Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика работы с учебным материалом↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методика работы с учебным материалом Данные указания разработаны для самостоятельной работы студентов. Выполнение заданий необходимо предварить знакомством с теоретическим материалом, содержащимся в лекционном курсе и рекомендуемой литературе, в случае затруднений следует обращаться к справочному материалу, который приведён в данных указаниях.
Пояснения к содержанию и оформлению работы Для выполнения заданий 1 и 2 следует обращаться к Орфоэпическому словарю русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова; РАН. Ин-т рус. яз. – 8-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз.,2000. – 688 с. (возможны более поздние издания). Задания 3, 4, 5 направлены на овладение грамматическими нормами русского литературного языка. Правильность выполнения 3 задания можно также проверить по орфоэпическому словарю. Задание 6 контролирует владение лексическими нормами русского языка. Задание 7 – стилистическими нормами. Необходимую информацию о стилях речи можно почерпнуть из пособия Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учеб. пособие для вузов. М., 1974 (и другие издания). Контрольная работа должна быть выполнена от руки в отдельной тетради. Вариант 1 (выполняется студентами, номер зачётной книжки которых оканчивается на цифру 1 или 6)
Задание 1.Расставьте ударения в следующих словах: Алкоголь, баловать, брала, вероисповедание, валовой (продукт), завидно, изобретение, каталог, мельком, намерение, облегчить, подростковый, ракушка, сливовый, туфля. Задание 2. В каждом ряду найдите «лишнее» (с точки зрения произношения) слово: а) яичница, звучный, порочный, точный; б) белесый, облегченный, блеклый, афера; в) крем, пионер, латекс, театр.
Задание 3. Подберите к данным словам подходящие по смыслу прилагательные, согласуйте их по роду с существительными. Например: компетентное жюри (с.р.) Бремя, крупье, метро, купе, ТЮЗ, манго, мадемуазель, виски, МХАТ, толь, иваси, Конго, фламинго, визави, неженка, карусель, кабальеро, кольраби, лечо, такси.
Задание 4. Поставьте числительные в форме родительного, дательного, творительного и предложного падежей. 641; 38 957.
Задание 5. Исправьте в предложениях синтаксические ошибки (неправильное использование деепричастного оборота, нарушение норм управления, ошибка в построении цепочки однородных членов и др.). 1. В постановлении отмечается, что в ряде школ не уделяется должного внимания на преподавание физкультуры. 2. Мы ни к кому не можем обратиться о том, чтобы готовили для нас кадры. 3. Он мечтал, чтобы, придя с покоса, дома его ждала жена с детьми. 4. В области разработки компьютерных программ долгие годы первой была США. 5. В качестве материала для романа «Война и мир» Л.Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары и разные документы.
Задание 6. Исправьте предложения с речевыми лексическими ошибками, укажите, какой вид ошибки был допущен (использование слова без учёта его значения, неуместное употребление заимствованных слов, многозначных слов, омонимов, неправильный выбор синонима, смешение паронимов, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, разрушение структуры фразеологизма и нек. др.). 1. На заседании рассматривался вопрос о наиболее эффектных методах управления. 2. Не заостряясь на данном вопросе, перейдем к следующему. 3. Неподалёку от Воронежа жители окрестных сёл недавно наблюдали необычный феномен. 4. Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца. 5. Качественная подтяжка лица и шеи без операции (из обьявления). 6. В ближайшее время наш коллектив собирается предоставить свою работу на конкурс. 7. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят. Задание 7. Определите стилевую принадлежность данного фрагмента текста. Укажите стилеобразующие факторы и языковые средства, характерные для этого стиля. Для иллюстрации идеи неевклидовости пространства полезно привести достаточно простой пример. Пусть пространством является поверхность обычной двумерной сферы. Отвлечемся прежде всего от привычного образа сферы, вложенной в видимое трехмерное пространство, полагая сферу самостоятельным автономным объектом. Будем полагать, что «прямые» в таком сферическом пространстве – кратчайшие расстояния между двумя заданными точками на сфере, то есть дуги большого круга. Положим, что бесконечным прямым в евклидовом пространстве соответствуют окружности на сфере. Здесь правильно будет говорить именно о соответствии, а не о тождестве, поскольку окружность на сфере обладает лишь одним свойством евклидовой прямой – отсутствием границ, но не обладает другим ее свойством – бесконечной протяженностью. Окружность на сфере безгранична, но конечна. Нетрудно далее убедиться, что через любую точку сферы, не находящуюся на данном большом круге, нельзя провести большой круг, не пересекающий данный, то есть «параллельный». Иначе говоря, все «прямые» пересекаются.
