Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «биологически активные гетероциклические↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СОЕДИНЕНИЯ»
Цель темы: Сформировать знания строения и особенностей химического поведения гетероциклических соединений, обладающих биологической активностью. Исходный уровень: 1. Сопряжение и ароматичность. 2. Электронное строение пиридинового и пиррольного атомов азота. 3. Реакции электрофильного и нуклеофильного замещения. 4. Водородная связь. 5. Кислотность и основность органических соединений. 6. Лактим-лактамная таутомерия.
Студент должен знать: 1. Определение и классификацию гетероциклических соединений. 2. Строение и свойства пятичленных гетероциклов с двумя и более гетероатомами. 3. Строение и свойства пиридина и его производных. 4. Строение и свойства шести- и семичленных гетероциклов с двумя и более гетероатомами. 5. Бициклические гетероциклы.
Студент должен уметь:
1.Определять принадлежность соединения к определенному виду гетероциклов. 2. Проводить качественные реакции на антипирин и амидопирин. 3. Проводить качественную реакцию (мурексидная проба) на вещества, содержащие пуриновое основание.
Теоретическая часть Гетероциклическими называют циклические органические соединения, в состав цикла которых, помимо атомов углерода, входят один или несколько атомов других элементов (гетероатомов). Наибольшее распространение в природе имеют пяти- и шестичленные циклы, содержащие в качестве гетероатомов кислород, азот, серу. В таких соединениях валентные углы между атомами в цикле существенно не отличаются от обычных валентных углов sp 3- или sp 2-гибридизованного атома углерода. Включение гетероатомов N, O и S вместо групп – СН2 – или – С = в циклическую группировку мало сказывается на напряжении цикла и не очень сильно изменяет общую геометрию молекулы. По степени насыщенности все гетероциклические соединения могут быть отнесены к насыщенным, ненасыщенным и ароматическим. Насыщенные гетероциклы: Ненасыщенные гетероциклы: Ароматические гетероциклы – очень обширная группа гетероциклов, имеющих сопряженные системы кратных связей. Такого рода гетероциклы напоминают своей устойчивостью и типами реакций бензол и его производные. Именно ароматические гетероциклические соединения широко распространенны в природе.
Гетероциклические соединения делятся на группы прежде всего по общему числу атомов в цикле, затем по виду и числу гетероатомов в цикле. Гетероциклы могут быть сконденсированы с другими циклами.
Наиболее важные гетероциклы, лежащие в основе многих природных физиологически активных веществ и лекарственных средств, подразделяются на группы: 1. Пятичленные а) С одним гетероатомом, например
б) С двумя гетероатомами, например 2. Шестичленные а) С одним гетероатомом, например: б) С двумя гетероатомами, например:
3. Конденсированные с другими циклами, например:
Лабораторная работа Опыт 40. Реакции антипирина и амидопирина с хлоридом железа (III) В пробирку поместите несколько кристалликов антипирина (54), прибавьте 2 капли воды и каплю 1% раствора хлорида железа (III) (7). Появляется интенсивное и стойкое оранжево-красное окрашивание, не исчезающее при стоянии. Для сравнения поместите в другую пробирку несколько кристалликов амидопирина (55), добавьте 2 капли воды и 1 каплю 1% раствора хлорида железа (III) (7). Появляется фиолетовое окрашивание, быстро исчезающее. Добавьте сразу еще 3 капли хлорида железа (III). Окраска вновь появляется, сохраняется несколько дольше, но постепенно бледнеет. Окрашивание антипирина с хлоридом железа(III) обусловлено образованием комплексного соединения ферропирина, амидопирина – образованием продуктов окисления. Реакция с хлоридом железа(III) является качественной, позволяющей отличить амидопирин от антипирина. Вопросы: 1. Назовите причины возникновения окраски антипирина с хлоридом железа(III). 2. Назовите причины образования окраски амидопирина схлоридом железа(III). 3. Какое практическое значение имеет реакция антипирина и амидопирина с хлоридом железа(III). Опыт 41. Реакция антипирина и амидопирина с азотистой кислотой В пробирку поместите несколько кристаллов антипирина (54), добавьте 2 капли воды, 1 каплю 10% раствора серной кислоты (15) и 1 каплю 5% раствора нитрита натрия (13). Появляется изумрудно-зеленое окрашивание, постепенно исчезающее, особенно при избытке нитрита натрия. Для сравнения поместите в другую пробирку несколько кристаллов амидопирина (55). Добавьте 2 капли воды, 1 каплю 10% раствора серной кислоты (15) и 1 каплю 5% раствора нитрита натрия (13). Появляется нестойкое фиолетовое окрашивание. Если окрашивание исчезает слишком быстро, добавьте еще немного амидопирина. С амидопирином образуются окрашенные продукты окисления. Подобно приведенным реакциям с хлоридом железа (III), реакция с азотистой кислотой применяется в фармацевтической практике для распознавания антипирина и амидопирина и отличия их друг от друга. Вопросы: 1. Напишите схему взаимодействия антипирина с азотистой кислотой. 