Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Менеджмент во второй половине хх века↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Если представить себе историческое развитие менеджмента как процесс возникновения и практической реализации различных научных школ, то вторая половина ХХ века характеризуется становлением количественной школы науки управления, которая существует, совершенствуясь до настоящего времени. Эта школа привела к более глубокому пониманию сложных управленческих проблем благодаря использованию моделей сложных социальных объектов и процессов. Использование экономико-математических методов (линейное программирование, исследование операций, теория игр и т.п.) при подготовке принятия решений в некоторых случаях обеспечивали их оптимальность по определенным параметрам. Но большая часть экономико-математических моделей в качестве информационной основы используют экспертные оценки, которые не имеют абсолютной достоверности, а достоверны только с определенной вероятностью.
Этой школой было сделано многое для повышения обоснованности принимаемых управленческих решений. Математически решаются с достаточной степенью достоверности такие задачи, как [9]: · Определение плана выпуска нескольких изделий, требующих нескольких видов ограниченных ресурсов. Оптимизация по прибыли или по используемым ресурсам. · Оценка сбалансированности планов. Обеспечение сбалансированности планов · Оптимизация производственной программы по доходу · Минимизация себестоимости изделия для определенных производственных условий · Оптимизация маршрутов движения · Оптимизация сетевого графика выполнения крупных проектов · Рациональное распределение ресурсов · Составление межпродуктовых балансов · Оптимизация размещения заказов · Расчеты и оценка риска · Расчеты запасов сырья и материалов · Оптимальный раскрой материала · Составление календарных графиков, сменно-суточных заданий · Оптимизация загрузки ограниченного объема · Оптимизация очередности запуска партий деталей в обработку К количественной школе науки управления принято относить также системный подход, хотя, скорее всего, это – универсальный подход к менеджменту, которым в принципе можно было пользоваться не только в конце ХХ века, но и всегда. В основе системного подхода лежит системный анализ, который направлен на то, чтобы увидеть объект менеджмента – организацию – в единстве составляющих ее частей и их разновременной, крайне сложной динамики. К системному подходу относятся такие методы и концепции как построение деревьев целей и решений, программно-целевое управление, прогнозирование, бенчмаркинг. Во второй половине ХХ века в связи с впечатляющими успехами в развитии японской экономики и утверждениями японских менеджеров, что они владеют «управленческим сверхоружием», менеджмент как наука стал учитывать национальные особенности и строить национальные модели менеджмента. В настоящее время различаются американская, европейская и японская модели. Современный американский менеджмент базируется на постулатах классической школы, а также на следующих исторически сложившихся условиях: · Наличие развитого рынка продуктов и услуг, общества потребления · Индустриальный способ производства. Ремесленное производство в США не имело глубоких корней · Корпорация как основная форма предпринимательства (акционерные общества) · Индивидуализм как основа мировоззрения американца Японский менеджмент в большей степени ориентируется на человеческий фактор, но при этом личность должна подчиняться коллективу и подчинять свои интересы интересам организации. Японцы выше других ставят социальные потребности и возможности их удовлетворения. Вознаграждение за труд они воспринимают с позиций удовлетворения социальных потребностей (принадлежность к социальной группе, место в группе, внимание и уважение окружающих). Можно сказать, что японский менеджмент в целом больше тяготеет к школе человеческих отношений. Европейская модель менеджмента идеологически находится «посередине»: из классической школы европейцы в большей степени воспринимают идеи Файоля и Вебера, а из школы человеческих отношений в большей мере используются концепции «социального человека», социальной защищенности личности, учета ее интересов и ожиданий. На развитие менеджмента во второй половине ХХ века повлияли изменения в обществе. Мир менялся в результате научно-технического прогресса, повышались возможности качественного удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, возрастала степень гуманизации общества. Все это приводило к ориентации на интересы потребителя, изменился характер рынка: из рынка производителя он стал превращаться в рынок потребителя. Отсюда большое