Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Психофизика и измерение ощущений

Поиск

Вопросы к семинару:

1. Исследование сенсорных качеств (ощущений). Психофизика Г. Фехнера. Закон Бугера - Вебера. Постулат Фехнера.

2. Психофизика С. Стивенса. Критика Стивенсом положения Фехнера о невозможности прямого измерения ощущений. Методы прямого шкалирования. Вывод закона Стивенса. Экспериментальная и теоретическая критика Стивенсом постулата Фехнера. Область применения законов Стивенса и Фехнера.

3. Теория обнаружения сигналов. Феномены восприятия, являющиеся предметом исследования Фурье-анализа. Основные понятия используемые в данной теорииб психофизический оператор, ряды Фурье, линейные операторы и их свойства, перелаточные функции.

4. Развитие психофизики от Фехнера до Дж. Гибсона. Развитие представлений о стимуляции, субъективных коррелятах стимуляции, видах функциональных отношений между стимуляцией и ее субъективными коррелятами.

Методические указания при подготовке к занятию

Прочитайте главу: Психофизика// Психология. Учебник. /Под ред. А.А. Крылова. – М., 2006. С. 72 – 93. Подготовьте письменные ответы на вопросы:

1. Определите основные проблемы, решаемые в контексте психофизики.

2. Раскройте психологический смысл основных психофизиологических законов: закон Бугера-Вебера, закон Вебера-Фехнера, закон Стивенса, обобщенный психофизиологический закон Ю.М. Забродина.

Литература для изучения:

1. Глуханюк Н.С. Общая психология: учеб. пособие для вузов / Н. С. Глуханюк, С. Л. Семенова, А. А. Печеркина; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – 3-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Деловая кн., 2005.

2 Краснов, А. Н. Общая психология: учеб. пособие для психол. фак. вузов России / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

3 Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. пособие для вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2006.

4 Общая психология / Иркут. гос. техн. ун-т; сост. О. В. Пуляевская. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, Б.г.2007- Раздел 2 Познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение): метод. указания по изучению курса и к практ. занятиям специальности 020400 «Психология» заоч. формы обучения. – Б.м.: Б.и., 2007.

 

Тема 5.Восприятие пространства, движения, времени

Вопросы к семинару:

1. Восприятие формы. Исследование восприятия формы в гештальтпсихологии. Законы перцептивной организации. Феноменальные характеристики фигуры и фона.

2. Восприятие третьего измерения. Признаки удаленности и глубины: изобразительные, бинокулярные, трансформационные, окуломоторные. Основные эксперименты демонстрирующие работу этих признаков. Механизмы стереозрения: корреспондирующие и диспарные точки сетчатки, зоны стереопсиса.

3. Восприятие движения. Основные признаки восприятия реального движения. Две системы восприятия движения: изображение - сетчатка, глаз - голова. Эфферентная и афферентная теория восприятия стабильности воспринимаемого мира при движении наблюдателя.

4. Автокинетический эффект, индуцированное движение, иллюзия водопада. Условия их возникновения.

5. Подход Дж. Гибсона к восприятию формы, пространства и движения. Экспериментальная критика Гибсоном теории перцептивной организации и теории признаков, используемых для объяснения этих феноменов. Примеры основных инвариантов структуры светового потока, задающих информацию о компоновке поверхностей, движениях объектов и самого наблюдателя. Основные экспериментальные факты, подтвеждающие точку зрения Гибсона.

Методические указания при подготовке к занятию

1. Изучите литературу из предложенного списка источников. Оформить опорные конспекты, тезисы.

2.Наоснове анализа первоисточников выделить новые психологические термины, определить их и вписать в Словари психологических понятий.

Литература для изучения:

1 Глуханюк Н.С. Общая психология: учеб. пособие для вузов / Н. С. Глуханюк, С. Л. Семенова, А. А. Печеркина; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – 3-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Деловая кн., 2005.

2 Краснов, А. Н. Общая психология: учеб. пособие для психол. фак. вузов России / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

3 Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. пособие для вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2006.

4 Общая психология / Иркут. гос. техн. ун-т; сост. О. В. Пуляевская. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, Б.г.2007- Раздел 2 Познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение): метод. указания по изучению курса и к практ. занятиям специальности 020400 «Психология» заоч. формы обучения. – Б.м.: Б.и., 2007.

 

Тема 6.Исследование константности восприятия

Вопросы к семинару:

1. Понятие о константности восприятия. Виды константности (величины, формы, цвета, скорости, глубины). Общая схема выявления феномена константности в лабораторных условиях. Коэффициент константности.

2. Основные подходы к объяснению константности восприятия. Ядер-контекстная теория. Константность как взаимодействие проксимальной стимуляции и дополнительных признаков. Исследования константности восприятия величины в зависимости от углового сетчаточного размера признаков удаленности.