2. По какому механизму протекает реакция антипирина с азотистой кислотой? 3. Где применяется реакция антипирина и амидопирина с азотистой кислотой? Опыт 42. Растворимость пиридина в воде и его основный характер В пробирку поместите 1 каплю пиридина (56). Обратите внимание на его характерный запах (запах денатурата). Добавьте 1 каплю воды, сразу получается прозрачный раствор. Добавьте еще 4 капли воды. Пиридин хорошо растворим в воде и смешивается с ней во всех отношениях. Пинцетом возьмите узкую полоску красной лакмусовой бумажки (на общем столе) и смочите ее раствором пиридина, для чего наклоните пробирку с раствором. Можно заметить только слабое посинение красной лакмусовой бумажки, точнее – переход от красного цвета к фиолетовому, что указывает на слабоосновный характер пиридина. Вопросы: 1. Почему пиридин проявляет основный характер? 2. Напишите схему взаимодействия пиридина с водой. Опыт 43. Растворимость мочевой кислоты и ее натриевой соли в воде В пробирку поместите небольшое количество (на кончике лопаточки) мочевой кислоты (49). Прибавьте по каплям воду, каждый раз встряхивая пробирку. Обратите внимание на плохую растворимость мочевой кислоты в воде. В холодной воде мочевая кислота почти нерастворима: 1 часть ее растворяется в 39 000 частях воды. После добавления 8 капель воды растворения все еще не заметно. Стоит, однако, добавить всего 1 каплю 10% раствора гидроксида натрия (2), как мутный раствор моментально просветляется вследствие образования относительно легкорастворимой двузамещенной соли натрия. Полученный раствор сохраните для последующего опыта. Вопросы: 1. Напишите таутомерные формы мочевой кислоты. 2. Напишите схему взаимодействия мочевой кислоты с гидроксидом натрия. Опыт 44. Открытие мочевой кислоты (мурексидная проба) На предметное стекло с помощью пипетки поместите 1 каплю раствора натриевой соли мочевой кислоты (см. опыт 43). Добавьте 1 каплю концентрированной азотной кислоты (на общем столе) и осторожно выпаривайте, держа стекло над пламенем горелки на некотором расстоянии (примерно 10 см). Как только раствор выпарится и начнется слабое покраснение пятна на месте бывшей капли, прекратите нагревание. Когда стекло остынет, сбоку от пятна поместите 1 каплю 10% раствора аммиака (5). На месте соприкосновения наблюдается появление полоски пурпурно-фиолетового цвета (мурексидная проба). При окислении азотной кислотой мочевая кислота, как и прочие пуриновые основания (например, кофеин), образует аллоксантин. При смачивании образовавшегося аллоксантина аммиаком получается аммониевая соль очень неустойчивой в свободном виде пурпурной кислоты – мурексид. Мурексидная проба применяется при анализе мочевых камней. Применяется эта проба также при открытии кофеина, теобромина и других пуриновых оснований. Вопросы: 1.Объясните причины возникновения окрашивания в мурексидной пробе. 2.Какое применение в медицине находит мурексидная проба? Зачетные вопросы 1. Биологически важные гетероциклические системы. Пятичленные гетероциклы с одним гетероатомом. Пиролл, фуран, тиофен. Понятие о строении тетрапирольных соединений (порфин, гемм). Линейные тетрапирольные соединения. 2. Индол (бензопиррол). Строение, свойства. Биологически активные производные индола. 3. Пятичленные гетероциклы с двумя и более гетероатомами. Имидазол, свойства; медико-биологическое значение производных. 4. Пиразол, оксазол, тиазол. Строение, свойства, биологические функции производных. Пиразолон-3 – структурная основа ненаркотических анальгетиков (анальгин). 5. Шестичленные гетероциклы с одним гетероатомом. Пиридин, никотиновая кислота и никотинамид. Изоникотиновая (γ-пиридинкарбоновая кислота), медико-биологические функции производных. 6. Шестичленные гетероциклы с одним гетероатомом: пиримидин, пиразин. Гидрокси- и аминопроизводные пиримидина – компоненты нуклеиновых кислот. Барбитуровая кислота и ее произодные. 7. Бициклические гетероциклы. Пурин. Гидрокси- и аминопурины. Мочевая кислота. Лактим-лактамовая таутомерия. Аденин; медико-биологическое значение производных, таутомерные формы. 8. Понятие об алкалоидах. Гигрин, никотин. Производные тропана - атропин и кокаин. Метилированные ксантины – кофеин, теофиллин, теобромин.
