При отборе содержания курса «Обучения грамоте и развитие речи» учитывались не только устоявшиеся в дидактике принципы, но и новые: специфический принцип коммуникативной направленности в обучении языку, а также принципы развития и вариативности, отражённые в Концепции содержания непрерывного образования.
Учебный материал, отобранный в соответствии с принципом коммуникативной направленности, обеспечивает развитие соответствующих умений во всех видах речевой деятельности. Коммуникативная направленность обеспечивает взаимосвязь теоретических знаний с практическим речевым опытом детей, т.к. именно в речи реализуется коммуникативная функция языка – сообщение и общение.
Принцип развития предполагает ориентацию содержания курса на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества в различных видах деятельности учащихся.
Принцип вариативности обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума образования и вариативной части. Данное разделение нашло отражение как в отборе содержания курса, так и в структуре учебных пособий.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания на его первичное закрепление. Она обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального образования и требований к уровню подготовки учащихся по русскому языку к концу обучения в начальной школе.
Вариативная часть включает задания на расширение знаний по теме, на их дополнительное закрепление, на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих способностей. Эти задания требуют от учащихся определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления. Вариативная часть предусматривает организацию как индивидуальной, так и коллективной проектной деятельности учащихся, которая предполагает по завершению каждого их двух периодов обучения грамоте. Все задания вариативной части выполняются по желанию и выбору учащихся. Важное место в вариативной части занимают задания, для выполнения которых необходима работа детей с источниками информации. В начальный период обучения грамоте дети учатся получать нужную информацию при общении со сверстниками, родителями, учителями.
В ходе выполнения разнообразных заданий дети учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий инвариантной и вариативной части предусматривает работу детей в парах постоянного и сменного составов. Выполняя эти задания, дети усваивают новые формы общения, учатся разрешать конфликтные ситуации.
В данной программе выделены основные требования к уровню знаний и умений учащихся. Эти требования определяют обязательный минимум, которым должны овладеть учащиеся к концу периода обучения грамоте. В программе определены знания и умения, которыми учащиеся могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своим способностям и любознательности.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся (на конец букварного периода)
Учащиеся должны знать:
§ название букв алфавита;
§ различия звука и буквы;
§ различия гласных и согласных звуков;
§ основные гигиенические требования при письме;
§ правила графического изображения каждой письменной буквы, её составные части и развёрнутый алгоритм написания;
§ знать и использовать все виды соединения букв между собой.
Учащиеся должны уметь:
§ определять отдельные звуки в словах;
§ определять количество звуков в словах и их последовательность;
§ различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
§ определять количество слогов в слове;
§ определять место ударения в слове;
§ определять количество слов в предложении и количество предложений в тексте;
§ соблюдать при письме высоту и ширину букв, параллельность наклонных линий в них, интервалы между словами;
§ чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
§ правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
§ грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5слов, написание которых не расходится с произношением;
§ употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
§ устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
§ правильно писать формы букв и соединения между ними;
§ уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.
Учащиеся могут знать:
§ парные и непарные звонкие и глухие согласные звуки;
§ алфавит;
§ правила оформления текста на письме.
Учащиеся могут уметь:
§ распределять слова по алфавиту;
§ находить среди группы слов родственные;
§ ставить вопросы к словам-предметам, словам-признакам, словам-действиям;
§ составлять и записывать ответ на вопрос (с опорой на лексику вопроса), а также небольшой текст из 2-3 предложений на определённую тему (с опорой на ключевые слова).
Навыки чтения на конец букварного периода: ориентировочная скорость чтения незнакомого текста – 20-25 слов в минуту; чтение плавное слоговое; целыми читаются слова простой слоговой конструкции; чтение осмысленное, с соблюдением пауз между предложениями.
Обучение грамоте по «Букварю» Т.М.Андриановой. 1 класс. УМК «Планета Знаний»
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ урока
Тема урока
(этап проектной или исследовательской деятельности)
Стр.
