Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биопсихосоциальный подход в клинической психологии: Возникновение, Основные положения, вклад в развитие, критика.
Откуда взялся: l 1950-1970 – недовольство отдельно взятыми подходами l Превосходство одного подхода над другими экспериментально не показано l Распространение интегративных представлений l Попытка взять лучшее от каждого из подходов Автор: l Джорж Энгл – (1913-1999) ввел понятие и развил этот подход l Крайности в медицинских взглядах – сохраняется дуализм, либо все определяется биологией, либо психикой и личностными конфликтами l Накопленные данные к тому времени требуют многомерного и интерактивного подхода к ведению заболеваний Биопсихосоциальная модель болезни В рамках биопсихосоц. Модели есть следующие подходы: l Системный, целостный l Естественнонаучный Предмет: Взаимодействие биологических, психологических и социальных факторов Причина дисфункции: Совокупность биологических нарушений, социальных стрессов и психологических особенностей Ключевой терапевтический прием: Комплексное вмешательство Цель терапии: Эффективное существование индивида в своей среде Что же в этом подходе хорошего (что есть, если пользоваться только одним подходом): l Слепая вера – как шоры l Ригидность клинического мышления – сложно принять иную интерпретацию, полученных данных l Трудности принятия новых данных l Трудности критической оценки используемого подхода и возможная стагнация l Трудности коммуникации со специалистами других подходов Критика: l Отсутствие единой теоретической базы l Эклектичность Основные методологические проблемы клинической психологии. Итак, существуют три основные проблемы КП: · Понимание нормы – патологии · Определение «болезни» и «здоровья» · Классификация расстройств Но прежде чем копировать лекции напишу небольшое введение из Карвасарского: Методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, объединенная учением об этой системе. Она имеет разные уровни: философский, общенаучный, конкретно-научный, которые находятся во взаимосвязи и должны рассматриваться системно. Методология тесно связана с мировоззрением, поскольку ее система предполагает мировоззренческую интерпретацию основ исследования и его результатов. Методология собственно клинической психологии определяется конкретно-научным уровнем и связана с мировоззренческой позицией исследователя (например, ориентированной на динамическое, когнитивно-поведенческое, гуманистическое или диалектико-материалистическое понимание личности, поведения, психопатологии).
Понимание нормы – патологии Ввиду неоднозначности нашей любимой науки никто до сих пор не может понять, что же такое эта загадочная «норма», соответственно, одной ногой она стоит в определенной теоретической школе, а другой касается других вариантов нормы (которые стоят ногами в других школах). Таким образом, мы не можем провести четкую грань между нормой и патологий (вариантов нормы ведь несколько в зав-ти от определенной теоретической школы). Классификации расстройств, как правило, опираются на несколько критериев нормы. Для того, чтобы как-то это все решить, придумывают разнообразные определения нормы: Психопатологическое, негативное определение нормы (норма определяется через отсутствие патологии т.е. отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов). При этом 80% людей обнаруживают симптомы психических заболеваний. Статистическое – определяется посредством опытных среднеарифметических данных (среднестатистическое – норма, аномальное – патология). 2 проблемы: отчего брать среднеарифметическое и не есть ли среднестатистическое = посредственное? Функциональное – где норма этонекий диапазон значений, позволяющий адекватнореализовываться функции для обеспечения другихпроцессов (таким образом, то, что вредит другим процессам – есть патология). Функциональные нормы оцениваются с точки зрения их последствий или целей, гораздо больше применимы для соматических заболеваний. Адаптационное – где норма это свозможность человека быть приспособленным, адаптированным (индивидуально) (т.е. дезадаптация – патология). Адаптация – динамическое равновесие между организмом и средой, а также между психическими процессами и деятельностью человека. Главная проблема здесь: что брать за критерий адаптации? Как понять, может человек адаптироваться или нет?
Социальное – где норма есть соблюдение предписанных обществом стандартов поведения (отклоняющееся поведение есть патология). Проблема данного понимания в том, что в раздел патология попадает большое количество людей, не страдающих какими-либо заболеваниями (диссидентство, маргинальность, гомосексуализм). Более того, гомосексуализм исключен из списка психиатрических заболеваний частично в 1974 и окончательно только в 1986 – может ли общество ошибаться? Существует множественность социальных отношений и их требования подчас абсолютно разнородны. Норма как идеал – имеет философское и мировоззренческое обоснование как «состояние совершенства» (несоответствующее идеалу – патологическое). Логично, что возникающие сложности связаны с тем, что неясно кто дает экспертную оценку, какие ценностные суждения лежат в основе. Субъективное - масштабом для оценки служат индивидуальные данные (аномальное – неподходящее для индивида), т.е. отклонение от состояния, в котором он пребывал прежде, и которое соответствовало его целевым установкам, возможностям и жизненным обстоятельствам. Сложности – откуда считать прежде? Что делать с детской патологией? Текущая классификация психиатрических заболеваний (DSM и МКБ) опирается на понятия психопатологической, статистической, функциональной и социальной нормы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.007 с.) |