Литература:
1. Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. Биоорганическая химия. – М.: Медицина, 1985, глава 15. 2. Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. Биоорганическая химия. – М.: Медицина, 1990, глава 10. 3. Руководство к лабораторным занятиям по биоорганической химии. Под ред. Н.А. Тюкавкиной. М.: Медицина, 1985. с – 163-179.
Хронометраж 3-х часового занятия: 1. Организационный момент – 2 мин; 2. Опрос – 40 мин; 3. Пояснения к выполнению работы – 25 мин; 4. Выполнение и оформление работы – 30 мин; 5. Изложение нового материала – 45 мин 6. Проверка работ и задание на дом – 3 мин.
Занятие № 14 Тема: α-АМИНОКИСЛОТЫ
Время: 3 часа Цель темы: Сформировать знания о строении и свойствах важнейших Исходный уровень: 1. Стереоизомерия. Асимметрический атом углерода. 2. Реакции среды водных растворов. Водородный показатель. 3. Кислотность и основность органических соединений. 4. Водородная связь. 5. Реакции нуклеофильного замещения в карбоксильной группе. Получение амидов кислот и их гидролиз. 6. Химические свойства аминогруппы. Основность и нуклеофильность аминогруппы. 7. Окисление тиолов и восстановление дисульфидов.
Студент должен знать: 1. Классификацию α-аминокислот. 2. В какой форме α-аминокислоты существуют в различных средах. 3. Химические свойства аминокислот. Студент должен уметь: 1.Давать названия аминокислотам и их производным. 2. Качественно определять аминокислоты в смеси с другими веществами. 3. Писать реакции взаимодействия аминокислот с ацилирующими и алкилирующими реагентами, с формальдегидом, азотистой кислотой, нингидрином.
Теоретическая часть Многообразные пептиды и белки состоят из остатков α-аминокислот. Общее число встречающихся в природе аминокислот достигает 300, однако некоторые из них обнаружены лишь в определенном сообществе или даже в одном организме. Среди них выделяется группа из 20 наиболее важных α-аминокислот. α-Аминокислоты – гетерофункциональные соединения. Они обязательно содержат карбоксильную группу и аминогруппу, находящиеся у одного и того же атома углерода. Основным источником α-аминокислот для живого организма служат пищевые белки. Многие α-аминокислоты синтезируются в организме, некоторые же необходимые для синтеза белков α-аминокислоты не синтезируются в организме и должны поступать извне. Такие аминокислоты называются незаменимыми: Валин, лейцин, изолейцин, лизин, треонин, метионин, фенилаланин, триптофан. При некоторых, чаще всего врожденных, заболеваниях перечень незаменимых кислот расширяется. Например, при фенилкетонурии человеческий организм не синтезирует еще одну α-аминокислоту – тирозин, который в организме здоровых людей получается при гидроксилировании фенилаланина. α-Аминокислоты классифицируют несколькими способами в зависимости от признака, положенного в основу их деления на группы. Одним из классификационных признаков служит химическая природа радикала R. По этому признаку α-аминокислоты делятся на алифатические, ароматические и гетероциклические. Внутри группы алифатических кислот выделяют нейтральные (одна NH2- и одна COOH-группы), основные (две NH2- и одна COOH-группы) и кислые (одна NH2- и две COOH-группы) аминокислоты. В зависимости от характера бокового радикала α-аминокислоты делятся на две группы: с неполярными (гидрофобными) и полярными (гидрофильными) радикалами. К первой группе относятся α-аминокислоты с алифитическим (аланин, валин, лейцин, изолейцин, метионин) и ароматическим (фенилаланин, триптофан) боковыми радикалами. Ко второй группе принадлежат α-аминокислоты, у которых в