Элементы
содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
Дата
Обратная связь
Наша речь (14ч.)
1.
Здравствуй, школа!
Б. с.3;
Р.Т.с.3.
Познакомить учащихся с первой учебной книгой – Букварём и с рабочей тетрадью.
Умение ориентироваться в букваре и рабочей тетради; определять (в процессе совместного обсуждения) смысл условных знаков в учебной книге.
Р.Р. Составление предложений по иллюстрации.
Самостоятельная работа в тетради.
2.
Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики.
Б. с.4-5
Формировать понимание важности нового социального статуса детей – ученик.
Умение сравнивать (с помощью иллюстраций) дошкольную и школьную деятельность детей; обсуждать свою новую социальную роль школьника.
Р.Р. Составление рассказа по одной из картинок.
3.
Мы живём в России. Наш общий язык – русский.
Б.с.6-8;
Р.Т.с.4.
Познакомить учащихся с маршрутным листом по теме «Наша речь». Дать представление учащимся о речи как процессе общения между людьми.
Умение определять последовательность учебных тем (с опорой на маршруты); комментировать иллюстрации в учебнике; вступать в диалог в процессе совместной игры.
Р.Р. Рассказ о любимых играх.
Задание №2 в тетради – самостоятельно.
Умение определять адекватный выбор языковых и неязыковых средств устного общения (при инсценировании предложенных ситуаций); участвовать в групповой работе, связанной с общением.
Работа в паре: передать жестами; показать мимикой.
Задание №3 в тетради.
5.
Как зарождалась речь.
Б.с.10.
Дать первоначальное представление о том, как зарождалась речь.
Комментировать последовательность иллюстраций в букваре; разыгрывать ситуации передачи информации без использования речи; осваивать правила выполнения работы в паре.
Р.Р. Рассказ «Как я провёл вчерашний день».
6.
Устная и письменная речь.
Б.с.11;
Р.Т.с.5.
Познакомить учащихся с понятиями «устная речь», «письменная речь».
Наблюдать за особенностями устной и письменной речи; участвовать в процессе говорения и слушания; составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
Р.Р. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Задание в тетради – самостоятельно.
7.
Предложение.
Б.с.12;
Р.Т.с.5.
Учить детей различать слово и предложение. Познакомить учащихся с графической моделью предложения.
Составлять самостоятельно схемы простых предложений различной распространённости; придумывать предложения с опорой на рисунки и схемы; определять количество слов в предложении.
Р.Р. Составление предложений по рисункам. Начертить схемы.
8.
Знаки препинания.
Б.с.13;
Р.Т.с.6.
Познакомить учащихся с понятием «интонация» и со знаками препинания в конце предложения.
Читать и сравнивать предложения с разной интонацией; определять соответствие интонационных средств смыслу предложений.
Р.Р. Составление предложений по схемам.
Задания №1, 2 в тетради – самостоятельно.
9.
Предмет и слово.
Б.с.14;
Р.Т.с.7.
Учить детей различать предмет и слово, обозначающее этот предмет. Познакомить со звуковыми схемами слов.
Различать предмет и слово, обозначающее этот предмет; соотносить название изображённого предмета со схемой слова, обозначающего этот предмет; моделировать звуковой состав слова (количественный).
Задание №3 в тетради – самостоятельно.
10.
Слоги.
Б.с.15;
Р.Т.с.8.
Дать учащимся первоначальное представление о слоге как минимальной произносительной единице речи. Формировать умение делить слова на слоги.
Скандировать по слогам слова-предложения; определять количество слогов в словах и моделировать слоговой состав слова.
Р.Р. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Задание №2 в тетради – самостоятельно.
11.
Звуки речи. Гласные и согласные звуки.
Б.с.16-17;
Р.Т.с.9.
Формировать умение различать гласные и согласные звуки.
Классифицировать звуки в ходе специального прослушивания; соотносить название предмета с его звуковой схемой.
Задание №3 в тетради – самостоятельно.
12.
