Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Психофизика и измерение ощущенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы к семинару: 1. Исследование сенсорных качеств (ощущений). Психофизика Г. Фехнера. Закон Бугера - Вебера. Постулат Фехнера. 2. Психофизика С. Стивенса. Критика Стивенсом положения Фехнера о невозможности прямого измерения ощущений. Методы прямого шкалирования. Вывод закона Стивенса. Экспериментальная и теоретическая критика Стивенсом постулата Фехнера. Область применения законов Стивенса и Фехнера. 3. Теория обнаружения сигналов. Феномены восприятия, являющиеся предметом исследования Фурье-анализа. Основные понятия используемые в данной теорииб психофизический оператор, ряды Фурье, линейные операторы и их свойства, перелаточные функции. 4. Развитие психофизики от Фехнера до Дж. Гибсона. Развитие представлений о стимуляции, субъективных коррелятах стимуляции, видах функциональных отношений между стимуляцией и ее субъективными коррелятами. Методические указания при подготовке к занятию Прочитайте главу: Психофизика// Психология. Учебник. /Под ред. А.А. Крылова. – М., 2006. С. 72 – 93. Подготовьте письменные ответы на вопросы: 1. Определите основные проблемы, решаемые в контексте психофизики. 2. Раскройте психологический смысл основных психофизиологических законов: закон Бугера-Вебера, закон Вебера-Фехнера, закон Стивенса, обобщенный психофизиологический закон Ю.М. Забродина. Литература для изучения: 1. Глуханюк Н.С. Общая психология: учеб. пособие для вузов / Н. С. Глуханюк, С. Л. Семенова, А. А. Печеркина; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – 3-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Деловая кн., 2005. 2 Краснов, А. Н. Общая психология: учеб. пособие для психол. фак. вузов России / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. 3 Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. пособие для вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2006. 4 Общая психология / Иркут. гос. техн. ун-т; сост. О. В. Пуляевская. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, Б.г.2007- Раздел 2 Познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение): метод. указания по изучению курса и к практ. занятиям специальности 020400 «Психология» заоч. формы обучения. – Б.м.: Б.и., 2007.
Тема 5.Восприятие пространства, движения, времени Вопросы к семинару: 1. Восприятие формы. Исследование восприятия формы в гештальтпсихологии. Законы перцептивной организации. Феноменальные характеристики фигуры и фона. 2. Восприятие третьего измерения. Признаки удаленности и глубины: изобразительные, бинокулярные, трансформационные, окуломоторные. Основные эксперименты демонстрирующие работу этих признаков. Механизмы стереозрения: корреспондирующие и диспарные точки сетчатки, зоны стереопсиса. 3. Восприятие движения. Основные признаки восприятия реального движения. Две системы восприятия движения: изображение - сетчатка, глаз - голова. Эфферентная и афферентная теория восприятия стабильности воспринимаемого мира при движении наблюдателя. 4. Автокинетический эффект, индуцированное движение, иллюзия водопада. Условия их возникновения. 5. Подход Дж. Гибсона к восприятию формы, пространства и движения. Экспериментальная критика Гибсоном теории перцептивной организации и теории признаков, используемых для объяснения этих феноменов. Примеры основных инвариантов структуры светового потока, задающих информацию о компоновке поверхностей, движениях объектов и самого наблюдателя. Основные экспериментальные факты, подтвеждающие точку зрения Гибсона. Методические указания при подготовке к занятию 1. Изучите литературу из предложенного списка источников. Оформить опорные конспекты, тезисы. 2.Наоснове анализа первоисточников выделить новые психологические термины, определить их и вписать в Словари психологических понятий. Литература для изучения: 1 Глуханюк Н.С. Общая психология: учеб. пособие для вузов / Н. С. Глуханюк, С. Л. Семенова, А. А. Печеркина; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – 3-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Деловая кн., 2005. 2 Краснов, А. Н. Общая психология: учеб. пособие для психол. фак. вузов России / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. 3 Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. пособие для вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2006. 4 Общая психология / Иркут. гос. техн. ун-т; сост. О. В. Пуляевская. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, Б.г.2007- Раздел 2 Познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение): метод. указания по изучению курса и к практ. занятиям специальности 020400 «Психология» заоч. формы обучения. – Б.м.: Б.и., 2007.
