ибо хотя оно и образовано из разъединенных единиц, однако на известную конкретность агрегата этих единиц указывает общая неизменность их группировки в занимаемой ими площади.

II. Общество как организм.

п.215.По мере того как общество растет, его части становятся несходными между собой: оно обнаруживает усложнение строения.

III. Рост общества.

п.224. Общества подобны живым телам, начинаются в форе зародышей и они берут начало из таких масс, величина которых совершенно ничтожна сравнительно с теми массами, до которых некоторые из них доходят.

IV. Социальные строения.

п.228. У общества, как и у живых существ, возрастание массы обыкновенно сопровождается возрастанием строения.

V. Общественные отправления.

п. 235.По мере прогресса эволюции и консенсуса отправлений у социального организма становится теснее.

VI. Система органов.

п.237а. Индивидуальные и социальные организмы начинают развитие одинаковым образом.

VII. Система питания, VIII. Распределительная система, XIX. Регулятивная система, X.Общественные типы и Конституции, XI. Общественные Метаморфозы.

XII. Обзор и Ограничения.

п.266. Кто изберет предметом специального изучения аналогию между индивидуальной организацией и организацией общественной, тот может продолжить свое исследование далеко и по различным направлениям.

Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика, исследование смены основных систем искусств, знания, этики, права и социальных отношений в 4-х томах (Social and cultural dynamics. A study of change in social systems of art, truth, ethics, law and relationships, 1937.

Часть I. Введение, в котором дается определение базисных понятий «культурная интеграция», «система культур: идеалистическая, чувственная, идеалистическая и смешанная», «социальный прогресс», «социокультурные флуктации (отклонения от среднего)».

Части II-IV. Флуктации четырех систем культуры в сфере искусства, этики и права.

Часть V. Флуктации в сфере общественных отношений («исторический процесс,- отмечал П.А. Сорокин, - напоминает мне человека, который вращается в разных направлениях без определенной цели или пункта назначения» (т.3, стр.333).

Части VI-VII. Флуктации в сфере войны, международных конфликтов, межгрупповых отношений.

Часть VIII. Культура, личность, поведение. Кризис ХХ века.

Часть IX. Почему и как происходит исторический процесс.

Всякая великая культура, считал П.А. Сорокин, - есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство…, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную ценность.

Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии и религии, этики и права, ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления (менталитета)- все они по-своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность (т.3, стр. 429).

Ответ:

1. Г.Спенсер в эволюции общества усматривал аналогию с развитием живого организма, а П.Сорокин рассматривал развитие социума как сложный прогресс развития «социокультурных ценностей».

2. Общность указанных концепций заключается в признании эволюции развития общества.

Диагностирование результата выполнения задания:

· каждый верный ответ оценивается 5 баллами

· общий результат- 10 баллов, нормой можно считать 70% освоения учебного материала, т.е. если выполнено задание на 7 баллов

Задание по теме: Личность и общество

Прочитайте текст и выполните следующее задание:

1. Найдите в тексте и выпишите два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.

2. Ученые называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других понятия, которыми автор характеризует общество как систему.

3. Автор считает, что «более или менее нормальное бытие и развитие людей» возможно только в обществе. Подтвердите его мнение тремя аргументами, используя текст и знание курса.

4. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три доказательства того, что в основе общества «в конечном счете лежит человеческий труд».

Текст

Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и веко­вая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения, и как взаимоотношения людей друг с другом и с природой...

Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, то есть все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов…

Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельным людьми... Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного периода многообразных связей, в основе которых, в конечном счете, лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе – производственные, экономические, социальные отношения, которые включают в себя классовые, национальные, семейные, политические отношения. И духовная сфера жизни общества – философия, наука, религия искусство.

Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей как общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка...

Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей...[1]

 

 

Ответы на Задание 1 по теме: Личность и общество

  1. Найдите в тексте и выпишите два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества. «люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа»
«производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества -наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.»
2. Ученые называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему. - живая система - целостная система -самоорганизованная система
3. Автор считает, что «более или менее нормальное бытие и развитие людей» возможно только в обществе. Подтвердите его мнение тремя аргументами, используя текст и знание курса. - только в отношениях с другими людьми человек может раскрыть свои качества (социально значимые), отличающие его от животных - общество выполняет многочисленные функции, обеспечивающие выживание и относительно комфортное существование человека - только в обществе удовлетворяются социальные и духовные потребности человека
  4. Опираясь на содержание текста и знания общество­ведческого курса, приведите три доказательства того, что в основе общества «в конечном счете, лежит человеческий труд». - в процессе труда согласно теории эволюции предки человека приобретали и развивали свои человеческие качества - реализуются многие социальные и престижные потребности человека - удовлетворяются материальные потребности человека - формируется определенная социальная организация - формируются духовные институты