Звуки речи. Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Б.с.16-17;
Р.Т.с.10.
Учить детей различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
Объяснять смыслоразличительную роль звуков речи (лук – люк); характеризовать звуки речи и их последовательность в конкретных словах; моделировать звуковой состав слов.
Задание №2 в тетради – самостоятельно.
Р.Р. Составление предложений по картинке.
13.
Ударение. Ударный слог.
Б.с.18;
Р.Т.с.11.
Познакомить учащихся с ударением и ударным слогом.
Объяснять смыслоразличительную роль ударения при сравнении слов (замок – замок); выделять ударные слоги при произнесении различных слов; определять на схеме место ударения в слове.
Р.Р. Составление предложений о птицах.
Задание №3 в тетради – самостоятельно.
14.
Звуки и буквы.
Б.с.19;
Р.Т.с.12.
Учить детей различать звуки речи и буквы, обозначающие эти звуки на письме.
Различать звуки и буквы; находить буквы современного русского алфавита среди других групп букв; объяснять смысл определения: буквы – знаки звуков.
Р.Р. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Задание №4 в тетради.
Внеклассная деятельность учащихся. Проект.
Б. с.20-21.
Выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме, предложенной в букваре (по желанию).
Проект «Наша речь».
Алфавит (74ч.+4 резервных часа)
15.
Звук [а]. Буквы А, а.
Б.с.22-24;
Р.Т.с.13.
Познакомить учащихся с маршрутным листом по теме «Алфавит». Познакомить учащихся с гласным звуком [а] и буквами А и а, обозначающими этот звук на письме.
Анализировать и сопоставлять звуковые и буквенные модели слов; определять количество звуков и их последовательность в словах; рассматривать «А» как букву, слог и слово (с опорой на иллюстрации в букваре).
Разыгрывание сценок по ролям.
16.
Звук [у]. Буквы У, у.
Б.с.25;
Р.Т.с.13.
Познакомить учащихся с гласным звуком [у] и буквами У и у, обозначающими этот звук на письме.
Читать предложения со словами «А» и «У»; экспериментировать в звукоподражании; распределять роли и очерёдность действий при работе в паре; обсуждать смысл пословиц, приводить примеры, иллюстрирующие пословицы.
Задание №4 в тетради – самостоятельно.
Р.Р. Составление предложений.
17.
Закрепление по теме «Звук [а]. Буквы А, а. Звук [у]. Буквы У, у».
Б.с.26;
Р.Т.с.14.
Закрепить навыки работы со звуковыми моделями слов. Обучать детей чтению двузвучных слов.
Читать и правильно интонировать предложения; соотносить звуковые модели слов с названиями предметов.
Р.Р. Составление рассказа по сюжетной картинке «В лесу».
18.
Обычные буквы – специальные знаки.
Б.с.27;
Р.Т.с.14.
Познакомить учащихся со специфичным использованием букв А и У.
Расшифровывать значение букв «А» и «У», используемых на транспорте; заменять буквы в словах и наблюдать за изменением значения слов с опорой на иллюстрации в букваре (при решении ребусов).
Задание №3 в тетради – самостоятельно.
Разгадывание ребусов.
19.
Звуки [м], [м,]. Буквы М, м.
Б.с.28;
Р.Т.с.15.
Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [м], [м,] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме. Учить читать слоги и двусложные слова.
Читать двусложные слова; определять наличие в звучащем слове твёрдого [м] или мягкого [м,]; различать слоги и слова, слова и предложения; контролировать свою работу по разгадыванию загадок, соотнося слова-отгадки с их звуковыми моделями.
Р.Р. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Сочинить сказку про букву «М».
20.
Звуки [н], [н,]. Буквы Н, н.
Б.с.29;
Р.Т.с.15.
Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [н], [н,] и буквами Н, н, обозначающими эти звуки на письме.
Подбирать к звуковым моделям соответствующие слова; наблюдать за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове; наблюдать за многозначностью слов (с опорой на иллюстрации в букваре).