Вариант 2 (выполняется студентами, номер зачётной книжки которых оканчивается на цифру 2 или 7)
Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах: Алфавит, безудержный, возбужденное, взяла, дефис, завсегдатай, искра, каучук, мизерный, нефтепровод, ободрить, приговор, револьвер, сироты, танцовщица.
Задание 2. В каждом ряду найдите «лишнее» (с точки зрения произношения) слово: а) маневры, опека, желчь, увлекший; б) музей, термос, декан, темп; в) конечно, брачный, скучно, нарочно. Задание 3. Подберите к данным словам подходящие по смыслу прилагательные, согласуйте их по роду с существительными. Например: компетентное жюри (с.р.) Танго, МГИМО, бунгало, инкогнито, цеце, тюль, импресарио, повидло, Гоби, алоэ, Тбилиси, рагу, пони, БАМ, цунами, кредо, умница, фасоль, Мехико, мозоль.
Задание 4. Поставьте числительные в форме родительного, дательного, творительного и предложного падежей. 492; 57 863.
Задание 5. Исправьте в предложениях синтаксические ошибки (неправильное использование деепричастного оборота, нарушение норм управления, ошибка в построении цепочки однородных членов и др.). 1. О предстоящей отставке кабинета правительства не сомневаются даже неисправимые оптимисты. 2. На пресс-конференции в ЦДЖ перед общественностью о проделанной работе отчитался министр юстиции. 3. Дотронувшись до ветки орешника, на меня посыпались крупные дождевые капли. 4. Объявление: Ремонт квартир и помещений. Облицовка плиткой, наклейка обоев, гипсокартон, подвесные потолки. 5. Собравшись на праздник, не забудьте купить хлопушки, петарды и бенгальские огни. Задание 6. Исправьте предложения с речевыми лексическими ошибками, укажите, какой вид ошибки был допущен (использование слова без учёта его значения, неуместное употребление заимствованных слов, многозначных слов, омонимов, неправильный выбор синонима, смешение паронимов, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, разрушение структуры фразеологизма и нек. др.). 1. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго. 2. Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт. 3. Нередко можно видеть людей, неосмотрительно пренебрегающих правилами уличного движения. 4. Резюмируя, можно кратко обобщить: мероприятие удалось. 5. Новая телевизионная программа ежемесячно регулярно знакомит зрителей с новыми кинофильмами. 6. На качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учёными. 7. В городе построен памятник нашему земляку, Андрею Платонову.
Задание 7. Определите стилевую принадлежность данного фрагмента текста. Укажите стилеобразующие факторы и языковые средства, характерные для этого стиля. Рассматривается переходный процесс синхронного генератора кратковременного действия, сопровождающийся существенным падением угловой скорости. Генератор включен на активно-индуктивную нагрузку и работает за счет кинетической энергии предварительно раскрученного маховика, механически связанного с ротором. Определен закон изменения напряжения возбуждения, обеспечивающий заданное изменение мощности в течение рабочего процесса, за исключением малого интервала времени после включения генератора на нагрузку. Показано, что для получения постоянной мощности на нагрузке необходимо временное снижение напряжения в начале рабочего процесса вплоть до его реверсирования и лишь затем постепенное его увеличение. Вариант 3 (выполняется студентами, номер зачётной книжки которых оканчивается на цифру 3 или 8)
Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах:
Аристократия, балую, втридорога, добыча, звонит, исчерпать, квартал, клала, ненависть, обеспечение, приданое, случай, тефтели, углубить, хозяева.
