ТОП 10:

Общество, его признаки. Типология обществ.



Типология обществ

Типология (от греч. tupoc – отпечаток, форма, образец и logoc – слово, учение) – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. В социологии сложилось несколько подходов к типологии обществ.

Одной из наиболее известных является типология, основанная на теории "трех волн" А. Тофлера. По мнению исследователя, человечество в своем развитии пережило три волны радикальных преобразований: 1) аграрную революцию, превратившую кочевников в крестьян; 2)индустриальную революцию, превратившую аграрное общество в индустриальное; 3)технологическую революцию, связанную с началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу. Третья волна радикальных преобразований должна привести кнепрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальной цивилизации. В соответствии с этой теорией А. Тофлер выделил три типа обществ: 1) традиционное (аграрное); 2) капиталистическое (индустриальное); 3) современное (информационное). Современное обществохарактеризуется: 1) готовностью и стремлением к развитию, изменению (14); 2) высоким уровнемсоциальной мобильности (4.4); 3) рыночным механизмом регулирования поведения индивида в обществе; 4) рациональным развитием, основанном на научных знаниях и информации; 5) доминированием в общественном мировоззрении критицизма, рационализма и индивидуализма; 6)отсутствием конкретных предписаний и запретов, эрозией морали и права.

 

 

Законы развития общества. Критерии социального процесса и регресса.

Философия марксизма, осн-я на установках философии эпохи просвещения, признавала возможность рационального познания объективных законов развития общест развития.

Марксизм признает объективный характер законов обществ развития и задача людей состоит лишь в познании этих законов. Существует проблема, если законы общ развития носят объективный характер, т.е. не должны зависить от воли и желаний людей, то как происходит развитие общества? Ежели законы природы появляются стихийно то законы общественного развития проявляются в сознательной деятельности людей и соц закономерности проявляются как тенденции.

Возможность прогресса определяется наличием конкретно — исторических условий. Эти условия могут способствовать ускорению прогресса или же тормозить его, а иногда и препятствовать ему.

Типы общественного прогресса:

Прогресс в антагонистических условиях (классовые, эксплуататорские общества) — тип прогресса одинаков для всех обществ и обусловлен господством частной собственности и эксплуатацией небольшой частью общества большинства. Происходит развитие одних сторон общественной структуры за счёт других.

Прогресс в частнособственнических формациях — совершается за счёт усиления эксплуатации народных масс.

Прогресс в феодальном обществе.

Прогресс в капиталистических условиях — «невидимые нити» капиталистической зависимости приковывают рабочего к капиталисту.

Прогресс в условиях социализма — ликвидация всякого антагонизма (исчезновение классовых сил, тормозящих прогресс), народные массы — ведущая сила общественного прогресса.

 

 

Основания социо –структурирования: экономическое, политическое, социо – культурные, этнические, религиозные, демографические и тд.

Функции семьи.

 

Функции семьи.. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» (Соловьев Н. Я., 1977). Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию поколения, подготовку новых членов общества.

Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечива­ется восстановление затраченных в труде физических сил.

Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребнос­тей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологичес­кой защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию чле­нов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребно­стей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Сексуально-эротическая функция — удовлетворение сексуально-эротиче­ских потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее чле­нов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачи­ваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и т. п.). Раз­вод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.

Нарушения функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятельно­сти, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенно­сти личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешатель­ство других членов семьи и т. д.).

 

Общество, его признаки. Типология обществ.

 

 

Общество – это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее собой целостный саморазвивающийся социальный организм. Первый признак общества — наличие территории как той экологической ниши, на которой происходит консолидация социальных связей. Территория — это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами. Многообразие климатических условий, природных ландшафтов, флоры, фауны и т.д. позволяет удовлетворить жизненные потребности людей, придать их жизнедеятельности свои неповторимые черты.

Второй признак общества — наличие социальной структуры, т.е. устойчивых социальных связей, которые способствуют поддержанию и воспроизводству высокой интенсивности внутренних социальных взаимодействий.

Так, на первых, ранних этапах истории человеческого общества поддержание его устойчивости достигалось главным образом за счет межличностного взаимодействия (узы родства, соседство), строящегося на эмоциональной, полу инстинктивной основе (взаимное влечение, привычка, страх, чувство поддержки). Такое общество называют общиной. На более поздних этапах развития общества этих принципов взаимодействия оказывается недостаточно, и главным стабилизирующим фактором становятся социальные структуры. Их роль выполняют социальные институты, социальные общности (профессиональные, классовые, имущественные и т.д.). Каждая структура регламентирует и воспроизводит определенные виды жизнедеятельности и взаимосвязи. Например, институт денег регулирует товарообмен, институт семьи — брачные отношения, социальные профессиональные общности поддерживают разделение труда. Все вместе они обеспечивают преемственность в обществе, без которой невозможно воспроизводство социальных связей.

Третий признак, общества — это его самодостаточность, т.е. то, что позволяет ему без вмешательства извне выполнять свое основное предназначение — предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей. Только в обществе человек может сделать социальную карьеру, приобрести необходимые знания и навыки, заниматься узкопрофессиональной деятельностью, имея при этом уверенность, что он всегда может удовлетворить свои потребности в пище, одежде, жилище и т.д. Это достигается за счет способности общества к саморегуляции, т.е. регулированию и управлению социальными процессами, институтами и организациями на основе норм и принципов, возникающих и существующих внутри него самого. Это обеспечивает автономность общества, т.е. способность создавать необходимые условия для саморазвития и самореализации индивидов в отсутствие внешних управляющих импульсов.

Четвертый признак — общность культуры, большой интегрирующей силы, которая социализирует каждое новое поколение людей, включает его в сложившуюся систему отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам. Это то, что создает в обществе и само общество как неповторимую атмосферу духовного единения, самоосознание принадлежности к нему через общность языка, происхождения, образцов поведения, моральных ценностей и т.д. Тем самым обеспечиваются преемственность и обновление в развитии самого общества. Примером таких духовных социальных феноменов, обладающих громадной интегрирующей силой, могут служить религиозные идеи, способствующие созданию и сохранению целых сообществ (например, христианская, мусульманская, буддийская, иудейская идеи), национальные идеи (русская идея, идеи, лежащие в основе возрождения коренных национальностей и т.д.), экономические идеи (реформа экономики) и т.д.

 

Типология обществ

Типология (от греч. tupoc – отпечаток, форма, образец и logoc – слово, учение) – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. В социологии сложилось несколько подходов к типологии обществ.

Одной из наиболее известных является типология, основанная на теории "трех волн" А. Тофлера. По мнению исследователя, человечество в своем развитии пережило три волны радикальных преобразований: 1) аграрную революцию, превратившую кочевников в крестьян; 2)индустриальную революцию, превратившую аграрное общество в индустриальное; 3)технологическую революцию, связанную с началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу. Третья волна радикальных преобразований должна привести кнепрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальной цивилизации. В соответствии с этой теорией А. Тофлер выделил три типа обществ: 1) традиционное (аграрное); 2) капиталистическое (индустриальное); 3) современное (информационное). Современное обществохарактеризуется: 1) готовностью и стремлением к развитию, изменению (14); 2) высоким уровнемсоциальной мобильности (4.4); 3) рыночным механизмом регулирования поведения индивида в обществе; 4) рациональным развитием, основанном на научных знаниях и информации; 5) доминированием в общественном мировоззрении критицизма, рационализма и индивидуализма; 6)отсутствием конкретных предписаний и запретов, эрозией морали и права.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.120.174 (0.005 с.)