Периоды индивидуального развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периоды индивидуального развития



ИМ. П.Ф.ЛЕСГАФТА

 

М.С. Страдина

 

 

ВОЗРАСТНАЯ МОРФОЛОГИЯ

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Санкт-Петербург


УДК 611

 

Страдина, М.С. Возрастная морфология: Учебно-методическое пособие / М.С. Страдина. – СПб.: изд-во СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005 – 87 с.

 

Печатается по решению Редсовета СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта

 

Утверждено УМК СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. Прот. №1 от 05.09.05

 

 

В учебно-методическом пособии представлены данные о возрастной морфологии опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, регуляторных систем человека.

Пособие предназначено для студентов и преподавателей высших учебных заведений физической культуры.

 

 

Рецензент:

В.К. Верин – докт. мед. наук, профессор,

зав. каф. гистологии, цитологии и эмбриологии

СПбГМА им. И.И. Мечникова

 

 

© СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005

© Страдина М.С., 2005


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..  
ПЕРИОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ………...  
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ…………………………….  
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СКЕЛЕТА………………...  
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЛИНЫ ТЕЛА…………...  
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОПОРЦИЙ ТЕЛА…….  
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СОЕДИНЕНИЙ КОСТЕЙ….  
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СКЕЛЕТНЫХ МЫШЦ…..  
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СЕРДЦА И СОСУДОВ….  
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ………………………  
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ……………………………...  
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОРГАНОВ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ…………………...  
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ….  
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ……………………………………………………  
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ……………………………………………………  
СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………  

ВВЕДЕНИЕ

 

Возрастная морфология изучает изменения строения тела в связи с возрастом. Ее задачами являются выяснение закономерностей процессов роста и развития в связи с особенностями наследственности и среды и установление наиболее благоприятных периодов для формирования тех или иных качеств и свойств организма, обоснование допустимости физических нагрузок с учетом темпов развития.

Развитие организма включает в себя три тесно взаимосвязанных процесса:

Ø рост, т.е. увеличение числа клеток в результате их деления или увеличение размеров клеток, утративших способность к делению в постнатальном периоде (в скелетных мышцах, нервной ткани);

Ø дифференцирование, специализацию клеток, т.е. приобретение ими структур, обеспечивающих их специфическое функционирование;

Ø формообразование, т.е. качественные изменения – изменения общей формы и структуры как отдельных органов, так и организма в целом (морфогенез).

Ускорение роста тела замедляет процессы дифференцирования и формообразования, а активация последних замедляет рост и увеличение массы тела.

 

Методы исследования возрастной морфологии:

Ø антропометрический - измерение размеров тела и его частей. Его применяют для групп людей разного возраста, с последующей математической обработкой результатов и вычислением статистических показателей для каждой возрастной группы. Тем самым воссоздается усредненная картина процесса роста для исследуемой группы. Это – генерализующее исследование по горизонтали. В том случае, когда измерения предпринимают у одних и тех же людей через определенные промежутки времени в течение ряда лет, метод считают индивидуализирующим исследованием по вертикали. Горизонтальные исследования дают возможность установить нормативные ростовые показатели и границы нормы для каждого возраста. На основании вертикальных исследований можно выявить взаимосвязь морфологических и функциональных показателей:

Ø антропоскопический - описание признаков биологического возраста. При этом используется балльная оценка степени выраженности признака у индивидуума, группы;

Ø микроскопический - изучение микроструктуры органов и тканей в различные периоды развития;

Ø динамометрический - измерение мышечной силы на этапах развития организма;

Ø гониометрический - оценка возрастной динамики подвижности в суставах.

 

 

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

 

Особенности строения, характерные для каждого возрастного периода, установлены по оценке средних показателей. В то же время индивидуальные различия варьируют в широких пределах. Эти различия являются основанием для понятия биологического возраста. Биологический возраст отражает реальное состояние развития организма и его систем. Биологический возраст ребенка - это степень приближения развития его организма и систем к состоянию, возникающему при достижении организмом зрелости. Биологический возраст взрослого - степень подверженности его организма и систем старению.

