Тема 7. Предметность и установка в восприятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Предметность и установка в восприятии



Вопросы к семинару:

1. Способы искажения сетчаточных изображений: инверсия, реверсия, смещение в пространстве и во времени, изменение цветности, знака диспаратности.

2. Феномены инвертированного зрения. Проблема перцептивной адаптации и ее экспериментальные исследования.

3. Феномены псевдоскопического восприятия. Условия возникновения обращений зрительных образов по глубине. Правило правдоподобия.

4. Создание искусственных органов чувств и формирование «кожного зрения» у слепых. Кросскультурные исследования восприятия. Особенности воспри­ятия двумерных изображений в отдельных культурах.

5. Потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Экспериментальные исследования в рамках школы «Новый взгляд».

Методические указания к подготовке к занятию: изучите литературу из предложенного списка источников, ответьте на вопросы к семинару.

Литература для изучения:

1 Глуханюк Н.С. Общая психология: учеб. пособие для вузов / Н. С. Глуханюк, С. Л. Семенова, А. А. Печеркина; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – 3-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Деловая кн., 2005.

2 Краснов, А. Н. Общая психология: учеб. пособие для психол. фак. вузов России / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

3 Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. пособие для вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2006.

4 Общая психология / Иркут. гос. техн. ун-т; сост. О. В. Пуляевская. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, Б.г.2007- Раздел 2 Познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение): метод. указания по изучению курса и к практ. занятиям специальности 020400 «Психология» заоч. формы обучения. – Б.м.: Б.и., 2007.

 

Тема 8.Общие представления о памяти: основные виды памяти

Вопросы к семинару:

1. Виды памяти. Память как запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Память и будущее. Круг явлений памяти. Случаи феноменальной памяти. Память и научение. Внимание и память. Память и личность.

2. Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала и формы его воспроизведения. Образная память. Эйдетические образы. Представления. Моторная память. Эмоциональная память. Словесно-логическая память, ее связь с речью и мышлением. Индивидуально-психологические различия памяти.

3. Непроизвольная и произвольная память. Непроизвольное запоминание осмысленного материала. Экспериментальные методы исследования непроизвольного запоминания. Анализ соотношения произвольного и непроизвольного запоминания в работах А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова и П.И. Зинченко.

Методические указания при подготовке к занятию

1.Изучите литературу из предложенного списка источников. Составить опорные конспекты, тезисы.

2. В словаре психологических понятий раскройте сущность понятий:

эйдетические образы, представления, произвольная память, непроизвольная память.

Литература для изучения:

1 Глуханюк Н.С. Общая психология: учеб. пособие для вузов / Н. С. Глуханюк, С. Л. Семенова, А. А. Печеркина; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – 3-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Деловая кн., 2005.

2 Краснов, А. Н. Общая психология: учеб. пособие для психол. фак. вузов России / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

3 Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. пособие для вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2006.

4 Общая психология / Иркут. гос. техн. ун-т; сост. О. В. Пуляевская. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, Б.г.2007- Раздел 2 Познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение): метод. указания по изучению курса и к практ. занятиям специальности 020400 «Психология» заоч. формы обучения. – Б.м.: Б.и., 2007.

 

Тема 9.Исследование памяти в когнитивной психологии

Вопросы к семинару:

1. Общая характеристика системы памяти в когнитивной психологии.

2. Теория двойственности па­мяти.

3. Экспериментальное исследование сенсорных регистров (СР), крат­ковременной и долговременной памяти (КП и ДП).

4. Семантическая и эпизодическая память.

5. Исследование автобиографической памяти.

6. Модель рабочей памяти и ее экспериментальное подтверждение.

Методические указания к подготовке к занятию: изучите литературу из предложенного списка источников, ответьте на вопросы к семинару.

Литература для изучения:

1 Глуханюк Н.С. Общая психология: учеб. пособие для вузов / Н. С. Глуханюк, С. Л. Семенова, А. А. Печеркина; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – 3-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Деловая кн., 2005.

2 Краснов, А. Н. Общая психология: учеб. пособие для психол. фак. вузов России / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

3 Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. пособие для вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2006.

4 Общая психология / Иркут. гос. техн. ун-т; сост. О. В. Пуляевская. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, Б.г.2007- Раздел 2 Познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение): метод. указания по изучению курса и к практ. занятиям специальности 020400 «Психология» заоч. формы обучения. – Б.м.: Б.и., 2007.

