Практическое занятие 5. Неосознаваемые явления в психике, их классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие 5. Неосознаваемые явления в психике, их классификация



Цель: формирование у студента теоретических представлений о бессознательном в психике человека, возможных классификациях бессознательных явлений в психологии; развитие компетенций:Ок-3: владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;ОК-4: использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;ОК-9: проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформления научных статей, отчетов, заключений и т.д.ПК-9: применение знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики.

Задание

1) Понятие бессознательного в психоанализе.

2) Неосознаваемые явления в психике, их связь с осознаваемым.

3) Психологические механизмы защиты.

4) Бессознательное и установка. Понятие установки и исследование установок в школе Д.Н. Узнадзе.

5) Возможные классификации неосознаваемых явлений в психологии (А.Г. Асмолов, Ю.Б. Гипенрейтер).

Литература

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций – Учебное пособие для вузов по специальности «Психология». – М.: АСТ, 2008. – С.67-98.

2.Общая психология. Раздел 1. Введение в общую психологию: методические указания / Сост. Т.П. Линчук. – Иркутск: ИрГТУ, 2007. – С. 25-30.

Ход занятия

1. Ответы на вопросы для подготовки к занятию.

2. Анализ ответов и их оценка на основе группового обсуждения глубины и полноты ответа

3. Примеры из опыта студентов о роли установки в поведении человека.

4 Решение психологических задач по определению видов защитных механизмов.

5.Обсуждение классификаций неосознаваемых явлений в психике человека, предложенных Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Г. Асмоловым, поиск их сходств и различий.

6. Дидактическая игра

7. Подведение итогов занятия.

Основные рекомендации по выполнению заданий

При решении психологических задач постарайтесь работать в своей группе (команде), сотрудничая, внимательно слушайте мнения других, оценивайте, приведя свои доводы «за» и «против».

Предлагая свои основания для определения сходств и различий

классификаций неосознаваемых явлений в психике человека, предложенных Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Г. Асмоловым, обосновывайте четко и ясно свое мнение

Дидактическая игра «Слабое звено»

Цель – контроль за освоением терминологии, формирование и развитие навыков работы в команде.

Методическое обеспечение - словарь психологических терминов, которые ведут студенты в процессе изучения курса «Введение в общую психологию».

Методика проведения:

1. Организация игры:

Выбираются ведущие и эксперты.

Учебная группа разбивается на группы (команды) в количестве 4-5 человек.

2. Проведение игры:

Участники игры (группа в 4-5 человек) отвечают на вопросы ведущих. Те, кто не смог ответить на 3 вопроса, объявляются «Слабым звеном» и удаляются. Игра идет до тех пор, пока не останется победитель. Победителю выставляется оценка «отлично» и выдается приз. Его последнему сопернику также выставляется оценка «отлично».

Эксперты и ведущие во время игры меняются, либо не меняются (по ситуации или договоренности), чтобы участвовать в качестве игрока, но в любом случае группа им выставляет оценки.

Ведущий объясняет правила, задаёт вопросы, готовит задания командам.

Эксперт начисляет командам баллы за выполненные задания, следит за соблюдением тишины и отнимает баллы за нарушение правил игры.

Команды с равным количеством участников участвуют в игре, выбирают капитанов для участия в некоторых конкурсах.

Независимо от содержания конкурсов должны соблюдаться правила:

1. Тишина;

2. Уважение к говорящему;

3. Отсутствие на столах у команд справочной литературы;

4. Выкрикивание ответа не засчитывается.

2х-кратное замечание эксперта по поводу нарушение правил ведёт к отниманию баллов у команды или у отдельных участников.

Требования к отчетным материалам

Игра оценивается по теоретической готовности и умениям работать в команде по ее правилам.

В схеме «Классификации неосознаваемых психических явлений в отечественной психологии» должны быть отражены сходства и различия между анализируемыми классификациями.

 

Практическое занятие 6. Целостный подход в психологии

Цель: формирование у студента теоретических представлений о решении проблемы целостности в изучении психических феноменов в Берлинской и Лейпцигской школах гештальтпсихологии, развитие компетенций:ОК-3: владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;ОК-4: использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;ПК-9: применение знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;ПК-14: выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы.

Задание

1) Краткая история постановки проблемы целостности в психологии..

2) Основные идеи Берлинской школы гештальтпсихологии.

3) Понятие «инсайт».

4) Целостный подход в других психологических школах Германии.

Литература

Общая психология. Раздел 1. Введение в общую психологию: методические указания / Сост. Т.П. Линчук. – Иркутск: ИрГТУ, 2007. – С. 30-34.

Ход занятия

1. Ответы на вопросы для подготовки к занятию.

2. Анализ ответов и их оценка на основе группового обсуждения глубины и полноты ответа, обобщение результатов обсуждения.

3. Примеры студентов о феномене инсайта, о свойствах фигуры и фона.

4.Обсуждение различий теоретических подходах в школах гештальтпсихологии Германии.

Основные рекомендации по выполнению заданий

Заслушивая выступления, формулируйте вопросы к выступающему и готовьтесь к оценке сообщений с точки зрения их глубины, полноты, логичности. В случае несогласия с выступающими четко, ясно, логично представьте свои аргументы.

Требования к отчетным материалам

Письменный ответ на вопрос: различия между понятиями «гештальт» и «коплекс-качество»,

Словарь психологических терминов.

 

Практическое занятие 7 Номотетический и идиографический подходы в психологии

Цель: формирование у студента теоретических представлений о номотетическом и идиографическом подходах в психологии, об основных положениях гуманистической и когнитивной психологии, проведение дидактической игры, развитие умений использовать изученные психологические термины в учебно-профессиональной сфере общения

Формирование компетенций:ОК-3: владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;ОК-4: использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;ОК-9: проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформления научных статей, отчетов, заключений и т.д.ПК-9: применение знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;ПК-14: выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы.

Задание

1) Сущность номотетического и идиографического подходов в психологии.

2) Гуманистическая психология, основные представители и идеи.

3) Информационный подход в современной когнитивной психологии.

Литература

1.Общая психология. Раздел 1. Введение в общую психологию: методические указания / Сост. Т.П. Линчук. – Иркутск: ИрГТУ, 2007. – С. 34-37.

Ход занятия

1. Ответы на вопросы для подготовки к занятию.

2. Анализ ответов и их оценка на основе группового обсуждения глубины и полноты ответа, обобщение результатов обсуждения.

3.Обсуждение вопроса (диспут) «Что важнее для сохранения психического здоровья, самоуважение или уважение другими людьми?

4. Обсуждение вопросов, представленных в эссе «Хорошая жизнь – это процесс, а не состояние бытия» (К. Роджерс).

4.Терминологический диктант (дать дефиницию термина, представленного в карточке).

Основные рекомендации по выполнению заданий.

Цель диспута – формирование оценочных суждений. Отстаивая свою позицию, формулируйте так тезис, чтоб в нём заключалось и противоречие, необходимое для продолжения диспута.

Требования к отчетным материалам

Текст эссе не должен превышать 1 стандартного листа формата А 4

Терминологический диктант проверяется вместе со студентами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.012 с.)