 

Возрастные особенности костей туловища

Позвоночный столб у новорожденного составляет 40% длины его тела. К моменту рождения в нем 33-34 позвонка (у зародыша их закладывается 38, в ходе эмбриогенеза значительная часть копчиковых позвонков редуцируется). Форма позвонков – такая же, как у взрослого, но они, в основном, хрящевые и с трудом отграничиваются от межпозвоночных дисков. Позвоночник новорожденного открыт сзади по линии всех дуг позвонков. Только к 7-ми годам все дуги оказываются закрытыми. Исключением может быть дуга первого крестцового позвонка, закрывающаяся позднее. Передняя дуга атланта (первого шейного позвонка) может оставаться открытой до 9 лет. В период до 1-го года ядра окостенения появляются в телах и дугах позвонков, к 2-3 годам сливаются ядра окостенения дуг, а в возрасте 3-6 лет тела позвонков срастаются с дугами, формируя позвоночный канал. В это же время зуб второго шейного позвонка срастается с его телом. С 15 до 24 лет происходит срастание костных эпифизарных дисков с телом позвонка. Раньше этот процесс происходит в грудном отделе, затем – в шейном и поясничном. Полный синостоз всех частей позвонков наступает к 22-24 годам. Срастание крестцовых позвонков между собой начинается с 16 лет, причем сначала срастаются дуги, затем – тела позвонков. Окончательный синостоз крестца наступает к 25 годам. Копчиковые позвонки окостеневают до 18 лет.

Ребра. К моменту рождения имеется семь пар истинных, две пары ложных и три пары колеблющихся ребер (десятая пара ребер еще не соединилась с реберной дугой), это соединение произойдет к 8-15 годам. Окостенение реберных тел начинается во внутриутробном периоде. Головка и бугорок ребра, часть его шейки и нижний край ребра у новорожденного хрящевые. Вторичные ядра окостенения формируются в 8-10 лет. До 7-ми лет ребра интенсивно растут, а их строение мало меняется. К 8-15 годам формируются реберные углы. Слияние (синостоз) костных частей тела и бугорка ребра происходит в возрасте 18-20 лет, а тела и головки ребра - в 20-25 лет.

Грудина. Окостенение ее начинается во внутриутробном периоде. Она развивается из множества парных точек окостенения, которые медленно сливаются. Отдельные части сегментированного тела грудины срастаются в единое костное тело к 15-20 годам. В мечевидном отростке грудины ядро окостенения появляется в 6-12 лет. Окостенение рукоятки заканчивается к 21-25 годам, а мечевидного отростка - к 30 годам. Слияние всех трех частей грудины в единую кость происходит значительно позднее и далеко не у всех людей. Развитие грудины происходит в несколько этапов: в первые два года жизни отмечается ее ускоренный рост, до 10 лет рост замедляется, а новое ускорение наступает в период полового созревания.

Возрастные изменения таза

Соединение лобковых костей у новорожденного представляет собой синхондроз. На 1-2 году жизни ребенка в центре хряща намечается полость в виде узкой сагиттальной щели, формирующаяся к 5-7 годам. В пубертатном периоде отчетливо выражены половые различия лобкового симфиза. У мужчин хрящ тоньше и волокнистее, у женщин – толще и мягче. Вертикальный размер его больше у мужчин, а горизонтальный – у женщин.

Крестцово-подвздошные суставы. Капсула сустава у новорожденного тонкая, но сильно натянута; укрепляющие ее связки выражены, особенно межкостные. По мере оссификации и формирования рельефа костей капсула и связочный аппарат дифференцируются, достигая дефинитивного состояния к 10-12 годам.

Таз новорожденного имеет воронкообразную форму. Мыс его выражен слабо, крылья подвздошных костей плоские, расположены почти вертикально. Граница между большим и малым тазом не резкая, контур ее близок к кругу. К 7-ми годам размеры таза увеличиваются, почти втрое возрастает расстояние между передними верхними подвздошными остями, но он сохраняет воронкообразную форму. После 8-ми лет в период интенсивного роста таза появляются нерезкие, а к 16-18 годам – отчетливые половые различия его формы: усиливается кривизна крыльев подвздошных костей, углубляются подвздошные ямки, изменяется угол наклона таза и др. - таз приобретает дефинитивное строение.