3. Теория перцептивных уравнений. Объяснение феноменов неполной и сверхконстантности с помощью теории перцептивных уравнений. Несовпадение реального и воспринимаемого пространства. Факты, подтверждающие существование инвариантного отношения видимой величины к видимой удаленности. Многообразие инвариантных отношений.

4. Теория Дж. Гибсона. Константность как феномен непосредственного восприятия. Эксперименты в открытом поле. Основные инварианты светового потока, задающие информацию о величине воспринимаемых объектов.

5. Исследования нарушения ощущения и восприятия.

Методические указания при подготовке к занятию

Выполнить практическое задание: используя методикидиагностики перцептивных способностей, провести обследование 2-3 испытуемых. По результатам обследования составить характеристику уровней развития их перцептивных способностей.

Диагностика перцептивных способностей

Для диагностики перцептивных способностей может быть исполь­зован различный экспериментальный материал, различные спосо­бы его предъявления и способы фиксации ответов, а также раз­ные показатели успешности выполнения методики.

Материал для исследования восприятия. В качестве материала для диагностики уровня развития перцептивных процессов могут использоваться рисунки и различные геометрические построения, плоские и объемные фигуры, записи звуков речи, отрезки времени и т. д. Выбор материала зависит от того, какие виды восприятия предполагается изучить. Рисуночный материал должен быть по­добран таким образом, чтобы он не был слишком хорошо знаком испытуемому, иначе на результаты восприятия сильное влияние будут оказывать мнемические способности.

Способ предъявления материала. Материал может предъяв­ляться по-разному в зависимости от его характера. Материал для изучения зрительного восприятия может быть изображен на кар­точках, плакатах, диапозитивах, стандартных бланках. При изучении слухового восприятия лучше использовать магнитофонные записи. При подготовке материала следует помнить, что точность восприятия зависит от качества изображения (или записи), по­этому все рисунки должны быть выполнены четко, контрастно, лучше черной тушью. Размеры каждого рисунка не должны вы­ходить за границы допустимого (в среднем 10X10 см±2 см).

В зависимости от характера материала и задач исследования время предъявления задания может ограничиваться долями секун­ды. Поэтому иногда целесообразно использовать для этих целей тахистоскоп.

Фиксируемые показатели и подсчет результатов. Показателями успешности выполнения задания могут служить время, необ­ходимое для восприятия; количество правильно выполненных за­даний; количество и величина допущенных ошибок. При выполне­нии ряда работ требуются специальные расчеты. Полезно допол­нить количественные показатели словесным отчетом испытуемого о трудностях выполнения задания, последовательности этапов раз­личения тестового изображения и пр.

Методы изучения восприятия

Приведем в качестве при­меров те методы, которые характеризуют различные стороны про­цесса восприятия и не вызывают особых сложностей при их ис­пользовании.

Методика изучения зрительного восприятия («шкалы прибо­ров»). Предлагается девять шкал приборов, выполненных в одном масштабе, но отличающихся формой, ценой деления, оцифровкой и направлением отсчета. У каждой шкалы имеется стрелка, указы­вающая на какое-либо целое число (см. рис. 1). Необходимо как можно быстрее определить, на какие числа указывают стрелки на всех девяти шкалах.

Методика исследования зрительного и осязательного восприя­тия. В качестве экспериментального материала используются плос­кие фигуры Г. Фалькельта (не менее 5, рис. 2). Испытуемому предлагается ощупать с закрытыми глазами фигуру в течение одной минуты. Затем он должен зарисовать ее, не глядя на оригинал. После этого рисунок убирается и перед испытуемым кладется та же фигура. Теперь он должен посмот­реть на нее, запомнить, а затем зарисовать, опять же не глядя на оригинал. Оба рисунка сопоставляются с оригиналами и определяется степень их совпадения, которая служит показателем точности зрительного и осязательного восприятия.

Методика изучения восприятия времени. В полной тишине ис­пытуемому предлагается оценить отрезок времени между двумя нажатиями кнопки секундомера. Интервал времени выбирается в зависимости от целей экспериментатора (от 15 с до 5 мин).

Точность восприятия может определяться по формуле:

 

T=[E(b-a)/Ea]x100%

где b — показания испытуемого, а — предъявляемые интервалы времени.

Методика изучения восприятия речи. Данная методика осно­вана на методе речевой аудиометрии, т.е. рассчитывается коли­чество правильных ответов в процентном отношении к пере­данным. Используется магнитофонная запись с набором слов или фраз. Запись предъявляется в смеси с шумом (необходимо подобрать такую частоту и интенсивность шума, которые близки к естествен­ным условиям работы и отдыха испытуемых).

Рисунок 1. Стимульный материал к методике «Шкалы приборов».

Рисунок 2. Образцу фигуры Г. Фелькельта (уменьшенные в два раза).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.53 (0.008 с.)