Задание 2. В каждом ряду найдите «лишнее» (с точки зрения произношения) слово: а) облаченный, уединенный, безнадежно, оседлый; б) сессия, Роберт, фанера, кофе; в) промежуточный, Ильинична, поточный, клубничный. Задание 3. Подберите к данным словам подходящие по смыслу прилагательные, согласуйте их по роду с существительными. Например: компетентное жюри (с.р.) Какао, протеже, лакомка, молодёжь, Миссисипи, домишко, портмоне, салями, Душанбе, конферансье, какаду, гель, леди, бандероль, ЛДПР, кенгуру, бикини, шоу, барокко, леди.
Задание 4. Поставьте числительные в форме родительного, дательного, творительного и предложного падежей. 586; 49 372.
Задание 5. Исправьте в предложениях синтаксические ошибки (неправильное использование деепричастного оборота, нарушение норм управления, ошибка в построении цепочки однородных членов и др.). 1. Если вы думаете, что обо всех проблемах, о которых вам надо будет решать в жизни, вы прочтёте в книгах, то вы ошибаетесь. 2. Не будем рассуждать о том, о чём вы не знаете. 3. Сварив суп из спаржи, на вас нахлынут воспоминания о лете. 4. На чемпионате мира по шахматам Г.Каспаров, встречаясь с А.Карповым, одержал победу. 5. После этого происшествия на вокзалах и торговых центрах, в аэропортах и стадионах была усилена охрана.
Задание 6. Исправьте предложения с речевыми лексическими ошибками, укажите, какой вид ошибки был допущен (использование слова без учёта его значения, неуместное употребление заимствованных слов, многозначных слов, омонимов, неправильный выбор синонима, смешение паронимов, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, разрушение структуры фразеологизма и нек. др.). 1. Надо тактически намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные решения. 2. Взяв на себя такие обязательства, мы должны работать не покладая сил. 3. Бухгалтерия должна оплатить сотрудникам деньги. 4. Частное предприятие успешно осуществляет свою продукцию. 5. В крупной фирме по продаже офисного оборудования имеется свободная вакансия на должность менеджера. 6. Правительство в это трудное и нелёгкое время должно представлять единый монолит. 7. Большая часть заготовленных овощей погублена зря.
Задание 7. Определите стилевую принадлежность данного фрагмента текста. Укажите стилеобразующие факторы и языковые средства, характерные для этого стиля. С точки зрения языковой системы стиль – это одна из соотносительных разновидностей ее, характеризующихся индивидуальными своеобразиями экспрессивного отбора слов, фразеологии, синтаксических конструкций, иногда произношения и морфологических особенностей. Учет всех «ярусов» языковой системы (фонетика, лексика и фразеология, морфология, синтаксис) позволяет дать более или менее полное и точное описание отдельных стилей. Хотя в области фонетики и грамматики, так же как и в области лексики, преобладающая часть материала, будучи стилистически нейтральной, является достоянием всех стилей языка (что обеспечивает его единство как системы), все же нередко имеется объективная возможность считать те или иные формы слов, синтаксические конструкции, структурные элементы (союзы, предлоги, связки), типы произношения в устной речи и т.д. характерными по преимуществу для некоторых стилей, несмотря на их незамкнутость в современном языке. Такие комплексы своеобразных черт более заметны при сопоставлении стилей, отдаленных друг от друга (например, книжных стилей и стиля разговорного).
Вариант 4 (выполняется студентами, номер зачётной книжки которых оканчивается на цифру 4 или 9)
Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах: Асимметрия, бюрократия, договор, избалованный, красивее, начала, сосредоточение, оптовый, принудить, средства, тяжба, украинский, цемент, черпать, швея.