 

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адыширин-заде, Э.А. Возрастная анатомия аппарата движения / Э.А. Адыширин-заде, Ю.А. Орловский, К.В. Захаров. – Куйбышев, 1983

2. Анатомия человека (в 2-х томах). / Под ред. М.Р. Сапина. - М.: «Медицина», 1997

3. Антипов, Е.Е. Анатомо-физиологические основы физической культуры и спорта. / Е.Е. Антипов, В.А. Никитюк. – М., 1990

4. Бочаров, В.В. Антропология возраста. / В.В. Бочаров. – СПб.: СПбГУ, 2000

5. Бушаров, Е.В. Возрастная морфология двигательного аппарата. / Е.В. Бушаров, В.Л. Михалаш. – Малаховка, 1984

6. Быков, В.Л. Общая гистология. / В.Л. Быков. - СОТИС. СПб., 2001

7. Быков, В.Л. Частная гистология человека. / В.Л. Быков. - СОТИС. СПб., 2001

8. Валькович, Э.И. Общая и медицинская эмбриология. / Э.И. Валькович. - СПб.: «Фолиант», 2003

9. Вихрук, Т.И. Возрастная морфология: учебное пособие / Т.И. Вихрук, Ф.В. Судзиловский и др. – СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999

10. Дорохов, Р.Н. Спортивная морфология. / Р.Н. Дорохов, В.П. Губа. – М., 2002

11. Корнев, М.А. Анатомия человека от эмриогенеза до зрелости / М.А. Корнев, Т.Н. Надъярная. - СПб.: «Фолиант», 2002

12. Лысов, П.К. Анатомия (с основами спортивной морфологии) (в 2-х томах) / П.К. Лысов, Д.Б. Никитюк, М.Р. Сапин. – М.: «Медицина», 2003

13. Морфология человека / Под ред. Б.А. Никитюка и В.П. Чтецова. - М.: Изд-во МГУ, 1983

14. Обреимова, Н.И. Основы анатомии, физиологии, гигиены детей и подростков / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. - М., 2000

15. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков / М.Р. Сапин, З.Г. Брыскина. - М., 2000

16. Сапин, М.Р. Иммунная система человека / М.Р. Сапин, Л.Е. Этинген. - М.: «Медицина», 1996

17. Солодков, А.С. Возрастная физиология: Учебное пособие / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – СПб.: изд-во СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001

18. Солодков, А.С. Физиология человека / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М., 2001

19. Физиологические основы здоровья человека / Под ред. Б.И. Ткаченко. - СПб-Архангельск, 2001

20. Хрисанфова, Е.Н. Основы геронтотологии / Е.Н. Хрисанфова. - М., 1999

21. Худайбердыев, Дж. Возрастная анатомия пищеварительной и дыхательной систем / Дж. Худайбердыев. – Ашхабад, 1984

22. Человек. Медико-биологические данные. - М.: «Медицина», 1977


 

 

Учебное издание

 

Св. план 2005

 

 

Мария Саввична Страдина

 

ВОЗРАСТНАЯ МОРФОЛОГИЯ

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Редактор В.П. Товстых

Корректор Н.Л. Журавлева

 

 

Сдано в набор 19.05.2005. Подписано в печать 05.09.2005

Объем 4,3 печ. л. Тир. экз. Заказ______________Цена свободная

ИД № 06261 от 12.11.2001

ПИО СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта

ИМ. П.Ф.ЛЕСГАФТА

 

М.С. Страдина

 

 

ВОЗРАСТНАЯ МОРФОЛОГИЯ

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Санкт-Петербург


УДК 611

 

Страдина, М.С. Возрастная морфология: Учебно-методическое пособие / М.С. Страдина. – СПб.: изд-во СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005 – 87 с.

 

Печатается по решению Редсовета СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта

 

Утверждено УМК СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. Прот. №1 от 05.09.05

 

 

В учебно-методическом пособии представлены данные о возрастной морфологии опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, регуляторных систем человека.

Пособие предназначено для студентов и преподавателей высших учебных заведений физической культуры.