Р.Р. Составление предложений по картинкам.
21.
Большая буква в именах людей и кличках животных.
Б.с.30;
Р.Т.с.16.
Информировать учащихся об использовании большой буквы в написании имён людей и кличек животных.
Выделять среди слов имена людей; сопоставлять похожие по написанию, но разные по значению слова; определять количество предложений в тексте.
Задание №1 в тетради – самостоятельно.
22.
Закрепление по теме «Звуки [м], [м,]. Буквы М, м. Звуки [н], [н,]. Буквы Н, н».
Б.с.31;
Р.Т.с.16.
Обучать детей чтению слогов и слов с изученными буквами.
Дополнять слоги до слов; расшифровывать буквенную символику («М», «ТУ», «АН»); экспериментировать со своей фамилией, используя её часть для придумывания названия марки самолёта.
Р.Р. Составление рассказа по сюжетной картинке «Станция метро».
23.
Звук [о]. Буквы О, о.
Б.с.32;
Р.Т.с.17.
Познакомить учащихся с гласным звуком [о] и буквами О и о, обозначающими этот звук на письме.
Читать предложения, при записи которых использованы слова и рисунки; соотносить названия предметов со звуковой и буквенной схемами; выделять из цепочки слогов слова и читать их.
Р.Р. Составление предложений с данными словами.
Задание №2 в тетради.
Сочинить сказку про букву «О».
24.
Звук [э]. Буквы Э, э.
Б.с.33;
Р.Т.с.17.
Познакомить учащихся с гласным звуком [э] и буквами Э и э, обозначающими этот звук на письме.
Наблюдать за делением слов на слоги и постановкой в словах ударения; устанавливать связь слов в предложении (в процессе совместного обсуждения) и наблюдать за изменением слов; распределять роли и очерёдность действий при работе в парах.
Задание №5 в тетради – самостоятельно.
25.
Использование слов он, она, оно.
Б.с.34;
Р.Т.с.18.
Учить детей правильно использовать в своей речи слова он, она, оно.
Соотносить изображённые предметы с соответствующими словами он, она, оно; дополнять слоги до слов с опорой на рисунки; сравнивать звучание рифмующихся слогов и слов.
Задание №2 в тетради – самостоятельно.
26.
Закрепление по теме «Звук [о]. Буквы О, о. Звук [э]. Буквы Э, э».
Б.с.35; 46-47;
Р.Т.с.18.
Тренировать детей в чтении слогов и слов (с использованием материалов «Читального зала №1»).
Восстанавливать и читать слова с пропущенной буквой; читать слова, записанные нестандартным способом; наблюдать за изменением значения слова при замене буквы в слове.
Р.Р. Составление рассказа по сюжетной картинке «На лугу».
Разгадывание ребусов.
27.
Звуки [р], [р,]. Буквы Р, р.
Б.с.36;
Р.Т.с.19.
Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [р], [р,] и буквами Р и р, обозначающими эти звуки на письме.
Выделять в скороговорке наиболее часто повторяющиеся звуки; читать предложения, перемещая логическое ударение (в процессе коллективной работы); сочинять чистоговорку, используя слоги ра-ру (работа в парах).
Составление чистоговорок.
28.
Звуки [л], [л,]. Буквы Л, л.
Б.с.37;
Р.Т.с.19.
Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [л], [л,] и буквами Л и л, обозначающими эти звуки на письме.
Читать слова, заменяя буквы «р» на «л» и наоборот; выбирать из текста предложение, соответствующее данной схеме; составлять рассказ по заданной теме (из 3-4 предложений).
Р.Р. Составление рассказа о своих любимых животных.
Сочинить сказку про букву «Л».
29.
Закрепление по теме «Звуки [р], [р,]. Буквы Р, р. Звуки [л], [л,]. Буквы Л, л».
Б.с.38;
Р.Т.с.20.
Тренировать детей в проведении звуко-буквенного анализа слов.
Анализировать звуковой и буквенный составы слов; подбирать пару к полным и уменьшительным (кратким) именам (при работе в парах и самостоятельно).