Задание 2. В каждом ряду найдите«лишнее» (с точки зрения произношения) слово: а) занесенный, сплоченный, гренадер, новорожденный; б) декорация, дефис, шинель, интервенция; в) почечный, собачник, лодочник, нарочно. Задание 3. Подберите к данным словам подходящие по смыслу прилагательные, согласуйте их по роду с существительными. Например: компетентное жюри (с.р.) Шимпанзе, Сочи, умишко, лежебока, туфля, банджо, ООН, воевода, сопрано, атташе, Янзцы, пианино, филе, денди, бюро, рантье, иваси, цунами, алиби, инкогнито.
Задание 4. Поставьте числительные в форме родительного, дательного, творительного и предложного падежей. 654; 29 738.
Задание 5. Исправьте в предложениях синтаксические ошибки (неправильное использование деепричастного оборота, нарушение норм управлении, ошибка в построении цепочки однородных членов и др.). 1. Западноевропейское общественное мнение плохо представляет о том, почему мы против расширения НАТО. 2. Согласно многолетних наблюдений в России зима холодная. 3. Проезжая цветущее поле гречихи, у меня заболела голова. 4. Уважаемые покупатели! С.вещами, чемоданами и сумками вход в магазин запрещён. 5. Подъезжая к дому, я быстро вытащил ключи и открыл входную дверь.
Задание 6. Исправьте предложения с речевыми лексическими ошибками, укажите, какой вид ошибки был допущен (использование слова без учёта его значения, неуместное употребление заимствованных слов, многозначных слов, омонимов, неправильный выбор синонима, смешение паронимов, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, разрушение структуры фразеологизма и нек. др.). 1. Борьба с гриппом – очень важное мероприятие, сокращающее здоровье работников фирмы. 2. Множество фактов – климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения – влияют на развитие растений. 3. Коммерческих магазинов сейчас прудом пруди. 4. В оставшееся время года коллектив предприятия электрических сетей обязался работать с ещё большим напряжением. 5. Скоропостижный отъезд свидетеля насторожил судей. 6. Первый дебют актёра Камерного театра Алексея Астахова был удачным, успешным и привлёк внимание публики. 7. Сегодня у нас в гостях гость из Москвы.
Задание 7. Определите стилевую принадлежность данного фрагмента текста. Укажите стилеобразующие факторы и языковые средства, характерные для этого стиля. Разумеется, в 1905 году, когда была опубликована первая статья Эйнштейна о теории относительности, никто не мог предвидеть конкретных путей научно-технической революции, призванной воплотить в жизнь новое учение о пространстве, времени и движении. В теории относительности видели поразительно глубокое, стройное и смелое обобщение и истолкование уже известных экспериментальных данных, прежде всего фактов, свидетельствующих о постоянстве скорости света, о ее независимости от прямолинейного и равномерного движения системы, через которую проходит световой луч. Вместе с тем ученые понимали, что, отвергнув, казалось бы, очевидное, классическое понятие одновременности, отказавшись от не менее очевидного классического правила сложения скоростей, допуская и обсуждая парадоксальные, на первый взгляд, выводы, физика овладевает очень мощным оружием.
Вариант 5 (выполняется студентами, номер зачётной книжки которых оканчивается на цифру 5 или 0)
Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах: Асбест, газопровод, дремота, кухонный, откупорить, прирост, согнутый, новорожденный, столяр, усугубить, хвоя, цыган, шофёр, щавель, эксперт.
Задание 2. В каждом ряду найдите «лишнее» (с точки зрения произношения) слово: а) современный, обагренный, потек, желчный; б) манеры, модель, бутерброд, бассейн; в) достаточно, скворечник, Фоминична, пустячный. Задание 3. Подберите к данным словам подходящие по смыслу прилагательные, согласуйте их по роду с существительными. Например: компетентное жюри (с.р.) Эскимо, фойе, рефери, Эри, повидло, казино, Дели, манто, контральто, НИИ, сирокко, мозоль, тушь, сластёна, меню, авокадо, маэстро, неженка, инженю, иваси.
