Часть 1. Введение в общую психологию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 1. Введение в общую психологию



Общая характеристика психологии как науки

Цель: Формирование у студента теоретических представлений об особенностях психологии как науки; развитие компетенций: ОК-3: владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений; ПК-9: применение знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики.

Задание

1) Особенности психологии как науки

2) Проблема предмета в психологии

3) Научная и житейская психология, их связь и различие

4) Место психологии в системе наук

5) Отрасли психологии

6) Методы исследования в психологии

Литература

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций: Учебное пособие для вузов по специальности «Психология». – М.: АСТ, 2008. – С. 9-21.

2. Общая психология. Раздел 1. Введение в общую психологию: методические указания / Сост. Т.П. Линчук. – Иркутск: ИрГТУ, 2007. – С.4-13.

Ход занятия

1. Ответы на вопросы для подготовки к занятию.

2. Анализ ответов и их оценка на основе группового обсуждения глубины и полноты ответа.

3. Примеры из опыта студентов применения знаний житейской психологии.

4 Обсуждение критериев разграничения житейской и научной психологии и составление таблицы

5 Обсуждения возможных оснований для классификации отраслей психологии и составление таблицы

6. Обсуждение проблематики статьи «Психология и техника» Проверка наличия конспектов.

7.Проведение психодиагностического теста «Самооценка».

Практическое занятие 2. Душа как предмет исследования. Переход к изучению сознания

Цель: формирование у студента теоретических представлений о природе и свойствах души как исторически первом предмете психологии и о предпосылках появления эмпирической психологии сознания; развитие компетенций:Ок-3: владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;ПК-9: применение знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;ПК-14: выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы.

Задание

1) Различные представления о природе и свойствах души как исторически первом предмете психологии.

2) Предпосылки появления эмпирической психологии сознания.

3) Критерий отличия психических процессов от непсихических Р. Декарта и постановка психофизической проблемы.

4) Понятие опыта Дж. Локком.

5) Общее представление об ассоциативной психологии

Литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций: Учебное пособие для вузов по специальности «Психология». – М.: АСТ, 2008.- С. 22-24.

2 Рубинштейн С.Л. Развитие психологии в новое время // Основы общей психологии: учебное пособие для вузов по направлению и специальности «Психология». – 2-е изд.- СПб.: Питер, 2008. – С.54-61

1. Общая психология. Раздел 1. Введение в общую психологию: методические указания / Сост. Т.П. Линчук. – Иркутск: ИрГТУ, 2007. – С.13-19.

Ход занятия

1. Ответы на вопросы для подготовки к занятию.

2. Анализ ответов и их оценка на основе группового обсуждения глубины и полноты ответа

3. Примеры из опыта студентов применения знаний ассоциаций.

4 Обсуждение критериев отличия психических процессов от непсихических Р. Декарта

6. Обсуждение проблематики статьи «Развитие психологии нового времени» Проверка наличия конспектов.

7. Обсуждение вопросов, представленных в эссе»Человек рефлексирующий»

8. Анализ результатов контрольной работы №1.

9. Подведение итогов занятия.

Основные рекомендации по выполнению заданий.

Конспект всегда должен с указания фамилии автора, полного наименования работы, если даже конспектируется лишь её фрагмент (глава, параграф), места и года издания. Особо важная информация, как правило, выделяется цветным подчёркиванием, пометками на полях специальными значками, чтобы как можно скорее её найти.

Рекомендуется использовать широкие поля, чтобы удобнее записывать суждения, мысли, появившиеся в процессе составления конспекта и обсуждении его содержания.

При обсуждении вопросов, представленных в эссе, защищайте свою точку зрения, приводя дополнительные аргументы либо, соглашаясь с оппонентом, подчеркните, почему ваши позиции совпадают.

Требования к отчетным материалам

Текст эссе не должен превышать 1 стандартного листа формата А 4

Конспекты составляются в отдельной тетради с указанием названия статьи (параграфа) и содержащей эту информацию книги;

Терминологический словарь оформляется в отдельной тетради и заполняется терминами, представленными в материалах лекций и учебных пособий.