Задание №1 в тетради – самостоятельно.
30.
Закрепление по теме «Звуки [р], [р,]. Буквы Р, р. Звуки [л], [л,]. Буквы Л, л».
Б.с.39;
Р.Т.с.20.
Тренировать детей в чтении слов с пропущенными буквами.
Восстанавливать и читать слова с пропущенными буквами и слова-палиндромы; наблюдать за изменением смысла слова при замене и сокращении букв в словах (при решении ребусов).
Разгадывание ребусов.
31.
Звук [ы]. Буква ы.
Б.с.40;
Р.Т.с.21.
Познакомить учащихся с гласным звуком [ы] и буквой ы, обозначающей этот звук на письме.
Выявлять характерные особенности буквы ы (печатная буква состоит из двух отдельных элементов; отсутствуют слова, начинающиеся с буквы ы); различать слова в форме единственного и множественного числа (без термина) на основе игры «Один – много»; отвечать на вопросы в тексте.
Р.Р. Составление рассказа о лесных обитателях.
32.
Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой и.
Б.с.41;
Р.Т.с.21.
Познакомить детей с гласным звуком [и] и буквами И, и, обозначающими этот звук на письме. Познакомить учащихся с использованием буквы и для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме.
Умение выявлять общий признак у изображённых предметов; читать слова с мягкими согласными звуками; классифицировать предметы по признаку их использования.
Задание №3 в тетради.
33.
Закрепление по теме «Звук [ы]. Буква ы. Звук [и]. Буквы И, и».
Б.с.42; 46-47;
Р.Т.с.22.
Тренировать детей в словообразовании, в чтении слогов и слов (с использованием «Читального зала №1»).
Умение образовывать слова из данных с помощью приставок (без использования термина); придумывать свои варианты данной скороговорки, используя перестановку слов.
Р.Р. Составление предложений с данными словами.
Задание №2 в тетради – самостоятельно.
34.
Слова с противоположным значением.
Б.с.43;
Р.Т.с.22.
Тренировать учащихся в подборе слов с противоположным значением.
Умение подбирать слова-антонимы (с опорой на иллюстрации в букваре); наблюдать за изменением слов по числам (один – много); выбирать подходящие неязыковые средства для пантомимы по заданной теме.
Пантомима.
Задание №4 в тетради – самостоятельно.
35.
Звук [й,]. Буквы Й, й.
Б.с.44;
Р.Т.с.23.
Познакомить учащихся с непарным мягким согласным звуком [й,] и буквами Й и й, обозначающими этот звук на письме.
Умение определять на слух наличие в словах звука [й,]; правильно произносить и читать слова со звуком [й,] и буквой й; разыгрывать ситуации (с опорой на иллюстрации в букваре).
Р.Р. Рассказывание отрывка из сказки.
Задание №3 в тетради - самостоятельно
36.
Закрепление по теме «Звук [й,]. Буквы Й, й».
Б.с.45;
Р.Т.с.23.
Тренировать детей в чтении слов с буквой й.
Дополнять слоги до слов, учитывая особенности их написания; правильно называть изученные буквы и находить их в алфавите.
Разучивание стихотворения.
Разгадывание ребусов.
37.
Звуки [б], [б,]. Буквы Б, б.
Б.с.48;
Р.Т.с.24.
Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [б], [б,] и буквами Б, б, обозначающими эти звуки на письме.
Выбирать способ озвучивания некоторых предложений без использования речи; умение восстанавливать слова и придумывать с ними предложения (с опорой на иллюстрации в букваре); составлять слово из первых букв названий предметов.
Р.Р. Составление предложений с данными словами.
38.
Звуки [п], [п,]. Буквы П, п.
Б.с.49;
Р.Т.с.24.
Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [п], [п,] и буквами П и п, обозначающими эти звуки на письме.
Овладевать плавным слоговым чтением или более совершенным способом чтения; находить слова одинаковые по написанию, но разные по значению; описывать случаи из собственной жизни по заданной теме.
