Формирование умения сочинять продолжение прочитанного произведения, отдельных сюжетных линий, короткие истории на заданную тему, рассказы по рисункам.
Первоклассники учатся под руководством учителя выразительно читать стихотворения, учить их наизусть, участвовать в «живых» картинах, коротких инсценировках.
· «помещать» себя в вымышленную ситуацию, рассказывать о своих действиях и чувствах;
· инсценировать литературные произведения или их отрывки.
Первоклассники знакомятся: со сказкой (народной и авторской); стихотворением; рассказом; малыми фольклорными жанрами; а также со стихотворной рифмой.
Учатся находить рифмы в конце стихотворных строк, получают представление о ритме на уровне прохлопывания в ладоши двусложных размеров, знакомятся с понятиями «автор» и «герой произведения», учатся включать их в свою речь.
· высказывать своё отношение к увиденному, услышанному и прочитанному, выступать с рассказом перед группой;
· обогащение знаний о содержании понятий «добро», «зло», «жестокость», «справедливость», «сочувствие», «доброжелательность», «равнодушие» и т.д.;
· видеть связь объекта с окружающей действительностью, привлекать и использовать свой жизненный опыт;
· проявлять рефлексию, сопереживать другим людям и живым существам.
1.
| Знакомство с учебником.
| Уч.с.2-5.
| Формирование представления об информационном пространстве учебника, его компонентах, их взаимосвязи.
| Умение рассказывать о прочитанном; ориентироваться в учебнике; соотносить новую информацию с прошлым опытом общения с книгой.
|
| Рассказ о любимом произведении.
|
| СТРАНА ВООБРАЗИЛИЯ (16 ЧАСОВ)
|
2.
| Игра с буквами.
| Уч.с.6-7;
Р.Т.с.3.
| Способствовать обогащению словаря, совершенствованию техники чтения. Способствовать формированию умения работать со словарём; развитию творческого воображения, ассоциативного мышления.
| Умение воспринимать на слух художественное произведение; отвечать на вопросы по содержанию текста; читать вслух с интонационным выделением знаком препинания.
|
| Выразительное чтение.
|
3.
| С.Михалков. «Азбука».
| Уч.с.8-9.
| Способствовать обогащению словаря, совершенствованию техники чтения, переходу к плавному чтению целыми словами. Учить определять свою эмоциональную реакцию на произведение, находить в тексте фрагменты, подтверждающие собственную эмоциональную оценку персонажа. Тренировать в заучивании наизусть.
| Умение читать про себя, выделять в тексте нужные фрагменты.
Находить в тексте доказательства отдельных мыслей и чувств автора.
Объяснять смысл названия произведения.
Выбирать слова из списка для характеристики персонажа.
Находить рифмующиеся слова, прохлопывать ритм стихотворения.
Привлекать читательский и жизненный опыт для сопоставления с прочитанным.
Рисовать героев произведений.
Фантазировать, описывая внешний вид фантастических существ.
Сочинять истории, песенки, загадки.
Фиксировать в письменной форме результаты творческой деятельности.
Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения.
Оценивать свои эмоциональные реакции.
Конструировать монологическое высказывание.
Участвовать в диалоге.
Аргументировать собственную позицию.
Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения.
Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Загадки, считалки, скороговорки»: подбирать загадки, считалки, скороговорки на заданную тему, готовить книжку-самоделку, участвовать в коллективной подготовке стенда-выставки, принимать участие в конкурсе (викторине).
|
| Наизусть.
|
4.
| Фантастические существа.
| Уч.с.10-11;
Р.Т.с.4.
| Способствовать формированию культуры чтения стихотворений, понимания эмоционально-смыслового значения, умения выдерживать паузу в конце и внутри стихотворной строки. Способствовать развитию внимания к звуковому образу слова.
|
| Выразительное чтение.
Рисунок.
|
5.
| К.Чуковский. «Храбрецы».
| Уч.с.12-13;
Р.Т.с.5.
| Способствовать формированию культуры чтения стихотворений. Развитие представления о связи интонации и смысла речи. Выявление эмоционально-оценочного смысла слова в контексте произведения. Способствовать развитию умения актуализировать читательский и жизненный опыт.
|
| Наизусть.
Рисунок.
|
6.
| В.Левин. «Маленькая песенка о большом дожде»
| Уч.с.14;
Р.Т.с.6.
|
| Выразительное чтение.
Рисунок.
|
7.
| Стихотворный ритм (хорей)
Дж.Родари. «Лежебока».
*В.Лифшиц. «Тимоша»
| Уч.с.15-17.
Уч.с.18-19;
Р.Т.с.7.
| Закрепление умения выдерживать паузу при чтении. Способствовать формированию представления о ритме. Обогащение словаря, включение новых слов в собственную речь. Развитие внимания к многозначности слова. Способствовать развитию творческого воображения. Включение в информационный поиск.
|
| Наизусть.
