Практическое занятие 8. Культурно - историческая теория Л.С. Выготского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие 8. Культурно - историческая теория Л.С. Выготского



Цель: формирование у студента теоретических представлений об основных положениях культурно-исторической теории Л.С. Выготского; развитие компетенций:Ок-3: владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;ОК-4: использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;ОК-9: проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформления научных статей, отчетов, заключений и т.д.ПК-9: применение знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;ПК-14: выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы.

Задание

1) Культурно - историческая теория Л.С. Выготского.

2) Две линии развития психических процессов человека.

3) Высшие психические функции (ВПФ) и их свойства.

4) Примеры экспериментальных исследований ВПФ в школе Л.С. Выготского.

Литература

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций Учебное пособие для вузов по специальности «Психология». – М.: АСТ, 2008. – С. 198-222.

2.Общая психология. Раздел 1. Введение в общую психологию: методические указания / Сост. Т.П. Линчук. – Иркутск: ИрГТУ, 2007. – С. 38-40.

Ход занятия

1. Ответы на вопросы к семинару

2. Анализ ответов и их оценка на основе группового обсуждения глубины и полноты ответа, обобщение результатов обсуждения.

3. Решение психологических задач.

4. Обсуждение примеров экспериментальных исследований ВПФ в школе Л.С. Выготского

5. Контрольная работа №2(Проводится в форме теста).

Тест

Выполните следующие задания письменно:

Верно или неверно?

1 Согласно Дж.Уотсону, каждый человек потенциально имеет возможность стать самоактуализирующейся личностью.

2 Отвергнув сознание как регулятор человеческой деятельности, бихевиористы свели все психические функции к реакциям организма, преимущественно двигательным.

3 Психоанализ исходил из положения, что человек – это активное, творческое существо.

4 Рационализация как способ психологической защиты проявляется в псевдообъяснении своего поведения, подмене его истинных причин ложными.

5 Экспериментальным исследованием явлений фиксированной установки занимался З.Фрейд

Выберите правильный ответ

1 … подход предполагает изучение индивидуальности человека.

а) идиографический; б) номотетический

2 З.Фрейд выделял в структуре … ид, эго, супер-эго.

а) психики; б) личности

3 Представители … школы гештальтпсихологии считали гештальты единицами анализа лишь развитого сознания, а для анализа психики детей предложили использовать комплекс-качества, которые отличаются от гештальтов эмоциональностью и менее структурированным характером.

а)Берлинской; б) Лейпцигской

4 Мигание, ходьба, конвергенция глаз относятся к … действиям.

а) автоматическим; б) автоматизированным

5 Проекция как способ психологической защиты заключается в ….

а) приписывании другому человеку своих свойств, мотивов, чувств;

б) отторжении человеком информации, содержащей для него угрозу.

Продолжите фразу

1 Понятие «промежуточные переменные», предложенное Э.Ч.Толменом, включает в себя ….

2 «Постулат непосредственности» - это …

3 … психология противопоставила себя в качестве третьей силы бихевиоризму и психоанализу.

4 Для выявления бессознательных комплексов в психоанализе используются следующие методы: …

5 Лейпцигская и Берлинская школы гештальтпсихологии сформулировали целостный подход к изучению сознания, означающий ….

 

Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки

1 Когнитивная психология

а) исследовала познавательные процессы;

б) изучала зависимость образа предмета (фигуры) от его окружения (фона);

в) пыталась создать модели памяти исходя из представления о человеке как своего рода компьютере, занятом переработкой, хранением и использованием информации;

г) считала, что внутренняя системная организация целого определяет свойства и функции его частей.

2 Номотетический подход

а) предполагает изучение уникальности каждого человека;

б) ориентирован на выяснение общих закономерностей психической деятельности;

в) нашел свое отражение в гуманистической психологии;

г) направлен на поиск общего в изучаемых психических явлениях.

3 Д.Н.Узнадзе считал, что неосознаваемая установка

а) предшествует любому действию;

б) является свидетельством существования особой «досознательной» формы психики;

в) формируется в онтогенезе;

г) характеризуется произвольностью.

4 Гуманистическая психология исходит из того, что человек –

а) уникальная неповторимая личность;

б) продукт социальной среды;

в) замкнутая энергетическая система, все проявления его активности детерминированы мощными инстинктивными силами;

г)рационально принимает решения и стремится актуализировать свой потенциал.

5В классификации бессознательных явлений А.Г.Асмолова надындивидуальные надсознательные явления - это

а) врожденные идеи;

б) процессы творческого вдохновения;

в) образцы значений и смыслов, выступающих предметом усвоения для человека, входящего в данную культуру;

г) модели поведения, характерные для данной общности и усвоенные ее представителями.

Укажите даты жизни зарубежных ученых-психологов

1 Вундт Вильгельм Макс

2 Вертгеймер Макс

3 Джеймс Вильям

4 Келер Вольфганг

5 Маслоу Абрахам Харольд

6 Титченер Эдвард Брэдфор

7 Толмен Эдвард Чейс

8 Роджерс Карл Рэнсом

9 Уотсон Джон Брэдис

10 Фрейд Зигмунд

Основные рекомендации по выполнению заданий

При решении психологических задач постарайтесь работать в своей группе (команде), сотрудничая, внимательно слушайте мнения других, оценивайте, приведя свои доводы «за» и «против».

Требования к отчетным материалам

Использование изученной терминологии в выступлениях

Контрольная работа.

 

Практическое занятие 9. Деятельностный подход в психологии

Цель: формирование у студента теоретических представлений о деятельностном подходе в психологии, об операционально-технической и личностно-мотивационной аспектах деятельности; развитие компетенций:Ок-3: владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;ОК-4: использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;ОК-9: проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформления научных статей, отчетов, заключений и т.д.ПК-9: применение знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;ПК-14: выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы.

Задание

1) Предпосылки возникновения и сущность деятельностного подхода в психологии.

2) Деятельность и сознание

3) Общее строение деятельности. Соотношение внутренней и внешней деятельности. Интериоризация и экстериоризация.

4) Взаимопереходы «составляющих» деятельности.

5) Понятие потребности и мотива.

6) Функции мотива: побуждение и смыслообразование.

Литература

1 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций: Учебное пособие для вузов по специальности «Психология». – М.: АСТ, 2008. - С.205-222.

2. C.Л. Рубинштейн Основы общей психологии:учебное пособие для вузов по направлению и специальности «Психология». – 2-е изд.- СПб.: Питер, 2008. –. С.443-465

3.Общая психология. Раздел 1. Введение в общую психологию: методические указания / Сост. Т.П. Линчук. – Иркутск: ИрГТУ, 200. -

С.38-40

Ход занятия

1. Ответы на вопросы для подготовки к занятию.

2. Анализ ответов и их оценка на основе группового обсуждения глубины и полноты ответа, обобщение результатов обсуждения.

3. Решение психологических задач

4. Обсуждение понятий «действие» и «поступок».

5. Анализ результатов работы №2.

6. Контрольная работа №3 (проводится в форме теста).

Тест

Выполните следующие задания письменно:

I Верно или неверно?

1. Основная характеристика деятельности – ее предметность.

2. Действия могут быть автоматизированными и совершаться без участия сознания.

3. Основными видами деятельности являются игра, учение, труд.

4. В потребностном состоянии субъекта жёстко записан предмет, который способен удовлетворить потребность.

5. Психика выступает функциональным органом деятельности, решающим важные задачи ориентировки субъекта в мире и регуляции на этой основе его деятельности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.30.118 (0.023 с.)