Задание 4. Поставьте числительные в форме родительного, дательного, творительного и предложного падежей. 395; 27 648.
Задание 5. Исправьте в предложениях синтаксические ошибки (неправильное использование деепричастного оборота, нарушение норм управления, ошибка в построении цепочки однородных членов и др.). 1. Вы понимаете о том, что жизнь Кати будет отличаться от стандартов. 2. Это наши обязательства, которые мы дали перед москвичами. 3. Уже сев на катер, нам сообщили последние новости минувшего дня. 4. Владельцы участков вносят в городскую казну земельный налог, устанавливающий в соответствии с законодательством. 5. Кафе «Лакомка» предлагает в большом ассортименте торты, пирожные, десерты и кондитерские изделия.
Задание 6. Исправьте предложения с речевыми лексическими ошибками, укажите, какой вид ошибки был допущен (использование слова без учёта его значения, неуместное употребление заимствованных слов, многозначных слов, омонимов, неправильный выбор синонима, смешение паронимов, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, разрушение структуры фразеологизма и нек. др.). 1. Будущая перспектива студентов не пугает – дорожить каждой минутой времени они привыкли 2. Доставка груза производится вертолётом по бездорожью. 3. Руководитель призвал подчинённых соблюдать исполнительную дисциплину. 4. Проанализировав положение, мы пришли к выводу, что наш подрядчик сослужил нам медвежью услугу. 5. Нам пришлось зайти в супермаркет, чтобы запастись продукцией. 6. Большую половину своего выступления докладчик посвятил анализу политической ситуации в стране. 7. Начальник ГИБДД Воронежской области в своём выступлении отметил, что для несогласных с правилами дорожного движения есть другая альтернатива – это ходить пешком.
Задание 7. Определите стилевую принадлежность данного фрагмента текста. Укажите стилеобразующие факторы и языковые средства, характерные для этого стиля. Мы, нижеподписавшиеся, гр-н Петров Сергей Иванович, проживающий по адресу: г. Воронеж, пр-т Труда, 48-1, и гр-ка Селезнева Вера Николаевна, проживающая по адресу: г. Воронеж, ул. Маршака, 25-136, намеревающиеся вступить в брак, именуемые в дальнейшем «супруги», заключили настоящий договор о следующем. 1. Общие положения
1.1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является в период брака совместной собственностью супругов, за исключением имущества, лично принадлежащего по закону одному из супругов, а также за исключением случаев, предусмотренных в настоящем договоре. 1.2. В случае расторжения брака супругам по взаимному согласию на все нажитое во время брака имущество сохраняется правовой режим (общей совместное собственности или собственности одного из супругов), действующий в отношении соответствующего имущества в период брака, если договором не предусмотрено иное. 1.3. В случае расторжения брака по инициативе гр-на Петрова С.И. либо в результате его недостойного поведения (супружеской измены, пьянства, хулиганских действий и др.) имущество, нажитое во время брака и относящееся к общей совместной собственности супругов, считается с момента расторжения брака общей долевой собственностью супругов. При этом гр-ну Петрову С.И. принадлежит одна четвертая доля названного имущества, а гр-ке Селезневой В.Н. принадлежит три четвертых доли названного имущества. 1.4. В случае расторжения брака по инициативе гр-ки Селезневой В.Н. либо в результате ее недостойного поведения (супружеской измены, пьянства, хулиганских действий и др.) имущество, нажитое во время брака и относящееся к общей совмест брака общей долевой собственностью супругов. При этом гр-ну Петрову С.И. принадлежит три четвертых доли названного имущества, а гр-ке Селезневой В.Н. принадлежит одна четвертая доля названного имущества.
Вариант Х
Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах: Апостро/ф, боя/знь, давни/шний, и т. д.