радикале имеются полярные функциональные группы, способные к ионизации (ионогенные) или не способные переходить в ионное состояние (неионогенные) в условиях организма. Например, в тирозине гидроксильная группа ионогенная (имеет фенольный характер), в серине – неионогенная (имеет спиртовую природу). Амфотреность α-аминокислот обусловлена наличием в их молекулах функциональных групп кислотного (СООН) и основного (NH2) характера. Поэтому α-аминокислоты образуют соли как со щелочами, так и кислотами. α-Аминокислоты как гетерофункциональные соединения вступают в реакции, характерные для карбоксильной группы и аминогруппы. Некоторые химические свойства α-аминокислот обусловлены наличием функциональных групп в радикале.
Лабораторная работа студентов на практическом занятии Опыт №45. Реакция глицина с нингидрином В пробирку поместите 4 капли 1% раствора глицина и 2 капели 0,1% раствора нингидрина. Содержимое пробирки осторожно нагрейте до появления сине-красной окраски. Вопросы: 1. Напишите уравнение реакции взаимодействия глицина с нингидрином. 2. Какими внешними признаками характеризуется реакция а-аминокислот с нингидридом? 3. Какое практическое применение имеет реакция а-аминокислот с нингидрином?
Опыт №46. Реакция глицина с формальдегидом В пробирку поместите 5 капель 1 % раствора глицина и 1 каплю индикатора метилового красного. Раствор окрашивается в желтый цвет (нейтральная среда). К полученной смеси добавьте равный объем формалина. Отметьте появление красной окраски (кислая среда). Данная реакция под названием «формольное титрование» используется для количественного определения карбоксильных групп в α-аминокислотах. Вопросы: 1. Напишите уравнение реакции взаимодействия глицина с формальдегидом. 2. Каковы причины изменения окраски индикатора? 3. Какое практическое применение имеет реакция α-аминокислот с формальдегидом (метод Серенсена)?
Опыт №47. Реакция глициа с азотистой кислотой В пробирку поместите 5 капель 1% раствора глицина и равный объем 5% раствора нитрита натрия. Добавьте концентрированной уксусной кислоты и осторожно взболтайте смесь. Наблюдается выделение газа. Реакция используется для количественного определения аминогрупп в аминокислотах. Вопросы: 1. Напишите схему взаимодействия глицина с азотистой кислотой. Назовите образовавшиеся соединения. 2. Какое практическое применение имеет реакция аминокислот с азотистой кислотой (метод Ван-Слайка)? Опыт №48. Образование комплексной соли меди глицина В пробирку поместите 1 мл 1% раствора глицина. Добавьте на кончике лопаточки сухой карбонат меди (II) и смесь нагрейте. Раствор окрашивается в синий цвет. Вопросы: 1. Напишите схему взаимодействия глицина с карбонатом меди (II). 2. Какой цвет характерен для растворов комплексных солей меди? Какой тип комплексообразования имеет здесь место? Опыт №49. Амфотерные свойства α-аланина 1. В пробирку поместите 5 капель 1% раствора α-аланина и добавьте по каплям 0,1% раствор хлороводородной кислоты, подкрашенный индикатором конго в синий цвет, до появления розово-красной окраски. 2. В пробирку поместите 5 капель 1% раствора α-аланина и по каплям добавьте 0,1% раствор гидроксида натрия, подкрашенный фенолфталеином, до исчезновения окраски. Вопросы: 1. Напишите уравнение реакции взаимодействия α-аланина с гидроксидом натрия. Почему изменяется окраска индикатора в ходе реакции? 2. Напишите уравнение реакции взаимодействия α-аланина с хлороводородной кислотой. Почему изменяется окраска индикатора в ходе реакции? 3. Почему α-аминокислоты способны взаимодействовать с кислотами и щелочами?