Р.Р. Составление рассказа о красоте леса.
Задание №4 в тетради – самостоятельно.
39.
Закрепление по теме «Звуки [б], [б,]. Буквы Б, б. Звуки [п], [п,]. Буквы П, п».
Б.с.50;
Р.Т.с.25.
Тренировать детей в чтении слогов и слов со стечением согласных звуков.
Умение находить среди слогов слова, значение которых можно объяснить; подбирать антонимы к многозначным словам (с опорой на иллюстрации в букваре).
Р.Р. составление предложений о домашних животных.
Задание №2 в тетради.
Познакомить учащихся с парными (по звонкости-глухости) согласными звуками: [б] - [п], [б,] - [п,].
Умение наблюдать за сильной и слабой позициями звука [б] в предложенных словах; сопоставлять парные звуки по твёрдости-мягкости [б] - [б,] и [п] - [п,] и парные звуки по звонкости-глухости [б] - [п], [б,] - [п,].
Р.Р. Составление рассказа по сюжетной картинке.
41.
Звуки [в], [в,]. Буквы В, в.
Б.с.52;
Р.Т.с.26.
Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [в], [в,] и буквами В и в, обозначающими эти звуки на письме.
Умение наблюдать за смысловыми оттенками значения слов; читать слова с переносом на другую строку; находить «слово в слове», не меняя буквы местами.
Р.Р. составление рассказа по сюжетной картинке «На рыбалке».
Разыгрывание ситуации.
42.
Звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф.
Б.с.53;
Р.т.с.26.
Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [ф], [ф,] и буквами Ф и ф, обозначающими эти звуки на письме.
Умение правильно называть изученные буквы; образовывать мужские и женские фамилии от данных имён (работа в паре); узнавать необходимую информацию, задавая вопросы взрослым.
Узнать происхождение своей фамилии.
43.
Закрепление по теме «Звуки [в], [в,]. Буквы В, в. Звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф».
Б.с.54; 56-57;
Р.Т.с.27.
Тренировать детей в чтении слов, различающихся одной буквой (с использованием материалов «Читального зала №2»).
Наблюдать за изменением слов в столбиках и объяснять смыслоразличительную роль звуков речи; расшифровывать анаграммы с опорой на заданный порядок букв.
Разучивание стихотворения.
Анаграммы.
Задание №2 в тетради – самостоятельно.
44.
Закрепление по теме «Звуки [в], [в,]. Буквы В, в. Звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф».
Б.с.55;
Р.Т.с.27.
Познакомить учащихся с парными (по звонкости-глухости) согласными звуками: [в] - [ф], [в,] - [ф,].
Умение наблюдать за сильной и слабой позициями звука [в] в предложенных словах; осваивать новые способы решения ребусов с использованием воображаемого предлога «в» (без термина); определять прямое и переносное значение слов.
Р.Р. Составление предложений с данными словами.
Сочинить сказку про букву «Ф».
45.
Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г.
Б.с.58;
Р.Т.с.28.
Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [г], [г,] и буквами Г и г, обозначающими эти звуки на письме.
Находить закономерность изменения слов в столбиках и продолжать её; объяснять происхождение слов (названий грибов); читать стихотворение по ролям; воспроизводить стихотворные строки с различными смысловыми оттенками.
Чтение стихотворения по ролям.
46.
Звуки [к], [к,]. Буквы К, к.
Б.с.59;
Р.Т.с.28.
Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [к], [к,] и буквами К и к, обозначающими эти звуки на письме.
Читать слова со стечением согласных звуков; сравнивать слова и находить в словах общую часть; экспериментировать с образованием имён, добавляя к ним разные буквы.
Задание №4 в тетради – самостоятельно.
47.
Закрепление по теме «Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к,]. Буквы К, к».
Б.с.60;
Р.Т.с.29.
Информировать детей об участии буквы к в словообразовании (рыба – рыбка).