Задание 2. В каждом ряду найдите «лишнее» (с точки зрения произношения) слово: а) запекший, согбенный, золоченый, надежно (т.к. в этом слове гласная е не звучит как [йо] ё); б) резюме, термин, интеграл, академия (т.к. в этом слове согласная т перед е произносится твердо [интэграл]); в) молочник, точечный, подарочный, конечно (т.к. в этом слове буквенное сочетание чн произносится как [шн]).
Задание 3. Подберите к данным словам подходящие по смыслу прилагательные, согласуйте их по роду с существительными. Компетентное жюри (с.р.), шумный Баку (м.р.), бывший коллега (общ. р.) и т. д.
Задание 4. Поставьте числительные в форме родительного, дательного, творительного и предложного падежей. 987; 51 457 И.п. (кто? что?) девятьсот восемьдесят семь Р.п. (кого? чего?) девятисот восьмидесяти семи; Д.п. (кому? чему?) девятистам восьмидесяти семи; Тв.п. (кем? чем?) девятьюстами восьмьюдесятью семью; П.п. (о ком? о чём?) о девятистах восьмидесяти семи.
Задание 5. Исправьте в предложениях синтаксические ошибки (неправильное использование деепричастного оборота, нарушение норм управления, ошибка в построении цепочки однородных членов и др.). 1. Появляются социальные утопии, в которых упор делается не на достижениях науки и техники, а на деформации личности под действием прогресса. Правильный вариант: Появляются социальные утопии, в которых упор делается не на достижения науки и техники, а на деформацию личности под действием прогресса.
2. Обе гимнастки, выступающие на вчерашних соревнованиях, получили призы. Правильный вариант: Обе гимнастки, выступавшие на вчерашних соревнованиях, получили призы.
3. Посмотрев запись хоккейного матча, меня заинтересовала судьба Харламова. Правильный вариант Посмотрев запись хоккейного матча, я заинтересовался судьбой Харламова.
Задание 6. Исправьте предложения с речевыми лексическими ошибками, укажите, какой вид ошибки был допущен (использование слова без учёта его значения, неуместное употребление заимствованных слов, многозначных слов, омонимов, неправильный выбор синонима, смешение паронимов, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, разрушение структуры фразеологизма и др.).
1. Железнодорожные билеты были заранее уплачены. Правильный вариант: Железнодорожные билеты были заранее оплачены (вид ошибки – смешение паронимов).
2. Львиную часть работы уже выполнили. Правильный вариант: Большую часть работы уже выполнили (вид ошибки – нарушение лексической сочетаемости, должно быть «большая часть» или «львиная доля»). 3. При посещении кафе мы были приятно удивлены низким прейскурантом цен. Правильный вариант: При посещении кафе мы были приятно удивлены низким уровнем цен (вид ошибки – скрытая тавтология: «прейскурант»- это заимствованное слово означает «список цен», поэтому написание рядом «цен» будет излишним).
4. Мы перед принятием решительных решений. Правильный вариант: Мы перед принятием серьёзных решений (вид ошибки – тавтология).
5. Завод получил четыре вагона цемента и три кирпича. Правильный вариант: завод получил семь вагонов, из которых четыре с цементом и три с кирпичом.
6. В тексте этого выступления много дефектов. Правильный вариант: В тексте этого выступления много ошибок (вид ошибки – неправильно подобран синоним).
7. Положение дел остаётся из ряда вон плохим. Правильный вариант: Положение дел остаётся из ряда вон выходящим (вид ошибки – разрушение структуры фразеологизма «из ряда вон выходящий»). Задание 7. Определите стилевую принадлежность данного фрагмента текста. Укажите стилеобразующие факторы и языковые средства, характерные для этого стиля. – А чего прокурор-то? – А то... Пусть, говорит, пока не переживает, пусть всякие мысли выкинет из головы. Мы, дескать, сами тут сделать ничего не можем, потому что не имеем права. А ты, мол, не теряй время, а садись и езжай в краевые организации. Нам, мол, оттуда прикажут, мы волей-неволей его отпустим. Тада, говорит, нам и перед своими совестно не будет: хотели, мол, осудить, но не могли. Они уж все обдумали тут. Мне, говорит, самому его жалко... Но мы, говорит, люди маленькие. Езжай, мол, в краевые организации, там все обскажи подробно... У тебя сколь денег-то было? – Полторы сотни. – Батюшки-святы! Нагрели руки... В дверь заглянул длинный милиционер.