Занятие № 15 ТЕМА: ПЕПТИДЫ. БЕЛКИ
Время: 3 часа Цель темы: Сформировать знания о строении и химической основе структурной организации олигопептидов, полипептидов и белковых молекул для дальнейшего изучения биологических функций различных белков на молекулярном уровне. Исходный уровень: 1. Конформационные представления в органической химии. 2. Кислотность и основность органических соединений. 3. Водородная связь. 4. Реакции нуклеофильного замещения в карбоксильной группе. Получение амидов кислот и их гидролиз. 5. Химические свойства аминогруппы. 6. Окисление тиолов и восстановление дисульфидов. 7. Кислотно-основные свойства аминокислот. 8. Химические свойства аминокислот. 9. Биологически важные химические реакции α-аминокислот.
Студент должен знать: 1. Пространственное строение полипептидов и белков. 2. Характерные свойства и признаки вторичной, третичной и четвертичной структуры. 3. Качественные реакции на белки. 4. Признаки глобулярных и фибриллярных белков.
Студент должен уметь: 1. Описывать строение пептидной группы. 2. Писать химизм определения аминокислотной последовательности в белках (метод Эдмана, метод ДНФ, дансильный метод). Теоретическая часть Белки составляют материальную основу химической деятельности клетки. Функции белков в природе универсальны. Среди них различают ферменты, гормоны, структурные (кератин, фиброин, коллаген), транспортные (гемоглобин, миоглобин), двигательные (актин, миозин), защитные (иммуноглобулины), запасные (казеин, яичный альбумин) белки, токсины (змеиные яды, дифтерийный токсин). В зависимости от величины молекулярной массы различают пептиды и белки. Пептиды имеют меньшую молекулярную массу, чем белки. В биологическом плане пептиды отличаются от белков более узким спектром функций. Наиболее характерна для пептидов регуляторная функция (гормоны, антибиотики, токсины, ингибиторы и активаторы ферментов, переносчики ионов через мембраны и т.д.). Пептиды и белки представляют собой соединения, построенные из остатков α-аминокислот. Условно считают, что пептиды содержат в молекуле до 100 (что соответствует молекулярной массе до 10000), а белки – свыше 100 аминокислотных остатков (молекулярная масса от 10000 до нескольких миллионов). Пептидную или белковую молекулу формально можно представить как продукт поликонденсации α-аминокислот протекающей с образованием пептидной (амидной) связи между мономерными звеньями. При единообразно построенной полиамидной цепи специфичность пептидов и белков определяется двумя важнейшими характеристиками – аминокислотным составом и аминокислотной последовательностью. Аминокислотный состав пептидов и белков – это природа и количественное соотношение входящих в них α-аминокислот. Аминокислотный состав устанавливается путем анализа пептидных и белковых гидролизаторов в основном хроматографическими методами. В настоящее время такой анализ осуществляется с помощью аминокислотных анализаторов. Амидные связи способны гидролизоваться как в кислой, так и щелочной средах. Пептиды и белки гидролизуются с образованием либо более коротких цепей – это так называемый частичный гидролиз, либо смеси α-аминокислот при полном гидролизе. Для высокомолекулярных полипептидов и белков наряду с первичной структурой характерны более высокие уровни организации, которые принято называть вторичной, третичной и четвертичной структурами. Вторичная структура описывается пространственной ориентацией основной полипептидной цепи, третичная – трехмерной архитектурой всей белковой молекулы. Как вторичная, так и третичная структуры связаны с упорядоченным расположением макромолекулярной цепи в пространстве. Вторичная структура закрепляется, как правило, с помощью водородных связей между пептидными группами, довольно близко расположенными в цепи α-аминокислотных остатков. Его основные виды – α-спираль и β-структура. Третичная структура стабилизируется не только водородными связями, но и другими видами взаимодействий, например ионным, гидрофобным, а также дисульфидными связями. Первые три уровня характерны для структурной организации всех белковых