Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биопсихосоциальный подход в клинической психологии: Возникновение, Основные положения, вклад в развитие, критика.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Откуда взялся: l 1950-1970 – недовольство отдельно взятыми подходами l Превосходство одного подхода над другими экспериментально не показано l Распространение интегративных представлений l Попытка взять лучшее от каждого из подходов Автор: l Джорж Энгл – (1913-1999) ввел понятие и развил этот подход l Крайности в медицинских взглядах – сохраняется дуализм, либо все определяется биологией, либо психикой и личностными конфликтами l Накопленные данные к тому времени требуют многомерного и интерактивного подхода к ведению заболеваний Биопсихосоциальная модель болезни
В рамках биопсихосоц. Модели есть следующие подходы: l Системный, целостный l Естественнонаучный Предмет: Взаимодействие биологических, психологических и социальных факторов Причина дисфункции: Совокупность биологических нарушений, социальных стрессов и психологических особенностей Ключевой терапевтический прием: Комплексное вмешательство Цель терапии: Эффективное существование индивида в своей среде Что же в этом подходе хорошего (что есть, если пользоваться только одним подходом): l Слепая вера – как шоры l Ригидность клинического мышления – сложно принять иную интерпретацию, полученных данных l Трудности принятия новых данных l Трудности критической оценки используемого подхода и возможная стагнация l Трудности коммуникации со специалистами других подходов Критика: l Отсутствие единой теоретической базы l Эклектичность Основные методологические проблемы клинической психологии. Итак, существуют три основные проблемы КП: · Понимание нормы – патологии · Определение «болезни» и «здоровья» · Классификация расстройств Но прежде чем копировать лекции напишу небольшое введение из Карвасарского: Методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, объединенная учением об этой системе. Она имеет разные уровни: философский, общенаучный, конкретно-научный, которые находятся во взаимосвязи и должны рассматриваться системно. Методология тесно связана с мировоззрением, поскольку ее система предполагает мировоззренческую интерпретацию основ исследования и его результатов. Методология собственно клинической психологии определяется конкретно-научным уровнем и связана с мировоззренческой позицией исследователя (например, ориентированной на динамическое, когнитивно-поведенческое, гуманистическое или диалектико-материалистическое понимание личности, поведения, психопатологии). Понимание нормы – патологии Ввиду неоднозначности нашей любимой науки никто до сих пор не может понять, что же такое эта загадочная «норма», соответственно, одной ногой она стоит в определенной теоретической школе, а другой касается других вариантов нормы (которые стоят ногами в других школах). Таким образом, мы не можем провести четкую грань между нормой и патологий (вариантов нормы ведь несколько в зав-ти от определенной теоретической школы). Классификации расстройств, как правило, опираются на несколько критериев нормы. Для того, чтобы как-то это все решить, придумывают разнообразные определения нормы: Психопатологическое, негативное определение нормы (норма определяется через отсутствие патологии т.е. отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов). При этом 80% людей обнаруживают симптомы психических заболеваний. Статистическое – определяется посредством опытных среднеарифметических данных (среднестатистическое – норма, аномальное – патология). 2 проблемы: отчего брать среднеарифметическое и не есть ли среднестатистическое = посредственное? Функциональное – где норма этонекий диапазон значений, позволяющий адекватнореализовываться функции для обеспечения другихпроцессов (таким образом, то, что вредит другим процессам – есть патология). Функциональные нормы оцениваются с точки зрения их последствий или целей, гораздо больше применимы для соматических заболеваний. Адаптационное – где норма это свозможность человека быть приспособленным, адаптированным (индивидуально) (т.е. дезадаптация – патология). Адаптация – динамическое равновесие между организмом и средой, а также между психическими процессами и деятельностью человека. Главная проблема здесь: что брать за критерий адаптации? Как понять, может человек адаптироваться или нет? Социальное – где норма есть соблюдение предписанных обществом стандартов поведения (отклоняющееся поведение есть патология). Проблема данного понимания в том, что в раздел патология попадает большое количество людей, не страдающих какими-либо заболеваниями (диссидентство, маргинальность, гомосексуализм). Более того, гомосексуализм исключен из списка психиатрических заболеваний частично в 1974 и окончательно только в 1986 – может ли общество ошибаться? Существует множественность социальных отношений и их требования подчас абсолютно разнородны. Норма как идеал – имеет философское и мировоззренческое обоснование как «состояние совершенства» (несоответствующее идеалу – патологическое). Логично, что возникающие сложности связаны с тем, что неясно кто дает экспертную оценку, какие ценностные суждения лежат в основе. Субъективное - масштабом для оценки служат индивидуальные данные (аномальное – неподходящее для индивида), т.е. отклонение от состояния, в котором он пребывал прежде, и которое соответствовало его целевым установкам, возможностям и жизненным обстоятельствам. Сложности – откуда считать прежде? Что делать с детской патологией? Текущая классификация психиатрических заболеваний (DSM и МКБ) опирается на понятия психопатологической, статистической, функциональной и социальной нормы.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.141 (0.008 с.) |