Умение объяснять специфику образования слов с помощью буквы к (образование уменьшительно-ласкательных слов, исключая имена); подбирать слова-признаки к изображённым предметам и антонимы к данным словам; распределять роли при работе в паре.
Р.Р. Составление предложений с данными словами.
48.
Закрепление по теме «Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к,]. Буквы К, к».
Б.с.61;
Р.Т.с.29.
Познакомить учащихся с парными (по звонкости-глухости) согласными звуками: [г] - [к], [г,] - [к,].
Умение наблюдать за сильной и слабой позициями звука [г] в предложенных словах; различать сказки, написанные в поэтической и прозаической форме; придумывать и восстанавливать вопросительные предложения.
Р.Р. Рассказывание сказок с опорой на иллюстрации.
Разыгрывание сценок из сказок.
49.
Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д.
Б.с.62;
Р.Т.с.30.
Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [д], [д,] и буквами Д и д, обозначающими эти звуки на письме.
Умение анализировать текст скороговорок на наличие в них слов со звуками [д], [д,]; различать слова-названия предметов и слова-признаки предметов; находить в словах общую часть; определять в тексте функции небуквенных графических средств (без термина).
Разучивание скороговорок.
50.
Звуки [т], [т,]. Буквы Т, т.
Б.с.63;
Р.Т.с.30.
Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [т], [т,] и буквами Т и т, обозначающими эти звуки на письме.
Обобщать слова по тематическому признаку; находить в тексте слово, используемое в разных значениях; находить информацию по заданию в букваре.
Р.Р. Сочинить сказку про букву «Т».
51.
Закрепление по теме «Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д. Звуки [т], [т,]. Буквы Т, т».
Б.с.64; 74-75;
Р.Т.с.31.
Тренировать детей в осмысленном правильном и выразительном чтении (с использованием материалов «Читального зала №3»).
Умение выбирать наиболее точное название текста из нескольких предложенных; рассуждать на тему «Кого можно называть другом?», приводить примеры, опираясь на личный опыт.
Р.Р. Рассказ о своём друге.
52.
Большая буква в географических названиях.
Б.с.65;
Р.Т.с.31.
Информировать учащихся о правописании названий стран, населённых пунктов и рек.
Узнавать географические названия среди других слов; наблюдать за слабой и сильной позициями звука[д] в предложенных словах; находить закономерность в цепочке названий городов и продолжать эту закономерность.
Р.Р. Составление рассказа по сюжетной картинке.
53.
Звук [ж]. Буквы Ж, ж.
Б.с.66;
Р.Т.с.32.
Познакомить учащихся с непарным твёрдым согласным звуком [ж] и буквами Ж, ж, обозначающими этот звук на письме.
Умение различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?»; описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания с опорой на пословицу «Жизнь дана на добрые дела».
Р.Р. Составление рассказа о добрых делах.
Задание №3 в тетради – самостоятельно.
54.
Звук [ш]. Буквы Ш, ш.
Б.с.67;
Р.Т.с.32.
Познакомить учащихся с непарным твёрдым согласным звуком [ш] и буквами Ш, ш, обозначающими этот звук на письме.
Умение различать слова-названия предметов и слова-действия предметов; находить рифмы в стихотворении; расшифровывать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки.
Р.Р. Сочинить сказку про букву «Ш».
Подобрать рифмы к словам.
55.
Сочетание букв жи-ши.
Б.с.68;
Р.Т.с.33.
Тренировать детей в чтении слов, содержащих сочетания букв жи – ши.
Умение сравнивать произношение слов (содержащих жи – ши) с их написанием; воспроизводить строки текста с различными смысловыми оттенками.
Задание №2 в тетради – самостоятельно.
56.
Закрепление по теме «Звук [ж]. Буквы Ж, ж. Звук [ш]. Буквы Ш, ш».
Б.с.69;
Р.Т.с.33.
Познакомить учащихся с парными (по звонкости-глухости) согласными звуками [ж] - [ш].
