Менеджмент во второй половине хх века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Менеджмент во второй половине хх века



 

Если представить себе историческое развитие менеджмента как процесс возникновения и практической реализации различных научных школ, то вторая половина ХХ века характеризуется становлением количественной школы науки управления, которая существует, совершенствуясь до настоящего времени. Эта школа привела к более глубокому пониманию сложных управленческих проблем благодаря использованию моделей сложных социальных объектов и процессов. Использование экономико-математических методов (линейное программирование, исследование операций, теория игр и т.п.) при подготовке принятия решений в некоторых случаях обеспечивали их оптимальность по определенным параметрам. Но большая часть экономико-математических моделей в качестве информационной основы используют экспертные оценки, которые не имеют абсолютной достоверности, а достоверны только с определенной вероятностью.

 

 

Мудрые мысли! Математический аппарат не синоним научности, иначе астрология была бы царицей наук Питер Друкер, американский специалист по менеджменту Кто пытается нарисовать картину менеджмента одними лишь цифрами, так и останется любителем Джеймс Хейз, президент Американской ассоциации менеджеров  

 

 


Этой школой было сделано многое для повышения обоснованности принимаемых управленческих решений. Математически решаются с достаточной степенью достоверности такие задачи, как [9]:

· Определение плана выпуска нескольких изделий, требующих нескольких видов ограниченных ресурсов. Оптимизация по прибыли или по используемым ресурсам.

· Оценка сбалансированности планов. Обеспечение сбалансированности планов

· Оптимизация производственной программы по доходу

· Минимизация себестоимости изделия для определенных производственных условий

· Оптимизация маршрутов движения

· Оптимизация сетевого графика выполнения крупных проектов

· Рациональное распределение ресурсов

· Составление межпродуктовых балансов

· Оптимизация размещения заказов

· Расчеты и оценка риска

· Расчеты запасов сырья и материалов

· Оптимальный раскрой материала

· Составление календарных графиков, сменно-суточных заданий

· Оптимизация загрузки ограниченного объема

· Оптимизация очередности запуска партий деталей в обработку

К количественной школе науки управления принято относить также системный подход, хотя, скорее всего, это – универсальный подход к менеджменту, которым в принципе можно было пользоваться не только в конце ХХ века, но и всегда. В основе системного подхода лежит системный анализ, который направлен на то, чтобы увидеть объект менеджмента – организацию – в единстве составляющих ее частей и их разновременной, крайне сложной динамики. К системному подходу относятся такие методы и концепции как построение деревьев целей и решений, программно-целевое управление, прогнозирование, бенчмаркинг.

Во второй половине ХХ века в связи с впечатляющими успехами в развитии японской экономики и утверждениями японских менеджеров, что они владеют «управленческим сверхоружием», менеджмент как наука стал учитывать национальные особенности и строить национальные модели менеджмента. В настоящее время различаются американская, европейская и японская модели.

Современный американский менеджмент базируется на постулатах классической школы, а также на следующих исторически сложившихся условиях:

· Наличие развитого рынка продуктов и услуг, общества потребления

· Индустриальный способ производства. Ремесленное производство в США не имело глубоких корней

· Корпорация как основная форма предпринимательства (акционерные общества)

· Индивидуализм как основа мировоззрения американца

Японский менеджмент в большей степени ориентируется на человеческий фактор, но при этом личность должна подчиняться коллективу и подчинять свои интересы интересам организации. Японцы выше других ставят социальные потребности и возможности их удовлетворения. Вознаграждение за труд они воспринимают с позиций удовлетворения социальных потребностей (принадлежность к социальной группе, место в группе, внимание и уважение окружающих). Можно сказать, что японский менеджмент в целом больше тяготеет к школе человеческих отношений.

Европейская модель менеджмента идеологически находится «посередине»: из классической школы европейцы в большей степени воспринимают идеи Файоля и Вебера, а из школы человеческих отношений в большей мере используются концепции «социального человека», социальной защищенности личности, учета ее интересов и ожиданий.