Тема 10.Основные факторы и закономерности психологии памяти

Вопросы к семинару:

1. Влияние характера материала (роль объема, степени однородности, привычности и осмысленности материала). Роль упражнения. Влияние уровня научения на память. Распределение упражнений, научение и память. Распределение упражнений во времени. Проблема оптимального распределения упражнений во времени.

2. Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций. Отношение субъекта к задаче. Влияние уровня мотивации на научение и память. Влияние на память перерывов в деятельности. Эффект Зейгарник. Влияние аффективных реакций на память. Значение организации материала субъектом. Ритмическая, конфигурационная и семантическая группировка. Перцептивная организация стимула: влияние способа заучивания на память, роль схем.

3. Забывание и реминисценция. Изменение памяти во времени. Кривая забывания Эббингауза и ее модификации. Ретроактивное и проактивное торможение. Забывание намерений. «Стихийное» забывание и забывание как действие. Теории забывания.

4. Роль ассоциаций в процессах памяти человека. Виды и законы ассоциаций. Методы измерения мнемических процессов: заучивания, антиципации, сбережения. Критика ассоцианистического подхода.

5. Роль формирования навыков в жизненном опыте человека. Навыки и память. Законы научения. Объективные методы изучения человека. Механистическое понимание бихевиористами навыка как результата простого связывания движений.

6. Память как совокупность процессов приема, трансформации и хранения информации. Уровневая организация процессов памяти.

7. Проблемы памяти в культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Интериоризация мнемических средств. Экспериментальные исследования структуры и функций высших форм запоминания.

Методические указания к подготовке к занятию: изучите литературу из предложенного списка источников, ответьте на вопросы к семинару.

Литература для изучения:

1 Глуханюк Н.С. Общая психология: учеб. пособие для вузов / Н. С. Глуханюк, С. Л. Семенова, А. А. Печеркина; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – 3-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Деловая кн., 2005.

2 Краснов, А. Н. Общая психология: учеб. пособие для психол. фак. вузов России / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

3 Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. пособие для вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2006.

4 Общая психология / Иркут. гос. техн. ун-т; сост. О. В. Пуляевская. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, Б.г.2007- Раздел 2 Познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение): метод. указания по изучению курса и к практ. занятиям специальности 020400 «Психология» заоч. формы обучения. – Б.м.: Б.и., 2007.

 

Тема 11.Память и деятельность

Вопросы к семинару:

1. Основные генетически различные формы функционирования памяти: бессознательная, непроизвольная память; переходная, внешнепроизвольная память;, произвольная память; метапамять. Возрастные особенности взаимосвязи генетических форм памяти. Пути развития генетически различных форм памяти.

2. Прикладные аспекты изучения памяти. Условия и задачи развития памяти в учебной деятельности. Пути улучшения памяти. Мнемотехника. Роль оперативной памяти в деятельности. Исследование нарушений памяти и их значение в клинике.

Методические указания к подготовке к занятию:

Используя методикидиагностики мнестической сферы, проведите обследование 2-3 испытуемых. По результатам обследования составьте характеристику уровней развития различных видов памяти у ваших испытуемых.

Методика определения кратковременной памяти

Цель: Определение объема кратковременной зрительной памяти.

Описание:

Испытуемые должны запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемой им таблицы (таблица 5).

Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлена таблица с числами. Вы должны постараться за 20 секунд запом­нить и потом записать как можно большее количество; чисел. Внимание, Начали!»

Оценка:

По количеству правильно воспроизведенных чисел производится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной, иначе — оперативной памяти — 10 единиц материала. Средний уровень: 6 —7 единиц.


Методика «Оперативная память»

Цель: изучение кратковременной памяти (для взрос­лых испытуемых).

Инструкция: «Сейчас я назову Вам пять чисел. Ваша задача — постараться запомнить их, затем в уме сло­жить первое число со вторым, а полученную сумму за­писать; второе число сложить с третьим, сумму запи­сать, третье с четвертым, их сумму записать, и четвер­тое с пятым, снова записать сумму. Таким образом, у Вас должно быть получено и записано четыре суммы. Время для вычислений — 15 секунд. После чего я за­читываю следующий ряд чисел. Вопросы есть? Будьте внимательны, числа зачитываются только один раз».

 

ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ

а) 5, 2, 7, 1, 4 е) 4, 2, 3, 1, 5
б) 3, 5, 4, 2, 5 ж) 3, 1, 5, 2, 6
в) 7, 1, 4, 3, 2 з) 2, 3, 6, 1, 4
г) 2, 6, 2, 5, 3 и) 5, 2, 6, 3, 2
д) 4, 4, б, 1, 7 к) 3, 1, 5, 2, 7

КЛЮЧ

а) 7 9 8 5 е) 6 5 4 6
б) 8 9 6 7 ж) 4 6 7 8
в) 8 5 7 5 з) 5 9 7 5
г) 8 8 7 8 и) 7 8 9 5
д) 7 9 7 8 к) 4 6 7 9

Обработка данных:

подсчитывается число правильно найденных сумм. Максимальное их число — 40. Норма взрослого чело­века — от 30 и выше.