Стилеобразующие факторы: 1. Сфера общения – бытовая. 2. Цель общения – передача информации. 3. Вид речи – диалог. 4. Форма речи – устная. 5. Отсутствие официальности в отношениях между собеседниками; неподготовленность и спонтанность; конситуативность; эмоциональность, образность речи. Языковые особенности разговорного стиля: 1. Использование разговорных и экспрессивно окрашенных слов, использование просторечий (всякие мысли, езжай, обскажи подробно, полторы сотни). 2. Использование разговорных фразеологизмов (выкинь из головы, волей-неволей). 3. Употребление усеченных форм слов, грамматически неверных конструкций (тада, не теряй время, а чего прокурор-то). 4. Обилие вводных слов (мы, говорит; тада, говорит; пусть, говорит; мы, дескать; а ты, мол; нам, мол; хотели, мол; езжай, мол). 5. Использование экспрессивных синтаксических конструкций, характерных для разговорной речи: вопросительных и восклицательных предложений, неполных предложений, слов-предложений, междометных фраз (– А чего прокурор-то? – А то...; Батюшки-святы!). 6. Отсутствие предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами, многочисленных сложных предложений. Данный текст относится к разговорному стилю.
Справочные материалы Особенности ударения 1. Русское ударение нефиксированное (разноместное) и подвижное (перемещается в разных формах одного слова: доска/ - до/ски). Из-за этого могут возникать пары слов, где одно несет нормативное ударение, другое – ударение, встречающееся в профессиональной речи (ра/порт – рапо/рт) или в просторечии (свёкла – свекла /), или устаревшее (му/зыка – музы/ка). Кроме того, в языке есть слова с двойным ударением (акцентологические варианты): творо/г – тво/рог. 2. Как правило, в русском слове одно ударение. Но в сложных словах часто бывает два: бума/гомара/тель, карто/фелекопа/лка. 3. Обычно ударение падает на знаменательные части речи (без ума/, из до/ма), но иногда на предлог (бе/з году, во/сто крат) или частицу (не/ было). 4. В глаголах на - ировать более продуктивный вариант с ударением на и. В словах, вошедших в русский язык в прошлом веке (их называют «поздние глаголы) часто ударение падает на последний слог (бомбардирова/ть, маркирова/ть, премирова/ть). 5. В большинстве глаголов в прошедшем времени в форме ж.р. ударение стоит на окончании (бра/ть – брала/, спать – спала /), как и в кратких страдательных причастиях (взят, взя/то, взя/ты, но взята /), и в кратких прилагательных (чист, чи/сто, чи/сты,но чиста/)
Произношение гласных звуков 1. В безударном положении гласные подвергаются изменению (качественному и количественному). После твердых шипящих [ж] и [ш] и звука [ц] безударная гласная произносится как короткий [а]: жара, шалун. Но перед мягкими согласными – как звук [ые]: ж [ые] леть, тридц[ ые ]ти (в редких случаях как [ые] и перед твердыми: ж[ ые ]смин, ц[ ые ] на, рж[ ые ]ной). 2. После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а, е, я произносится звук [ие]: ч [ие] сы. Произношение ч[и]сы – устаревшее, ч[а]сы – диалектное. 3. Согласные ц, ж, ш обозначают только твердые звуки, поэтому после них на месте буквы и произносится [ы]: акац[ы]я, лыж[ы]. 4. Под ударением после мягких согласных наблюдается сначала ХХ века переход [е] в [о],который обозначается буквой [ё] Многие варианты с [o] уже стали нормой: белёсый, манёвры, жёлчь, новорождённый и т.д. Однако, строго соблюдается в некоторых словах традиционная норма с [е]: гренадер, опека, афера, оседлый, современность.. 