молекул. Четвертый уровень встречается при образовании единых белковых комплексов, состоящих из нескольких полипептидных цепей. Определяющее значение в формировании более высоких уровней организации белковых молекул имеет их первичная структура. Природа α-аминокислотных остатков и порядок их соединения обуславливают характер стабилизации более высокоорганизованных структур. При этом существенную роль играет важнейшее звено первичной структуры – пептидная группа. По пространственной структуре белки делятся на два больших класса – глобулярные и фибриллярные. Для глобулярных белков более характерна α-спиральная структура, а цепи их изогнуты в пространстве так, что макромолекула приобретает форму сферы. Глобулярные белки растворяются в воде и солевых растворах с образованием коллоидных систем. Примеры глобулярных белков – альбумин, глобин, миоглобин, почти все ферменты. Для фибриллярных белков более характерна β-структура. Как правило, они имеют волокнистое строение, не растворяются в воде. К ним относятся многие широко распространенные белки –β-кератин, β-фиброин шелка, коллаген. Лабораторная работа студентов на практическом занятии
Опыт №52. Биуретовая реакция на пептидную связь В пробирку поместите 5-6 капель раствора яичного белка, добавьте равный объем 10% раствора гидроксида натрия и по стенке добавьте 1-2 капли раствора сульфата меди (II). Наблюдается появление фиолетовой окраски. Вопросы: 1. Напишите схему образования биурета. 2. Каковы внешние признаки положительной биуретовой реакции? 3. Все ли белки дают биуретовую реакцию? Наличие какого структурного фрагмента в молекуле необходимо для положительной биуретовой реакции? Можно ли считать эту реакцию положительной?
Опыт №53. Ксантопротеиновая реакция белков В пробирку поместите 10 капель раствора яичного белка и 2 капли концентрированной азотной кислоты. Содержимое пробирки осторожно нагрейте все время встряхивая. Раствор и осадок окрашиваются в желтый цвет. Охладив пробирку, осторожно добавьте 1-3 капли 10% раствора гидроксида натрия до появления ярко-оранжевой окраски. Вопросы: 1. Какие α-аминокислоты в составе белка можно открыть с помощью ксантопротеиновой реакции? 2. На примере соответствующей аминокислоты напишите ее реакцию взаимодействия с азотной кислотой. 3. Можно ли считать данную реакцию качественной на белок? Опыт №54. Реакция на присутствие серусодержщих α-аминокислот В пробирку поместите 10 капель раствора яичного белка и вдвое больший объем 10% раствора гидроксида натрия. Содержимое прибирки перемешайте, нагрейте до кипения (1-2 мин.), к полученному щелочному раствору добавьте 5 капель 10% ацетата свинца (И) и вновь прокипятите. Отметьте появление серо-черного осадка. Вопросы: 1. Напишите в общем виде схему реакции белка с ацетатом свинца (II). 2. Какие α-аминокислоты в составе белка можно открыть данной качественной реакцией? Зачетные вопросы 1. Первичная структура пептидов и белков. Состав и аминокислотная последовательность. Ферментативный гидролиз белков. 2. Химические способы определения первичной структуры пептидов и белков: метод динитрофенилирования, метод Эдмана, дансильный метод. 3. Строение и синтез пептидов. Метод защиты аминогруппы, активация карбоксильной группы - Дипептиды. - Трипептиды. - Пептидные антибиотики. - Пептидные гормоны. - Пептидные токсины. - Нейропептиды. 4. Пространственное строение полипептидов и белков: - Строение пептидной группы. - Вторичная структура полипептидов и белков: α-спираль, β-складчатая структура, спираль коллагена. - Третичная структура белков; электростатические и гидрофобные взаимодействия в структуре, водородные и дисульфидные связи; активный центр («щель») в третичной структуре лизоцима. - Четвертичная структура белка. - Денатурация и ренатурация нативной конформации. Литература: Основная 1. Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. Биоорганическая химия. - М. 1985, гл. 16, с. 320-349, (1991, гл. 11, с. 334-376.) 2. Руководство к лабораторным занятиям по биоорганической химии. Под. ред. Тюкавкиной Н.А. - М. 1985, тема 3.1, с. 184-201, оп. 52-54.