Рисунок.
|
8.
| Стихотворный ритм (ямб)
«Купите лук».
В.Левин. «Обыкновенная история».
| Уч.с.20-23;
Р.Т.с.8-10.
| Способствовать развитию внимания к ритмичности стихотворной речи, к интонации и её смысловому наполнению. Способствовать развитию внимания к названию произведения и его смысловому значению. Способствовать развитию творческого воображения.
|
| Наизусть по выбору.
Рисунок.
|
9.
| И.Токмакова. «Пряничные человечки».
| Уч.с.24-25;
Р.Т.с.10-11.
| Способствовать развитию внимания к ритмичности стихотворной речи, к интонации и её смысловому наполнению. Способствовать развитию творческого воображения. Формирование умения фиксировать в письменной форме результаты собственного творчества.
|
| Продолжить рассказ (мини сочинение).
Рисунок.
|
10.
| Освоение рифмы
К.Чуковский. «Тараканище».
М.Карем.«На травке».
В.Хотомская. «Аист».
| Уч.с.25-29;
Р.Т.с.11-14.
| Обогащение словаря. Развитие умения определять свои эмоциональные впечатления от прослушанного литературного произведения и передавать их в процессе собственного чтения. Способствовать формированию умения передавать в устной речи собственный вымысел, приобретение опыта записи придуманного.
|
| Наизусть по выбору.
Рисунок.
|
11.
| Освоение рифмы
К.Чуковский. «Скрюченная песенка».
| Уч.с.30-31;
Р.Т.с.14-15.
|
| Сочинить сказку.
Рисунок.
|
12.
| Считалки.
| Уч.с.32-35;
Р.Т.с.16.
| Развитие внимания к эмоционально-смысловому содержанию слова в литературном тексте. Творчество по образцу.
|
| Сочинить свою считалку.
|
13.
| Чудесные приключения
Ю.Тувим. «Чудеса».
Д.Самойлов. «Сказка»
*Б.Заходер. «На Горизонтских островах».
| Уч.с.36-39;
Р.Т.с.17-18.
Уч.с.40-43;
Р.Т.с.18-20.
| Закрепление культуры чтения стихотворений. Формировать умение включать новые слова в речь, находить в тексте фрагменты, иллюстрирующие высказанную мысль. Способствовать развитию внимания к оттенкам собственных переживаний, умения помещать себя в воображаемую ситуацию.
|
| Выразительное чтение.
Рисунок.
Творческая работа.
|
14.
| Неживое становится живым
О.Мандельштам. «Телефон».
О.Дриз. «Юла».
*Ю.Тувим. «Пляска».
| Уч.с.44-46;
Р.Т.с.20-21.
Уч.с.46-47;
Р.Т.с.21-22.
| Развитие внимания к переживаниям героя произведения и способам его выражения. Формирование умения передавать при чтении эмоциональное состояние героя. Обучение сравнению героев разных произведений. Развитие внимания к ритму стихотворения.
|
| Наизусть.
Рисунок.
Задание №6, с.47
|
15.
| Загадки.
| Уч.с.48-51;
Р.Т.с.23.
| Обогащение словаря. Знакомство с определением жанра загадки. Сочинение загадок. Формирование умения описывать объект в устной речи.
|
| Сочинить загадки.
|
16.
| Звучащий мир в поэзии
В.Лунин. «Жук».
Н.Матвеева. «Груши».
* Н.Матвеева. «Было тихо…»
| Уч.с.51-54;
Р.Т.с.23-25.
Уч.с.54-55.
| Знакомство со способами передачи звуковых впечатлений в лирическом произведении. Развитие внимания к эмоциональной окрашенности произведения. Формирование умения создавать рассказ по картинкам. Способствовать развитию эстетического чувства.
|
| Составление рассказа по картинкам.
Рисунок.
|
| Внеклассная работа.
Проект учащихся
С.56-57
| Умение выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме.
|
| Проект по теме «Загадки, считалки, скороговорки».
|
| СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ (14 ЧАСОВ)
|
17.
| Народные сказки.
| Уч.с.58-59;
Р.Т.с.26-27.
| Формирование умения читать литературный текст по ролям, пересказывать сюжет сказки. Актуализация читательского опыта.
| Умение выразительно читать литературное произведение.
Читать по ролям художественный текст.
Читать про себя, выделять в тексте основные смысловые части, озаглавливать их.
Отвечать на вопросы, используя текст.
Пересказывать текст кратко, развёрнуто.
Находить в тексте доказательства выражения мыслей и чувств автора.
Сравнивать персонажей произведения, определять авторское и своё отношение к ним.