 

Пиктограмма

Цель: исследование особенностей опосредованного за­поминания и его продуктивности, а также ха­рактера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления. Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуаль­ном обследовании.

Материал: Чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей, набор слов.

Инструкция: (вариант для детей) «Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть тебе слова, а ты к каж­дому слову нарисуй картинку, по которой сможешь вспомнить потом это слово».

Инструкция: (вариант для взрослых) «Вам будет пред­ложен для запоминания перечень слов и словосочета­ний. Для облегчения задачи Вы можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве «узелка на память» любое изображение, кото­рое поможет Вам воспроизвести предъявляемый мате­риал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях об­легчения запоминания. Каждое изображение обозна­чайте номером, соответствующим порядку предъявле­ния слов и словосочетаний».

После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядко­вый номер, а затем предоставляется время на его изоб­ражение. Каждое слово или словосочетание должно от­четливо произноситься, во избежание повторения.

В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов испытуемому не рекомендуется. Ско­рость и качество выполнения не должны его беспо­коить.

Пока испытуемый рисует, ему можно задавать во­просы типа: «Что ты рисуешь?», «Как это поможет те­бе вспомнить слово?» и т. п. Все высказывания испы­туемого заносятся в протокол.

Примерный набор слов и словосочетаний:

 

Веселый праздник Глухая старушка
Тяжелая работа Война
Развлечение Строгая учительница
Вкусный ужин Голодный человек
Смелый поступок Слепой мальчик
Болезнь Богатство
Счастье Девочке холодно
Разлука Власть
Дружба Больная женщина
Темная ночь Обман
Печаль Веселая компания

 

Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется спустя 40—60 минут или более.

По прошествии времени испытуемому предъявля­ются его рисунки с просьбой вспомнить соответствую­щие слова, которые фиксируются в протоколе.

Интерпретация результатов

При оценке результатов исследования подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с
результатами заучивания 10 слов.

Содержание самих рисунков отражает запас знаний и представлений испытуемого, особенности его индиви­дуального жизненного опыта, а также его способности к отвлечениям, абстрагированию.

Особенности опосредованного запоминания выра­жаются через качество рисунков испытуемого. Все изо­бражения можно классифицировать на пять основных видов: абстрактные, знаково-символические, конкрет­ные, сюжетные и метафорические.

Абстрактные изображения (А) — в виде линий, не оформленных в какой-либо узнаваемый образ.

Знаково-символические (3) — в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки и т. п.).

Конкретные (К) — конкретные предметы.

Сюжетные (С) — изображаемые предметы, персо­нажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-либо дея­тельность.

Метафорические (М) - изображения в виде мета­фор, художественного вымысла, так, например, на сло­во «радость» изображается: человек, поднявшийся в воздух на крыльях.

При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначе­ние предполагаемого вида изображения. Затем можно сделать вывод о характере мыслительного процесса ис­пытуемого в зависимости от наиболее часто употреб­ляемого вида изображения. Если испытуемый пользу­ется абстрактным и знаково-символическим типами ри­сунков, то он может быть отнесен к типу «мыслителя». Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно-логического мышления.

Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения, составляют группу лю­дей с творческим мышлением, сознающих в себе нали­чие художественных способностей или увлекающихся художественным творчеством.

В случае предпочтения конкретного вида изображе­ний можно предположить преобладание у испытуемого конкретно-действенного мышления, которое подразу­мевает оперирование непосредственно воспринимаемы­ми объектами и связями, либо о так называемом прак­тическом мышлении, направленном на разрешение частных конкретных задач в практической деятель­ности. Первое чаще всего свойственно детям до 10—11 лет, второе — руководящим работникам, учителям. Об уровне сформированности понятийного мышле­ния свидетельствует то, насколько свободно испытуе­мый устанавливает связи между абстрактными поня­тиями и изображениями в процессе рисования и вос­произведения слов по рисункам.

Кроме того, следует обратить внимание на проек­тивное значение методики для диагностики особенно­стей личности испытуемого. Если в качестве опосредованных стимулов часто изображаются человечки, и воспроизведение при этом словесного материала проходит успешно, это может расцениваться как проявление общительности, но если воспроизведение таких изображений затруднено, то это может служить признаком инфантильности.