На развитие менеджмента во второй половине ХХ века повлияли изменения в обществе. Мир менялся в результате научно-технического прогресса, повышались возможности качественного удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, возрастала степень гуманизации общества. Все это приводило к ориентации на интересы потребителя, изменился характер рынка: из рынка производителя он стал превращаться в рынок потребителя. Отсюда большое значение стало придаваться управлению качеством (TQM – Total Quality Management), маркетингу. Маркетинг превратился в важнейшую задачу менеджера, в возможность сформировать стратегию развития организации (стратегический менеджмент). Развитие IT-технологий позволило комплексно автоматизировать производство, что коренным образом изменило характер труда (ERP-cистемы, имитационное моделирование). Изменения в современном мире происходят настолько быстро, а воздействие внешней среды на организацию настолько велико, что очень многое стало зависеть от конкретного работника (менеджмент человеческих ресурсов). Достижения в технологии позволяют создавать и удовлетворять новые потребности, которые люди раньше не предъявляли (маркетинг-менеджмент). Ускорение научно-технического развития приводило к тому, что организации стали строить свою конкурентоспособность на инновациях, отсюда большое значение приобрел инновационный менеджмент.

Специалисты последнего времени (их называют гуру менеджмента – устоявшийся термин в академических кругах) оказывают определенное влияние на теорию и практику менеджмента, хотя новые идеи и концепции в этой сфере науки и практической деятельности устаревают достаточно быстро. К признанным гуру менеджмента (гуру – в восточных религиях – учитель, тот, кому ученики внимают с почтением и чьи слова не подлежат сомнению) чаще всего относят следующих специалистов:

· Питер Друкер. Автор многих современных идей в менеджменте: необходимость децентрализации, теория управления по целям, первичность стратегии и вторичность структуры

· Майкл Портер. Специалист по конкурентной стратегии. Автор концепции «Пять факторов конкуренции»

· Том Питерс. Автор концепции совершенной корпорации, в основе которой – страсть, лидерство, ценности и клиент.

· Роберт Уотермен. Исследовал американские организации, которые ставят превыше всего не интересы акционеров, а интересы клиентов и сотрудников. Как следствие, такие фирмы имеют великолепные показатели на фондовом рынке. Автор концепции замены бюрократии адхократией.

· Рассел Акофф. Автор, пожалуй, самой эффективной для менеджмента классификации систем. Показал, что современный менеджмент – это, чаще всего, управление дискретным хаосом

· Игорь Ансофф. Специалист в области корпоративной стратегии, инструментария в области формирования корпоративной стратегии (матрица Ансоффа)

· Брюс Хендерсон. Основатель Бостонской консультационной группы, автор инструментария стратегических построений: матрица БКГ, кривая опыта, управление портфелем.

· Лейф Эдвинссон. Специалист в области интеллектуального капитала и экономики знаний

· Майкл Хаммер. Один из авторов концепции реинжиниринга бизнес-процессов

· Джеймс Чампи. Один из авторов концепции реинжиниринга бизнес-процессов

· Ицхак Адизес. Автор концепций жизненного цикла организации и управленческих ролей

· Ален Коэн. Специалист в области глобального лидерства и руководства

· Дэвид Брэдфорд. Специалист в области организационного поведения, руководства и командной работы

 

Понятно, что этот список может быть субъективным и включение в него зависит от разных причин. Естественно, что только по прошествии определенного времени станет ясно, насколько весом вклад каждого из перечисленных специалистов в науку менеджмента.

Менеджмент в своем развитии отвечает на вызовы времени.

Контрольные вопросы:

1. В чем разница между менеджментом и социальным управлением?

2. Что такое первобытная демократия?

3. Что способствовало укреплению функции власти в первобытном обществе?

4. Когда и где появился первый учебник по менеджменту?

5. Какова роль цехов в средневековом менеджменте?

6. Почему система сословий или кастовая система позволяют экономить управленческие усилия?

7. В чем заключается концепция циклического развития организационных форм Н.Маккиавели?

8. Почему крупное машинное производство требует профессиональных менеджеров?

9. В чем «научность» научного менеджмента Ф.У.Тейлора?

10. В чем недостатки системы Тейлора?

11. Что такое НОТ?

12. Какие функции менеджмента выделил А.Файоль?

13. В чем заключаются принципы рациональной бюрократии?

14. В чем различие взглядов на организацию М.Вебера и Ч.Барнарда?

15. В чем значение для менеджмента трудов М.П.Фоллет?

16. В чем значение хоторнских экспериментов для развития менеджмента?

17. Назовите основные потребности по А Маслоу и интерпретируйте их для сотрудника организации.

18. Что такое теория Х и теория Y?

19. Что такое партисипативный менеджмент?

20. Охарактеризуйте национальные модели менеджмента (американская, японская, европейская).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 916; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.012 с.)