Определять причины совершаемых героями поступков, давать им нравственную оценку.
Рассказывать по предложенному плану.
Придумывать возможное развитие сюжета.
Раскрывать смысл слова в контексте художественного произведения.
Подбирать подписи к иллюстрациям в учебнике, опираясь на текст произведения.
Пересказывать текст от лица одного из героев произведения.
Инсценировать художественное произведение.
Оценивать высказывание, чтение товарища, аргументировать свою позицию.
Включать в речь новые слова.
Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Сказки»: подбирать сказки авторские, русские народные, сказки других народов; участвовать в коллективной подготовке инсценировки сказок.
|
| Выразительное чтение.
Задание в Р.Т.с26, №2.
|
18.
| «Лиса и Рак». Русская народная сказка.
| Уч.с.60-61;
Р.Т.с.27-28.
|
| Пересказ сказки.
Семейное чтение.
|
19.
| «Лиса и тетерев». Русская народная сказка.
| Уч.с.62-65;
Р.Т.с.29-30.
| Способствовать обогащению словаря. Способствовать развитию внимания к связи внутреннего состояния героя с его поступками. Формирование умения передавать при чтении состояние персонажа. Формирование представлений об устойчивости характера отдельных животных в народных сказках. Формирование умения оценивать чтение товарища.
|
| Чтение по ролям.
Рисунок.
|
20.
| «Лисичка-сестричка и волк». Русская народная сказка.
| Уч.с.66-71;
Р.Т.с.30-31.
| Формирование умения работать с текстом: озаглавливать части произведения; рассказывать о последовательности действий персонажа; понимать переживания героя, определять своё отношение к нему. Способствовать развитию творческого воображения, навыков коллективной деятельности.
|
| Задание в учебнике на с.71, №7.
Рисунок.
|
21.
| «Конь и лиса». Немецкая народная сказка.
| Уч.с.72-75;
Р.Т.с.32.
| Способствовать обогащению словаря. Способствовать развитию внимания к смысловому наполнению слова в тексте художественного произведения. Формирование умений находить нужные фрагменты текста, воспроизводить последовательность событий, определять основные качества героев. Обогащение знаний о нравственной оценке поступков.
|
| Сочинить сказку (задание №8, с.75 уч.)
|
22.
| «Как кролик взял койота на испуг». Сказка американских индейцев.
| Уч.с.76-77;
Р.Т.с.33-34.
|
| Пересказ сказки.
Задание в уч.с.77, №4.
|
23.
| «Гиена и черепаха». Африканская народная сказка.
| Уч.с.78-80;
Р.Т.с.34-36.
|
| Задание в уч.с.80, №5.
|
24.
| Авторские сказки
К.Ушинский. «Лиса и козёл».
| Уч.с.81-83;
Р.Т.с.36-37.
| Актуализация прошлого читательского опыта. Формирование умения читать текст по ролям, передавая в интонации состояние героя. Развитие интереса к позиции повествователя. Сопоставление героев-животных в народных и авторских сказках.
|
| Чтение по ролям.
|
25.
| Дж. Харрис. Главы из книги «Сказки дядюшки Римуса».
| Уч.с.84-89;
Р.Т.с.38-40.
| Обогащение словаря, обозначающего внутренние переживания. Закрепление умения передавать при чтении состояние героя. Развитие внимания к причинам изменений во внутреннем состоянии персонажа. Формирование умения объяснять сделанные выводы.
|
| Задание в уч.с.89, №4.
Семейное чтение.
Рисунок.
|
26.
| Н.Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали».
| Уч.с.90-97;
Р.Т.с.41.
| Развитие внимания к названию произведения, к эмоциональной окрашенности произведения, умения передавать при чтении нужную интонацию. Формирование умений работать с текстом: находить нужные фрагменты; рассказывать о герое по предложенному плану; определять причины поступков героев.
|
| Сочинить свою сказку про кота и мышей.
Семейное чтение.
|
27 -
28.
| Д.Биссет. «Лягушка в зеркале».
| Уч.с.98-101;
Р.Т.с.42-43.
| Формирование умений работать с текстом: озаглавливать части рассказа; определять внутреннее состояние героя; выражать своё отношение к нему; рассказывать о его поступках; обосновывать свою позицию. Развитие умения воспроизводить в устной речи и рисунках результаты творческой деятельности.
|
| Выразительное чтение. Чтение по ролям.
Задание в уч.с.101, №4.
|
29.
| А.Усачёв. «Пятно».
| Уч.с.102-105;
Р.Т.с.44.
| Включение новых слов в речевую практику. Формирование умений передавать сюжет произведения, оценивать героя и сравнивать своё отношение к героям разных произведений. Способствовать развитию внимания к внутреннему состоянию героя и к авторской позиции.
|
| Задание в уч.с.105, №8.