Можно проследить по качеству рисунков наличие у испытуемого истощаемости. Об этом свидетельствуют нарастающая небрежность, ослабление нажима при ри­совании к концу исполнения задания.

Тема 12.Общее представление о внимании: виды внимания

Вопросы к семинару:

1. Непроизвольное (первичное) внимание. Поисковый и исследовательский виды деятельности - процессы непроизвольного внимания. Факторы, обуславливающие непроизвольное внимание. Процессы предвнимания.

2. Произвольное (вторичное) внимание. Особенности, условия возникновения и поддержания произвольного внимания, психологические механизмы произвольного внимания. Усилие при произвольном внимании. Опосредствованный характер произвольного внимания.

3. Методика двойной стимуляции для исследования опосредствованного произвольного внимания.

4. Послепроизвольное внимание. Условия его возникновения. Важность практического, педагогического значения послепроизвольного внимания.

 

Методические указания к подготовке к занятию: изучите литературу из предложенного списка источников, ответьте на вопросы к семинару.

Литература для изучения:

1 Глуханюк Н.С. Общая психология: учеб. пособие для вузов / Н. С. Глуханюк, С. Л. Семенова, А. А. Печеркина; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – 3-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Деловая кн., 2005.

2 Краснов, А. Н. Общая психология: учеб. пособие для психол. фак. вузов России / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

3 Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. пособие для вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2006.

4 Общая психология / Иркут. гос. техн. ун-т; сост. О. В. Пуляевская. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, Б.г.2007- Раздел 2 Познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение): метод. указания по изучению курса и к практ. занятиям специальности 020400 «Психология» заоч. формы обучения. – Б.м.: Б.и., 2007.

 

Тема 13.Внимание и сознание

Вопросы к семинару:

1. Ясность и отчетливость содержания сознания - основная феноменальная характеристика внимания.

2. Использование метода самонаблюдения для описания явлений и^ свойств внимания. Механизмы перцептивной селекции.

3. Внимание как фильтр поступающей информации. Экспериментальная критика понимания внимания как специального процесса блокировки или фильтрации информации.

4. Внимание как результат слияния перцептируемого образа с реальными объектами. Психофизиологические индикаторы и механизмы внимания.

5. Использование объективных методов исследования различных форм внимания. Критика моторных теорий внимания. Внимание, усиление и активация.

Методические указания к подготовке к занятию: изучите литературу из предложенного списка источников, ответьте на вопросы к семинару.

Литература для изучения:

1 Глуханюк Н.С. Общая психология: учеб. пособие для вузов / Н. С. Глуханюк, С. Л. Семенова, А. А. Печеркина; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – 3-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Деловая кн., 2005.

2 Краснов, А. Н. Общая психология: учеб. пособие для психол. фак. вузов России / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

3 Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. пособие для вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2006.

4 Общая психология / Иркут. гос. техн. ун-т; сост. О. В. Пуляевская. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, Б.г.2007- Раздел 2 Познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение): метод. указания по изучению курса и к практ. занятиям специальности 020400 «Психология» заоч. формы обучения. – Б.м.: Б.и., 2007.

Тема 13.Внимание и сознание

Вопросы к семинару:

1. Ясность и отчетливость содержания сознания - основная феноменальная характеристика внимания.

2. Использование метода самонаблюдения для описания явлений и свойств внимания. Механизмы перцептивной селекции.

3. Внимание как фильтр поступающей информации. Экспериментальная критика понимания внимания как специального процесса блокировки или фильтрации информации.

4. Внимание как результат слияния перцептируемого образа с реальными объектами. Психофизиологические индикаторы и механизмы внимания.

5. Использование объективных методов исследования различных форм внимания. Критика моторных теорий внимания. Внимание, усиление и активация.

Методические указания к подготовке к занятию: изучите литературу из предложенного списка источников, ответьте на вопросы к семинару.

Литература для изучения:

1 Глуханюк Н.С. Общая психология: учеб. пособие для вузов / Н. С. Глуханюк, С. Л. Семенова, А. А. Печеркина; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – 3-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Деловая кн., 2005.

2 Краснов, А. Н. Общая психология: учеб. пособие для психол. фак. вузов России / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

3 Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. пособие для вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2006.

4 Общая психология / Иркут. гос. техн. ун-т; сост. О. В. Пуляевская. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, Б.г.2007- Раздел 2 Познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение): метод. указания по изучению курса и к практ. занятиям специальности 020400 «Психология» заоч. формы обучения. – Б.м.: Б.и., 2007.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.061 с.)