Умение наблюдать за слабой и сильной позициями звука [ж] в предложенных словах; группировать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?»; классифицировать (в процессе совместной работы) сказки: народная – авторская, русская – зарубежная.
Р.Р. Рассказывание сказок с опорой на иллюстрации.
57.
Звуки [з], [з,]. Буквы З, з.
Б.с.70;
Р.Т.с.34.
Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [з], [з,] и буквами З, з, обозначающими эти звуки на письме.
Подбирать синонимы к названиям предметов; классифицировать слова-названия предметов, слова-признаки и слова-действия; сравнивать содержание текста и иллюстрации к нему; пересказывать текст с опорой на иллюстративный ряд.
Пересказ текста.
58.
Звуки [с], [с,]. Буквы С, с.
Б.с.71;
Р.Т.с.34.
Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [с], [с,] и буквами С, с, обозначающими эти звуки на письме.
Умение подбирать слова-антонимы к разным частям речи (без использования терминов); самостоятельно озаглавливать текст; объяснять использование букв в спортивной символике.
Р.Р. Составление рассказа по сюжетной картинке.
59.
Закрепление по теме «Звуки [з], [з,]. Буквы З, з. Звуки [с], [с,]. Буквы С, с».
Б.с.72;
Р.Т.с.35.
Закрепить знания детей о многозначности слова, о словах-синонимах, словах-антонимах.
Активизировать и расширять словарный запас, используя знания о многозначности слова, о синонимах и антонимах (без использования терминов); контролировать свою работу по разгадыванию загадок, соотнося слова-отгадки с их звуковыми моделями.
Задание №3 в тетради – самостоятельно.
60.
Слова: в, на, за, над, под, к, с и др.
Б.с.73;
Р.Т.с.35.
Информировать учащихся о словах в, на, за, над, под, к, с и др., служащих для связи слов в предложении.
Умение наблюдать за слабой и сильной позициями звука [з] в предложенных словах; устанавливать зависимость между смыслом предложения и средствами связи слов (предлогами); выражать своё отношение к поступкам героя рассказа.
Р.Р. составление предложений с данными словами.
61.
Сочетание звуков [й,э], [й,о]. Буквы Е, е и Ё, ё.
Б.с.76;
Р.Т.с.36.
Познакомить учащихся с буквами Е, е и Ё, ё, обозначающими на письме сочетания звуков [й,э], [й,о].
Умение читать и сравнивать слова, содержащие буквы е и ё в начале слова, со звуковыми моделями этих слов и делать выводы; выявлять общий признак у изображённых предметов; объяснять значения слов и причину переноса названия одного предмета на другой.
Узнать, чем опасна ёж-рыба.
62.
Буквы е, ё – показатели мягкости предшествующих согласных звуков.
Б.с.77;
Р.Т.с.36.
Познакомить учащихся с использованием букв е, ё для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме.
Умение соотносить слова, содержащие буквы е, ё после согласных, со звуковыми моделями этих слов; заучивать наизусть стихотворение или его часть (по желанию); вспоминать ранее изученные стихи по данной тематике.
Разучивание стихотворения.
63.
Диалог. Речевой этикет.
Б.с.80;
Р.Т.с.37.
Познакомить учащихся с правилами речевого этикета при ведении диалога.
Самостоятельно контролировать использование правил речевого этикета в диалоге со взрослыми и сверстниками (в ситуациях учебного и бытового общения); придумывать и разыгрывать диалоги с использованием «вежливых» слов; заменять фразеологические обороты (без использования термина) соответствующим словом.
Придумывание и разыгрывание сценок.
64.
Закрепление по теме «Буквы Е, е и Ё, ё».
Б.с. 81;
Р.Т.с.37.
Тренировать детей в проведении звуко-буквенного анализа слов, содержащих буквы е, ё.
Определять на слух наличие в словах звука [й,]; различать две функции букв е, ё в словах; осмысленно читать текст, понимать его содержание, отвечать на вопросы и озаглавливать текст; подбират
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.67.90 (0.026 с.)