Семейное чтение.
|
30.
| Б.Сергуненков. «Сладкая трава».
| Уч.с.106-107;
Р.Т.с.45-46.
| Обогащение словаря, позволяющего оценить героя. Соотнесение поступка и внутреннего состояния героя. Обогащение знаний нравственной оценке поступка героя. Формирование умения воспроизводить в устной речи результаты самостоятельного творчества.
|
| Придумать сказку (задание в уч.с.107, №5).
Рисунок.
|
| Внеклассная работа.
Проект учащихся
С.108-109
| Умение выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме.
|
| Проект по теме «Сказки».
|
| ПРИРОДА И МЫ (10 ЧАСОВ)
|
31.
| Г.Балл. «Кружавинка».
| Уч.с.110-113;
Р.Т.с.47-48.
| Способствовать развитию внимания к эмоционально-смысловому содержанию слова, к авторской позиции и способам её выражения. Развитие эстетического чувства, внимания к отношению человека к природе.
| Умение выразительно читать художественное произведение по тексту и наизусть.
Объяснять смысл названия произведения.
Пересказывать текст подробно, выборочно.
Выделять нужные фрагменты текста.
Определять главную мысль произведения.
Описывать героев произведения, определять их состояние, отношение к ним автора.
Сопоставлять описания природы в произведениях разных авторов.
Создавать письменный текст.
Пользоваться словарём в конце учебника.
Включать новые слова в свою речь.
Определять свои возможности и интересы при выборе задания.
Оценивать чтение товарища.
Участвовать в диалоге, понимать позицию собеседника, аргументировать собственную позицию.
Знакомиться с новой книгой, её автором, названием, иллюстрациями.
Выбирать форму участия в проектной деятельности; участвовать в инсценировке.
|
| Выразительное чтение.
Рисунок.
|
32.
| М.Пришвин. «Осеннее утро».
| Уч.с.114-115;
Р.Т.с.48-50.
| Способствовать развитию внимания к смыслу слова в художественном тексте, внутреннему состоянию героя. Формирование умения оценивать чтение и высказывание товарища.
|
| Проза. Наизусть.
Рисунок.
|
33.
| А.Блок. «Зайчик».
| Уч.с.116-117;
Р.Т.с.50-51.
| Обогащение словаря. Закрепление умения читать лирическое произведение. Формирование умения выделять слова, передающие эмоционально-смысловую окрашенность текста. Сопоставление описаний природы в произведениях разных авторов.
|
| Наизусть отрывок.
Рисунок.
|
34.
| Н.Рубцов. «Воробей».
| Уч.с.118-119;
Р.Т.с.51-53.
| Обогащение словаря, включение новых слов в речевую практику. Формирование умения выражать собственные переживания, вызванные прослушиванием литературного произведения. Тренировка в заучивании наизусть.
|
| Наизусть.
Рисунок.
|
35.
| Л.Толстой. «Орёл».
| Уч.с.120-121;
Р.Т.с.53-54.
| Формирование умений определять и передавать в процессе чтения своё отношение к изображаемым событиям.
|
| Проза. Наизусть.
Семейное чтение.
|
36.
| Е.Чарушин. «Как Томка научился плавать».
| Уч.с.122-123;
Р.Т.с.55-56.
| Формирование умения рассказывать о наружности и поведении литературного персонажа, об авторской позиции. Формирование умения передавать в устной речи результаты жизненных наблюдений.
|
| Задание в уч.с.123, №5.
Пересказ.
|
37.
| А.Барто. «Думают ли звери?».
| Уч.с.124-125;
Р.Т.с.57-58.
| Развитие внимания к смыслу поставленного вопроса. Формирование умения понимать чувства и мысли повествователя. Формирование умения оценивать чтение товарища.
|
| Наизусть отрывок.
Семейное чтение.
|
38.
| М.Пришвин. «Черёмуха».
| Уч.с.126-127;
Р.Т.с.59.
| Обогащение словаря. Формирование умения рассказывать о любимых явлениях природы.
|
| Пересказ.
Рисунок.
|
39.
| В.Жуковский. «Жаворонок».
| Уч.с.128-129;
Р.Т.с.60-61.
| Формирование умений воспринимать литературное произведение на слух и передавать в устном высказывании впечатление от услышанного, оценивать выступление товарища. Развитие внимания к поэтическому слову. Закрепление знаний о рифме.
|
| Наизусть.
Рисунок.
|
40.
| Л.Толстой. «Какая бывает роса на траве».
| Уч.с.130-131;
Р.Т.с.61-63.
| Способствовать развитию внимания к переживаниям повествователя. Формирование умения рассказывать о зрительных впечатлениях. Формирование умения оценивать чтение товарища.
|
|
| Пересказ.
Рисунок.
|