Дополнительная 3. Терней А. Современная органическая химия. - М. 1981, т. 2, гл. 25, с. 399-412. 4. Робертс Дж., Касерио М. Основы органической химии. - М. 1978, т. 2, гл. 20, с. 114-133. 5. Ленинджер А. Биохимия. - М. 1976, гл. III, с. 62-75, гл. V, с. 102-125, гл. VI, с. 128-147. Хронометраж 3-х часового занятия: 1. Организационный момент – 2 мин; 2. Опрос – 40 мин; 3. Пояснения к выполнению работы – 25 мин; 4. Выполнение и оформление работы – 30 мин; 5. Изложение нового материала – 45 мин 6. Проверка работ и задание на дом – 3 мин.
Занятие № 16 ТЕМА: НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ Время: 3 часа
Цель темы. Сформировать знания строения и химических свойств нуклеиновых кислот и их мономерных единиц – нуклеотидов кА химическую основу для усвоения различных уровней структурной организации макромолекул нуклеиновых кислот и действия нуклеотидных коферментов.
Исходный уровень 1) Цикло-оксо- и лактим-лактамная таутомерия 2) Строение и свойства N-гликозидов 3) Строение и свойства сложных эфиров 4) Водородная связь Студент должен знать: 1.Строение и химические свойства нуклеиновых кислот. 2.Строение и свойства нуклеотидов как основу для усвоения различных уровней структурной организации макромолекул нуклеиновых кислот 3. Действие нуклеотидных коферментов.
Студент должен уметь: 1. Писать таутомерные превращения нуклеиновых оснований 2.Изображать строение нуклеозидов 3.Писать структурные формулы нуклеотидов 4.Писать строение трехнуклеотидных участков цепи ДНК 5.Писать схемы обратимых окислительно-восстановительных реакций с участием кофермента НАД+
Теоретическая часть
Нуклеиновые кислоты – это природные высокомолекулярные соединения (биополимеры), макромолекулы которых состоят из мононуклеотидов. Особенность нуклеотидов состоит в том, что они представляют собой трехкомпонентное образование, включающее гетероциклическое основание, углеводный остаток и фосфатную группу. Углеводными компонентами служат пентозы – D-рибоза и 2-дезокси-D-рибоза. Поэтому нуклеиновые кислоты делят на рибонуклеиновые (РНК) и дезоксирибонуклеиновые (ДНК). Нуклеиновые основания. В состав нуклеиновых кислот входят гетероциклические азотистые основания пиримидинового или пуринового ряда. Пиримидиновые основания – производные пиримидина – 6-тичленного гетероцикла, содержащего два атома азота. Пуриновые основания – производные пурина, который представляет собой конденсированный гетероцикл, состоящий из цикла пиримидина и цикла имидазола. В качестве заместителей нуклеиновые основания в гетероциклическом ядре могут содержать: либо оксо-группу, как в урациле и тимине; либо аминогруппу, как в аденине; либо одновременно обе эти группы, как в цитозине и гуанине. Нуклеозиды. Нуклеиновые основания образуют N-гликозиды с D-рибозой или 2-дезокси-D-рибозой. Такие N-гликозиды называют нуклеозидами. D-рибоза и 2-дезокси-D-рибоза в состав природных нуклеозидов входят в фуранозной форме. Гликозидная связь осуществляется между аномерным атомом углерода С-1 рибозы и атомом азота N-1 пиримидинового или N-9 пуринового оснований. Природные нуклеозиды всегда являются β-аномерами. Являясь N-гликозидами, нуклеозиды устойчивы к гидролизу в слабощелочной среде, но расщепляются в кислой. Нуклеотиды. Нуклеотидами называют фосфаты нуклеозидов. Фосфорная кислота обычно вступает в реакцию этерификации со спиртовым гидроксилом при С-5’ или С-3’ в остатке рибозы (рибонуклеотиды) или дезоксирибозы (дезоксирибонуклеотиды). Для связывания трех компонентов в молекуле нуклеотида используются сложноэфирная и N-гликозидная связи. Нуклеотиды можно рассматривать, с одной сотороны, как эфиры нуклеозидов (фосфаты), с другой – как кислоты (наличие остатка фосфорной кислоты).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.138.214 (0.011 с.) |