 

Практическое занятие 3. Предмет и метод эмпирической психологии сознания

Цель: формирование у студента теоретических представлений о сознании и его свойствах как предмете экспериментальной психологии; развитие компетенций:Ок-3: владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;ПК-9: применение знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;ПК-14: выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы.

Задание

1) Программы построения психологии как самостоятельной науки (В.Вундт, Ф. Брентано).

2) Сознание и его свойства как предмет экспериментального психологического исследования (В.Вундт, Э.Б.Титченер).

3) Поток сознания и его свойства (по В.Джемсу).

4) Метод интроспекции и его варианты

Литература

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций: Учебное пособие для вузов по специальности «Психология». – М.: АСТ, 2008. – С.38-50.

2.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие для вузов по направлению и специальности «Психология». – 2-е изд.- СПб.: Питер, 2008. – С.42-46.

3.Общая психология. Раздел 1. Введение в общую психологию: методические указания / Сост. Т.П. Линчук. – Иркутск: ИрГТУ, 2007. – С. 20-23.

Ход занятия

1. Ответы на вопросы для подготовки к занятию.

2. Анализ ответов и их оценка на основе группового обсуждения глубины и полноты ответа

3. Обсуждение проблематики статьи «Свойства сознания»» Проверка наличия конспектов.

4.Терминологический диктант (дать дефиницию термина, представленного в карточке).

 

Основные рекомендации по выполнению заданий.

При рассмотрении вопроса о сходствах и различиях между понятиями «Интроспекция» и «Самонаблюдение» используйте конспект

«Наблюдение», «Самонаблюдение»//Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие для вузов по направлению и специальности «Психология». – 2-е изд.- СПб.: Питер, 2008. – С.42-46.

Требования к отчетным материалам

Конспект статьи «Свойства сознания»должен быть кратким, только основные положения без их объяснения.

Письменный ответ на вопрос: каковы связи и различия между понятиями «Интроспекция» и «Самонаблюдение», оформленный на отдельном листе.

Результаты терминологического диктанта анализируются совместно со студентами.

 

Практическое занятие 4. Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме

Цель: формирование у студента теоретических представлений о бихевиоризме как одном из направлений современной психологии; развитие компетенций:ОК-4: использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;ПК-9: применение знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики.

Задание

1) Биохевиоризм: критика «психологии сознания», требование объективного метода.

2) Понимание поведения в бихевиоризме.

3) Единицы психологического анализа.

4) Понятие «промежуточная переменная» в необихевиоризме Э. Толмена.

Литература

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций: Учебное пособие для вузов по специальности «Психология». – М.: АСТ, 2008. – С. 51-67

2.Общая психология. Раздел 1. Введение в общую психологию: методические указания / Сост. Т.П. Линчук. – Иркутск: ИрГТУ, 2007. – С. 23-25.

Ход занятия

1. Ответы на вопросы для подготовки к занятию.

2. Анализ ответов и их оценка на основе группового обсуждения глубины и полноты ответа

3. Обсуждение понятий, что такое молекулярные определения поведения (Дж.Б.Уотсон) и молярное определение (Э.Ч.Толмен), в чем различия?

4. Подведение итогов занятия.

Основные рекомендации по выполнению заданий

При рассмотрении вопроса: в чём заключается сущность теории бихевиоризма по Дж.Б.Уотсону – используйте подготовленный в письменном виде ответ.

Заслушивая выступления, формулируйте вопросы к выступающему и готовьтесь к оценке сообщений с точки зрения их глубины, полноты, логичности. В случае несогласия с выступающими четко, ясно, логично представьте свои аргументы.

Требования к отчетным материалам

Письменный ответ на вопрос: в чём заключается сущность теории бихевиоризма по Дж.Б.Уотсону.

Терминологический словарь должен быть заполнен терминами, представленными в материалах всех проведенных лекций и изученных параграфов учебных пособий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.012 с.)