 

 

Рецензент:

В.К. Верин – докт. мед. наук, профессор,

зав. каф. гистологии, цитологии и эмбриологии

СПбГМА им. И.И. Мечникова

 

 

© СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005

© Страдина М.С., 2005


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..  
ПЕРИОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ………...  
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ…………………………….  
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СКЕЛЕТА………………...  
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЛИНЫ ТЕЛА…………...  
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОПОРЦИЙ ТЕЛА…….  
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СОЕДИНЕНИЙ КОСТЕЙ….  
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СКЕЛЕТНЫХ МЫШЦ…..  
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СЕРДЦА И СОСУДОВ….  
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ………………………  
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ……………………………...  
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОРГАНОВ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ…………………...  
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ….  
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ……………………………………………………  
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ……………………………………………………  
СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………  

ВВЕДЕНИЕ

 

Возрастная морфология изучает изменения строения тела в связи с возрастом. Ее задачами являются выяснение закономерностей процессов роста и развития в связи с особенностями наследственности и среды и установление наиболее благоприятных периодов для формирования тех или иных качеств и свойств организма, обоснование допустимости физических нагрузок с учетом темпов развития.

Развитие организма включает в себя три тесно взаимосвязанных процесса:

Ø рост, т.е. увеличение числа клеток в результате их деления или увеличение размеров клеток, утративших способность к делению в постнатальном периоде (в скелетных мышцах, нервной ткани);

Ø дифференцирование, специализацию клеток, т.е. приобретение ими структур, обеспечивающих их специфическое функционирование;

Ø формообразование, т.е. качественные изменения – изменения общей формы и структуры как отдельных органов, так и организма в целом (морфогенез).

Ускорение роста тела замедляет процессы дифференцирования и формообразования, а активация последних замедляет рост и увеличение массы тела.

 

Методы исследования возрастной морфологии:

Ø антропометрический - измерение размеров тела и его частей. Его применяют для групп людей разного возраста, с последующей математической обработкой результатов и вычислением статистических показателей для каждой возрастной группы. Тем самым воссоздается усредненная картина процесса роста для исследуемой группы. Это – генерализующее исследование по горизонтали. В том случае, когда измерения предпринимают у одних и тех же людей через определенные промежутки времени в течение ряда лет, метод считают индивидуализирующим исследованием по вертикали. Горизонтальные исследования дают возможность установить нормативные ростовые показатели и границы нормы для каждого возраста. На основании вертикальных исследований можно выявить взаимосвязь морфологических и функциональных показателей:

Ø антропоскопический - описание признаков биологического возраста. При этом используется балльная оценка степени выраженности признака у индивидуума, группы;

Ø микроскопический - изучение микроструктуры органов и тканей в различные периоды развития;

Ø динамометрический - измерение мышечной силы на этапах развития организма;

Ø гониометрический - оценка возрастной динамики подвижности в суставах.

 

 

ПЕРИОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

 

В процессе индивидуального развития организма (онтогенезе) различают пренатальный (внутриутробный, до рождения) период и постнатальный (внеутробный, после рождения). В последнем выделяют 3 этапа:

Ø эволюционный - с преобладанием в организме процессов образования структур над их разрушением, когда размеры тела увеличиваются до таких величин, которые свойственны взрослому, т.е. достигают так называемых дефинитивных размеров. В ходе этого периода увеличивается количество клеток, а при достижении определенных количественных изменений развивается новое качественное состояние;

Ø стабильный - для него характерна уравновешенность процессов образования и разрушения клеток. Прекращение роста, т.е. наступление зрелости не означает прекращения деления клеток, сохраняющих эту способность, а также гибели клеток, закончивших свой жизненный цикл. Масса тела в этот период может возрастать за счет жировой ткани (в основном подкожной жировой клетчатки);

Ø инволюционный период характеризуется преобладанием разрушающихся структур над образующимися. При этом в органах уменьшается доля паренхимы (специализированной ткани, обеспечивающей специфические функции органа), но возрастает доля стромы (соединительнотканного каркаса), замещающей исчезающие паренхиматозные структуры. Функциональная активность органов в этот период снижается.

 

Процессы роста и развития совершаются закономерно:

· в соответствии с наследственной генетически определенной программой;

· циклично, с периодами активации и торможения;

· постепенно, т.е. последовательно проходя определенные этапы;

· необратимо, т.е. однонаправленно, без возможности вернуться на предшествующую стадию;

· гетерохронно, т.е. не одновременно в разных органах и системах. Периоды ускорения и замедления роста отдельных органов и систем происходят в разное время.