Тема 6.Исследование константности восприятия Вопросы к семинару: 1. Понятие о константности восприятия. Виды константности (величины, формы, цвета, скорости, глубины). Общая схема выявления феномена константности в лабораторных условиях. Коэффициент константности. 2. Основные подходы к объяснению константности восприятия. Ядер-контекстная теория. Константность как взаимодействие проксимальной стимуляции и дополнительных признаков. Исследования константности восприятия величины в зависимости от углового сетчаточного размера признаков удаленности. 3. Теория перцептивных уравнений. Объяснение феноменов неполной и сверхконстантности с помощью теории перцептивных уравнений. Несовпадение реального и воспринимаемого пространства. Факты, подтверждающие существование инвариантного отношения видимой величины к видимой удаленности. Многообразие инвариантных отношений. 4. Теория Дж. Гибсона. Константность как феномен непосредственного восприятия. Эксперименты в открытом поле. Основные инварианты светового потока, задающие информацию о величине воспринимаемых объектов. 5. Исследования нарушения ощущения и восприятия. Методические указания при подготовке к занятию Выполнить практическое задание: используя методикидиагностики перцептивных способностей, провести обследование 2-3 испытуемых. По результатам обследования составить характеристику уровней развития их перцептивных способностей. Диагностика перцептивных способностей Для диагностики перцептивных способностей может быть использован различный экспериментальный материал, различные способы его предъявления и способы фиксации ответов, а также разные показатели успешности выполнения методики. Материал для исследования восприятия. В качестве материала для диагностики уровня развития перцептивных процессов могут использоваться рисунки и различные геометрические построения, плоские и объемные фигуры, записи звуков речи, отрезки времени и т. д. Выбор материала зависит от того, какие виды восприятия предполагается изучить. Рисуночный материал должен быть подобран таким образом, чтобы он не был слишком хорошо знаком испытуемому, иначе на результаты восприятия сильное влияние будут оказывать мнемические способности. Способ предъявления материала. Материал может предъявляться по-разному в зависимости от его характера. Материал для изучения зрительного восприятия может быть изображен на карточках, плакатах, диапозитивах, стандартных бланках. При изучении слухового восприятия лучше использовать магнитофонные записи. При подготовке материала следует помнить, что точность восприятия зависит от качества изображения (или записи), поэтому все рисунки должны быть выполнены четко, контрастно, лучше черной тушью. Размеры каждого рисунка не должны выходить за границы допустимого (в среднем 10X10 см±2 см). В зависимости от характера материала и задач исследования время предъявления задания может ограничиваться долями секунды. Поэтому иногда целесообразно использовать для этих целей тахистоскоп. Фиксируемые показатели и подсчет результатов. Показателями успешности выполнения задания могут служить время, необходимое для восприятия; количество правильно выполненных заданий; количество и величина допущенных ошибок. При выполнении ряда работ требуются специальные расчеты. Полезно дополнить количественные показатели словесным отчетом испытуемого о трудностях выполнения задания, последовательности этапов различения тестового изображения и пр. Методы изучения восприятия Приведем в качестве примеров те методы, которые характеризуют различные стороны процесса восприятия и не вызывают особых сложностей при их использовании. Методика изучения зрительного восприятия («шкалы приборов»). Предлагается девять шкал приборов, выполненных в одном масштабе, но отличающихся формой, ценой деления, оцифровкой и направлением отсчета. У каждой шкалы имеется стрелка, указывающая на какое-либо целое число (см. рис. 1). Необходимо как можно быстрее определить, на какие числа указывают стрелки на всех девяти шкалах. Методика исследования зрительного и осязательного восприятия. В качестве экспериментального материала используются плоские фигуры Г. Фалькельта (не менее 5, рис. 2). Испытуемому предлагается ощупать с закрытыми глазами фигуру в течение одной минуты. Затем он должен зарисовать ее, не глядя на оригинал. После этого рисунок убирается и перед испытуемым кладется та же фигура. Теперь он должен посмотреть на нее, запомнить, а затем зарисовать, опять же не глядя на оригинал. Оба рисунка сопоставляются с оригиналами и определяется степень их совпадения, которая служит показателем точности зрительного и осязательного восприятия. Методика изучения восприятия времени. В полной тишине испытуемому предлагается оценить отрезок времени между двумя нажатиями кнопки секундомера. Интервал времени выбирается в зависимости от целей экспериментатора (от 15 с до 5 мин). Точность восприятия может определяться по формуле:
T=[E(b-a)/Ea]x100% где b — показания испытуемого, а — предъявляемые интервалы времени. Методика изучения восприятия речи. Данная методика основана на методе речевой аудиометрии, т.е. рассчитывается количество правильных ответов в процентном отношении к переданным. Используется магнитофонная запись с набором слов или фраз. Запись предъявляется в смеси с шумом (необходимо подобрать такую частоту и интенсивность шума, которые близки к естественным условиям работы и отдыха испытуемых).
Рисунок 1. Стимульный материал к методике «Шкалы приборов».
Рисунок 2. Образцу фигуры Г. Фелькельта (уменьшенные в два раза).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.53 (0.008 с.) |