Диагностирование результата выполнения задания 1:

· верный ответ на вопрос № 1- оценивается 2 баллами

· верный ответ на вопрос №2- оценивается 3 баллами

· верный ответ на вопрос №3- оценивается 3 баллами

· верный ответ на вопрос №4- оценивается 5 баллами

· общий результат- 13 баллов, нормой можно считать 70% освоения учебного материала, т.е. если выполнено задание на 9 баллов

Задание по теме: Социальная структура и мобильность общества

Прочитайте текст и выполните следующее задание:

1. Дайте определение выделенным курсивом и пронумерованным понятиям.

2. Сформулируйте связь между процессом модернизации и возникновением этнического фундаментализма.

3. Величайшая в истории человеконенавистническая идеология и практика - нацизм постоянно апеллировал к добродетели людей, вставал на защиту традиционных ценностей. В чем причина этого кажущегося противоречия?

Текст

Вплоть до самого конца ХХ в. нацизм казался политическим анахронизмом, не способным пережить своего основателя. Действительно, расовые фантазии нацистов кажутся устаревшими, однако идеология (1), насаждавшая их, стала первым примером зловещей доктрины нового типа, основывавшей гражданские права населения - в том числе право на жизнь- на этнической идентичности, определяемой государством. Гитлер основал опирающуюся на консенсус диктатуру (2), не занимавшую «ни правый, ни левый» участок политического спектра,- политический ареал этой диктатуры был совершенно иного типа. Как и всякий фундаментализм, нацизм получил исходный импульс от сильного лидера и двигался далее, используя энергию народного гнева против коррупционной элиты (3), предавшей «простого человека».

Опираясь на порядком потрепанную доктрину расовой борьбы, нацистские администраторы и ученые создали новую политическую стратегию, которая отнюдь не погибла вместе с фюрером. Во второй половине ХХ в. вспышки этнических противоречий и возникновение популистского регионализма, вызванные крахом колониальных империй и распадом Советского Союза, явно указывает на то, что нацизм - не атавистический пережиток племенного сознания, но первая ласточка этнического фундаментализма, идеологии, которая набирает силу тогда, когда модернизация общества угрожает его традиционной системе ценностей. Всякий раз, когда политические лидеры начинают неумеренно восхвалять достоинства своего этноса (4), опасность возникновения расовой ненависти становится реальной. Пытаясь воспрепятствовать распространению универсального принципа прав человека, этнические фундаменталисты бьют в набат, возвещая об опасности, угрожающей этносу. Зло выступает здесь под маской беспримесного этнического блага. Заново укрепляя связи, которые могут в любого рода - религиозные, культурные, расовые, лингвистические, этнический фундаментализм объединяет политику и религию под знаменем защиты ценностей и традиций (5), которым якобы угрожает опасность.

В эпоху того, что оппоненты называют «моральной оттепелью», когда размываются и теряют силу привычные нравственные нормы, борьба между «добром и злом» переносится в политическую плоскость. Политические лидеры, будто бы воплощающие в себе общественные ценности прошлых веков, многим могут показаться маяками праведности в море греха. Хотя они разжигают ненависть против всех, кого считают этническими аутсайдерами - представителей сексуальных меньшинств, пацифистов, защитников прав человека и т.п., их страх перед моральной и физической «грязью» оказывается столь заразительным, что привлекает отнюдь не одних только маргиналов (6). Спустя десятилетия после краха нацизма этнический фундаментализм продолжает черпать силу в мечте об избранном общественном коллективе, в который входим только «мы» и в котором не место «им»[2].

Ответы на задание по теме: Социальная структура и мобильность

Общества

1.1. Идеология - система взглядов и идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты.

1.2. Диктатура - осуществление власти в государстве недемократическими методами.

1.3. Элита - избранная часть, верхушка общества, стоящая выше остальных людей, пользующаяся в обществе наибольшим статусом, обладающая интеллектуальным и моральным превосходством над массой.

1.4. Этнос - группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общим языком, культурой и самосознанием.

1.5. Традиции - исторически сложившееся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности и представления.