 

В пределах трех этапов постнатального онтогенеза выделяют 12 возрастных периодов:

Ø период новорожденности - от рождения до 10-го дня. Это – период адаптации к условиям внешней среды. Для него характерно появление легочного типа дыхания, питание молозивом, в сосудистом русле - закрытие боталлова протока (соединявшего у плода аорту с легочным стволом), запустевание пупочных вен и артерий;

Ø грудной возраст - от 10-го дня до 1 года. Начало этого периода связано с переходом к питанию молоком. На его протяжении наблюдается наибольшая интенсивность роста по сравнению со всеми последующими. Длина тела увеличивается в 1,5 раза, а масса утраивается. Каждый месяц первого года жизни характеризуется новыми показателями развития. В эпифизах трубчатых костей формируются ядра окостенения, зарастают роднички. Ребенок учится держать головку, затем – сидеть, вставать, ходить. Происходит переход к смешанному питанию. Прорезываются молочные зубы. На 5-10-м месяце жизни ребенка происходит заращение овального отверстия в перегородке между предсердиями;

Ø раннее детство - от 1 до 3 лет. В конце 2-го года жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. Идет освоение локомоторных навыков - ходьбы, бега;

Ø первое детство – от 4 до 7 лет. Это период начала смены молочных зубов на постоянные. Продолжается окостенение эпифизов, интенсивно развиваются скелетные мышцы, обеспечивающие вертикальное положение и ходьбу. К концу этого периода наблюдается ускорение роста тела;

Ø второе детство - у мальчиков – от 8 до 12 лет, у девочек – от 8 до 11 лет. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиливается секреция половых гормонов, что обусловливает появление вторичных половых признаков. У девочек начинают формироваться молочные железы. Процесс полового созревания у мальчиков выражен в меньшей степени, признаки его отмечаются лишь к концу этого периода;

Ø подростковый, или пубертатный период, когда происходит половое созревание. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, а у девочек - с 12 до 15 лет. Наблюдается дальнейшее увеличение скорости роста - пубертатный скачок. Наибольшая прибавка в длине тела у девочек – между 11 и 12 годами, а по массе - между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка роста наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в массе тела – между 14 и 15 годами. В связи с активацией гипоталамо-гипофизарной системы формируются вторичные половые признаки: у девочек продолжается развитие молочных желез, наблюдается рост волос в лобковой и подмышечной областях; у мальчиков к 13 годам происходит изменение голоса (мутация), а в 14 лет развивается волосяной покров на лобке и в подмышечных впадинах. У девочек - первые менструальные выделения. У мальчиков, по сравнению с девочками, более продолжителен пубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста;

Ø юношеский период - у юношей длится с 17 до 21 года, у девушек - с 16 до 20 лет. В этот период в основном заканчиваются процессы роста и формирования организма, и все основные признаки тела достигают дефинитивных величин. Завершается формирование зрелой половой системы, способной к репродуктивной функции;

Ø зрелый возраст (1-й период) у мужчин – между 22 и 35 годами, у женщин – между 21 и 35 годами;

Ø зрелый возраст (2-й период) - у мужчин – между 36 и 60 годами, у женщин – между 36 и 55 годами. Форма и строение тела на протяжении этих периодов изменяются мало.

Ø пожилой возраст - у мужчин – от 61 до 74 лет, у женщин - от 56 до 74 лет;

Ø старческий возраст - 75-90 лет;

Ø долгожители - лица старше 90 лет.

На протяжении 10-12-го периодов наблюдаются инволютивные изменения в органах.

Периоды жизни с 1-го по 7-й соответствуют эволюционному этапу онтогенеза, 8 и 9-й - стабильному, а 10-12-й - инволюционному. Переход от одного возрастного периода к следующему - критический, особенно на эволюционном этапе. В критические периоды развития повышена чувствительность организма к воздействию повреждающих факторов.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

 

Особенности строения, характерные для каждого возрастного периода, установлены по оценке средних показателей. В то же время индивидуальные различия варьируют в широких пределах. Эти различия являются основанием для понятия биологического возраста. Биологический возраст отражает реальное состояние развития организма и его систем. Биологический возраст ребенка - это степень приближения развития его организма и систем к состоянию, возникающему при достижении организмом зрелости. Биологический возраст взрослого - степень подверженности его организма и систем старению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.076 с.)