5. Согласно русской орфоэпической норме в безударном положении (как правило, в конце слова) буква о к нолю звука: масл[ъ], мяс[ъ]. В немногих же словах иноязычного происхождения о произносится как ослабленное [o]: ради[о], кака[о], [о]азис. 6. На месте буквы я в начале слова произносится сочетание звуков [йие]: [йие]пония, [йие]нтарь. Существительного Все имена существительные относятся к одному из четырёх родов: а) мужскому, например, стол, дом, крот (к этим словам можно подставить местоимение мой, этот); б) женскому, например, книга, мама, парта (к этим словам можно подставить местоимение моя, эта); в) среднему, например, окно, яблоко, небо (к этим словам можно подставить местоимение моё, это); г) общему, например, грязнуля, коллега, сирота (эти слова могут относиться как к мужчинам, так и к женщинам, например, мой коллега, моя коллега). При определении рода имени существительного нередко возникают трудности, особенно при употреблении несклоняемых существительных, т.е. тех, которые не изменяются по числам и падежам. Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения определяется следующим образом. 1. Несклоняемые существительные, называющие лиц мужского пола, относятся к мужскому роду, обозначающие лиц женского пола – к женскому (с тарый кюре, старая леди). 2. К мужскому роду относятся несклоняемые существительные, обозначающие профессии, должности, звания, традиционно связанные с мужским трудом (портье, кули, импрессарио). 3. Словами общего рода, называющими лиц мужского и женского пола и допускающими двойное согласование, являются существительные беби, протеже, визави, инкогнито. 4. Несклоняемые существительные, называющие одушевлённые предметы (животных, птиц, рыб), в «общем» значении относятся к мужскому роду (какаду красив, кенгуру скрылся). Согласование по смыслу в форме женского рода должно быть мотивированно контекстом, то есть читателю должно быть ясно, что речь идёт именно о самке, а не о животном данного вида вообще: Кенгуру отчаянно защищала своего дитёныша. Исключения: цеце(ж. р.) – муха, распространённая в Центральной Африке, иваси (ж. р.) – вид сельди. 5. Несклоняемые существительные, называющие неодушевлённые предметы, относятся к среднему роду (такси, банджо, боа). Исключения: сирокко (м. р.) – знойный южный ветер, салями (ж. р.) – вид колбасы, кольраби (ж. р.) – разновидность капусты. 6. Несклоняемые существительные, являющиеся географическими названиями, согласуются с прилагательными и глаголами по форме нарицательных существительных, выражающих родовые понятия (Могучая Конго несёт воды к Атлантическому океану ( река ); Конго расположено в Африке ( государство )). Также решается вопрос о роде несклоняемых существительных, которые являются названиями газет, журналов, общественных организаций, клубов, спортивных команд и т. д. («Юманите» писала; «Спорт-ревю» опубликовал). 7. Род несклоняемых сложносокращённых слов определяется родовой принадлежностью основного слова, входящего в словосочетание (крупная АЗС: автозаправочная станция; ВГТУ открыл курсы: Воронежский государственный технический университет).
Числительное – часть речи, в которую входят слова, обозначающие число, количество предметов при счёте или порядок предметов при счёте и отвечающие на вопрос сколько? который? Числительные, обозначающие количество предметов, называют количественными. Среди них выделяют целые (пять, тридцать девять), дробные (две третьих, четыре целых семь сотых), собирательные (двое, трое). Числительные, обозначающие порядок при счёте, называются порядковыми (четвертый, две тысячи седьмой).
Называющих целые числа
Числительные 40, 90, 100 имеют только две падежные формы.
При склонении составных количественных числительных изменяются все слова, из которых они состоят! Слово тысяча склоняется как существительное женского рода на -я (типа няня); слова миллион, миллиард склоняются как существительное мужского рода на согласный (
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.25 (0.016 с.) |