1.6. Маргинал - человек, находящийся вне своей социальной группы.

2. Этнический фундаментализм набирает силу тогда, когда модернизация общества угрожает традиционной системе ценностей. Заново укрепляя связи, которые могут в любого рода - религиозные, культурные, расовые, лингвистические, этнический фундаментализм объединяет политику и религию под знаменем защиты ценностей и традиций, которым якобы угрожает опасность.

3. Политические лидеры, будто бы воплощающие в себе общественные ценности прошлых веков, многим могут показаться маяками праведности в море греха. Хотя они разжигают ненависть против всех, кого считают этническими аутсайдерами - представителей сексуальных меньшинств, пацифистов, защитников прав человека и т.п., их страх перед моральной и физической «грязью» оказывается столь заразительным, что привлекает отнюдь не одних только маргиналов.

Диагностирование результата выполнения задания 9:

· верный ответ на вопрос № 1- оценивается 6 баллами

· верный ответ на вопрос №2- оценивается 2 баллами

· верный ответ на вопрос №3- оценивается 2 баллами

· общий результат- 10 баллов, нормой можно считать 70% освоения учебного материала, т.е. если выполнено задание на 7 баллов

Задание по теме: Социальные институты и социальные организации

Известный социолог Раймонд Арон считал, что европейское общество XIX в. определялось тремя крупнейшими мыслителями: Огюстом Контом, Карлом Марксом и де Токвилем.

Прочтите текст и ответьте на следующие вопросы:

1. Согласны ли вы с высказыванием Р. Арона? Если да, то, какие три политических направления общественного развития вытекают из данной концепции общества?

2. Применимы ли указанные направления общественной мысли для характеристики российского общества в 1861 и 1917 гг.?

Текст

По мнению О. Конта оно было индустриальным, Маркс называл его капиталистическим, а в глазах А. Токвиля оно было демократическим. Выбор прилагательного зависел от угла зрения, под которым рассматривалась действительность. Для Конта современное, или индустриальное, общество характеризовалось исчезновением феодальных и теологических структур. Основную проблему реформирования общества представлял консенсус. Речь шла о восстановлении единства религиозных и моральных убеждений, без которых ни одно общество не может быть устойчивым.

Наоборот, для Маркса основная проблема его времени вытекала из внутренних противоречий капиталистического общества. Этих противоречий было, по меньшей мере, два: противоречие между производительными силами и производственными отношениями и противоречия между общественными классами, обреченными на вражду вплоть до исчезновения частной собственности на средства производства.

Наконец, по мнению де А. Токвиля, современному ему обществу был свойствен демократический характер, что означало для него смягчение классовых и сословных различий, тенденцию к уравниванию общественного положения, а через определенное время даже экономического положения. Однако демократическое общество, призванное привести к равенству, могло стать (в зависимости от факторов) либеральным, т. е управляемым представительными учреждениями, сохраняющими интеллектуальные свободы, или даже, наоборот, при неблагоприятных второстепенных обстоятельствах - деспотичным[3].

Ответы на задание по теме: Социальные институты и социальные организации

1. да, консервативное, радикальное и либеральное

2. да, эти направления политической мысли имели место в России в 1861 и 1917 гг.

Диагностирование результата выполнения задания 10:

· верный ответ на вопрос № 1- оценивается 6 баллами

· верный ответ на вопрос №2- оценивается 8 баллами

· общий результат- 14 баллов, нормой можно считать 70% освоения учебного материала, т.е. если выполнено задание на 10 баллов

Контрольно-проверочные задания для студентов

Цель:

· анализ метапредметных образовательных результатов (социальную, информационно-коммуникативную, общекультурную, методологическую компетентность);

· освоение студентами способов деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства

Виды задания:

· на узнавание сведений, позволяющих распознать признаки понятия, характерные черты социального объекта или процесса;

· на запоминание, требующее воспроизведения существенных признаков, характерных черт, определений, понятий, явлений, социальных явлений и процессов

· на межпредметное обобщение, требующее знаний, умений и представлений на основе ассоциативных связей

Объект анализа результатов освоения курса:

· выявление уровня соответствия подготовки студентов требованиям образовательного стандарта;

· выявление полноты усвоения студентами обязательного минимума содержания курса социология;

· выявление уровня учебного материала в соответствии со степенью сложности познавательных задач, которые студенты могут решать.

 

Задания для самоконтроля студентов, пропустивших занятия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.037 с.)