значение стало придаваться управлению качеством (TQM – Total Quality Management), маркетингу. Маркетинг превратился в важнейшую задачу менеджера, в возможность сформировать стратегию развития организации (стратегический менеджмент). Развитие IT-технологий позволило комплексно автоматизировать производство, что коренным образом изменило характер труда (ERP-cистемы, имитационное моделирование). Изменения в современном мире происходят настолько быстро, а воздействие внешней среды на организацию настолько велико, что очень многое стало зависеть от конкретного работника (менеджмент человеческих ресурсов). Достижения в технологии позволяют создавать и удовлетворять новые потребности, которые люди раньше не предъявляли (маркетинг-менеджмент). Ускорение научно-технического развития приводило к тому, что организации стали строить свою конкурентоспособность на инновациях, отсюда большое значение приобрел инновационный менеджмент. Специалисты последнего времени (их называют гуру менеджмента – устоявшийся термин в академических кругах) оказывают определенное влияние на теорию и практику менеджмента, хотя новые идеи и концепции в этой сфере науки и практической деятельности устаревают достаточно быстро. К признанным гуру менеджмента (гуру – в восточных религиях – учитель, тот, кому ученики внимают с почтением и чьи слова не подлежат сомнению) чаще всего относят следующих специалистов: · Питер Друкер. Автор многих современных идей в менеджменте: необходимость децентрализации, теория управления по целям, первичность стратегии и вторичность структуры · Майкл Портер. Специалист по конкурентной стратегии. Автор концепции «Пять факторов конкуренции» · Том Питерс. Автор концепции совершенной корпорации, в основе которой – страсть, лидерство, ценности и клиент. · Роберт Уотермен. Исследовал американские организации, которые ставят превыше всего не интересы акционеров, а интересы клиентов и сотрудников. Как следствие, такие фирмы имеют великолепные показатели на фондовом рынке. Автор концепции замены бюрократии адхократией. · Рассел Акофф. Автор, пожалуй, самой эффективной для менеджмента классификации систем. Показал, что современный менеджмент – это, чаще всего, управление дискретным хаосом · Игорь Ансофф. Специалист в области корпоративной стратегии, инструментария в области формирования корпоративной стратегии (матрица Ансоффа) · Брюс Хендерсон. Основатель Бостонской консультационной группы, автор инструментария стратегических построений: матрица БКГ, кривая опыта, управление портфелем. · Лейф Эдвинссон. Специалист в области интеллектуального капитала и экономики знаний · Майкл Хаммер. Один из авторов концепции реинжиниринга бизнес-процессов · Джеймс Чампи. Один из авторов концепции реинжиниринга бизнес-процессов · Ицхак Адизес. Автор концепций жизненного цикла организации и управленческих ролей · Ален Коэн. Специалист в области глобального лидерства и руководства · Дэвид Брэдфорд. Специалист в области организационного поведения, руководства и командной работы
Понятно, что этот список может быть субъективным и включение в него зависит от разных причин. Естественно, что только по прошествии определенного времени станет ясно, насколько весом вклад каждого из перечисленных специалистов в науку менеджмента. Менеджмент в своем развитии отвечает на вызовы времени. Контрольные вопросы: 1. В чем разница между менеджментом и социальным управлением? 2. Что такое первобытная демократия? 3. Что способствовало укреплению функции власти в первобытном обществе? 4. Когда и где появился первый учебник по менеджменту? 5. Какова роль цехов в средневековом менеджменте? 6. Почему система сословий или кастовая система позволяют экономить управленческие усилия? 7. В чем заключается концепция циклического развития организационных форм Н.Маккиавели? 8. Почему крупное машинное производство требует профессиональных менеджеров? 9. В чем «научность» научного менеджмента Ф.У.Тейлора? 10. В чем недостатки системы Тейлора? 11. Что такое НОТ? 12. Какие функции менеджмента выделил А.Файоль? 13. В чем заключаются принципы рациональной бюрократии? 14. В чем различие взглядов на организацию М.Вебера и Ч.Барнарда? 15. В чем значение для менеджмента трудов М.П.Фоллет? 16. В чем значение хоторнских экспериментов для развития менеджмента? 17. Назовите основные потребности по А Маслоу и интерпретируйте их для сотрудника организации. 18. Что такое теория Х и теория Y? 19. Что такое партисипативный менеджмент? 20. Охарактеризуйте национальные модели менеджмента (американская, японская, европейская).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 982; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.47.194 (0.013 с.) |